Cлава
Дункан гремела на всю Европу, ее называли «живым воплощением души
танца». Ее жизнь - как будто сценарий бразильского сериала: слишком
много трагических потрясений и роковых страстей, слишком много поэтов,
художников, автомобилей, скандалов, романов…
"Коллега"
- имажинист и лучший друг Толя Мариенгоф - тащит Сергея к маленькой
сцене, вокруг которой уже столпились все остальные гости. Есенин тихо
выдыхает: "Богиня..." - и уже не отводит глаз от полноватой женской
фигуры в полупрозрачном хитоне, которая кружится по паркету, пластика ее
вроде бы простых движений кажется невероятной...
В
тот вечер Айседора Дункан, первая танцовщица мира в стиле модерн,
исполняла свой знаменитый танец с шарфом... под аккомпанемент
"Интернационала". Есенин был покорен и жаждал знакомства.
- Товарищ Айседора, товарищ Есенин.
И
вдруг выяснилось, что он не знает ни английского, ни французского, а
она не знает русского. Переводчика нет. А Есенина уже просто распирает
от желания высказать, выразить, выкричать Айседоре - влюблен! Он
изъясняется жестами, корчит рожи, ругается по-русски... Дункан
равнодушно пожимает холеными плечами.
Он говорит: "Отойдите
все", - снимает ботинки и начинает танцевать вокруг нее какой-то дикий
невообразимый танец, потом падает ниц и обнимает ее колени. Улыбнувшись,
Айседора гладит поэта по льняным кудрям и нежно говорит одно из
немногих знакомых ей русских слов: "Ангелъ". Потом, заглянув ему в
глаза, добавляет: "Чиорт!"
Через три часа Сергей Есенин и
Айседора Дункан уехали в хмурое осеннее московское утро. На публике они
появились только через две недели - вместе.
- Толя, слушай, я влюбился в эту Сидору Дункан. По уши! Честное слово!
Ну, увлекся, что ли. Она мне нравится. Мы сейчас на Пречистенке живем,
ты к нам заходи, она славная. - Есенин, весь дрожа от возбуждения,
ворвался к Мариенгофу рано утром, когда тот сидел за столом и собирался
писать.
Блямс! Огромная капля упала с пера на белый лист и
расползлась по нему безобразными подтеками. Есенин побледнел как смерть и
громко охнул.
- Очень плохая примета, - выдавил он и поспешно ушел от Мариенгофа. Он верил в приметы.
...А
сначала все шло как нельзя лучше. Вскоре Айседора выучила несколько
десятков русских слов и стала называть любимого "Сергей Александрович".
Они ходили на приемы, на литературные вечера, где она обязательно
танцевала, а он непременно читал стихи.
Домой возвращались
обычно под утро. Проезжая мимо маленькой полу деревенской церквушки на
Арбате, Есенин тыкал в нее пальцем и говорил: "Видишь, Сидора, вот здесь
мы с тобой будем жениться! Ты понимаешь, же-нить-ся!" Айседора
недоверчиво улыбалась: в ее жизни было немало мужчин, но ни одному из
них она так никогда и не позволила взять себя замуж.
Через
полгода Есенин, в беспамятстве, посылал Айседору ко всем чертям и
иногда бил. Он швырял в нее тяжелыми советскими сапогами, а она, поймав
сапог, говорила сквозь слезы на ломаном русском: "Сергей Александрович, я
тебя люблю..." Есенин убегал, скрывался у друзей, а потом возвращался -
измученный, охваченный нежностью и раскаянием. И плакал, уткнувшись ей в
колени.
Иногда Есенин надолго исчезал: "Изадора, баста, гуд
бай!". Со слезами, на коленях, она умоляла поэта вернуться, и влюбленные
забывали ссору за стаканом вина. Вся жизнь Дункан была борьбой за
свободу действий, мыслей и чувств. Неоднократно влюбляясь, она ни разу
не помышляла о браке.
Никогда—до встречи с Есениным. Есенин был
для Айседоры ангелом. На стенах, столах и зеркалах она постоянно писала
губной помадой трогательное «Есенин – Ангель». В жизни «определенной
небом в актрисы» было много любви, и она каждый раз отдавалась ее зову
сполна: «Любовь – это... как искусство. Она должна быть всегда очень
большая и очень серьезная». Есенина она нарекла первым законным мужем.
Айседора
знала, что у любимого Сережи было сложное детство: он рос в семье деда и
с родителями почти не общался. Семнадцати лет Есенин приехал в Москву
работать приказчиком и впервые встретил отца. Свою мать он видел в
последний раз много лет назад.
-
Бедный мой мальчик, - думала Айседора. - У нас с тобой практически не
было детства! А у тебя еще и не было матери! Ничего, я полюблю тебя
вместо нее... я сумею! На своих недорастратила... - и безрадостная
картина всплыла перед ее глазами.
Танцы и дети
Айсендоре не исполнилось и шести лет, а она уже была несчастна.
Мать,
брошенная мужем и работавшая с утра до ночи, не хотела оставлять
девочку одну и отдала младшую Дункан в школу, скрыв дочкин возраст. В 13
лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и
занялась музыкой и танцами. Ей повезло, когда законам сценического
движения пухленькую нимфетку согласилась учить американская танцовщица
Мария Луи Фуллер.
В 18 лет Дункан едет покорять Чикаго. Там она с
ходу чуть было не вышла замуж за своего поклонника - рыжего, бородатого
сорокапятилетнего поляка Ивана Мироски. Проблема заключалась в том, что
он был еще беднее, чем она. А вдобавок, как выяснилось позже, еще и
женат. С этого романа у Айседоры началась череда неудач в личной жизни,
которые будут преследовать танцовщицу до конца дней.
Но
зато танцевала она божественно и абсолютно против всяких правил.
Однажды весь гардероб Айседоры погиб от страшного пожара в нью-йоркской
гостинице. Она мгновенно сымпровизировала костюм - полупрозрачную тунику
в греческом стиле. Публика в очередной раз была шокирована, поскольку
на сцене Айседора появилась практически обнаженной.
Дождавшись
совершеннолетия, она покинула США, отплыв в Англию на судне для
перевозки скота, - большего не позволяли ее скудные сбережения. В
Лондоне выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее
преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку.
В
1903 г. она приехала с концертной программой в Будапешт, где публика
толпами собиралась в театре, чтобы увидеть странные танцы полуобнаженной
Айседоры под аккомпанемент "Голубого Дуная" или похоронного марша
Шопена. После одного из выступлений к ней подошел известный венгерский
актер Оскар Бережи, галантно раскланялся и сказал:
- Я хочу познакомить вас со своими родителями. Поедемте прямо сейчас.
Айседора
пришла в восторг, и они поехали - правда, сначала в его квартиру в
центре Будапешта, откуда вышли только на следующий день и такими
усталыми, что вечером на репетиции Айседора едва двигалась по сцене. Ей
было 25, и она еще верила мужчинам, тем более что Оскар действительно
познакомил ее с родителями, а через месяц устроил публичную помолвку.
Когда до свадьбы оставалось немногим больше недели, он ворвался в гримерную Айседоры и заявил:
- Мне предложили роль. Потрясающую. Начало съемок послезавтра. - И чуть тише добавил: - В Мадриде.
- Но... у нас вроде как свадьба? - поинтересовалась Айседора. И вдруг ее нежный и внимательный Оскар просто взорвался!
- Ты думаешь, что я буду жертвовать карьерой ради твоих женских капризов?.. Если есть роль, значит, нет свадьбы!
В
декабре 1904 г. в жизни Дункан появился Гордон Крэг - лучший
театральный постановщик начала века. Две недели они провели, запершись в
берлинской студии Крэга, пока перепуганный менеджер Айседоры обзванивал
местные больницы и морги.
Гордон Крэг
Через
некоторое время в газетах появилось объявление, что госпожа Дункан
страдает от тонзиллита и ее выступления временно прекращаются. Через 9
месяцев после "приступа тонзиллита" у Айседоры родилась дочь Дидра.
Практически сразу после этого Крэг женился на Елене, подруге детства.
Айседоре он сказал: "Ты же понимаешь, любовь никогда не бывает
вечной..."
Она опять осталась одна и танцевала, танцевала,
танцевала... Однажды в гримерную вошел мужчина с вьющимися светлыми
волосами и бородой, статный и уверенный.
- Парис Зингер, - представился он.
-
Сын швейной машинки? - съязвила Айседора, хотя про себя уже подумала:
вот и миллионер, которого стоит придержать... - Что вам угодно?
- Вас. - Зингер явно не собирался распыляться по мелочам.
- Должна предупредить, я люблю жить. И жить шикарно.... Кстати, я буду звать вас Лоэнгрин.
От
Лоэнгрина у Айседоры родился сын Патрик, и она вроде бы наконец
почувствовала себя почти счастливой. Айседора просыпалась ночью в слезах
и кричала сонному Зингеру: "Я видела два детских гроба! Они там, между
сугробов! И похоронный марш!" Измученный Лоэнгрин отправил любимую с
детьми в Париж.
...В
тот день Айседора послала Патрика и Дидру на экскурсию в Версаль с
гувернанткой - ей надо было выступать. По дороге мотор заглох, но, когда
шофер вышел проверить его исправность, внезапно заработал и... Тяжелый
автомобиль скатился в Сену. Никого спасти не удалось. От этой катастрофы
Айседора Дункан никогда не оправится…
...Чтобы как-то отвлечься, она "заразилась" русской революцией, и ее немедленно пригласил в Москву сам Луначарский.
-
Вот ведь негодяй! Обещал, что я буду танцевать в храме Христа
Спасителя, а пришлось в Большом театре! - вспоминая про наркома
просвещения, Айседора обиженно вздыхала. - Хотя он подарил мне целую
школу танцев!
"Я хотель быть твоя"
- Дети,
я не буду учить вас танцам: вы будете танцевать, когда захотите. Я
научу вас летать, как птицы, гнуться, как деревца под ветром,
радоваться, как радуется лягушонок в росе, прыгать легко и бесшумно, как
кошка... Переведите, - обращается Дункан к политруку школы и
переводчику товарищу Грудскому.
- Детки, - переводит Грудский, -
товарищ Айседора не собирается обучать вас танцам, потому что танцульки
являются пережитком загнивающей Европы. Товарищ Айседора научит вас
махать руками, как птицы, ластиться вроде кошки, прыгать по-лягушиному,
то есть в общем и целом подражать жестикуляции зверей...
Устав
от преподавания, вечерами она танцевала. На одном из приемов к ней
подвели светловолосого молодого человека. В тот самый первый миг, когда
она увидела Есенина, ее единственной мыслью было: "Это Патрик, которому
25 лет!"
Перед гастролями в Европе и Америке, куда Айседора
мечтала отвезти поэта подальше от бесконечных посиделок с сомнительными
личностями, от бессонных ночей, полных тревожных предчувствий, они
становятся мужем и женой. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора
Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им
предстояла поездка в Америку.
Они расписались в загсе
Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба
пожелали носить двойную фамилию -- "Дункан-Есенин". Так и записали в
брачном свидетельстве и в их паспорте.
После свадьбы Айседора
настаивала, чтобы ее больше не называли Дункан, а Есенина. На портрете,
подаренном друзьям она подписалась как Есенина. Германия, Франция,
Италия... Наконец, Америка. За границей Есенин топит тоску в вине,
временами обещая встревоженной Айседоре не брать "три месяца ни капли в
рот".
Поездка
за рубеж, по мнению Дункан, должна была встряхнуть Есенина, отвлечь,
излечить от депрессии. Но ни встречи со знаменитостями, ни красоты и
достопримечательности других стран не затронули его души. Есенин
по-прежнему страдал от одиночества и переживал из-за того, что его
воспринимали лишь как мужа великой Дункан.
Во время долгой
дороги домой порой Айседоре становилось не по себе от того мрачного
настроения, в котором пребывал Сергей. Им все труднее было вместе,
Дункан сознавала, что утратила свое влияние на Есенина.
Страдая
от душевной боли, Айседора поняла, что всю тяжесть решения о
предстоящей неизбежной разлуке она должна взять на себя. Поэтому на
платформе московского вокзала Айседора, держа Сергея за руку, сказала:
"Вот я привезла этого ребенка на его родину, но у меня более нет ничего
общего с ним". Но ее любовь всегда кончалась испытанием, раной. Итогом
отношений стала убийственная телеграмма:
Айседоре Дункан
Я люблю другую тчк женат и счастлив тчк
Есенин
Вскоре после этой записки на земле уже не было Есенина. Его единственной любовью становится смерть, черный человек.
Известие
о трагической смерти Есенина застает Айседору в новогодний вечер в
Париже. Потрясенная самоубийством возлюбленного, которого она так и не
смогла забыть, Дункан собралась вернуться туда, где, по ее словам,
остались сердце и "страдания... стоившие всего остального в моей жизни,
взятого вместе".
Узнав, что наследует все гонорары за книги
Есенина, разошедшиеся огромными тиражами, Айседора сказала, что любила
Сереженьку и что деньги ей не нужны, хотя на тот момент она жила отнюдь
не в роскоши. «Отдайте их его матери и сестрам, — распорядилась она. —
Им они нужнее, чем мне». Но планам великой Дункан не суждено было
осуществиться.
Развязка
наступила в теплый сентябрьский вечер 1927 года во Франции. Айседора
ненадолго пережила своего не менее гениального возлюбленного. Её смерть в
Ницце была страшной и странной. Даже в этом она не повторила никого.
Айседора
Дункан ненавидела автомобили. Есенин заставил ее примириться с чудом
цивилизации: "Дура, - говорил Есенин. - Это же чудо мысли!" - "Меня это
доконает", - повторяла Айседора. Как напророчила. На закате творчества
одним из самых популярных танцев Айседоры был "Танец с шарфом".
Этот
фантасмагорический танец она любила исполнять в присутствии Есенина.
Возбужденная фантазия поэта рисовала странную картину: "Держит она шарф
за хвост, а сама в пляс. И кажется, не шарф – а хулиган у нее в руках...
Хулиган ее и обнимает, и треплет, и душит... А потом вдруг – раз! – и
шарф у ней под ногами.
Сорвала она его, растоптала – и крышка!
Нет хулигана, смятая тряпка на полу валяется... Сердце сжимается. Точно
это я у нее под ногами лежу. Точно это мне крышка". Айседора нередко
повторяла танец с шарфом на бис.
Так
было и на концерте в Ницце 14 сентября 1927 года. …В этот же день,
эффектно закинув роковой алый шарф вокруг шеи, она вольготно раскинулась
на сиденье автомобиля. За рулем – молодой итальянец, последнее
увлечение пятидесятилетней Айседоры.
Улыбаясь, она произнесла:
"Прощайте, друзья, я еду к славе!" Это были ее последние слова – голова
резко дернулась и повисла, как у сломанной марионетки. Шарф попал на ось
колеса набиравшего скорость автомобиля и удавкой впился в шею.
Длинный
красный шарф, который так любил Есенин на долгие годы ставший символом
нового начала в танцевальном искусстве, как будто за что-то мстя
Айседоре, задушил ее. Чтобы освободить голову Айседоры, притянутую к
борту машины, пришлось разрезать шаль.
Толпа бросилась к машине и
увидев бездыханное тело принялась рвать шарф на сувениры. Дело в том,
что веревка повешенного или удушенного, согласно поверьям, гарантирует
долгую жизнь...