Серов В.А. Портрет княгини Орловой О.К.
- 18.10.15, 18:02
- ХУДОЖНИКИ
Орлова Ольга Константиновна(1872–1923)
(урожден. княжна Белосельская-Белозерская)
–жена генерал-майора,начальника Военно-походной канцелярии
князя В.Н. Орлова.
Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. В данном случае он стремился создать современную по духу картину в формах традиционного парадного портрета, в котором некогда блистали Левицкий и Брюллов. Модель Серова – женщина гордая и несколько ограниченная – не была красива, но отличалась той особой «породистостью», что «чеканилась» в течение столетий, от поколения к поколению. Орлова слыла самой элегантной дамой столицы – говорили, что в Петербурге никто не умеет так красиво носить шляпу, как она. Серов увлечен поисками декоративного стиля, и роскошь, окружающая модель, имеет самое существенное значение в парадно-декоративной концепции портрета, напоминающего о традициях XVIII–XIX веков. Картина писалась с большими перерывами на протяжении 1910—11 гг. Серов писал этот портрет по заказу самой княгини. Хотя произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии, и даже насмешки. О. К. Орлова изображена в претенциозной позе: непропорционально большая шляпа, обнаженные плечи, соболий палантин, руки, сжимающие жемчужное ожерелье, выставленная лакированная туфля придают образу вычурное изящество.
Отношение современников к портрету княгини было противоречивым. Одни восхищались высоким стилем картины, талантом и мастерством Серова. Другие отмечали бескомпромиссность взгляда художника на заказчицу и подозревали его в сарказме[. В. Я. Брюсов писал:
Портреты Серова – всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени. |
Картина с успехом выставлялась в персональном зале Серова на международной выставке в Риме в 1911 году. Сам художник остался доволен своим произведением, что случалось с ним весьма редко.
Коментарі
Zemlyachka
118.10.15, 18:18
странно - я почему-то никогда не видела иронии в этом портрете. Горда, высокомерна - да. Ну а шляпа... может нравились ей такие. Спасибо, Оля
fontain
218.10.15, 18:30Відповідь на 1 від Zemlyachka
И тебе, Машенька, спасибо за внимание
с любовью
318.10.15, 18:41Відповідь на 1 від Zemlyachka
Полностью согласна. Мне нравился этот портрет
ЛанаМ
418.10.15, 18:42
Аристократка в самом чистом смысле. Яркая работа!
fontain
518.10.15, 19:08Відповідь на 3 від с любовью
Мне тоже спасибо за мнение
fontain
618.10.15, 19:10Відповідь на 4 від ЛанаМ
Спасибо, Светочка, за мнение и
Logic_man
718.10.15, 20:37
Гість: Антон45
818.10.15, 20:56Відповідь на 1 від Zemlyachka
Lazorevka
918.10.15, 21:40
Интересно!
Spectatrix
1018.10.15, 21:47
Любопытная деталь: сначала в чулан (сама себе на портрете не понравилась, видимо), а после смерти Серова -- в музей. Значит, мастерство все-таки признала.
Спасибо, Оля, интересно.