Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Однако постепенно празднование Рождества стало популярным в народе и, можно предположить, что обряды его празднования, и даже сами даты были скопированы с римских Сатурналий.«Сатурналии», скульптор Эрнесто Бьонди, 1899. Бронзовая копия 1909 года, ботанический сад Буэнос-Айреса. Оригинал хранится в Национальной галерее современного искусства в Риме. Сатурналии, римский языческий праздник зимнего солнцестояния. Поэт I века нашей эры Гай Валерий Катулл описывал Сатурналии как "лучшее время": правила внешнего вида (dress code) были смягчены, обменивались маленькими подарками, такими как куклы, свечи и птицы в клетках. В Сатурналиях видели перестановку социальных ролей. Богатые, как ожидалось, должны были заплатить месячную арендную плату за тех, кто не может себе этого позволить, господа и рабы поменяться одеждой. Домочадцы бросали кости, чтобы определить, кто станет временным царем Сатурналий (он же Повелитель Беспорядка, или Бобовый Король), который правил в период с 25 декабря до 6 января. Рождество впоследствии стали праздновать в тот же временной период. Застолье с Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века, светский способ отпраздновать католическое Богоявление. Стол накрывался 6 января, вечером, когда все религиозные ритуалы уже соблюдены, и народ вернулся из церкви. Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» — от министра до шута. Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!». В XVII веке подобные пиры затягивались за полночь. Большим успехом пользовались произведения со сценами этих застолий Якоба Йорданса.
Бобовый король. Якоб Йорданс. 1638 160 x 213 см The Bean King. Jordaens, Jacob. Эрмитаж, Санкт-Петербург Соотечественниnки Иорданса пировали по всякому поводу: по церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, не говоря уже о свадьбах, крестинах и похоронах. Ежегодный банкет гильдии св. Луки, объединявшей живописцев, обходился в 1300 флоринов, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. В них с наибольшей полнотой отразился характер фламандского народа — прямой и простой, иногда грубоватый, но всегда жизнерадостный, полный неиссякаемой энергии.
Бобовый король. Якоб Йорданс. 1655 242 x 300 см The Bean King. Jordaens, Jacob
Фрагмент предыдущей картины Застолье с Бобовым королем устраивалось повсеместно, оно был чрезвычайно популярно как среди простого народа, так и у знатных бюргеров. Всенародная игра в короля и его свиту была, по мнению историков, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей. В силу этого, впервые отразив любимый народом сюжет в середине 30-х годов, Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё и ещё раз. Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (!) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями.
Бобовый король. Якоб Йорданс. 1635-1655 243 x 373 см The Bean King. Jordaens, Jacob Интересно, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких. Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот, как правило, и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, жена Йорданса Элизабет, а самый активный мужчина, визави Бобового Короля на переднем плане — сам художник. Вот, ниже, например — те же, плюс колоритная пожилая дама, надо думать, тоже какая-то двоюродная тетушка Йорданса:
Фрагмент предыдущей картины При одном и том же сюжете Йорданс никогда не повторяется в композиции и всегда вводит различные фигуры окружения. Интересно рассматривать, как он перемещает своего Бобового короля – король в центре, король справа, король слева. И не всегда король даже и главная фигура. Вот, например, картина 1640 года, еще один заход Йорданса на тему, на этот раз ледиз фёст. В центре, в кругу света – дамы, Бобовый король – слева, в тени:
Король пьет. Якоб Йорданс. 1638-1640 152 x 204 см The King Drinks. Jordaens, Jacob И, как всегда, дети и домашние животные принимают активное участие в весельи взрослых. Очевидно, воспитательный момент фламандцев 17 века волновал не особенно, их веселая попойка — эквивалент сегодняшнего просмотра семейного кино. Однако это не сугубо йордансовское, дети – участники пиров взрослых – вполне в традициях европейской живописи. Все картины вакханалий всегда переполнены детьми и ангелочками.
Король пьет. Якоб Йорданс. 1638-1655 The King Drinks. Jordaens, Jacob. Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. И картины его молодости, на которых он с домочадцами так зажигает, тоже нельзя рассматривать как прямой слепок с реального образа жизни семьи художника. Однако искусство – это ещё одна территория игры и свободы, где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, что угодно. (с)
Бобовый Король на картинах голландских художников ::
Jan Miense Molenaer (1610-1668)__ The Twelfth-night
Интересен следующий факт: После смерти философа И. Канта его друзья ежегодно в день его рождения собирались на торжественный обед, посвящённый этому событию. Со временем в члены «общества» был избран знаменитый ученый Ф. Бессель. Он предложил оживить традиционные собрания шуточным обрядом выборов «бобового короля». В пирог, подаваемый на десерт, запекался серебряный боб. Едок, нашедший его в своём куске, становился «бобовым королём», а его соседи за столом слева и справа — «бобовыми министрами». «Король» готовил к следующему собранию шуточную «бобовую» речь о знаменитом философе. Кстати, в Германии «бобовая ниточка» не прерывалась, серебряный боб и сегодня собирает энтузиастов. Традиционное угощение на ужинах с «бобовым королем» — любимый Кантом «кёнигсбергский флек ». 1655 The Feast of the Bean King / Metsu Gabriel (1629-1667)
Marten Van Cleve.__ The King Drinks
Стен Ян (ок.1626-1679) __Двенадцатая ночь _1662В некоторых местах, по древнему обычаю, на полу комнаты устраивали частокол из высоких свечей, через который прыгали дети.
Стен Ян (ок.1626-1679).__ Двенадцатая ночь
TENIERS_David_the_Younger__Twelfth_Night_The_King_Drinks.
MOLENAER, Jan Miense __The King Drinks 1636-37
Стен Ян (ок.1626-1679).__Двенадцатая ночь _1668
Ryckaerdt Давид Младший (1612-1661)__ Двенадцатая ночь David Teniers,__ Peasants Celebrating Twelfth Night, 1635.
Коментарі
ЛанаМ
12.01.14, 16:44
Потрясающе интересно!
Logic_man
22.01.14, 17:39
aleksandrinna
32.01.14, 18:47
Супер! Очень интересно! Спасибо, солнышко!
анонім
42.01.14, 18:54
Гість: Luda1945
52.01.14, 19:21
И красиво, и очень познавательно! С Новым Годом Вас! Удачи и новых замечательных постов!
анонім
62.01.14, 19:22
Lazorevka
72.01.14, 19:35
Умница!!
о го го
82.01.14, 19:38
интерес
WalesDragon
92.01.14, 19:50
Всё-таки есть у нас что-то общее с фламандцами
Zemlyachka
102.01.14, 19:54
Действительно зажигали, причем невзирая на возраст - очень здорово