Про співтовариство

Экономика, финансы, политика

Важливі замітки

Вид:
короткий
повний

Мировой Кризис

Вот она - Инфляция!

Вот она - Инфляция!

Индекс NASDAQ повысился на 1,45% и составил 2133,15 пункта. РБК-Украина, 17.09.2009, Нью-Йорк 08:01

По итогам торгов 16 сентября 2009 г. индекс NASDAQ повысился на 30,51 пункта (+1,45%) и составил 2133,15 пункта.


Индекс DJIA повысился на 1,12% и составил 9791,71 пункта. РБК-Украина, 17.09.2009, Нью-Йорк 08:02

По итогам торгов 16 сентября 2009 г. индекс DJIA повысился на 198,30 пункта (+1,12%) и составил 9791,71 пункта.


Сокращаем маржу

Сокращаем маржу, Естественные монополии в своём репертуаре и инфляция
издержек где -то рядом!lollollol

Цены производителей в России выросли на 13,5 процента

Цены производителей промышленной продукции России в августе 2009 года выросли, по предварительной оценке, на 1,4 процента по отношению к июлю текущего года, говорится в отчете Росстата. По данным Росстата, с начала текущего года цены производителей в России выросли на 13,5 процента. Для сравнения, за первые восемь месяцев 2008 года цены производителей увеличились на 23,8 процента.

Наибольший рост цен был зафиксирован в сфере добычи полезных ископаемых, причем сильнее всего в это области подорожали сжижение и регазификация природного газа — на 23,8 процента. Нефтепродукты прибавили в цене в среднем 5,5 процента. Стоимость производства и распределения электроэнергии, газа и воды увеличилась на 0,3 процента.

Согласно данным Росстата, также обнародованным 16 сентября 2009 года, потребительские цены в 2009 году значительно отстают от расценок производителей. К середине сентября инфляция в России составила 8,1 процента. При этом с 1 по 14 сентября 2009 года потребительские цены не росли вообще.

Источник - Lenta.ru


Результаты по доходности

Результаты по доходностиlol  если можно так вообще сказать Банков

Доходи та витрати банків України за 8 місяців 2009 року
На 01.09.2009 від’ємний фінансовий результат по системі банків склав
20,5 млрд. грн., що пов’язано з подальшим зростанням витрат вищими темпами
у порівнянні з доходами.
Найбільшу питому вагу у структурі витрат займають відрахування в
резерви під активні операції банків, які на 01.09.2009 досягли 47,2 млрд.грн.
(40% витрат).
Доходи банків за 8 місяців 2009 року порівняно з відповідним періодом
минулого року зросли на 41,9% і склали 96,5 млрд. грн.
Витрати банків за 8 місяців 2009 року порівняно з відповідним періодом
минулого року зросли на 88,9% і склали 117,0 млрд. грн.


Структура доходів і витрат банків за станом на 01.09.2009
(тис.грн.)
Показники                       Сума                                     %
1. ДОХОДИ             96 454 048                                  100,00
1.1 процентні доходи 81 995 012                                 85,01
1.2 комісійні доходи 10 597 066                                  10,99
1.3 результат від торговельних операцій 2 231 347      2,31
1.4 інші операційні доходи 1 392 706                           1,44
1.5 інші доходи 194 306                                               0,20
1.6 повернення списаних активів 43 611                       0,05

2. ВИТРАТИ 116 957 397                                             100,00
2.1 процентні витрати 45 243 089                                  38,68
2.2 комісійні витрати 1 911 315                                      1,63
2.3 інші операційні витрати 4 860 992                            4,16
2.4 загальні адміністративні витрати 17 953 710            15,35
2.5 відрахування в резерви 47 172 724                         40,33
2.6 податок на прибуток -184 433                                     х
3. Чистий прибуток (збиток) -20 503 349                            х

Мировой финансовый кризис: выход где вход!

Статья очень понравилась! "НЕОКОН", как всегда на высоте!

Глобальная рецессия подходит к концу быстрее, чем предполагалось несколько месяцев назад, - говорится в сообщении Организации международного сотрудничества и развития (ОЭСР).

Возможно, восстановление оказалось даже немного более сильным, чем ожидалось, сказал главный экономист ОЭСР Йорген Элмесков в интервью Reuters.

«По сравнению с прогнозами, сделанными несколько месяцев назад, сейчас мы видим восстановление, которое... возможно, будет немного сильнее, поскольку финансовые условия улучшались быстрее, чем мы полагали несколько месяцев назад», сказал он.

Согласно прогнозам ОЭСР, в третьем квартале 2009 года ВВП США и еврозоны снова начнет расти, причем в еврозоне этому будут способствовать крупнейшие страны Германия и Франция.

ОЭСР предсказывает, что экономика США вырастет в третьем квартале на 1,6 процента, экономика еврозоны на 0,3%, а экономика Японии на 1,1%. Эти оценки, в целом, более оптимистичны, чем сделанные в июне.

Подъем, начавшийся во втором квартале с «довольно впечатляющего поворота» в Китае и других развивающихся азиатских государствах, по-прежнему сильно зависит от государственных стимулов и чрезвычайно низких ключевых ставок во всем мире, сказал Элмесков.

Для иллюстрации этого замечательного восстановления мы посмотрим, как делали уже в апреле этого года, на сопоставительную динамику Великой Депрессии и Великой Рецессии (о конце которой так радостно рапортуют экономические власти во всем мире).

Для анализа мы вновь обратимся к данным, собранным и обобщенным Барри Айхенгрином и Кевином  О'Рурком (http://www.voxeu.org/index.php?q=node/3421).

Итак, для начала, мировая торговля (данные доведены до июня сего года, более свежих статистик пока нет):

Рис.1 Динамика мировой торговли

Как видно, глубина падения значительно больше, чем в тридцатые годы; а все хваленые «зеленые ростки» раз в пять меньше, чем тогда, когда о них говорили не Элмесков или Обама, а Фишер или Гувер.

Далее, мировое промышленное производство:

Рис.2 Динамика мирового промышленного производства

Как видно, спад на первой волне был глубже, восстановление сопоставимо по масштабам, но резко замедлено – о причинах же неизбежности то ли «второй волны», то ли «девятого вала» мы напомним ниже, в последнем разделе этого текста.

Не веселее и данные по отдельным экономикам (всюду приведены данные по промышленному производству): из «малых европейских стран» пока лучше, чем в Великую Депрессию только Польша, в то время как вовсе не затронутая Великой Депрессией в 30-31 годах Швеция обрушивается резко и (пока) практически линейно:

Рис.3. Динамика промышленного производства четырех «малых европейских экономик»

В «больших европейских экономиках» ситуация ничуть не лучше – сходства с первой фазой Великой Депрессии много больше, чем отличий, причем «на круг» падение во Франции и Италии глубже не количественно, а качественно:

Рис.4. Динамика промышленного производства четырех крупнейших европейских экономик

Про 8% «восстановление» экономики Японии после 38%-ного падения говорить даже как-то неприлично:

Рис. 5 Динамика промышленного производства по некоторым ведущим неевропейским экономикам

В то время, как Канада падает равномерно и почти прямолинейно, а Чили повторяет (с некоторым ухудшением) траекторию Канады 1930-х, спад в США не так велик, как в 30-е годы прошлого века, но подробнее про особенности американского спада и восстановления мы поговорим чуть ниже.

Мы сознательно не приводим данных по китайской экономике. Величие статистического ведомства Поднебесной воспето уже в стихах и гимнах (к 60-летию Народной республики был организован специальный конкурс по прославлению достоинств китайской – не грамоты, но статистики). О качестве данных этого учреждения мы уже писали, и не раз. Но лучше всего о нем свидетельствует, на наш взгляд, не то, что данные эти не сходятся (всякий желающий может посмотреть результат такой проверки в Financial Times (http://www.ft.com/cms/s/0/0ec404fc-8120-11de-92e7-00144feabdc0.html?nclick_check=1) или проверить сам), но следующий пассаж из гимна-победителя: «я могу переупорядочить звезды на небе, поскольку овладел статистикой».

Хорошо знакомый нашим читателям анализ состояния российской экономики от компании «НЕОКОН» также вряд ли подкрепляет оптимизм г-на Кудрина по поводу основательности наблюдаемого роста и его перспектив.

Итак, ничто в промышленном производстве и мировой торговле не подтверждает существенного улучшения, о котором так успокоительно отрапортовали финансовые власти G20.

Еще печальнее картина с динамикой занятости: безработица в Еврозоне растет не менее чем на 1-2 промилле в месяц, и уже превысила 9,5%.

Не лучше ситуация и в США, что показывает статистика безработицы в последние кризисы (данных для Великой Депрессии для сопоставления, увы, нет):

Рис.6. Сопоставительная динамика безработицы в США в ходе спадов с 1974 года (http://economix.blogs.nytimes.com/2009/09/04/comparing-this-recession-to-previous-ones-job-losses-2/?)

Данные здесь даже не по численности занятых и не по продолжительности отработанного времени, а по суммарному количеству зарплатных платежек, так что в эти цифры включена вторичная занятость.

Если же посмотреть на ресурсы, затраченные на «борьбу с кризисом», то «теперь» от «тогда» даже в относительных величинах отличается не в разы, а на порядки: власти поверили в рецепты Кейнса, и пытаются поощрять спрос, вливая в экономику триллионы долларов ликвидности - в среднем на уровне 1,5-3% ВВП. 

Рис. 7. Соотношение величины примененных антикризисных стимулов и изменения в динамике ВВП во втором квартале 2009 г. по сравнению с ноябрьским прогнозом (http://delong.typepad.com/sdj/2009/09/deficit-spending-and-the-recovery-talking-points-for-kqed-forum-morning-appear)

Но величие монетаризма и доминирование монетарных инструментов мало совместимо с кейнсианством. Если превосходство США над Германией по производительности труда наконец нашло адекватное объяснение (производительность труда в секторе финансовых услуг определяется как объем трансакций в единицу времени, то есть пять человеко-минут на перевод миллиарда долларов в SPRINT co счета на счет обеспечивает  производительность на уровне 12 миллиардов долларов в час),  то влияние раздутых  финансовых рынков на кейнсианские стимулы еще ждет своего исследователя.

Ведь деньги, направляемые властями на борьбу с кризисом (публично заявляется – вполне в кейнсианском духе – что они направлены на поддержку производства через поощрение занятости и, тем самым, потребления), на самом деле просто остаются в секторе финансовых услуг, а на состояние производства, занятости или мировой торговли влияют очень незначительно.

Нельзя сказать, что влияние это малозаметно вообще: на фондовых рынках мы действительно видим вполне V-образное восстановление:

Рис.8. Динамика мирового фондового рынка

Но поскольку общепризнано, что на финансовых рынках в последние десятилетия раздут беспримерный пузырь, восстановление на этих рынках всего лишь отвечает логике «пузырь лопнул, да здравствует пузырь!».

При этом схлопнувшиеся пузыри заменяются новыми, а смелости отказаться от «модели восстановления» «из пузыря в пузырь» у политических властей нет и, похоже, и взяться ей неоткуда. Во-первых, экономическую политику продолжают определять люди, изначально являвшиеся творцами этой самой «экономики пузырей» - вроде руководителя Национального экономического совета США Лоуренса  Саммерса (возглавлявшего экономику США в качестве министра финансов при Клинтоне и определявшего развитие мировой экономики в качестве главного экономиста Мирового Банка в начале 1990-х) или нынешнего Президента Мирового Банка Роберта Зеллика (хорошо известного как руководитель международных проектов Голдман-Сакс). Во-вторых, все возможные для разработки этой экономической политики идеи черпаются из арсенала мейнстримной «экономической мысли», в рамках которой не только нет ответов на вопросы по поводу кризиса, но и сами вопросы могут быть поставлены только некорректно.

И последнее, но не менее важное: переход от «экономики пузырей» к «нормальной экономике» возможен только при списании всех убытков, вызванных «схлопыванием пузырей». Но определение того, на кого эти убытки (с объемами в несколько мировых ВВП) будут возложены, является острейшей политической проблемой, способной дестабилизировать не только мировую экономику, но и мировую политику. И понимание (или хотя бы предощущение) этого вполне способно отвратить политические элиты от решения этой проблемы. 

В среднесрочной перспективе такое «восстановление» является абсолютно  тупиковым, ибо срок жизни каждого следующего пузыря сокращается в соответствие с универсалией Фейгенбаума, и «как веревочке не виться, все конец придет».

И сколько бы не пытались изобрести «не вызывающее повышения занятости  восстановление» такие уважаемые экономисты как Пол Кругман, мы в компании НЕОКОН вынуждены сохранять скептическое отношение и к эффективности антикризисных программ (замечательно иллюстрируемой рис.6), и к близости выхода из кризиса.

http://neocon.su/reviews/short/standart/15_2.html


Первый год кризиса: итоги и перспективы

Вот такое мнение!

В понедельник президент США Барак Обама выступил в Нью-Йорке в зале Федерации на Уолл-Стрит с речью, посвященной году, прошедшему с начала глобального экономического кризиса. Именно в этот день год назад состоялось банкротство одного из "китов" американского инвестиционного бэнкинга – Lehman Brothers.

Падение крупнейшего банка США, устойчивость которого казалась бесспорной, вызвало самую настоящую панику на финансовых рынках и среди всего инвестиционного сообщества. В то же время, по мнению газеты Financial Times, решение американских властей не препятствовать крушению Lehman Brothers было вполне оправданным. По мнению газеты, американские власти дали миру понять, что капитализм основывается не только на "дисциплине надежд на богатство", но и на опасении банкротства. Банкротство Lehman Brothers стало настоящим шоком для сотен тысяч финансистов по всему миру. После него многие эксперты всерьез заговорили о новой Великой депрессии, поразившей весь современный мир. Однако финансисты мира быстро и четко усвоили преподнесенный им урок, в результате чего об острой фазе кризиса сегодня уже можно говорить в прошедшем времени.

В ходе своего вчерашнего выступления Барак Обама выразил уверенность, что предпринятые меры противодействия кризису достигли первых результатов . По словам президента, экономики различных стран мира уже начали восстанавливаться. Более того, он фактически признал вину американской финансовой системы в провоцировании того, что год назад произошло в мировой экономике.

При этом, по словам американского лидера, финансовая система США более никогда не вернется к "безответственному поведению" на рынке, когда его игроками движет исключительно тяга к наживе и сверхприбылям. Тем самым Обама подтвердил свое намерение бороться с системой предоставления незаслуженных бонусов топ-менеджменту банков и корпораций. По его словам, правительством США будет создана соответствующая правовая база в области регулирования рынка. Также президент заметил, что необходимость государственного контроля за финансовой системой еще просуществует какое-то время, но впоследствии полностью исчезнет.

Государственный контроль за финансовой системой, а также продолжение или скорое сворачивание государственных стимулирующих программ станут одними из основных тем обсуждения на предстоящей в конце сентября встрече G20. Мировая финансовая система столкнулась с дилеммой. Экономики стран еще слабы для того, чтобы развиваться самостоятельно, без государственной помощи. В то же время, эта помощь уже становится источником другой системной угрозы – роста инфляции.

Похоже, несмотря на громкие заявления в ходе состоявшегося в начале сентября саммита министров финансов стран G20, американские финансовые власти намерены постепенно сокращать объемы государственного стимулирования экономики. Об этом весьма недвусмысленно намекнул секретарь Казначейства США Тимоти Гайтнер во время последнего своего выступления в Конгрессе. По его словам, финансовая система страны более не нуждается в столь обширной поддержке, так как она находится в состоянии несравнимо лучшем, чем это было год назад. "Утверждается уверенность и стабильность сентября 2009 года, которая разительно отличается от леденящего душу страха и паники сентября 2008-го", - отметил Гайтнер. Это означает, что антикризисное стимулирование, развернутое после краха Lehman Brothers, должно быть заменено мерами по поддержке процессов восстановления экономики. "По мере того как мы входим в эту новую фазу, мы должны начать демонтаж комплекса чрезвычайных мер, который мы воздвигли на месте финансовой системы", - заявил глава Казначейства.

В ходе вчерашнего выступления на Уолл-Стрит Барак Обама раскрыл свое видение дальнейшей антикризисной политики американских властей. Президент обратился к американским финансистам с призывом помочь властям в проведении реформ, которые позволили бы стране скорее преодолеть последствия кризиса. В качестве одной из мер, способных ускорить восстановление экономики, Обама видит восстановление кредитования малого бизнеса. По его мнению, на это направление американским банкирам стоило бы обратить особое внимание.

Малый бизнес, в котором занято подавляющее большинство населения США, а также сектор региональных банков, являются важнейшей составляющей американской экономики. Вполне возможно, что именно эти области станут новой точкой приложения средств как из оставшегося государственного пакета стимулирования, так и из капиталов крупных банков. Так американские власти получат возможность приступить к плавному сокращению программы прямого стимулирования экономики и возобновления ее самостоятельного функционирования.

Сергей СЕРЕБРОВ


Стишки о кризисе!

Очень понравились стишки на конкурсе "Неокона"!


Если вы пришли учиться, 
И забыли карту мира. 
Как назло географичка 
Просит страны показать. 
Отвечайте: «Кризис рядом! 
Карту я учить не буду, 
Всё равно её на завтра 
Могут сильно поменять».
Андрей "Kryak" Поскряков

Ты, сынок, учись исправно,
Делай тщательно карьеру
И когда-нибудь возглавишь МВФ и ФРС.
Ты прочти тогда архивы,
Поступи как дядя Лёша,
Развивай реальный сектор так, чтоб больше не воскрес.
А потом бутылку водки
Ты купи за пять юаней
И задумайся: зачем ты в экономику полез.

Вот тебе на...

Вот тебе на Американцы решили подстраховаться Усамой бен Ладеном!


У.бен Ладен выпустил обращение "к американскому народу"

Лидер террористической организации "Аль-Кайеда" Усама бен Ладен выпустил аудиообращение "к американскому народу". Как сообщили представители IntelCenter, организации отслеживающей публикации террористов, запись длится около 10 минут, передает Би-би-си.

Запись транслировалась на одном из исламистских сайтов.

Пока не известно, что сообщает У.бен Ладен на этой записи, однако напомним, что обращение появилось всего через несколько дней после годовщины трагедии 11 сентября 2001г.

Последний раз аудиообращение У.бен Ладена появилось в сети в июне с.г. В своей речи лидер "Аль-Кайеды" обрушился с критикой на американского президента Барака Обаму, обвинив его в причастности к военной операции против боевиков движения "Талибан" в Пакистане в долине Сват.

Масштабную операцию против талибов решило начать правительство Пакистана, поскольку лидеры экстремистов разорвали мирное соглашение с Исламабадом, заключенное в феврале 2009г. В апреле 2009г. талибы заняли населенные пункты в северо-западном районе Бунер, пытаясь таким образом распространить свое влияние на соседние с долиной Сват провинции.

В результате боевых действий были уничтожены около 1,1 тыс. боевиков, убиты 75 военнослужащих. Около 2 млн мирных жителей покинули долину Сват.

У.бин Ладен заявил, что Б.Обама и его администрация посеяли новые семена ненависти и мести по отношению к Америке.


Из ЖЖ Михаила Хазина

Из ЖЖ Михаила Хазина-

  • Sep. 13th, 2009 at 9:56 PM

Приехал вчера вечером из Перми, где был на местном экономическом форуме. Организация и содержание было качественно луче, чем в Красноярске, там даже была специальная секция для "левых" идей. Но самое смешное было выступление одного из лидеров либералов Мау, который начал говорить о том, что кризис в США - "структурный". Я даже удивился , поскольку хорошо помню тот вой, с которым меня встречали либералы году так в 2001-2002, после публикации моих исследований межотраслевого баланса США. Мол, нет "в науке" такого термина - "структурный", а значит и явления такого быть не может! Впрочем, Мау тут человек гибкий - напомню, что осенью 1998 года его предложения по экономическим реформам, направленным в адрес Маслюкова-Примакова, Олег Григорьев "зарубил" как недостаточно либеральные. Так что ,судя по всему, Мау тонко почувствовал, куда дует ветер ...

Пекин против Ващингтона!


Пекін може подати позов у СОТ проти підвищення Вашингтоном митних тарифів на автомобілі та автомобільні шини китайського виробництва

КНР "рішуче протестує" проти різкого підвищення президентом США Бараком Обамою митних тарифів на автомобілі та автомобільні шини китайського виробництва, повідомляє пекінський кореспондент УКРІНФОРМу.

"Запровадження нових тарифів не тільки порушує правила Світової Торгової Організації, але також іде врозріз із зобов'язаннями США, які було дано на останньому саміті "Великої двадцятки" (G-20), присвяченому фінансовим питанням", - йдеться у заяві Міністерства комерції КНР. Така поведінка є неприйнятною і суперечить торговельно-економічній політиці світової спільноти. Вона безумовно завдає шкоди китайсько-американським відносинам, навряд чи полегшить ситуацію в самій Америці, лише збільшивши витрати для споживачів, і додатково може викликати небезпечну ланцюгову реакцію протекціонізму, який сповільнить видужування всієї світової економіки, заявив прес-секретар відомства Яо Цзянь (Yao Jian). Він також додав, що Китай залишає за собою право відповіді на це рішення, в тому числі звернутися в СОТ.

Напередодні президент США Барак Обама прийняв рішення про запровадження штрафних митних зборів на ввезення автомобільних шин з Китаю терміном на три роки. Цього року ці тарифи досягнуть 35%, наступного - 30% і потім - 25%. Американський президент таким чином вирішив підтримати вітчизняну шинну промисловість, яка переживає кризу, йдеться у заяві офіційного представника Білого дому Роберта Гіббса. Рішення було прийняте на основі петиції, поданої проти китайського імпорту Спілкою сталевиробників США, які представляють також інтереси американської шинної промисловості.

На додаток до цього Б.Обама запровадив нове ввізне мито і на імпортні легкові автомобілі з Китаю на прохання профспілки металургів та машинобудівників. Комісія з міжнародної торгівлі погодилася з доводами профспілки і рекомендувала президенту запровадити нове мито на три роки: в перший рік мито повинно становити 55%, у другий - 45%, третій - 35%. Зараз ввізне мито на ці товари становить всього 4%. Президент, однак знизив розміри мита до таких самих, як і у випадку з шинами - 35, 30 і 25 відсотків відповідно.

Відповідь Білого дому на різку реакцію Пекіна була також озвучена Робертом Гіббсом: рішення США про запровадження додаткового мита на китайські автомобільні шини означає лише посилення правил торгівлі, а не прагнення Вашингтона торговельної війни з КНР. "Наші дії означають посилення правил гри і створення торговельної системи, чесної для всіх учасників", - заявив прес-секретар.


А оказывается не всё так хорошо со спросом в Китае!

Сколько в Кабмине крадут при госзакупках?

Интересная статья!
Скільки в Кабміні крадуть під час держзакупівель?
Зловживання з державними закупівлями не припиняються вже багато років. Змінюються лише люди, які на цьому наживаються. За свідченнями аудиторів, зберігаються навіть ставки "відкату", який необхідно заплатити за право брати одноосібну участь у тендері.
Зловживання з державними закупівлями не припиняються вже багато років. Змінюються лише люди, які на цьому наживаються. За свідченнями аудиторів, зберігаються навіть ставки "відкату", який необхідно заплатити за право брати одноосібну участь у тендері.

Після усіх скандалів, пов'язаних з Тендерною палатою, сфера державних закупівель перейшла під повне регулювання Кабінету міністрів.

У березні 2008 року закон, який визначав закупівельні процедури, було скасовано, а нового досі нема. Замість нього діють лише підзаконні акти уряду, які у ручному режимі визначають, що і як слід купувати за державні кошти.

Конституційний суд свого часу довів, що без прийняття нового закону про держзакупівлі здійснювати їх не можна. Тим не менш, торги за бюджетні кошти тривають, а "відкати" у загальній сумі витрат на державні закупівлі складають, за оцінками голови Рахункової палати Валентина Симоненка, близько 20%.

"Це приблизно той же рівень, який був у період дії старого закону", - зазначив чиновник.

За оцінками Рахункової палати, за перше півріччя 2009 року держава закупила товарів і послуг на 132 мільярди гривень, а за 2008 рік - на 167 мільярдів. З цієї суми 48% закупівель відбулося у неконкурентних умовах: за процедурою тендера з одним учасником або без конкурсу взагалі.

"Загалом за конкурентними процедурами закупівель у 2008 році було укладено договорів на суму 86 978,5 мільйона гривень, або 52% від усієї суми укладених угод, а за процедурою закупівлі з одним учасником - на 80 319,1 мільйона гривень, або 48%", - говориться у повідомлення державного аудитора.

Деякі рішення Кабміну про застосування такого формату закупівель є публічними і широко аналізувалися в пресі. Наприклад, рішення про придбання державними ТЕС енергетичного вугілля у ДП "Вугілля України", або спроба дозволити "Нафтогазу України" купувати без тендерів послуги фінансових консультантів.

Зазвичай ці рішення мотивуються необхідністю стабілізувати певний ринок у період кризи, наприклад, дотувати шахтарів державних вуглевидобувних компаній. Проте публічною є лише невелика частина таких закупівель.

Вказівки з вимогою відмовитися від конкурентних процедур народжується у формі протоколів або доручень. Їх підписують прем'єр Юлія Тимошенко або перший віце-прем'єр Олександр Турчинов, кажуть у Рахунковій палаті.

Такі документи не оприлюднюються на сайті Кабміну і не візуються в Мінекономіки, яке покликане контролювати тендерні процедури. Отже, інформація про подібні закупівлі доступна лише уповноваженим контролюючим органам.

Часто у рішеннях уряду не визначені предмет, суми та учасники закупівель, стверджують у Рахунковій палаті. Таким чином, утворюються "дірки" у законодавстві, крізь які, як крізь вушко голки, можна протягнути слона.

Зокрема, протоколом від 13 листопада 2008 року Юлія Тимошенко доручила закупити кам'яне вугілля у ДП "Вугілля України" на суму 18,5 мільярда гривень. Олександр Турчинов протоколом від 3 листопада того ж року доручив придбати вугілля ще на 14,3 мільярда гривень.

А дорученням від 18 червня 2008 року прем'єр уможливила закупівлю цукру на 100 мільйонів гривень у трьох компаній: ТОВ "Аграрне товариство", ТОВ "Українська продовольча компанія" та ТОВ "Сатрі ЛТД".

Нижче наведено результати аудиту Рахунковою палатою державних закупівель, зокрема, перелік урядових постанов, які порушують конкурентні умови.

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.epravda.com.ua/publications/4aa7ead1309fb/