хочу сюди!
 

Марина

36 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 29-45 років

Что мы передадим будущим поколениям?

  • 05.07.22, 04:27
Сегодня нам нужно возродить работы по резьбе в школах и высших учебных заведениях!  Уже около 17 лет живу за рубежом, из них в Украине больше восьми лет, а также в Германии, Испании, Швейцарии, Франции и пять лет в Польше. За это время мне не раз задавали вопросы: какая традиционная национальная одежда у казанских татар, а именно о еде, языка, обычаи, культуре и истории. Неоднократно мне приходилось участвовать в праздновании "Дня вышиванки", организованного украинцами в Варшаве и других страстранах Европы. В нем также принимали участие и беларусы, у которых на национальных костюмах схожие узоры. Были случаи, когда во время различных ярмарок мне посчастливилось пробовать знаменитый на весь мир украинский борщ. Беларусы, в свою очередь, много раз организовывали "День драника", во время которого меня угощали различными национальными блюдами. Во времена моего проживания в Украине, также часто крымские татары угощали меня своими национальными блюдами, которые отличаются от блюд казанских татар. Кроме Польши я жил в Германии, Франции, Швейцарии, Испании и других странах Европы. В каждой из этих стран я пробовал их уникальную еду, знакомился с традициями, истории и культурой. Возвращаясь к прошлому, каждую осень проходит трёхнедельная сессия по защите коренных народов мира, организованная ООН. В сентябре 2017 года в Женеве мне довелось принять участие в 36-й сессии Совета по правам человека. Представители различных народов подготавливали столы с национальной кухней. Меня очень удивило разнообразие представленной еды. Кроме этого, представители разных народов принимали участие в сессии в своих национальных костюмах, что также мне очень понравилось. Находясь в зарубежных странах, я всегда старался найти сходство между и различие национальной едой других народов и татарской кухней. Не много из событии моей семейной жизни - жена Изалия, как она досконально разбиралась в татарской кухне и кухне народов мира. У казанских татар по обычаю мужчины не занимаются приготовлением пищи, только в исключительных случаях, а у кавказцев, азиатов наоборот. Существует обычай, который формировался многие века, что в татарской семье главной обязанностью мужчины является обеспечение семьи, строительство дома, баня и т.д., к этому обучают нас наши деды и отцы. Нас с братом-близнецом Рафисом Кашаповым, (к стати он живет Великобритании) старшим братом Ринатом и младшим братом Рузалином с малых лет нас отец обучал ловле рыбы, охотиться на диких животных, столярной работе, садоводству. Также он научил Рената вождению грузовика "Урал ЗИС". Однажды был такой случай, когда мы с друзьями-третьеклассниками увидели машину отца, которая кружилась на одном месте, но за рулём никого не было видно. Мы были в недоумении, подняли шум, смеялись, но не знали, что делать и как остановить машину. Поблизости не было никого из взрослых. В конце концов мы заметили за рулем брата Рината, который в то время учился в четвертом классе и был невысокого роста. Для удобства он даже подкладывал себе на сидение подушку. Брат так натренировался в вождении машины, что после армии в городе Набережных Челнах был чемпионом различных конкурсов, которые организовывал ДОСААФ. Когда мы учились в седьмом-восьмом классе, самостоятельно уходили ночевать на природе, делали шалаши, готовили еду и рыбачили на сомов. Обычно мы использовали для ловли трёх якорный крючок, на который насаживали до 10 червяков. После того, как сом клевал, конец удочки погружался на дно и мы всей толпой накидывались со всех сторон на удочку. Дружно вытягивали сома на берег и так же коллективно и спонтанно бросались на рыбу, кто как мог, хватали и тянули как можно дальше от воды. В те годы отец уже давал нам ответственные поручения. В нашем дворе мы занимались строительством бани из бруса. Металлическим крючком отец делал отметки на бревнах для сруба бани и уходил, а мы, сыновья, должны были топором их углублять. Когда работа была готова, отец всё продавал, а на вырученные деньги в первый раз купил диван, а во второй раз - телевизор, к этому еще у нас в семье было легковая машина. На участке, где мы сажали картошку через забор находилось старое кладбище, на котором мы играли в догонялки и прятки, устраивали соревнования. Залезали на деревья и, как обезьяны, переходили с одного дерева на другое, преодолевая таким образом до десятки метров. Был такой случай, во время сумерек мы увидели на кладбище белые машущие крылья. Мы немного испугались и не решались подойти, но как не было страшно, все же решились и подошли ближе к этим крыльям и... увидели как ёж пытается съесть мертвого гуся. Он увидел нас и убежал. Из нашей общественной жизни, в восьмидесятые - девяностые годы приходилось слышать от самих же татар пренебрежительное отношение к национальной одежде, обуви, посуде. А ведь платок, тюбетейка и кумган – это символы татарского народа. Традиция покрывать голову платком у татарских женщин уходит своими корнями в далекое прошлое, тюбетейка - головной убор, который стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других народов. Кумган – узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой. Долгое время он был характерной деталью интерьера татарского дома, используемый при проведении праздников и обрядов, в сочетании с домашним полотенцем и медным тазом представлял собой яркий этнический и религиозный символ. В XX веке во время раскопок в Казани была найдена кожаная обувь татар (читек). Московские и казанские ученые определили их возраст - больше тысячи лет. Во время учёбы в школе учителя манкурты говорили, что мы плохой народ, то что в историческом прошлом мы, татаро-монгольское иго, захватывали уничтожали другие народы и ничего хорошего не создавали. Было стыдно слышать такие слова от учителей. У себя в деревне Тумутук, (Азнакаевской р-н, рес. Татарстан) бывшем районном центре, я ходил в библиотеку, неоднократно искал историю татар, но не мог найти ни то что бы книгу, а даже брошюру. В конце 1989 года мы думали как возродить правдивую историю татарского народа. До 1994 года мы с братом-близнецом издали книги около 2,5 миллионными тиражами о истории татар, истории других колонизированных народов и о преступлениях Российской империи в отношение других народов. Распространяли книги не только на территории России, но и по всему миру, книги переиздавали на разных языках миллионными тиражами. Распространение книг осуществлялось нашими с братом силами при привлечении собственных средств и при помощи общественных организации: ВТОЦ, "Азатлык", Идел - Урал, "Учительский комитет", а также с помощью татарской интеллигенции и активистов. На территории России наши книги использовали в школах и гимназиях как учебники. На фото, подарок для детей, обучающихся в одной из варшавских школ - деревянный домик для кормления птиц. Чтобы было забавное, также повесил люстру. Ни один год видел, как польские учителя рассказывали детям о правильном кормлении птиц. Они изготавливали своими руками различные изделия из картона разных размеров и очень радовались своим результатам. В эти домики дети помещали семена и мелкие кусочки хлеба. После этого у меня появилась идея сделать для них подарок. Когда я изготавливал домик для птиц, то вспоминал своё детство, когда мы с моим братом-близнецом в возрасте 12-14 лет создавали рисунки акварельными красками на горбыли (кусках края дерева), изображающие орнаменты, узоры, героев детских сказок. Другие дети тоже подключались и соревновались с нами. Всё, что мы делали, было нашей с братом инициативой, которая не входила в школьную программу. Этот птичий домик на фотографиях мне пришлось делать очень долго из-за перелома правой руки, поэтому использовал в основном левой. В своё время в Украине я изготовил около 150 различных изделий по резьбе во время ожидания статуса беженца. Фотографии с моими резными работами висели на стенах Верховного комиссара ООН по беженцам Украины, Беларуси и Молдовы. Юристы этой организации начали готовить выставку моих изделий, но не успели её подготовить из-за событий на Майдане в 2014 году. Мне уже было не до этого. Что мы передадим будущим поколениям? Много раз нам с братом приходилось слышать от представителей разных народов о красоте домов в татарских деревнях. Действительно, большое место в народном искусстве татар занимала домовая и бытовая резьба по дереву. Расположенные в исторических долинах наших предков, домики татарских деревень отличались нарядным разноцветьем и красивым резным орнаментом. Традиции обработки дерева татарских мастеров прошли сквозь века практически в неизменном виде. Сегодня нам нужно возродить работы по резьбе в школах и высших учебных заведениях! С уважением, Нафис Кашапов, политэмигрант. Варшава.
0

Коментарі