Россия воспринимает Белоруссию не просто как дружественно государство. Это скорее как готовый много миллиардный проект, который уже давно должен был стать часть РФ, но Лукашенко никак не может расстаться со своей “кормушкой”.
При этом, так называемый, президент РБ продолжает просить деньги у России, Путин все также выдает бессрочные кредиты, а граждане Белоруссии терпят угнетение со стороны силовиков Лукашенко. При этом, Россия, как и Белоруссия, несмотря на очевидные причины протестов, винят во всем западные коалиции.
Для того, чтобы россияне принимали правила игры Кремля, пропагандисты на федеральных каналах поддерживают легенду о прозападных заговорщиках, которые вмешались в “легитимные выборы в Белоруссии”, что привело к продолжительным протестам на улицах город страны.
Нелінійні методи рефлексивного управління. Как ни странно, зная о том, что с экранов телевизоров им вещают пропаганду, а также имея тесную связь с самими белорусами, россияне не воспринимают попытки соседей избавиться от “последнего диктатора Европы”. Согласно «Левада-центра», половина россиян признают легитимность выборов в Белоруссии и примерно столько же людей осуждают протесты на улицах городов последовавших после оглашения результатов, аргументируя происходящее, как провокация Запада.
По словам Дениса Волкова, только 20% россиян поддерживают сопротивление в Белоруссии. К слову, это те же 20%, что и поддерживают смену власти в России.
В основном, это молодые люди, которые используют альтернативные источники информации и не верят пропаганде из телевизоров. Остальные же, просто не понимают, почему белорусы выходят на митинги, заявляя: “Зачем они это делают? У них есть все, хорошее питание, никаких экологических проблем, прекрасные санатории”.
Денис Волков – директор «Левада-центр»
Впрочем, с течение времени, россияне постепенно начали забывать о происходящем в Белоруссии.
С Однако российская пропаганда возвращает их к этой теме, вновь и вновь преследуя цель заставить людей думать, что Запад это зло. Однако в Кремле, видимо, не осознают, что напоминая людям о протестах в Белоруссии, они заставляют задумываться россиян об альтернативной, отличающейся от телевизионной версии происходящего, тем самым создавая более сильное поле противодействия.
Российское “законодательство” в этом году коснулось свободной прессы. Все СМИ, которые освещали события с независимой точки зрения, обрели “клеймо” – «иностранный агент».
СМОТРИ ТАКЖЕ
«Детской грудью на амбразуру»: создание в России армии несовершеннолетних Это фактически привело к тому, что рекламодатели, за счет которых они обеспечивали свое существование, перестали с ними сотрудничать. С другой стороны, кроме откровенно федеральных, прокремлевских СМИ, есть также, так называемые, “полунезависимые”, которые стараются освещать события такими как они есть, однако с основной подачи, которую диктует Кремль. К примеру, у издателей подобного формата можно найти информацию об издевательствах над протестующими в Белоруссии, но в тоже время, они называют Лукашенко – президнтом, не ставят под сомнение его победу на выборах 9 августа и публикует заключения провластных кремлевских или белорусских “экспертов”, которые, как и полагается, поддерживают действующие режимы.
Хорошо известно, что последнее, что вы читаете или слышите, остается в вашей памяти. И такая структура отчета не только оставляет читателя с удобным для российских властей выводом, что любой активист оппозиции является марионеткой Запада и будет за это наказан, но, по сути, легитимизирует режим Лукашенко.
“Основные телеканалы России задают главные новостные темы, то есть говорят людям, как им надо думать, но с акцентом на, так называемых, экспертов, одобренных правительством. Что касается ток-шоу, которые в России превратились в “крик-шоу”, каналы формируют эмоциональное отношение россиян, то есть говорят им, что им чувствовать относительно действующей власти и оппозиционеров”, — говорит Солвита Денис-Лиепнице, эксперт по пропаганде и дезинформации, доцент Видземской высшей школы прикладных наук.
К примеру шоу «60 минут» на Первом канале или «Вести недели» Дмитрия Киселева, представляют россиянам готовый набор аргументов, которые “правильно” объясняют события в Белоруссии. Для телепропагандистов не существует таких понятий, как “страдающий белорусский народ” или “жестокость Лукашенко”, а есть “молчаливые и дружелюбные люди во главе с находчивым провинциальным президентом, которого экстремисты и террористы, поддерживаемые Западом, пытаются свергнуть”.
Главные пропагандисты Кремля на федеральных каналах
Посыл, который диктуется с телеэкранов федеральных СМИ относительно белорусской оппозиции, также достаточно прост. Кроме того, что пропагандисты выставляют оппонентов Лукашенко в виде “западных марионеток”, они также подчеркивают беспомощность таковых. Светлана Тихановская, на программе Киселева предстает в образе “обреченной домохозяйки, которая вынужденно приняла на себя роль мужа Сергея, неспособного нормально одеваться с вечно трясущимися руками. Она читает свои речи по бумажке, неспособная что-либо придумать сама”. При этом беспомощность Тихановской даже не надо доказывать, главное эмоциональный и издевательский посыл пропагандиста, чтобы люди, после просмотра его передачи, знали: говоря о лидере белорусской оппозиции в противоположном контексте, они будут высмеяны.
Такой образ, создаваемый Россией, должен ликвидировать все усилия женщины по созданию новой Белоруссии, ведь на фоне “опытного и сильно Александра Лукашенко”, “обычная домохозяйка” не в силах справиться с целой страной.
Тем не менее, находясь за границей, в целях собственной безопасности, Тихановская не представляет угрозы. Ее персоне достаточно уделять несколько минут эфирного времени, для поддержания “беспомощного” образа. В то же время, такого нельзя сказать о Романе Протасевечи, который предсказуемо стал белорусским террористом. Несмотря на то, что Протасевич является обыкновенным журналистом, создавшим телеграмм канал в котором поддерживал оппозицию, этого было достаточно, чтобы под угрозой уничтожения, был посажен самолет с его персоной на борту. Не удивительно, что и здесь Россия поддержала “бацьку”, ведь “любая оппозиция, неминуемо должна быть наказана и уничтожена, пусть и с нарушением всех международных прав”. Константин Придыбайло, корреспондент RT сказал: “Роман Протасевич год обитает в Евросоюзе, то в Литве, то в Варшаве, действительно обвиняется по террористической статье в Беларуси, автор канала, где провоцировали несанкционированные митинги. Не было шанса, что его выдадут. Летит над территорией Белоруссии, страна может принять хоть какие-то меры, посадить самолет и изъять гражданина. Это был шанс один на сто, а то и на тысячу ”. В качестве оправдания, пропагандисты утверждают, что и для Запада это нормальная практика, не уставая цитировать Путина, который говорил об инциденте в 2013 году с самолетом президента Боливии Эво Моралеса. Тогда летательный аппарат совершил вынужденную посадку в Вене, так как на борту находился бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден, обвиняемый в шпионаже. Однако самолет посадили лишь после разрешения Моралеса.
Самолет компании Ryanair который был перехвачен белорусскими истребителями с целью захватить Романа Протасевича
На этом месте и возникает парадокс. Несмотря на столь яростные и агрессивные выпады против оппозиции белорусского режима, пропагандисты также “унижают” самого Александра Лукашенко. По всей видимости, поддержка, так называемого, президента Белоруссии означает создание соперника Путина, а поддержка его режима – косвенная защита кремлевского режима. Кроме того, Лукашенко стал крайне неуправляем, что и привело к потере доверия Путина. Теперь, пропагандисты больше не ассоциируют “дружественное государство” с “бацьком”.
Одна из встреч Путина и Лукашенко, состоявшаяся в Сочи в мае 2021 года, дала массу поводов для издевательств над белорусским диктатором. Ведущие телепередачи «60 минут» Ольга Скабеева и Евгений Попов пришли к выводу, что реакция Интернета на купание Лукашенко в холодном Черном море пришлась по душе: “Это не мы, а интернет пользователи говорят: Лукашенко решил нагло изобразить Путина, чтобы продемонстрировать своим врагам, что он все еще не сутулится — он плавал в Черном море с температурой воды 17 градусов по Цельсию”. При этом ведущие дали понять, почему Путин не последовал их примеру — ведь ему не нужно было демонстрировать свое превосходство, которое и без того было очевидным по сравнению с белорусским гостем.
Лукашенко искупался в Черном море на встрече с Путиным, чем вызвал бурю насмешек пропагандистов Крмеля
Все же, пропагандисты РФ хоть и создают негативный образ Лукашенко, не устают повторять, что белорусы это младшие братья россиян. “Они должны брать пример с России, винить во всем Запад и быть стойкими”. В первую очередь это касается санкций. Так как из-за захваченного самолета, Белоруссия также как и Россия оказалась под санкциями, им всем необходимо не боятся международных ограничений. Вот только в Кремле забывают говорить о том, что встреча Байдена и Путина произошла из-за “бряцанья оружием”, которое было устроено российской армией в апреле 2021 года на границе с Украиной, то есть, по причине шантажа российской президента. Также, Россия имеет значительные запасы полезных ископаемых, которых не имеет Белоруссия, а значит, не может просто так, находится в мировой изоляции и “не обращать внимания на санкции”.
В то же время, так называемого, президента Белоруссии российские пропагандисты продолжают политически уничтожать. Подводя итоги встречи Путина с Лукашенко в Сочи, ведущая «60 минут» Скабеева, по сути, суммировала все претензии к Лукашенко: “После встречи в Сочи новой экономической помощи не просил — слава Богу! Крым так и не признал, единую валюту не обсуждал. Об интеграционном процессе речь не шла — увы! Перспективы союзного государства были на повестке дня, а это страшный сон для Запада, который в визите Лукашенко к Путину увидел страшное для себя слово «аннексия»”. Такая линия пропагандистов четко выражает мнение Кремля о Лукашенко, как о не надежном партнере, который “слава Богу, в этот раз не просил экономической помощи”. То есть, деньги “бацька” берет, а страну не отдает. Впрочем, об аннексии тоже речи не идет. Однако слово “присоединение” периодически прослеживается в речах кремлевских политиков. Сравнивают такой статус с Чечней, которая, будучи в составе России, имеет, якобы, достаточную автономию и бесконечно не просит денег у Кремля. Терпение Путина не безгранично, денег Лукашенко получил много и если в обозримом будущем процесс “присоединения дружественного государства” останется на месте, пропагандисты могут начать говорить о “бацьке” более радикальные вещи. Стоит также отметить, что автономность в случае Белоруссии будет весьма условной, ведь, к примеру, “братскому народу Украины”, Путин в государственности отказал.
Вектор заданный Кремлен для пропагандистов приносит свои плоды. Денис Волков, передавая опросы «Левада центра» говорит, что восприятие к Лукашенко у россиян изменилось: “В целом есть понимание, что это другая страна, но есть некое союзное государство, механизм работы которого никто не понимает. Отношение к самому Лукашенко за последние два года заметно ухудшилось: про него все чаще говорят, что он себе на уме, хитрый, ему больше надо от нас, чем нам от него”.
Так называемый, президент Белоруссии, также создает образ “ненадежного партнера” не признавая аннексии Крыма. Его попытки до последнего сохранить нейтралитет с Киевом создают массу тем для российских пропагандистов, которые не упускают возможности тут же перескочить на тему Украины, используя ее пример, как последствия проевропейской направленности. Дело в том, что россиян и белорусов пугают ситуацией в Украине, которая сложилась после 2014 года. Пропагандисты говорят о разрухе, наступившей после отвержения дальнейшей российской интеграции и перенаправленности на сотрудничество с ЕС и США. По их словам, “если Белоруссия вовремя не одумается, то Запад превратит страну в подобие Украины и стран Балтии, которые политически зависимы от мнения Брюсселя и Вашингтона”. Кстати в нереализованной до сих пор интеграции Белоруссии и России также винят Запад, утверждая, что лидеры демократических государств дестабилизируют обстановку в республике.
Рекомендации, как освещать важные для Кремля события, руководители государственных и негосударственных СМИ получают непосредственно от первого заместителя руководителя администрации президента России Алексея Громова и его сотрудников, которые снабжают СМИ так называемыми «темниками». В случае с Белоруссией эти «темники» служат двум главным целям, тесно связанным между собой.
Во-первых, любой ценой не выпустить из своей сферы влияния республику, как это произошло с Украиной. «Уход» Украины воспринимается в Москве и лично Путиным крайне болезненно – достаточно вспомнить недавнюю путинскую статью и его же видеокомментарий к ней.
Статья Путина, где он вспоминает историю и говорит, что русские, украинцы и белорусы это один народ. При этом, государственность и независимость Украины, по его словам, не может быть полноценной без покровительства России
Во-вторых, с точки зрения путинского режима, нельзя допустить в Беларуси “цветной революции”. Свержение Лукашенко, как бы он ни проигрывал в имидже Путину, по мнению российского руководства, может создать нехороший прецедент для недовольных россиян, которые не доверяют власти. Кремль озабочен уровнем лояльности населения накануне имитационных “выборов” в Государственную думу, намеченных на 19 сентября. Об этом свидетельствуют и тюремное заключение Алексея Навального, и сильнейшее давление на правозащитное общество, и беспрецедентная по масштабам зачистка медийного поля – объявление «иностранными агентами» или «нежелательными организациями» неподконтрольных российским властям СМИ.
Но, помимо эти двух сугубо внутренних целей, есть и третья, к которой Москва стремится не первый год. Ведь пропаганда достигает и тех, кого Кремль считает “соотечественниками”, то есть русскоязычных жителей других стран, особенно тех, которые живут в “недружественных”, с точки зрения режима Путина, странах, таких, как государства Балтии. Российское руководство хочет подорвать доверие граждан этих стран к политике их правительств и заразить опасной бациллой цинизма, разрушающей доверие к демократическим институтам.
Источник