клематисы

С ранней весны до поздней осени клематисы создают в саду неповторимый уют и красоту. Ими можно украсить фасад дома, крыльцо, лестницу, балкон, создать живую изгородь по забору, оформить гирляндой цветов калитку, арку, беседку. 

 Они охотно «дополнят» цветение сирени, чубушника, гортензии. Особенно красиво смотрятся среди роз.  Как правильно сажать клематисы

 
В средней полосе России клематисы можно выращивать на любых почвах, кроме болотистых или затапливаемых весной. Молодое растение обязательно сажают в специально подготовленную яму 60х60х70 см, из которой вынимают грунт и заменяют его плодородной смесью торфа (1 ведро), перегноя или компоста (2 ведра), песка (1 ведро), огородной земли (2 ведра) с добавлением минерального удобрения (100– 150 г), золы (2–3 стакана) и доломитовой муки (150–200 г). Конечно, лучше всего яму для весенней посадки готовить осенью, но, если такой возможности не было, сделайте это хотя бы за неделю до посадки. При этом не кладите минеральные удобрения, чтобы не обжечь корни, – только органику. Но в любом случае никогда не используйте свежий навоз!




Размер и состав посадочной ямы определяют всю дальнейшую жизнь растения, ведь сортовые клематисы живут на одном месте десять–пятнадцать лет, а видовые – все пятьдесят. Поэтому к подготовке нужно отнестись со всей ответственностью. На дно обязательно кладут дренаж – не менее 15–20 см гравия, щебенки, битого кирпича, керамзита, крупного песка с камешками или пенопласта, поломанного крупными кусками. Это предохранит корни от вымокания весной во время таяния снега и летом при проливных дождях. Грамотно подобранную опору тоже лучше установить около ямы сразу. 
(См. также Как подготовить почву для роз, сирени и клематисов)
Выбор места посадки
В природе клематисы являются растениями подлеска, то есть любят солнце, но корни должны быть притенены. Их можно закрыть однолетниками, например, бархатцами или календулой, или многолетниками с неглубокой корневой системой, такими как флоксы, ромашки, ирисы, лилейники.




Лучше всего клематисы растут на южной, юго-восточной и юго-западной сторонах участка. Северная экспозиция нежелательна, растение должно находиться на солнце не менее 5–6 часов в сутки. Имейте в виду, что цветки клематиса всегда повернуты к солнцу, то есть они смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Но, например, такие виды, как тангутский (Clematistangutica) и виноградолистный (C. vitalba), хорошо растут на северо-западной и северо-восточной сторонах. 
Выбор места посадки во многом предопределяет не только жизнеспособность клематиса, но и максимально декоративный эффект. Поэтому желательны места, защищенные от ветров.
Лучше всего приобретать двухлетние саженцы с закрытой корневой системой. Они не только более жизнеспособны, но и зацветут в вашем саду раньше. Ведь первый раз во всей красе клематис явится вам только в трех–пятилетнем возрасте. Но в первый год после посадки нельзя разрешать растению цвести, это его сильно ослабит. Приобретая посадочный материал, непременно выясните название сорта – от этого зависит выбор места посадки, вид опоры, способ и время обрезки, время и интенсивность цветения.





Выбор сорта
Для сортов клематиса с темными однотонными цветками фиолетовой, темно-голубой, красной окраски, а также для чисто белых сортов подойдет солнечное, открытое место. Здесь можно высаживать такие сорта, как ‘Gipsy Queen’, ‘Niobe’, ‘Madam van Houtte’, ‘Ramona’, ‘Sunset’, ‘The President’, ‘Kasper’, ‘Toki’, ‘Lady Betty Baltons’, ‘General Sikorski’, ‘Балерина’, ‘Westerplatte’, ‘Rouge Cardinal’, а также сорта группы Витицелла (C. viticella) – ‘Polish Spirit’, ‘Purpurea Plena Elegans’, ‘Viola’, ‘Carmensita’, ‘Royal Velours’.
Польский сорт ‘Polish Spirit’ следует отметить особо. Он очень популярен в Западной Европе, Японии и США благодаря обильному и долгому цветению (с конца июня до начала октября), а также привлекательной листве, не теряющей опрятного вида в течение всего лета. Мировое признание получили и сорта польского селекционера Стефана Франчака – ‘Kardinal Wyszynski’ (золотая медаль в 1990 г.) и ‘Warscwaska Nika’ (серебряная медаль). Эти сорта с ярко-красными и темными красно-фиолетовыми бархатными цветками не теряют окраску на солнце, цветут все лето, прекрасно смотрятся в любых композициях.





Светло окрашенные сорта клематисов представлены ‘Comtesse de Bouchaud’, ‘Blekithy Aniol’, ‘Marmoru’, ‘Gladys Picar’d’, ‘Asao’, ‘H.F.Young’, ‘Hagley Hybrid’, ‘Barbara’, ‘Pink Pearl’, ‘PinkFantasy’, ‘Roko-KoYa’, ‘LutherBerbank’, ‘Esperanto’. Есть среди них и двухцветные: ‘NellyMoser’, ‘BeesJubilee’, ‘Piilu’, ‘CapitainThuilleaux’, ‘Carnaby’, ‘BarbaraDibley’, ‘Pink Champagne’ (Kakio), ‘Andromeda’, ‘Doctor Ruppel’, ‘Fireworks’, ‘Hania’, ‘Jan Pawel II’. Высаживать их следует в полутени, лучше всего на юго-западе и юго-востоке. Такое расположение этих сортов способствует более насыщенной окраске и обильному цветению.




Рекомендую обратить внимание на сорта эстонской селекции. Например, ‘Piilu’ – низкорослый (высота 1,5 м), компактный клематис с лилово-розовыми цветками средней величины, гофрированным краем и темно-розовой полосой в центре лепестка. Он цветет с июля по сентябрь, а при сохранении побегов образует махровые цветки. Сорт ‘Marmoru’ также относится к низкорослым, обильно цветущим клематисам, окраска цветка нежно-розовая с голубовато-сиреневатым оттенком, волнистым краем и зернистой текстурой лепестков. 
Очень красив сорт ‘Blekitny Aniol’ (Голубой Ангел), получивший золотую медаль в 1992 г., со светло-голубыми цветками с гофрированными, более темными краями и золотисто-зеленоватыми тычинками. Такие сорта будут роскошно смотреться на невысоких опорах типа зонтика, конуса, корзины, бабочки, павлина, шара, вазы и др.
Обильно цветущие сорта могут расти и в контейнерах – на балконе, лоджии или в помещении. Это ‘Ruutel’, ‘Westerplatte’, ‘Sunset’, ‘Silver Moon’, ‘Blekitny Aniol’, ‘Niobe’, ‘Piilu’, ‘Comtesse de Bouchaud’, ‘Hegly Hybrid’.
Клематис в помещении, на балконе или лоджии – зрелище потрясающее, но нужно учесть много нюансов. Размер контейнера должен быть не менее 35 л при глубине не менее 50 см, растение в нем может расти до пяти лет, потом потребуется перевалка в емкость большего размера. Застекленные балкон или лоджия должны располагаться не на северной стороне. Кроме того, обязательно установите контейнер на деревянную подставку. Зимует клематис в контейнере на застекленном балконе или лоджии только при условии, что температура там не опускается ниже нуля. Тем не менее, не помешает утеплить контейнер лутрасилом.




Солнечного места в саду требуют сорта с махровыми цветками, особенно те, у которых махровые цветки образуются только на побегах прошлого года (при сохранении лианы), а на побегах нового года – не махровые, простые. Например, 'Veronica’s Choice’ , с цветками сахарно-белоснежными с голубоватым оттенком по краям, или ‘Protens’ с перламутрово-розовыми. А ‘Vyvyan Pennell’ в начале лета цветет огромными (15–18 см) махровыми светлыми сиренево-синими цветками на прошлогодних побегах, а затем такими же большими, но не махровыми цветками на побегах текущего года. Причем цветет так обильно, что листьев не видно. Хороши также ‘Jackmanii Alba’ с очень красивыми бело-голубовато-розовыми цветками и ‘Silvia Denny’ с полумахровыми кремово-белыми. Не стоит расстраиваться, если вам не удалось сохранить побеги прошлого года таких сортов клематиса, как ‘Proteus’, ‘Vyvyan Pennell’, ‘Piilu’. Они зацветут позже, но необыкновенно обильно на побегах текущего года, прекрасными, хотя и не махровыми цветками. 
Особого внимания заслуживают недавно появившиеся в продаже сорта клематисов, цветущие очень красивыми, махровыми цветками не только на сохраненных побегах, но и на побегах нового года. Эти сорта особенно интересны для нашей средней полосы, так как цветки диаметром 15–20 см будут махровыми даже при низкой обрезке лианы. ‘Enitwo’ (торговое название ‘ArcticQueen’, 1994 г.) образует белые махровые цветки в течение всего сезона, причем первые лепестки имеют зеленоватый оттенок. ‘Multi Blue’ (1983 г.) очень обильно цветет все лето махровыми сине-фиолетовыми цветками диаметром 10–12,5 см. У последнего сорта степень махровости цветка и его общее состояние напрямую зависят от возраста куста: чем старше – тем цветки эффектнее.




А голландский двухметровый махровый сорт ‘Blue Light’ (1998 г.) при диаметре цветков до 12 см покажет всю свою красоту в первые же годы жизни. Лавандово-голубая окраска густо-махровых цветков, необыкновенно обильное цветение просто поражают красотой. Сорт ‘Duchessof Edinburgh’ (Англия) обильно цветет все лето белоснежными шапками цветков диаметром до 12,5 см. Нежные бледно-голубые махровые цветки сорта ‘Bellof Working’ украшают куст все лето и имеют очень привлекательный вид, их почти прозрачные лепестки в лучах летнего солнца выглядят невесомыми. Довольно крупные до 15 см бело-голубые махровые цветки сорта ‘Chalcedony’ (1976 г.) (50–60 лепестков) образуются по всей длине лианы (2,4–3 м) с весны до конца лета. Клематис ‘Evijohill’ (торговое название ‘Josephine’, 1998 г.) обильно цветет с середины лета до осени удивительно красивыми густо-махровыми розово-голубоватыми цветками диаметром до 15 см с перламутровым оттенком и ярко-малиновой полосой по центру лепестка.
Крупноцветковые клематисы групп Жакмана, Витицелла и Интегрифолиа цветут на побегах текущего года, поэтому осенью надземную часть лиан обрезают низко, оставляя всего 1–2 пары почек над поверхностью земли (10–30 см). Весной отрастут новые побеги, которые будут цвести с июня по август. Если у клематисов группы Витицелла сохранить несколько здоровых побегов прошлого года, то первые цветки на них будут крупными, с насыщенной окраской, а у сортов ‘Luther Berbank’, ‘Министр’ и ‘The President’ даже полумахровыми. Клематисы этих групп образуют цветки в основном в верхней части побегов, поэтому для них подойдут высокие опоры – арки, решетки, высокие цилиндры из сетки, деревья.





Крупноцветковые сорта групп Ланугиноза, Патенс, Флорида – ‘Nelly Moser’, ‘Barbara Jackman’, ‘Балерина’, ‘Президент’, ‘Доктор Руппель’ – цветут в основном на побегах прошлого года, на которых осенью закладываются цветочные почки. Если лианы срезать, цветение состоится либо очень поздно, либо не состоится вообще, поэтому сильные и здоровые побеги осенью только укорачивают до 1–1,5 м (высокая обрезка) и укладывают на землю, обязательно укрывая.

Мой десятилетний опыт выращивания клематисов позволяет дать совет: обрезать клематисы, особенно махровых сортов, до высоты не более 1 м, лучше всего 50–70 см, тогда цветки будут крупнее и роскошнее.

В качестве опоры клематисам требуется сетка (металлическая, пластиковая, но ни в коем случае не рабица, которая рвет лиану) с небольшими ячейками 3х3 см или 5х5 сантиметров. Цепляясь за нее, лиана сможет повторить любой заданный контур. Опоры для клематисов, требующих высокой обрезки, нужно делать такими, чтобы побеги можно было осенью снять, не ломая. Для этого подходит тонкая капроновая или сплетенная из шпагата сетка, которую можно снять вместе с лианой. Весной перезимовавшие побеги легко поднять вместе с сеткой и вновь укрепить на опоре.





Осенью, когда температура воздуха опускается до нуля, клематисы нужно окучить на высоту 15–20 см: заполнить ведро смесью торфа, песка, садовой земли и перегноя и высыпать на куст сверху. Тогда же клематисы и обрезают в зависимости от сорта и группы обрезки. Если обрезка высокая, оставшиеся побеги укладывают кольцом на образовавшийся холмик и укрывают лапником или лутрасилом. Лично мне очень нравится укрывать картонными коробками, которые потом засыплет снег.
Последнее время возрос интерес к мелкоцветковым сортам и видам клематиса. Большинство из них крайне неприхотливы, хорошо зимуют и обильно цветут даже на северо-западной и северо-восточной сторонах участка. Могут использоваться и в качестве почвопокровных растений, и для создания больших вертикальных композиций, так как не требуют снятия лианы с опоры и укрытия на зиму. Это сорт 'Paul Farges’ (C. fargesioides), встречающийся под названием ‘Summer Snow’, с небольшими белыми цветочками, покрывающими это большое растение высотой 4,6–6 м в течение всего лета и до поздней осени, и сорт ‘Bill MacKenzie’ (C. tangutica), цветущий все лето ярко-желтыми колокольчатыми цветками, образующими после отцветания серебристые соплодия. Конечно, таким большим тяжелым лианам требуется серьезная опора.
Все большее распространение получают княжики, которые раньше относились к клематисам: альпийский (Atragenealpine) и крупнолепестный (A. macropetala). Они цветут весной на перезимовавших побегах колокольчатыми, смотрящими вниз цветками. Зимуют без укрытия, их не надо снимать с опоры, выдерживают морозы до –30оС. Сейчас появилось много сортов княжиков с цветками, разными по окрасу и махровости – ‘Alpina Plena’ с белоснежными махровыми цветками диаметром 6–8 см, ‘Markham’s Pink’ с розово-брусничными махровыми цветками до 10 см в диаметре, ‘Purple Spider’ с насыщенной сине-фиолетовой окраской цветков и т.д.




Подкормки
Первые два-три года посаженные по всем правилам клематисы удобрять не нужно. Весной их следует проливать по земле известковым молоком (100–150 г доломитовой муки или мела на 1 ведро воды), это снизит кислотность почвы и послужит профилактикой грибковых заболеваний. Ранней весной подкармливают преимущественно азотными удобрениями, в фазе бутонизации – раствором коровяка либо полного минерального удобрения, после отцветания нужны калийно-фосфорные удобрения, их вносят одновременно с укрытием на зиму.




Клематисы – рекордсмены по длительности цветения. Есть сорта, цветущие с июня и до снега: ‘Сизая птица’ – 125 дней, ‘Durandii’ – 125, ‘Бал цветов’ – 115, ‘Фантазия’ и ‘Юность’ – 120–130 дней. Все лето цветут махровые ‘Blue Light’, ‘Piilu’, ‘Polish Spirit’. Поздно цветущий сорт ‘Мадам барон Вилар’, который зацветает в августе, цветет всю осень и под снег уходит цветущим. 
Клематис настолько великолепное и пластичное растение, что с его помощью вы сможете воплотить в саду и на балконе все, что подскажет фантазия.

Несколько секретов выращивания клематисов
Если захотите высадить клематис рядом с деревом или кустарником, непременно отделите посадочную яму лианы металлическим или пластиковым листом. Кроме того, расстояние между клематисом и кустарником должно быть не менее 0,5 м. Можно организовать разные сценарии цветения, например, пустить по старому чубушнику сорт клематиса, который «подхватит» цветение кустарника и продлит его. А если посадить рано цветущий клематис или княжик, тогда чубушник и лиана фантастически расцветут одновременно. С помощью клематиса может «зацвести» хвойное растение, например, елочка, сосенка, туя, и даже сухое дерево, если вы посадите лиану рядом.




Если вы решили задекорировать высокое хвойное растение или сухое дерево, нужен высокорослый клематис. Для низкорослых хвойных потребуются и клематисы низкорослые, обильно цветущие с третьей-четвертой почки – 'Niobe’, ‘Piilu’, ‘Comtesse de Bouchaud’, ‘Hegly Hybrid’, ‘Blue Light’, ‘Стасик’, ‘Barbara Dibleu’. Конечно, снимать клематисы с кустарников для укрытия на зиму хлопотно, делать это нужно очень аккуратно, но ради роскошного зрелища стоит постараться. Но можно задачу и упростить – высадить клематисы с низкой обрезкой. Вдохнуть жизнь в созданные вами каркасы или задекорировать цветущей стеной любой уголок сада – этой лиане все под силу.

Эти клематисы сошли на полотно прямо из старого сада Аллы ПАНАРГИНОЙ – экономиста по профессии, художника и цветовода – по призванию. Последние годы она полностью посвятила себя живописи, а самые любимые сюжеты – те, в которых присутствуют цветы. Ее картины побывали уже на трех выставках, а почитатели приобрели для частных коллекции не только в России, но и в США, Италии, Австралии, Новой Зеландии.

Автор: Алексеева Татьяна

лианы

Жимолость вечнозеленая (Lonicera sempervirens)



Жимолость вечнозеленая (Lonicera sempervirens) - красивая лиана, обильно цветущая в теплых защищенных местах в течение всего лета ярко-красными и оранжевыми цветами.

Этот вьющийся вечнозеленый или полувечнозеленый кустарник достигает высоты до 3 м. Побеги голые.

Эллиптические или яйцевидные листья, длиной 3-8 см и шириной 1,5- 5 см, сидят на коротких черешках. Верхняя сторона листьев гладкая, темно-зеленая, нижняя голубовато-сизая, иногда с мягким опушением. Часто 1 или 2 пары листьев под соцветиями срастаются в круглый или чуть продолговатый диск.

Цветки вечнозеленой жимолости не имеют запаха. Их цвет меняется от желтого до оранжево-красного. Венчик имеет длину 4-5 см. Тычинки и столбик немного выступают за отгиб. Цвет ягод шарлахово-красный.

Широко жимолость вечнозеленая распространена в Северной Америке. Интродуцирована в 1686 г. В нашей стране интродуцирована в 1816 г.

В европейской части СССР у этого вида жимолости молодые побеги страдают от мороза. Вполне оправданна для Средней Азии, Кавказа, Украины.



Более устойчив гибрид жимолостей вечнозеленой и шероховатой - жимолость Брауна, имеющая формы с цветками красного, оранжево-красного, темно-оранжево-красного оттенков.

Жимолость Брауна ежегодно цветет в Москве, нередко наблюдается вторичное цветение ранней осенью, но плоды часто не завязываются.



Источник: Лианы. Н. В. Осипова

Читать полностью на http://www.zooclub.ru/flora/plane/ampel/109.shtml


 

вьющиеся

Описание: род относится к семейству гречишных (Polygonaceae). В нем содержится около 150 видов. Среди них преобладают травы, но есть несколько вьющихся кустарников.
Горец Ауберта — Polygonum aubertii



Родина - Западный Китай.

Невысокая вьющаяся кустарниковая лиана. Ствол не сильно одревесневающий. Побеги слабо одревесневающие. Листья яйцевидные, длиной до 4-9 см, копьевидные у основания, волнистые по краю, ярко-зеленые в зрелом возрасте и красноватые в молодости. Цветки мелкие, диаметром до 5 мм, беловатые или зеленовато-белые, иногда слегка розоватые, собраны в многочисленные кисти в верхней части побегов. Цветет летом. Плоды невзрачные, мелкие, беловатые, созревают в конце лета -начале осени. В культуре с конца XIX века.

Размножают посевом семян. Предпочитают лодородные, умеренно-влажные почвы, выносит полутень. В средней полосе России зимой иногда отмирает надземная часть, но быстро отрастает.
Вредители и болезни не отмечены. Использкется в невысоких живых изгородях, в озеленении нижних частей стен. Ценится за ярко-зеленую густую листву.

В ГБС с 1960 г. 1 образец (2 экз.) выращен из семян, полученных из Минска. Ежегодно отрастает до 1,5 м высотой, диаметр куртины 150 см. Вегетирует с конца апреля до заморозков. Темп роста высокий. Цветет в июне-июле. Плоды созревают в сентябре-октябре. Зимостойкость низкая.

Фотография Труфановой Ирины
Горец бальджуанский, или Гречиха бальджуанская — Polygonum baldschuanicum Regel

Родина — Средняя Азия.



Лиана, стебли достигают 15 м длины. Молодые побеги гладкие, зеленые, более старые — серые. Листья широкоовальные или овальные до 10 см длиной, остроконечные, сердцевидные или копьевидные у основания, гладкие, светло-зеленые, на черешках до 3,5 см длиной. Цветки белые с розовато-сиреневым оттенком, мелкие, 0,6-0,8 см в диаметре, собраны в крупные, до 20 см длиной, конечные метельчатые соцветия из разветвленных боковых побегов. Цветет в мае-июне, возможно вторичное цветение в сентябре-октябре.

В условиях средней полосы подмерзает до уровня снегового покрова, но буйно отрастает. Размножается семенами и зелеными черенками. Снижение всхожести семян происходит постепенно, их биологическая долговечность равна 10 - 16 годам. Семена нуждаются в стратификации в течение 2 мес при 2 - 5°С, либо в промораживании в течение 3 сут при - 5 - 8°С. Глубина заделки 1 - 1,5 см.

Рекомендуется для вертикального озеленения в южных районах России. В культуре в Закарпатье, где местами расселяется и дичает. В Киеве нуждается в легкой защите на зиму.



Fallopia baldschuanica (Regel) Holub (= Polygonum baldschuani-cumRegel) существовал в открытом грунте ботанического сада г.Санкт-Петербурга в 1886—1887, 1903— 1904, 1910— 1913 гг.

Фотография из "Velka encyklopedie kvetin a okrasnych rostlin"

маленький сад

Возможности малого сада  

То обстоятельство, что в вашем распоряжении находится лишь маленький садовый участок, вовсе не должно приводить вас в уныние. Поверьте, даже крошечный клочок земли с садовым домиком во главе можно превратить в настоящий оазис, нужно лишь грамотно все спланировать и провести тщательный предпроектный анализ и хорошо обдумать дизайн малого сада. Ведь исправлять уже допущенные ошибки гораздо сложнее, хотя и перепланировка не станет проблемой при профессиональном подходе к делу. Почувствуйте себя настоящим ландшафтным дизайнером!






Зонирование участка

Для начала вам необходимо сделать ситуационный план малого сада, на котором нужно отметить все объекты и постройки, уже расположенные на участке. План надо вычертить не «на глазок», а в точном масштабе, ведь на крохотном участке земли в 2-4 сотки любая погрешность может обернуться полной перепланировкой. Не будете же вы покупать мебель в малогабаритную квартиру, не промерив длину стен! Лучше всего сделать чертеж в масштабе 1:50 в 1 см – полметра), или 1:100 (в 1 см – метр). Теперь, когда ситуационный план у вас перед глазами, вы можете реально оценить шансы вписать в него желаемые элементы и осуществить окончательное проектирование малого сада. Осуществить все задуманное в полной мере вряд ли удастся, увы… Но не расстраивайтесь, ищите компромиссы.
Совмещение функций на участке

Можно здорово экономить место, совмещая в одном планировочном элементе различные функции. Так, к примеру, запланировав дощатый настил, вы не только удачно свяжете архитектуру дома с пространством сада, но и получите удобное место для приема гостей и для детских игр. А если уровень настила приподнять, пусть хоть на 0,3 м, то на его краешке можно неплохо пристроиться как на скамейке.

Не хотите делать деревянный настил? Есть другой вариант: увеличьте ширину отмостки с одной стороны дома до 3-3,5 м и вы получите площадку для вечернего чаепития в кругу семьи или место для барбекю. Кроме того, сделайте отмостку по всему периметру дома не 80-90 см, как по нормативам, а 120 см и вы сэкономите лишние метр-полтора площади на дорожках.

Отличными, вполне естественными границами разных зон малого сада являются подпорные стенки. Они же могут использоваться в качестве лавочек.

Если места настолько мало, что негде посадить даже маленький огородик, то делайте мобильный садик в контейнерах, которые можно разместить на крыльце, ступенях, площадках, каждый раз меняя композиции, состоящие не только из нарядных садовых цветов, но и пряных трав, уместных в качестве столовой зелени.






Элементы малого сада и планировочные линии

Замысловатой формы садовые дорожки и линии планировки интересно смотрятся на достаточно больших площадях, но на маленьком садовом участке нет смысла делать изгибы и многочисленные повороты. Если же прямые линии не нравятся, то пойдите по пути компромисса – используйте разнообразной величины окружности и дуги. Особенно эффектно выглядят плавные волны миксбордеров, лужаек с газоном, цветников и участков с декоративной отсыпкой. Их форма может то сужаться, то расширяться, делая пространство более живописным.
Используйте возможности рельефа

Если на вашем крохотном участке есть хотя бы небольшой перепад высот, то это обязательно нужно использовать для придания большей глубины и выразительности дизайну малого сада.

Если же вы «счастливый» обладатель ровного пространства, то не беда! Воспользуйтесь возможностями геопластики, для этого достаточно устроить несколько приподнятых клумб или стационарных цветочниц, а в идеале – устроить небольшие террасы. Это не столь затратно, как кажется на первый взгляд, учитывая небольшие размеры ваших владений, зато эффект от преобразований полностью изменит сад, а заодно и ваш взгляд на искусство ландшафтного дизайна. Придерживайтесь следующих правил:

— Занимаясь изменением рельефа, не делайте на участке холмы и горки – на столь малых участках эти элементы дизайна скорее подавляют пространство, нежели расширяют.

— Линии террас, вдоль которых будут расположены подпорные стенки, не должны быть прямыми, а лучше – острыми ломаными или плавными изогнутыми. Кроме того, ни в коем случае они не должны делить участок пополам.

— Чуть «притопленные» садики или площадки, а так же террасы, построенные в форме амфитеатра, отвлекают внимание от границ сада и зрительно увеличивают его.

— В случае невозможности искусственно изменить рельеф, попробуйте сделать настилы и площадки разной высоты, которые способны придать саду вертикальную динамику.






Привязка сада к дому (или наоборот)

Связующим звеном между садом и домом обычно служит небольшая площадка перед ним. Как правило, ее оформляют, используя те же цветовые сочетания, архитектурные детали и строительные материалы, что используются в интерьере основного помещения. Часто малый сад, начинающийся прямо около крыльца дома, называют еще одной комнатой, но расположенной под открытым небом

Обычно маленький садовый участок имеет строгие контуры границ, хорошо просматриваемые с любой точки. Чтобы смягчить их, необходимо использовать плавные линии садовых дорожек или мягкого мощения, уводящего взгляд вглубь сада. Для поклонников садов-дзен будет уместен сухой ручей, приковывающий взор своей необычной строгой красотой и лаконичностью. Планировочные линии, уводящие взгляд от дома по спирали, расширяют пространство и придают недостающий объем. Такой же эффект создают линии, расположенные под углом 45° относительно основной постройки. Все эти нюансы нужно проработать при проектировании малого сада, соблюдая основные принципы композиции, используя ситуационный план и накладывая на него планировочную сетку в виде кругов, косых линий, диагоналей…
Границы малого сада

Значительной проблемой на маленьком участке может оказаться неприглядная перспектива за высокими заборами: окружающие соседские постройки, линии электропередач, некрасивые пейзажи, портящие вид и вносящие цветовой и стилистический дисбаланс в выстроенный вами дизайн малого сада. Но здесь можно применить некоторые приемы, которые позволят вам скрасить видимые недостатки.

— Если вы предпочитаете крашеные заборы, то сделайте выбор в пользу светлой краски – тогда ограда не будет так «давить» на зрителя.

— Не повторяйте ошибки некоторых садоводов и не красьте забор в оттенки зеленого. На маленьком расстоянии он вовсе не сольется с зеленью, а наоборот, приблизится к вам.

— Не надейтесь таким же образом замаскировать забор многолетними лианами (виноград девичий и амурский, хмель и др.), потому что как и в случае с зеленой краской темная мозаика листьев лишь привлечет внимание к границам сада, вместо того, чтобы отвлечь его от мизерности участка. Если вы и сажаете растения вдоль забора, то не делайте насаждения сплошными и располагайте их на разном расстоянии от ограды.

— Интересный эффект может дать забор, не одинаковый по высоте.

— Не перестарайтесь с ассортиментом. Оставляйте только самые лучшие, самые любимые растения, ведь большую коллекцию уместить вам все равно не удастся.





Советы по выбору растений для малого сада

Как бы ни хотелось вам иметь на участке крупные деревья (береза, ива белая, сосна обыкновенная, тополь, ель обыкновенная), придется отказаться от них в пользу более компактных экземпляров.

— Помните, что чем больше крона дерева, тем больше площадь питания, необходимая ему, и, соответственно, тем меньше остается места, пригодного для посадки других растений.

— Отдавайте предпочтение растениям, которые будут декоративны в течение всего вегетационного сезона (вечнозеленые многолетники, хвойники, кустарники и деревья с интересной формой кроны, всесезонные цветники), но не переусердствуйте с излишней пестротой, тщательно обдумывайте цветовые схемы и будьте сдержаны с растениями, имеющими пестроокрашенную листву (различные формы ‘Variegata’). Не перегружайте дизайн малого сада яркими вызывающими красками.

— Используйте правило выбора максимальной высоты растений планируемого сада: от точки обзора до рассматриваемого вертикального объекта должно быть расстояние, равное его удвоенной-утроенной высоте. То есть, если вы сажаете деревце, которое в перспективе должно вырасти до 6 м, то лучше всего оно будет выглядеть с расстояния 12-18 м.

— Сегодня выбор привычных растений, имеющих различные карликовые формы, достаточно велик, поэтому всячески старайтесь использовать их.

— Обратите внимание на мелколистные растения с гибкими веточками и на декоративные злаки и травы, которые придают недостающий объем и глубину, а так же необходимый динамизм пространству за счет постоянного движения (колыхания и шелеста от малейшего ветерка).

Надеемся, что эти советы помогут вам правильно спланировать малый сад и получить море удовольствия, как от процесса его создания, так и от созерцания результатов своего труда. А фотографии малых садов, представленные в галерее, окончательно разбудят ваше воображение






















































 
и еще одна статья

Цветочный уголок в розово-белых тонах
Разрушить унылую прямолинейность можно, устроив посреди дорожки своеобразную клумбу. Вынув несколько плит и очертив круг, поверхность засыпали гравием. В центре установили декоративные солнечные часы, а две клумбы в виде полумесяцев с цветами (это могут быть чистец, полынь, резуха, ковровые флоксы, лаванда, герань) создают плавный переход к травяной поверхности газона. Когда в мае зацветает посаженная на газоне робиния щетинистая (Robinia hispida) Macrophylla, ее розовые кисти переключают внимание на себя. Вынутыми плитами можно выложить на газоне справа круг и поставить внутри него растения в горшках. В углу под плакучей ивой растут тенелюбивые папоротники, ландыши и вечнозеленые растения, выносящие затененность. Газон отделяет от террасы смешанная рабатка из роз и травянистых многолетников в нежной бело-розовой с голубым гамме. Это могут быть, к примеру, сальвия, колокольчики, пионы, флоксы, качим, ирисы, астры. Если к тому же покрасить деревянный забор в белый цвет и украсить его столбы белыми деревянными шарами, ваш маленький сад станет намного приветливее.




А если вообще отказаться от газона?
Сад можно реконструировать более радикально. Например, вообще отказаться от газона, требующего постоянной стрижки. В правой половине сада в обрамлении из плиток устроен небольшой прямоугольный водоем. Там, где раньше был газон, теперь растут декоративные злаки, примулы, функии. ромашки, астильба и рододендроны. На левую половину, к кругу, засыпанному гравием, ведет вторая мощеная дорожка. Пространство между дорожками покрыто плотным ковром из низких растений, таких, как ацена (Асаепа) или живучка (Ajuga). Перед террасой посажены невысокие кустарники: курильский чай, гибискус, кариоптерис и легкие в уходе многолетники (котовник, ясколка, свинчатка и др.).





В живописном обрамлении
Деревянная пергола зрительно отделяет террасу от сада. По ней можно пустить плетистые розы: желтую 'Golden Showers' и ярко-розовую 'Rosarium Uetersen'. Внизу по краю террасы тянется желтая рабатка из манжетки, рудбекии, кореопсиса, энотеры (ослинника) и солнцецвета с красными вкраплениями гайллардии и монтбреции (крокосмии).
Немного переделана и мощеная дорожка: несколько плит переместили на левую сторону, в результате чего с правой стороны образовалось углубление для искусственного прудика с соответствующей растительностью. Желтый бордюр из манжетки тянется вдоль дорожки до самой калитки, обрамленной еще одной перголой.



зимнее укрытие

Об укрытии растений: защищаем гортензии, рододендроны, розы, хвойные   http://www.vestnik-cvetovoda.ru/plant_growing/consultation/news13630.php

В последнее время в наших садах появилось много новых видов и сортов растений, выведенных и выращенных в более тёплом климате. Их жизнь у нас невозможна без укрытия на зиму, хотя бы в первые годы после посадки. Как оценить степень зимостойкости растения, выбрать и соорудить для него подходящее укрытие, рассказывает садовод и коллекционер растений из Санкт-Петербурга Татьяна ПОПОВА.





Оцениваем зимостойкость растений

Для оценки холодостойкости растений многие фирмы указывают зоны USDA. По этой классификации в средней полосе России и на Северо-Западе без укрытия надежно можно выращивать растения, относящиеся к 3—4 зонам, растения 5-й зоны нужно укрывать на зиму, а 6-й не всегда зимуют даже под укрытием.

Оценивая возможности выращивания растений в определённом климате, правильнее говорить не только о холодостойкости, но о зимостойкости в целом, так как гибель может быть связана не только с низкими температурами, но и с распространением болезней из-за сырости, ожогов и других неблагоприятных условий, которые часто обозначают одним словом «замёрзли».

Очень важна также способность растений к восстановлению после подмерзания. На способность растений сохраняться зимой, кроме биологических особенностей конкретных видов и сортов, влияет много факторов: особенности погодных условий текущего года, климатические особенности района и даже конкретного участка, возраст и состояние растений. Оценив всё это в каждом данном случае нужно решать вопрос о зимнем укрытии.
Основные правила укрытия растений

Можно предложить много конкретных способов укрытия и использования различных материалов, но правильнее разобраться в возможностях и опасностях разных видов укрытий и создать свою систему подготовки растений к зиме и их укрытия с учётом местных особенностей и своих возможностей. (см. также видеоматериал Укрываем розы на зиму)

При решении вопроса о том, что и как укрывать,нужно помнить следующее:

1. Растения не теплокровные существа и «одевать» их бесполезно. Тепло зимой поступает только от земли и, чтобы повысить температуру в укрытии, нужно уменьшить потерю тепла с помощью теплоизолирующих материалов. Чем ниже укрытие, тем оно теплее. Применение различных чехлов, обматывание растений прямо на опоре, например плетистых роз, может защитить от ожога, ветра, но не от холода.

2. Основным теплоизолирующим материалом в наших условиях является снег. Если бы всю зиму лежал рыхлый слой снега, большинство выращиваемых у нас растений могло бы зимовать без укрытия. Все укрытия нужно делать так, чтобы они равномерно укрывались снегом, а, значит, не были слишком высокими, не имели козырьков, препятствующих укрытию земли снегом.

3. Очень хорошо сохраняют тепло материалы, содержащие воздух, поэтому укрытия должны содержать воздушные прослойки, а утепляющие материалы быть рыхлыми.

4. Основная причина гибели растений в укрытиях — развитие болезней в условиях повышенной сырости, поэтому нужно бороться с инфекцией на укрываемых растениях, делать укрытия более сухими, обязательно предусматривать их проветривание поздней осенью и весной, не допускать затекания в них воды.

Кипарисовик, укрытый тканевым чехлом.




Теперь рассмотрим различные виды укрытий и особенности их применения. (см. также Все виды зимних укрытий растений: для роз, клематисов, винограда, хвойных, рододендронов, гортензии, вересков, юкки...)
Виды зимних укрытий: мульчирование

Мульчирование — это укрытие поверхности земли рыхлым материалом с целью уменьшения отдачи тепла и лучшего сохранения корневой системы. Мульчирование применяют практически на всех растениях, но особенно оно важно для растений с поверхностной или недостаточно холодостойкой корневой системой и для луковичных.

Для мульчирования можно применять перегной, торф, опилки, опавшие листья и другие материалы. Особо нужно обратить внимания на кустарники с шейкой, склонной к подопреванию. Обычно советуют не мульчировать область, непосредственно прилегающую к стволам, но практически сделать это очень трудно, дождями и тающим снегом мульча перемещается к стволам. В этом случае помогает засыпка области шейки крупным песком с небольшой горкой у ствола. Песок хорошо предохраняет шейку и кору в нижней части стволов от подопревания и гниения в течение всего года. Укрытие растений опавшими листьями очень распространённая рекомендация. Но нужно иметь в виду, что слой подсушенных листьев, засыпанный по сухой земле, имеет хорошие теплоизолирующие свойства, а мокрые слежавшиеся листья только способствуют гниению. Это особенно опасно для растений с зимующими розетками, например, корейских хризантем, поэтому для них такой способ укрытия не подходит, особенно в сыром климате.

Рододендрон, замульчированный торфом с защитой шейки крупным песком.
Виды зимних укрытий: окучивание

Окучивание растений с целью утепления — это подсыпка земли или другого рыхлого материала: торфа, опилок и т. д. к основанию куста. Слой материала высотой в 10—40 см повышает температуру в области корневой шейки и позволяет сохранить имеющиеся здесь почки. Окучивание применяется на многих видах растений, в частности на гортензиях, клематисах, розах, но для многих растений окучивание опасно, так как приводит к выпреванию коры в области шейки.

В районах с более континентальным климатом, где существует резкая граница похолодания, рекомендуется большинство растений окучивать после установления морозов и подмерзания поверхности почвы. В неустойчивом климате, в частности на Северо-Западе, установление зимы неопределённо, и окучивание деревьев и кустарников, склонных к подопреванию, недопустимо. Это относится, например, к декоративным и плодовым вишням и сливам. Нельзя окучивать розы после образования на них морозобоин, так как это приводит к проникновению инфекции через образовавшиеся трещины.





Окучивание и пригибание пильчатой гортензии.
Виды зимних укрытий: пригибание

Очень часто мы выращиваем кустарники, надземная часть которых недостаточно холодостойка, например, кустарники, цветущие на побегах прошлого года, и закладывающие цветочные почки с осени. Эффективным и очень простым приёмом сохранения таких растений является их пригибание с последующим укрытием снегом. Укрепить растения в горизонтальном положении можно, привязав их к вбитым в землю колышкам, закрепив проволочной дужкой, удобно использовать имеющиеся в продаже проволочные подставки с кольцами для поддержки кустов.

Растения лучше пригибать не до самой земли или подкладывать под них решётки, доски, чтобы ветви не подгнивали при контакте с сырой землей. Пригибать нужно до наступления морозов, пока древесина не стала слишком хрупкой. Часто наклонённые растения дополнительно прикрывают нетканым материалом. Обязательно наклоняют плетистые и кустарниковые розы, крупнолистные гортензии, вейгелы и др. Весной кусты нужно поднять до начала отрастания новых побегов, иначе они искривятся.
Виды зимних укрытий: воздушно-сухое укрытие





Воздушно-сухое укрытие гортензии. Нижний слой — толстый лутрасил, верхний — серебристая пленка. Открыт продух для проветривания.

Наиболее надёжным укрытием для теплолюбивых растений, но и наиболее трудоемким является «воздушно-сухое укрытие». Оно состоит из прочного каркаса, выдерживающего тяжесть снега, обычно не выше 60 см, утепляющего слоя и влагоизолирующего слоя.

Каркас можно сделать из толстой проволоки, деревянного ящика, щита, положенного на опоры, в простейшем случае можно положить доску на два чурбачка. Теплоизолирующим и одновременно притеняющим материалом может быть лутрасил (спанбонд) или полотнища, сшитые из старой ткани, причём любой: синтетической, шерстяной, хлопчатобумажной. Влагоизолирующий слой — прозрачная или чёрная полиэтиленовая плёнка, рубероид. Очень хороша серебристая пленка, продающаяся в качестве мульчирующей, она непрозрачна, но не нагревается как чёрная. При использовании прозрачной плёнки без притенения весной укрытие превращается в парник и растения перегреваются.

Главная проблема укрытия с помощью плёнки — сырость. Обеспечить сухость в укрытии можно следующим способом. Убрать из укрытия сорняки, опавшие листья, и т. д., оборвать все листья с укрываемых растений, предварительно просушить укрываемый цветник, сделав над ним плёночную крышу, или покрыть всю поверхность сухой землёй (например, из просушенной теплицы), использовать только сухие материалы.

Обязательно нужно сделать продухи для проветривания, их можно закрыть плёнкой плотно при наступлении морозов, а можно на всю зиму оставить закрытыми несколькими слоями лутрасила, чтобы обеспечить небольшое проветривание во время оттепелей и весной.




Воздушно-сухое укрытие роз.

Сроки укрытия зависят от особенностей растений, так теплолюбивые гортензии можно укрывать с начала октября, после начала систематических заморозков, а розы только с конца октября, т. к. более раннее укрытие требует, чтобы они были раньше обрезаны, что может вызвать осенний рост побегов и их последующую гибель.

Но ждать установления морозов для начала укрытия, как рекомендуют многие пособия, я считаю очень вредным. Обычно похолодание сопровождается снегом, который мешает укрывать розы, а при правильном укрытии и наличии продухов розы никогда не подопреют. Я укрываю таким способом розы и гортензии больше 25 лет и при любых погодных условиях они сохранялись очень хорошо, а за эти годы температура дважды опускалась ниже —40 градусов.

Воздушно-сухое укрытие требует своевременной и постепенной уборки весной. Когда с укрытия сойдёт снег, нужно открыть продухи, затем снять пленку, а окончательно снять всё укрытие только после полного оттаивания земли.
Виды укрытий: воздушно-мокрое укрытие




Сложности воздушно-сухого укрытия заставляют искать ему альтернативу. Обычно предлагается использовать еловый или сосновый лапник или его сочетание с нетканым материалом. Но, чтобы сделать хорошее укрытие, лапника нужно много. Купить лапник практически невозможно, а самостоятельная его добыча в лесах наносит им большой вред, да и лесов вокруг наших садов почти не осталось. Смысл такого укрытия в том, что вокруг растения сохраняется воздушная прослойка, но растение от влаги не изолируется и может намокать и просыхать, постоянно проветриваясь. Важно, чтобы растение не прижималось плотно к земле.

Воздушно-«мокрое» укрытие с помощью пластмассовых ящиков и лутрасила.

Лучше всего такое укрытие получается, если на низкую опору (она может быть не такой прочной, как в предыдущем способе) положить плотный нетканый материал в 1—2 слоя. Опору просто сделать, положив рейки на кирпичи или брёвнышки. Можно использовать решётчатые пластмассовые ящики для овощей. Очень хороший эффект даёт такое укрытие для череночников. Черенки не прижимаются к земле, не гниют и очень хорошо зимуют.




Рис.2. Воздушно-«мокрое» укрытие черенков.

Укрывая таким способом хризантемы или флоксы (в морозную бесснежную осень), я использую в качестве опоры остатки их стеблей, торчащие после обрезки, и по ним укрываю тканью или толстым лутрасилом. Сроки укрытия и весеннего раскрытия в этом способе не критичны, растения могут находиться под таким укрытием в любую погоду.
Защита рододендронов и хвойных в зимне-весенний период

В наших садах мы выращиваем в основном холодостойкие рододендроны и хвойные растения, но часто они зимуют плохо. Это связано не с подмерзанием, а с «ожогом», подопреванием или иссушением. Укрытие таких растений отличается от рассмотренного выше, их важно притенить, защитить от ветра, облома ветвей снегом.

При укрытии вечнозеленых растений вообще очень опасно использовать пленку, и даже плотный лутрасил иногда вызывает подопревание хвои. Я в большинстве случаев использую специально сшитые чехлы из светлой ткани (например, из старых простыней). Чехлы подбираю по размеру растений, что одновременно служит для них и обвязкой. Около растения ставлю палку выше него или шалашик из трёх палок (на шаровидных растениях) и на них надеваю чехол, закрепляю его с помощью веревки. Палки делают укрытие конусовидным, способствуют равномерному укрытию снегом, не дают снегу прижимать верхушку растения.

Можно укрыть вечнозеленые растения ящиками, но в них обязательно должны быть щели, а полиэтиленом нужно накрыть только крышу. Под стелящиеся хвойники хорошо подложить деревяшки или решётчатые пластмассовые ящички, чтобы снег не прижимал их к земле. Обычно растения обжигаются ранней весной, но важно притенять их ещё с осени, т.к. сделать это аккуратно и своевременно весной трудно. Снимать притенение нужно только после полного оттаивания земли в пасмурную погоду.

Обычно укрывают растения не одним каким-нибудь способом, а сочетанием нескольких. Например, плетистые розы окучивают, наклоняют, а затем укрывают.






Розы, укрытые полиэтиленовой крышей для просушки. Конец сентября — начало октября.

В заключение хочу сказать, что растения гибнут от неправильного, а не от слишком хорошего, тёплого укрытия. Ещё раз хочу подчеркнуть, что самое тёплое укрытие получается при использовании плёнки, так как она не даёт тёплому воздуху, поднимающемуся от земли, выходить из укрытия. Но при этом очень важно соблюдать следующие правила: укладывать пленку только на опоры, лучше на лутрасил, избегая её контакта с растениями, не укрывать растения с листьями, по сырой земле, вовремя проветривать и убирать укрытия.

Если выполнение всех правил невозможно, лучше совсем отказаться от плёнки. Эффективность укрытия сильно зависит не только от особенностей климата данного места, но и от погоды данной зимы, а это невозможно предугадать. Поэтому нужно укрывать так, чтобы улучшить условия зимовки при любой возможной погоде. Я всегда задаю себе вопрос: «Как поведёт себя задуманное мной укрытие при той или иной погоде?» Главный принцип: «Не навреди!»

Выращивая широкий ассортимент растений, особенно в северных районах, невозможно обойтись совсем без их укрытия. Важно выбирать более устойчивые виды и сорта, соблюдать оптимальную агротехнику и, прежде всего, не перекармливать растения азотными удобрениями (полностью исключить азот из подкормок с августа!), своевременно бороться с болезнями и вредителями, соблюдать сроки посадки, особенно осенней. Все это позволит свести работу по укрытию к минимуму.

Фото и рисунки автора.

Опубликовано в Вестнике цветовода, №20 (112).  http://letika.ru/podgotovka_sada_k_zime ---хвоя зимние укрытия 

укрытие

укрытие хвои и роз

укрытие

мои розы

мои розы леонардо да винчи





Цвет: насыщенно-розовый
Кол-во цветков на стебле: 3-5
Аромат: слабый
Размер цветка: 7-10 см
Высота: 70-110 см
Ширина: 60 см
USDA: Шестая зона
Устойчивость к мучнистой росе: +++ 
Устойчивость к черной пятнистости: +++ 
Устойчивость к дождю:  +++
Цветение:+++

санрайз
 




Санрайз. Цвет насыщенно- кремовый . Размер цветка до 6см. Повторное цветение хорошее . Высота куста до 60см, ширина до 50см. Это достаточно большая роза для миниатюрки, поэтому мы относим их к минифлоре. Роза по форме напоминает чайно-гибридную форму, полумахровая, особенно обильно цветет осенью. Густой куст достигает высоты более полуметра, стебли выростают длинными, в отличие от многих миниатюрных роз. Роза прекрасно подходит для посадки в клумбе, цветник со срезочными розами.

жельторс




Высота 60-70см, цвет красно-оранжевый, цветок держит недели 3-4, диаметр цветка 10-12см, со временем выгорает, лепестки грфрированы. Куст компактный, обильноцветущая. Достаточно зимостойка, устойчива к болезням и вредителям, а так же к дождю,так во всяком случае обещают розоводы,но у меня жельторс болеет мучнистой каждый год,все остальные сорта тьфу тьфу пока нормально.


арифа

Arifa (Арифа)



Двухцветная роза. Цветки нежно-белые, переходящие в яркий малиновый оттенок, очень привлекательные, Диаметр от 8 до 10 см. Аромат сильный, с нотками цитрусов и мят. Цветки чашевидной формы, иногда бывают собраны в соцветия. Кусты прямые, густые. Неоднократный призер различных конкурсов. Очень устойчив к заболеваниям, зимостоек.

Аромат:
Аромат сильный, с нотками цитрусов и мят

Диаметр цветка (см):
8-10

Растение:
60

Устойчивость к заболеваниям:
Высокая



мими эден






Цвет: биколор, насыщенно-розовый, нежно-розовый
Кол-во цветков на стебле: 5-10
Аромат: ?
Размер цветка: 3-4 см
Высота: 55-85 см
USDA: Шестая зона
Устойчивость к мучнистой росе: ++ 
Устойчивость к черной пятнистости: ++ 
Устойчивость к дождю: ++
Цветение: повторное

Цветки махровые, двухцветные, глубоко розовый на внутренних лепестках и бледно-розового цвета или слоновой кости на внешних лепестках. От 27 до 40 лепестков. Появляются в больших кистях, чашевидные. Цветет в течение всего сезона. Куст почти или совсем без шипов. Листва средняя, полу-глянцевая, темно-зеленая. Высота от 55 до 85 см. Ширина от 90 до 110 см. Может быть использован для бордюров, контейнеров, срезки или в саду.

Восхитительный романтический спрей-цветок двухцветной окраски - белый с зеленоватым оттенком на наружных лепестках и нежно-розовый в середине, шарообразный, некрупный, 3-4 см в диаметре, густомахровый, собранный в соцветия по 5-10 шт. Период цветения - с конца июня до первых заморозков, постепенное в течение всего сезона, обильное.

рим

Собор Святого Петра — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.

3531557_large

Оригинал статьи на LifeGlobe.net

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима — купол собора Святого Петра, главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков…

Petersdom_von_Engelsburg_gesehen

Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

vatican8

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

2121359

3160575_large

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.

1701743

1576973

1320156

Вид со стороны собора на площадь

3555374_large

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” — “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.

3002506_large

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны — Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

2463656

Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре — апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

2507768

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

Baldahin

Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

2641658

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище.

1044267

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.

D?me de la basilique Saint-Pierre du Vatican, Italie

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк — со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.

IMG_9590

94779

Высота фасада — 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.

1954403

Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. “Навичелла”. Рельефы крайнего левого портала — “Врат смерти” — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

DSC_0937_web1449290

30769_or

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

2506138

В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.

1405229

В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.

Pieta

Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе.

Matilda

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе — введении нового, григорианского, календаря. Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой надгробие Климента XIII. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

21214362145233

По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы римских пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого — апостола Петра. Многочисленные надгробия римских пап, установленные в соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами — Джотто, Бернини, Микеладнджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсена. В соборе хранится Копье сотника Лонгина — то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится часть мощей архиепископа Константинопольского Св. Иоанна Златоуста.

21484151320087

До 1990 года собор Святого Петра в Риме являлся самым большим христианским храмом в мире (в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот’д Ивуар — бывший Берег Слоновой Кости). Размеры собора потрясают. Он занимает площадь в 22067 квадратных метров. Высота собора составляет 133 метра, длина с портиком — 211,5 метра. Кстати говоря, крупнейшая в мире христианская церковь — та самая базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро — возведена по образцу Собора Святого Петра.

Basilique_de_Yamoussoukro

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонаротти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

<Digimax D53>

Собор Святого Петра стал символом могущества католической церкви. Но также стал и образцом, чьи черты узнаваемы во всех крупных храмовых всех постройках христианских стран последующих столетий.

DSC_0677_web

Ещё пара ночных видов собора Святого Петра

angelsbridgeandbasilicadisanpietroatnight

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

2562467

1337725

взято с интернета