Вечный итальянский жених
- 27.09.14, 19:46
Итальянец с заурядной внешностью, от которого сходили с ума миллионы женщин. Великий актер, снимавшийся у гениальных режиссеров. Мальчик, из бедного римского квартала, добившийся успеха и признания. «Счастье состоит в том, чтобы всегда говорить правду, не причиняя никому боли» - сказал главный герой фильма «8 с половиной», сыгранный Мастроянни, которому в этом году исполнилось бы 90 лет.
Мальчик, родившийся 28 сентября 1924 года в горной деревушке Фонтана-Лири (Италия) в бедной семье столяра, ставший третьим ребенком, не понаслышке знал о голоде. Семья жила в одной комнатке. Родители постоянно ссорились из-за нехватки денег. Марчи спал на одной кровати с матерью, потому что в комнате не было места, братья лежали рядом с кроватью на полу, а отец — в коридоре. Но мальчик не видел в этом ничего странного, ведь в то время все его друзья жили так же. В 10 лет он уже окончил ремесленное училище и с тех пор работал, чтобы принести домой лишнюю копейку.
После окончания Второй мировой войны он поступил в Римский университет, чтобы учиться архитектуре и стал играть в любительском театре. Однажды в театр пришел известный театральный режиссер Лукино Висконти, который тут же пригласил молодого актера к себе в профессиональный театр «Элизео». И Марчелло бросил 4-й курс университета. Так началась его актерская карьера.
В это время он знакомится со своей будущей женой - актрисой Флорой Карабеллой. Ее внимание к нему было исключением из общего правила — в те годы Марчелло не пользовался успехом у женщин. Тогда он признавался: «Я не отношусь к числу мужчин, способных вызвать страсть, но зато произвожу впечатление надежности, и девушки пишут мне, рассказывая о своих переживаниях на любовной почве, как старшему брату».
У Марчелло в те годы не хватало денег на еду, и его, вечно голодного, Флора кормила принесенными из дома пиццами и бутербродами. А однажды, она привела Мастроянни в гости и открыла перед ним холодильник, доверху набитый всевозможной едой. Такого, мальчишка из бедного квартала, никогда в жизни не видел, может быть это и заставило его принять решение о женитьбе.
В 1946 году Флора и Марчи поженились, через год у них родилась дочь Барбара. Это был брак на всю жизнь - узы, которые основывались на уважении, привязанности, взаимопонимании. Флора Корабелла - его единственная законная жена, которую он называл самой лучшей подругой, сестрой, и матерью, но никогда — любимой. Поначалу, узнав о его изменах, она крушила мебель, и кричала, как ненормальная, а потом смирилась, поняв, что он должен постоянно влюбляться, чтобы черпать вдохновение. Ведь есть чувства сильнее любви и именно они были основой их брака.
Тем не менее Мастроянни всегда звонил супруге по нескольку раз на день, вызывая насмешки у женщин, с которыми у него были романы. «Я должен отчитаться, что у меня все нормально» - говорил он очередной любовнице после ночи любви. И через минуту с упоением рассказывал Флоре, какие у хозяйки дома, где он находится, диванные подушки: «Ткань… Фактура… Мне кажется, такие подушки хорошо подошли бы к нашей гостиной, правда, дорогая?».
А Мастроянни играл роль, навязанную ему журналистами, «итальянского жениха» или «latin lover» (латинского любовника). «Синьор Мастроянни, когда вы заметили, что безумно нравитесь женщинам? - Ну, скажем, тогда, — говорил актер, — когда я заметил, что женщины нравятся мне самому».
После фильмов «Белые ночи» (1957) и «Злоумышленники неизвестны» (1958), Мастроянни заметил великий Федерико Феллини. Официальное знакомство двух гениев состоялось в 1960 году, когда Феллини предложил Мастроянни сыграть главную роль в своей ленте «Сладкая жизнь». Он попросил сценарий, и когда открыл врученную ему папку, увидел стопку чистой бумаги, и лишь на одном листе оказался рисунок Феллини - человек. Как рассказывал сам режиссер «На первой странице я нарисовал человека, которого ему предстояло сыграть. Он был один в лодке посреди океана, член его свисал до самого дна, а вокруг плавали обворожительные сирены». Мастроянни поднял голову и сказал: «Мне понравилась роль, я согласен». После «Сладкой жизни» они стали лучшими друзьями. И даже такую вредную привычку Мастроянни, как курение (он выкуривал по три пачки в день и невероятно этим гордился), Феллини прощал своему другу-актеру.
Выиграв две награды Британской академии кино, Мастроянни в 1963 году опять работает с Феллини в фильме «Восемь с половиной» (1963), где многие события пересекается с жизненными перипетиями самого актера. Сюжет фильма о режиссере Гвидо Анселми, который находится в творческом тупике и ищет источники вдохновения. «Он хочет все и сразу, не может выбрать что-то одно. Каждый день меняет решение, потому что боится упустить что-то единственно верное». Именно так было и в жизни Марчелло Мастроянни.
«Вы могли бы все бросить и начать с нуля? Выбрать что-то одно, только одно, и отдаться ему целиком, так, чтобы оно стало целью всей вашей жизни…?», — спрашивает Гвидо, и сам же отвечает на свой вопрос: «Не получится».
Мастроянни приписывали романы с самыми известными и шикарными женщинами того времени: Урсула Андресс, Жаклин Биссет, Катрин Денев, Фэй Данауэй, Анита Экберг, Настасья Кински, Роми Шнайдер, Софи Лорен, Марта Келлер, Моника Вити. Но сам актер говорил так: «Я никогда не считал женщин — я их только любил! В этой жизни они дали мне любовь. Может быть, я дал им меньше».
Первый серьезный роман, покачнувший семейную идиллию, вспыхнул во время съемок «Место для любовников» в 1968 году с Фэй Данауэй. В течение трех лет они тайно встречались, прячась на квартирах друзей. Но Фэй надоела роль любовницы и она потребовала большего. Мастроянни долго мучился, и принял решение остаться с семьей. «Я любил Фэй, любил очень сильно, — позднее признался он. — Но все закончилось очень болезненно, и после этого мы не разговаривали. Я больше не хотел ее видеть». После тяжелого разрыва он нашел утешение в объятиях законной супруги.
Но было и более серьезное увлечение в жизни Мастроянни, его самая большая любовь – Катрин Денев. Они встретились 4 января 1971 года на съемках, ему было 47 лет, а ей 27. Как-то актер сказал: «Моим идеалом всегда была Мэрилин Монро — красивая блондинка с налетом вульгарности. Меня никогда не тянуло к женщинам типа Греты Гарбо. Гарбо была королевой. А чего хочет королева? Выбрать себе короля, чтобы командовать им. Разве она сумеет, скажем, сварить яйцо всмятку?». Холодная и неприступная Катрин, казалось бы, не соответствовала типажу домохозяйки. Несмотря на это, их страстно тянуло друг к другу. К огромному удовольствию Марчи, через некоторое время на съемках Катрин переезжает из своего вагончика к нему. Теперь они не расставались ни на минуту, он представлял Денев как свою невесту, а она научилась готовить его обожаемую фасоль.
В этот период Мастроянни принимает важное и сложное решение в своей жизни – развестись. Он делает предложение Катрин, но та отвечает отказом. Это был для него не просто шок, это было трагедией. В депрессивном настроении он возвращается к своей супруге, с которой еще не успел развестись. И Флора, конечно, его принимает: «Зачем ты связался с француженкой? – только и произносит она. - Это же смешно!»
Но на этом отношения Мастроянни-Денев не закончились. Оказалось, что Катрин ждет ребенка, и счастливый Марчи переезжает в Париж, чтобы быть рядом с любимой. Правда, каждый день он обязательно звонил жене и делился новостями о прошедшем дне. В 1972 году в Париже родилась его любимица - дочь Кьяра, по этому поводу он закатил небывалый праздник — всех прохожих угощали шампанским.
В 1974 году Мастроянни во второй раз сделал предложение Денев, но снова получил отказ. А вскоре они расстались. Как сказала Катрин «Наши отношения не могли больше продолжаться. Они превращались в ненужную, скучную привычку». Но к Флоре он уже не вернулся, она дала ему развод, хотя они продолжали быть друзьями.
Все это актер продолжал сниматься, ярких ролей не было, но Мастроянни оставался любимцем критиков, режиссеров и женщин. В это же время в его жизни появляется француженка- кинорежиссер Анна Мария Тато, про которую он говорил: «Это очень гордая женщина, красавица, очень милая и порядочная". С Тато Мастроянни прожил 20 лет и встретил свой последний, 72-й день рождения.
Даже будучи уже тяжело больным, страдая от рака поджелудочной железы, Мастроянни не прекращал играть, и даже вернулся на театральную сцену. Каждое утро, только для того чтобы выйти на сцену, Марчелло проходил изнурительные процедуры химиотерапии. Но, несмотря на тяжелую болезнь, говорил: «Может быть, я и стал занудой, но все равно смотрю на жизнь с оптимизмом. И синьору с белой бородой там, в небесах, говорю: не обращай на меня внимания, пусть я еще поживу!».
На 72 году жизни болезнь не дала ему шансов и великий актер умер 19 декабря 1996 года в своей Парижской квартире на улице Сены. В этот день фонтан Треви в Риме, ассоциирующийся с ролью Мастроянни в фильме «Сладкая жизнь», где в полночь он купался с актрисой Анитой Экберг, был отключён и задрапирован чёрной тканью в знак уважения. За свою творческую жизнь Марчелло Мастроянни снялся в более 70 фильмах и удостоился награды - Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». На похоронах не сдерживала слез Катрин Денев с дочерью Кларой. Именно они провожали Марчелло Мастроянни в последний путь в его родном Риме, где он завещал себя похоронить.

Коментарі