ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАЧЬИХ ЛАМПАСОВ
Откуда они взялись?! Почему с ними, что называется, огнем и мечом боролись большевики?
По распоряжению Донбюро за ношение лампасов, как равно и за ношение погон, царских наград, фуражек, мундиров, за слово «казак», «станица» и т. д. – полагался расстрел на месте. Лампасы вырезали на ногах казакам каратели Ленина, Свердлова и Троцкого, предварительно выколов им глаза и приколотив гвоздями к плечам погоны. На жаргоне карателей «полковник», например, назывался «костыль», потому что его погон без звездочек приколачивался к плечу жертвы железнодорожным костылем, погоны есаула, сотника, хорунжего приколачивались гвоздями или ухналями по числу звездочек. Так что наши погоны и наши звездочки,
наши лампасы окрашены кровью жертв революции и геноцида, который за ней воспоследовал. Так что же означали лампасы?
За что так ненавидела их, обрушиваясь на Тихий Дон, «пролетарская диктатура»? Существует легенда, как лампасы появились в XVI веке… Царь московский пожаловал казаков наградою за то, что они одни остановили татарское и ногайское нашествие на Русь, рассеяв врагов в степи, собственными жизнями заслонив царство Московское от погибели. Царь
пожаловал казаков хлебом, ружейным припасом и сукном… Сукно было двух цветов: синего много и алого мало, поскольку алая аглицкая краска была на Руси дефицитом. Если сукна синего хватило всем, то на счет алого вышло на казачьем дуване затруднение. Казаки обратились к московскому чиновнику – приказному дьяку: как делить? Дьяк посоветовал выделить красного сукна на кафтан атаману. Послушались. Выделили. Как делить остальное? - Оденьте в красное героев! –
посоветовал дьяк. - У нас тут не героев нет! –ответствовали казаки. – Мы тут все герои – иначе не выжить. Дьяк растерялся. Тогда казаки разделили сукно по совести, по справедливости, то есть поровну. По две ладони с четвертью. Разобрали длинные ленты, совершенно не пригодные для пошива какой-либо одежды, и дьяк посетовал: - Сгубили сукно. На что казаки ответствовали: - Это по твоим московским мозгам сгубили! А у нас в казачестве, может, справедливость наша в потомках и окажется! Поделили честно, по совести, стало быть, Бог нашей справедливости не даст уйти в забвение. Такова казачья легенда, сказка, апокриф. Официально лампасы на казачьем мундире были введены в 1801 году во времена атамана М. И. Платова. Лампасы были узаконены царским правительством и в 1843 году, возможно как символ того, что их владелец не платил податей казне. Право на лампасы и околыш имели, например, дворяне. Лампасы по образцу казачьих носили, например, в Нижегородском драгунском полку. Кавказские казаки кубанцы и терцы вместо лампасов носили кант. Но ни в одном роде войск, ни в одном сословии лампасы не стали частью национального костюма, казаков. Гражданская война породила лампасы, не пришитые поверх шаровар, а «врубленные» в шов, и пришитые погоны или нарисованные химическим карандашом на гимнастерке как знак того, что
человек решился умереть, но не изменить данному слову и своему решению.
До революции в обязательном, уставном порядке лампасы носили только «военные» казаки строевых возрастов. Казаки начали постоянно носить лампасы, когда их в станицах количественно, стало меньше, чем иногородних, естественно не имеющих права носить лампасы. Эта была неосознанная попытка отстоять свою самобытность. В тех же станицах, где
казаки оставались в большинстве, в домашней обстановке, по воспоминаниям стариков и по письменным свидетельствам, они ходили без лампасов, а казаки побогаче и вообще норовили носить городское покупное платье.