О съемке панорам и близкорасположенных объектов большого размера
- 04.03.10, 11:51
В последнее время среди своих друзей заметил растущий интерес к панорамным съемкам, а другие испытывают некоторые трудности при съемке больших объектов при стесненных условиях улицы. Вот и решил помочь в меру своих знаний. Профессионалы это знают сами, но многим, надеюсь, - будет полезно. Предупреждаю сразу - букв будет много.
О съемке панорам и близкорасположенных объектов большого размера
Инструкции и сведения, содержащиеся в данной заметке, помогут разобраться в технических вопросах панорамной фотосъемки.
1 Наилучшие настройки фотокамеры
2 Использование штатива
3 Перекрытие фотографий
4 Создание групп фотографий
5 Советы общего характера
6 Контрольный список для фотографирования
Наилучшие настройки фотокамеры
Установка экспозиции вручную
Проанализируйте параметры сюжета съемки в режиме приоритета диафрагмы или приоритета выдержки, определите значение экспозиции в наиболее яркой области снимка для предотвращения переэкспозиции и установите вручную значения диафрагмы и выдержки для всей серии снимков.
Почему? При автоматической экспозиции незначительные изменения освещенности для каждого фотоснимка могут привести к значительным различиям изображений в перекрываю-щихся областях снимков. При этом на финальной панораме могут наблюдаться заметные расхождения в опенках светлого и темного.
Отключение автофокуса
Отключение функции автоматической фокусировки. При этом для всей серии снимков панорамы используется одно и то же значение фокусного расстояния.
Почему? При использовании различных значений фокусного расстояния могут возникнуть несоответствия изображений, которые будет невозможно устранить при сшивке.
Отключение автоматического баланса белого
Отключите режим установки автоматического баланса белого в фотокамере. Установите баланс белого вручную и используйте одно и то же значение для всех фотоснимков панорамы.
Почему? При включенной функции автоматического баланса белого незначительные изменения условий съемки могут привести к значительным цветовым различиям на фотоснимках.
Используйте одно и то же значение экспозиции
Перед началом съемки определите значение выдержки, подходящее для всего набора снимков. Используйте только это значение. При крайней необходимости использовать для определенных снимков другое значение выдержки (из-за сильного перепада освещенности) используйте значение выдержки, максимально близкое к исходному значению.
Почему? Как правило, панорамные изображения сшиваются более качественно при более равномерной освещенности. Различия в значениях экспозиции могут привести к значитель-ным визуальным различиям перекрывающихся областей фотоснимков. При этом финальная панорама может выглядеть неравномерной.
Отключите вспышку
Не пользуйтесь вспышкой. При наличии в фотокамере режима съемки с автоматической вспышкой отключите его.
Почему? Дистанция и область действия вспышки фотокамеры ограничены. Это может привести к появлению теней, форма и положение которых будут различны на разных фото-снимках. Эти расхождения могут усложнить процесс распознавания программным обеспе-чением соответствующих областей на смежных фотоснимках.
Не изменяйте значения разрешения и качества
Используйте одно и то же значение разрешения и качества (например «высокое») для всех фотоснимков.
Почему? Сшивка фотоснимков различного размера невозможна.
Использование штатива
По возможности всегда пользуйтесь штативом
При съемке фотографий для панорамы исключительно важно соблюдать неизменное поло-жение фотокамеры для всех снимков. Проще всего для этого использовать штатив.
При съемке круговых панорам штатив обеспечивает соответствие уровня для первого и последнего снимков.
Если в имеющемся штативе отсутствует встроенная регулировка уровня, можно приобрести отдельный специальный жидкостный уровень, устанавливаемый на башмак фотокамеры.
Снимайте без штатива, только если его использование невозможно
Если использование штатива невозможно, попробуйте смоделировать его действие. Для этого прижмите локти к корпусу и поворачивайтесь на одной ноге, не сходя с места. Внимательно следите за кадрированием каждого снимка (уровень горизонта), стараясь не менять положение камеры при повороте.
Если найти место для установки ножек штатива в разложенном состоянии не удается, сло-жите ножки для получения штатива с одной ножкой, позволяющего обеспечить устойчивое положение фотоаппарата при съемке.
Для кадрирования и съемки используйте видоискатель фотокамеры (вместо ЖК-экрана видоискателя).
Перекрытие фотографий
Область перекрытия фотографий должна составлять от 25% до 50%
При съемке обеспечьте область перекрытия кадров от 25% до 50%. Обеспечение одинако-вого значения перекрытия для разных снимков необязательно, достаточно примерной оценки.
Для широкоугольных объективов область перекрытия должна быть больше (50%).
Создание групп фотографий
С помощью одного из двух описанных ниже способов создания групп фотографий можно упростить создание панорамы в программе.
Снимайте отдельные кадры с интервалом не более 40 секунд
В программе есть функция, которая позволяет одним щелчком мыши выделить все фотогра-фии, принадлежащие к одной панораме. Поскольку кадры панорамы обычно снимаются с небольшим интервалом (менее 40 секунд), для создания групп в программе используются данные о времени съемки (данные ЕХIF). Можно выделить всю группу фотографий, выделив одну из них.
Эту функцию можно отключить, сняв флажок «Автоматический выбор по группе».
Вставка разделительных кадров вручную
Простым способом отделения кадров одной панорамы от кадров другой служит вставка (съемка) между ними черных кадров. До начала съемки новой последовательности кадров закройте объектив куском плотной бумаги и сделайте снимок. После передачи фотографий в компьютер будет легко определить, где заканчивается одна последовательность кадров и начинается другая.
Советы общего характера
При сшивке фотографий с ощутимыми различиями в значениях параметров на сшитом панорамном изображении могут появиться заметные расхождения. При возникновении таких дефектов следует перед сшивкой подстроить параметры яркости и контрастности отдельных кадров путем их редактирования с помощью программных средств.
При съемке кадров для панорамы не используйте сверхширокоугольные объективы (такие как «рыбий глаз»). Сверхширокоугольные объективы создают искажения по краям каждого снимка, затрудняя их сшивку.
При съемке для панорамы горизонтальной ориентации следует убедиться в том, что при текущей настройке зума в кадр помещаются самые высокие объекты сюжета. Рекомендуется оставить дополнительное место для обрезки панорамы после сшивки.
При съемке кадров для горизонтальной панорамы следует сделать два дополнительных снимка с каждого конца панорамы (слева и справа), чтобы обеспечить дополнительное место для обрезки.
Для создание горизонтальной панорамы с увеличенной высотой снимите все кадры панора-мы с поворотом фотоаппарата на 90 градусов (в портретной ориентации).
Использование программ для сшивки панорам позволяет превратить обычный или длинно-фокусный объектив фотоаппарата в широкоугольный со сверхвысоким разрешением, но избежав при этом искажений, свойственных широкоугольным. Просто снимите от 2 до 4 кадров и сшейте их.
Включите функцию отображения сетки на видоискателе фотоаппарата. Отображение линий сетки на видоискателе позволяет проще выдержать уровень фотоаппарата при съемке серии кадров для панорамы, особенно при съемке без штатива. Функция отображения сетки на видоискателе также полезна для определения нужной области перекрытия кадров.
Обычно для сшивки используется область перекрытия в 50%. Для более точного определе-ния размеров области перекрытия включите на фотоаппарате функцию отображения сетки на видоискателе.
Для предотвращения дублирования объектов на панорамном изображении не используете перекрытие кадров более 80%. Для более точного определения размеров области перекрытия включите на фотоаппарате функцию отображения сетки на видоискателе.
На панорамном изображении можно создать эффект многократного присутствия одних и тех же людей, сняв их на различных кадрах и на различной дистанции.
Если имеющимся принтером поддерживается печать на плакатной бумаге, то попробуйте распечатать созданные панорамы на длинных листах плакатной бумаги для фотопечати — она прекрасно подходит для заключения в рамку.
Алексей ПОТАПЕНКО с использованием материалов ArcSoft, Inc
Коментарі
анонім
14.03.10, 12:02
Полезно...Спасибо, Алексей!
Alexis55
24.03.10, 12:05Відповідь на 1 від анонім
Так с некоторых пор заинтересовался сам, кое-чего почитал, вот и решил поделиться.
dorna
34.03.10, 12:05
спасибо!
Alexis55
44.03.10, 12:08Відповідь на 3 від dorna
Пожалуйста! Думаю, ты это и без меня знаешь, только - больше. Но может кому и пригодится. Сам испытываю затруднения, когда приходится кусочками выискивать что-то, вот и...
dorna
54.03.10, 12:14Відповідь на 4 від Alexis55
не думаю, что больше тебя..про баланс белого не знала
анонім
64.03.10, 12:20Відповідь на 2 від Alexis55
Надо и самому почаще пробовать, а то всё как-то наудачу, на глазок...
Alexis55
74.03.10, 12:26Відповідь на 5 від dorna
Так я вообще ничего не знал, пока не перешерстил кучу всяких статей и заметок. Я только недавно этим заинтересовался и считал, что если снять несколько фотографий с достаточным перекрытием, то остальное можно сделать при обработке. Увы, реальность заставила искать причины некоторых неудач, мягко говоря, затем - программы более быстрые и менее трудоемкие, чем PhotoShop, почитать. Вот и...
Alexis55
84.03.10, 12:28Відповідь на 6 від анонім
Я не люблю полагаться ни на глазок ни на "авось", потому и пошел к истокам...
vesna_
94.03.10, 12:39
Спасибо, Алексей, всё почитала, особенно понравилась идея про "сшивку" - попробую.
У меня проблема со сьёмкой больших обьектов: как поместить в кадр собор или витраж, 30-ти - 50-ти метровый обьект?
это - как снимать отвесную стену.
а обелиски и статуи получаются "падающими" если немного скосить.
vesna_
104.03.10, 12:40
да, и если мой апарат полностью автомат? не могу я там почти ничего настроить.