По следам кинофильма «Афоня»
- 01.09.14, 13:18
taruggin в Ярославль. Как-то, почти случайно, получилась серия фотографий мест, где 35 лет назад Георгий Данелия снимал фильм «Афоня». 
В кадре - Церковь Ильи Пророка 17 века.







Информация с сайта «Мобильный гид Ярославля»:
«Строительство дома было начато в 1928 году. Кооператив назывался «Вперед» и объединял представителей ярославской технической интеллигенции. Ссуда давалась на 60 лет. Дом был заселен в 1932 году. А в 30–е годы с практикой кооперативного строительства было покончено. Членов кооператива «Вперед» вынудили срочно погасить ссуду, и в результате многим пайщикам пришлось распрощаться со своими квартирами».
В следующем кадре Федул и Афоня бегут по площади Волкова, находящейся совершенно в другой стороне от Советской площади, чем Народный переулок.
Дома на заднем плане больше не существует. Я долго не верил, что дом могли снести, но
taruggin меня убедил. 


На автобусе герои едут в Брагино. Официальное название «Северный жилой район», как мы успели убедиться, у ярославцев не прижилось и все называют его по когда-то находившейся здесь деревне Брагино.
Вероятнее всего в кадре дома 63 и 65 по Ленинградскому проспекту.












- Да в планетарии.
- А если бы я там у тебя микроскопы стал крутить? Что было бы?
- Катастрофа
Свадебный кортеж проезжает через площадь Труда.
В кадре здание бывших Вознесенских казарм, в которых квартировал Романовский полк. После революции казармы оставались в распоряжении военных. В начале 1950-х годов здание было реконструировано в результате чего его угловая часть увенчалась высоким шпилем со звездой наверху.



Снимать надо было в пять утра. (Утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает.) По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой...
— Пусть эта телега проедет, — сказал он.
Сняли лошадь.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.
— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на «Мосфильме». — Как это точно!
— Что точно? — осторожно спросил я.
— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
К слову, в фильме герой Куравлева отпускает Катю домой в три часа ночи, забыв про то, что и автобусы не ходят, и дождь на улице. А идти Кате, между прочим, из Брагино до Старого города… почти 10 километров по прямой…
Работает Катюша



Вдалеке видна церковь Спаса на городу, справа - Церковь Николая Чудотворца (Николы Рубленый Город).





На Афоню у нас было три кандидатуры – польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.
Между прочим, думаю, что мы даже слегка перестарались. Афоня в исполнении Куравлева получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей. Особенно запомнилось одно, в нем дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда нибудь спали с пьяным сантехником?»
В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым.
На роль Кати ассистент по актерам Леночка Судакова привела юную студентку Театрального училища имени Щукина Женю Симонову. Женя мне понравилась, и я утвердил ее без проб. Но тут выяснилось, что она уже подписала договор с другой картиной. Там у нее главная роль, и все лето она будет сниматься где то в Башкирии. Стали искать другую Катю. Приводили немало способных молодых актрис – хорошеньких и славных, но все не то. И я понял, что никого, кроме Жени Симоновой, в этой роли не вижу.
– И что в ней особенного, в этой Симоновой, что ты так за нее держишься? – спросил меня директор картины Александр Ефремович Яблочкин.
– Что в ней особенного, не могу объяснить, – сознался я, – но она в фильме будет луч света в темном царстве.
Тогда он сказал:
– Будет тебе твоя Катя.
И действительно. Яблочкин полетел в Башкирию и привез оттуда Женю и ее маму в Ярославль. (Этот фильм мы снимали в Ярославле.) А на следующий же день из Башкирии от директора той группы пришла истеричная, гневная телеграмма! Раздались не менее истеричные, гневные звонки со студии «Горького» и из Госкино. Выяснилось, что актрису с мамой наш директор просто-напросто похитил, чуть ли не тем же способом, что и герои Гайдая в фильме «Кавказская пленница». И только оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».
Коментарі
DimedrolИЧ
11.09.14, 14:12
в тьомном лєсє, в тьомном лєсє...
new breeze
21.09.14, 14:41
нє...харошеє кіно
disu
31.09.14, 20:30
В выходные съездили с taruggin в Ярославль. Как-то, почти случайно, получилась серия фотографий мест, где 35 лет назад Георгий Данелия снимал фильм «Афоня».
пошла пересматривать киношку
спасибо,классная затея