Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

Вікторія

38 років, скорпіон, познайомиться з хлопцем у віці 34-46 років

Украина: приметы нашего времени

Доктор исторических наук Георгий Касьянов рассказал Фокусу о сомнительных и подлинных героях, недостаточно осмысленных и совершенно бессмысленных национальных мифах, постколониальном синдроме без колониализма и других приметах нашего времени.

Привожу цитаты из интервью.

 Создание мифов — неизбежный процесс при построении политической идентичности. Если речь идёт об истории, существует два основных мифа: героический и виктимный, миф страдания. Второй у нас был создан в виде мифа о Голодоморе — когда я говорю "миф", никоим образом не отрицаю самого события, а имею в виду то, как это событие реконструируется и подаётся обществу в виде неких сакрализованных форм.

Первый творился параллельно, и лучшего агента этого мифа, чем Украинская повстанческая армия (а если мы говорим УПА, сразу же появляется и ОУН), у нас не нашли. Этот миф существовал в части диаспоры, был транслирован в Украину в начале 1990-х и вошёл в учебники без всякого критического осмысления. Сейчас в связи с войной значение героического мифа значительно усилилось.

УПА называют "армией непокорённых", которая сражалась на два фронта: против нацистского и сталинского тоталитаризма. При этом старательно обходят тот момент, что главным врагом УПА были поляки, и не очень любят вспоминать о том, что ОУН и УПА делали с украинцами, которые, по мнению руководства этих организаций, неправильно себя вели.

... проблема в том, что и УПА, и ОУН — это радикально-националистические движения, в истории которых кроме безусловного героизма и жертвенности есть тёмные страницы, не позволяющие представлять их исключительно как благородных рыцарей.

Борьба за свободу, за достойное место своей нации среди других — хорошо, но когда это переходит в ненависть к другим нациям, получается плохо. И сейчас мы имеем дело именно с этим: те, кто избрали профессией борьбу против русского языка, демонстрируют явную ксенофобию.

Возьмём программные документы ОУН, организации, которую согласно новому закону нельзя публично осуждать, а можно только прославлять. Посмотрите Великие сборы 1929-го, 1939-го, 1941-го годов — в них записана программа создания тоталитарного государства. Его главной силой является одна структура — ОУН, которая, отрицая партийность, представляет собой мегапартию, полностью контролирующую политическую, социальную, культурную и даже личную жизнь.

Эта модель была скопирована с итальянского фашизма, но поскольку в 1940-е годы стало понятно, к чему привели фашизм и нацизм, в 1943-м её несколько модернизировали и демократизировали. Собственно, из-за этого в ОУН произошёл второй раскол. Ортодоксальные националисты во главе с Бандерой остались на старых позициях, согласно которым Украина должна быть тоталитарным корпоративным государством с одной-единственной политической силой, диктующей всем свою волю.

 Украину можно рассматривать как пример постколониальных синдромов без колониализма. Вообще территория нынешней Украины входила в состав трёх империй — значит, она была колонией всех трёх? Впрочем, поскольку основное остриё направлено против Российской, давайте поговорим о ней.

В XVIII веке, когда формировалась Российская империя, те, кого можно было бы назвать украинцами, от Прокоповича до Разумовских, активно участвовали в её создании. Местные элиты стремились интегрироваться в эту империю и быть частью имперских элит. Возникает интересная форма колониализма, при которой элиты колонии содействуют построению империи. Возьмём СССР, проанализируем, сколько украинцев было в составе советских элит, и получим такую же картину.

Где группировалась украинофильская интеллигенция, создавшая территориальную и культурную идею Украины? Во всевозможных имперских институциях — в научных обществах, в университетах, в земствах и т. д. Фактически империя стала основой для инфраструктуры украинского национального движения.

В ответ на разговоры о русификации и преследованиях украинского языка хочу напомнить ещё об одном факте: радикальная украинизация была проведена в 1920-х — начале 1930-х годов. Именно при проклятой московской власти украинский окончательно оформился как язык высокой литературы и всеобщей грамотности. Происходили как отливы, так и приливы, были времена и русификации, и украинизации.

В общем, прямолинейные заявления о том, что Украина являлась колонией, что её эксплуатировали и высасывали из неё все соки, — всего лишь удобная идеологема для разговоров на уровне уличного митинга и политических лозунгов.

Кажется, Черчиллю приписывают фразу: "История учит тому, что она ничему не учит". Если прислушаться к истории, будет слышен хор сухих щелчков — это грабли нон-стоп лупят по лбу человечества. То, что сейчас происходит на земном шаре, нас в очередной раз в этом убеждает.

Когда произошла аннексия Крыма, заговорили об аншлюсе, о Мюнхенском сговоре 1938–1939 годов и т. д. Обсудили, провели исторические аналогии — и что? Запад вспомнил, что одной из предпосылок Второй мировой войны стала политика умиротворения Гитлера, и начал проводить ту же самую политику. Получается, уроки истории есть, но их никто не усваивает.

https://focus.ua/society/366016/

3

Коментарі

111.02.17, 13:37

Так и есть - уроки истории для историков, констатации фактов, а не анализа, предостережения и не повторения.

    211.02.17, 14:01

    Похоже исторические события и языковые дебаты должны отвлечь нас от дня сегодняшнего. От войны, от воровства, от коррупции, от тарифов...

      311.02.17, 21:35Відповідь на 1 від Zemlyachka

      Да, верно.

        411.02.17, 21:56Відповідь на 2 від Logic_man

        Как для меня -- не отвлекают, а усиливают негативное отношение.

          514.02.17, 16:36

          Я называю эту часть новейшей истории нашей страны Великой Эрой Бестолковья

            615.02.17, 20:42Відповідь на 5 від Vlad-Mier

            Хотелось бы, конечно, чтобы это была не Великая Эра, а кратковременное затмение (кз)...