«Отчего вы такой пессимист?
- 19.03.12, 16:43
Если я заболею,К врачам обращаться не стану.
Обращусь я к друзьям(не сочтите, что это в бреду):
Постелите мне степь,Занавесьте мне окна туманом
,В изголовье поставьтеУпавшую с неба звезду.
Я ходил напролом.Никогда я не слыл недотрогой.
Если ранят меняВ справедливых, жестоких боях,
Забинтуйте мне головуРусской степною дорогой
И укройте меняОдеялом в осенних цветах.
От морей и от горВеет свежестью, веет простором
.Как посмотришь - почувствуешь:Вечно, ребята, живем
.Не больничным от васУхожу я, друзья, коридором,.
Ухожу я, товарищи,Сказочным Млечным путем.
Ты большая в любви...
Высокая нестабильность и резкая коррекция курсов акций, ударивших сейчас по мировым финансовым рынкам, являются сигналом того, что большинство развитых экономик находятся на краю повторного экономического спада. Финансово-экономический кризис, вызванный чрезмерными долгами и огромными заемными средствами частного сектора, привел к выделению огромных заемных средств государственному сектору с целью предотвратить Великую депрессию №2. Но последующее восстановление в большинстве развитых экономик оказалось малокровным и происходит не на должном уровне, учитывая болезненное уменьшение выделения заемных средств.
Теперь сочетание высоких цен на нефть и товары, беспорядков на Ближнем Востоке, землетрясения и цунами в Японии, кризиса задолженности еврозоны и налогово-бюджетных проблем Америки (а теперь и снижения ее кредитного рейтинга) привело к сильному росту нежелания инвесторов принимать на себя риск. В экономическом плане США, еврозона, Великобритания и Япония работают вхолостую. Даже быстро растущие развивающиеся рынки (Китай, некоторые страны Азии и Латинской Америки) и экспортно-ориентированные экономики, полагающиеся на данные рынки (Германия и богатая ресурсами Австралия) переживают период резкого замедления экономического роста.
До прошлого года политикам всегда удавалось доставать нового кролика из шляпы для восстановления прежнего уровня цен на активы и стимулирования экономического восстановления: налогово-бюджетное стимулирование, почти нулевые процентные ставки, два раунда "количественного послабления" (т.е. увеличения денежной массы центральным банком за счет кредитной эмиссии), защитное ограждение безнадежных долгов и триллионы долларов государственной финансовой помощи и обеспечения ликвидности банков и финансовых учреждений — чиновники перепробовали все. Теперь кролики у них закончились.
Налогово-бюджетная политика в настоящее время тормозит экономический рост как в еврозоне, так и в Великобритании. Даже в США правительства штатов и округов, а теперь еще и федеральное правительство сокращают расходы, в том числе на социальное обеспечение. Очень скоро они начнут повышать налоги.
Очередной раунд государственной финансовой помощи банкам является политически неприемлемым и экономически нецелесообразным: большинство правительств, особенно в ЕС, находятся в настолько бедственном положении, что не могут себе позволить выделять финансовую помощь банкам; более того, их суверенный риск начинает вызывать опасения по поводу здоровья банков ЕС, которые владеют большей частью все более ненадежных государственных ценных бумаг.
Не поможет сильно и кредитно-денежная политика. В еврозоне и Великобритании количественное послабление ограничено "сверхплановой" инфляцией. Федеральный резерв США, вероятно, начнет третий раунд количественного послабления (КС3), но это будет слишком мало и слишком поздно. Прошлогодние 600 млрд. долларов КС2 и 1 трлн. за счет снижения налогов и социальных выплат дали всего 3% экономический рост в течение одного квартала. Затем, в первой половине 2011 г., экономический рост резко упал ниже 1%. Размер КС3 будет значительно меньше, и оно сделает гораздо меньше для восстановления прежнего уровня цен на активы и возобновления экономического роста.
Обесценивание валюты не является целесообразным вариантом для любой развитой страны: всем им для восстановления экономического роста требуется более слабая валюта и улучшение внешнеторгового баланса, но они все вместе не смогут добиться этого одновременно. Поэтому надежда на то, что обменные курсы повлияют на внешнеторговый баланс — это игра с нулевым исходом. Следовательно, недолго осталось ждать до начала валютных войн: а Япония и Швейцария уже начали битву за ослабление своих обменных курсов. Вскоре этому примеру последуют и другие.
Тем временем в еврозоне Италия и Испания рискуют потерять доступ к рынкам. Также усиливаются финансовые затруднения Франции. Но Италия и Испания слишком велики, чтобы позволить себе обанкротиться, и слишком велики, чтобы их спасали финансово извне. Пока что Европейский центральный банк приобретет некоторое количество их облигаций в качестве перехода к новому Европейскому стабилизационному фонду (ЕСФ) еврозоны. Но если Италия или Испания потеряют доступ к рынкам, то 440 млрд. евро (627 млрд. долларов) средств на финансовую войну ЕСФ могут быть истощены к концу текущего года или к началу 2012 г.
Затем, если только данные средства ЕСФ не будут утроены (чему будет сопротивляться Германия), единственным оставшимся вариантом будет аккуратная, но принудительная реструктуризация долга Италии и Испании, как это уже случилось в Греции. Следом произойдет принудительная реструктуризация необеспеченной задолженности неплатежеспособных банков. Итак, хотя процесс отказа от предоставления государственной финансовой помощи едва успел начаться, сокращение задолженности станет необходимым, если страны не смогут с помощью экономического роста, сбережений или инфляции решить свои долговые проблемы.
Так что Карл Маркс, похоже, был отчасти прав, когда утверждал, что глобализация и финансовое посредничество способны выйти из-под контроля, а перераспределение дохода и богатства от труда к капиталу может привести капитализм к самоуничтожению (хотя его мнение о том, что социализм будет лучше, оказалось ошибочным). Фирмы сокращают рабочие места, потому что нет достаточного конечного спроса. Но сокращение рабочих мест приводит к уменьшению трудового дохода, увеличению неравенства и снижению конечного спроса.
Недавние народные выступления, начиная с Ближнего Востока и Израиля и заканчивая Великобританией, а также рост народного гнева в Китае (а вскоре и в других развитых экономиках и на других развивающихся рынках) вызваны одними и теми же проблемами: рост неравенства, бедности, безработицы и чувства безнадежности. Даже средний класс всего мира ощущает тиски падающих доходов и возможностей.
Чтобы дать рыночно-ориентированным экономикам функционировать так, как они должны и могут, необходимо вернуться к правильному балансу между рынками и обеспечением общественных благ. Это означает отход как от присущей англоязычным странам модели невмешательства государства в экономику и "рейганомики" (т.е. переноса акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства), так и от присущей остальным "западным" странам модели государства всеобщего благосостояния на основе дефицита. Обе эти модели потерпели неудачу.
Для создания сегодня правильного баланса необходимо создавать рабочие места частично с помощью дополнительного налогово-бюджетного стимулирования с целью продуктивных инвестиций в инфраструктуру. Для этого также потребуется: более прогрессивное налогообложение; более сильное краткосрочное налогово-бюджетное стимулирование с более сильной средне- и долгосрочной налогово-бюджетной дисциплиной; поддержка последних кредиторских инстанций органами кредитно-денежного регулирования для предотвращения разорительного массового изъятия вкладов из банков; снижение долгового бремени для неплатежеспособных семей и других пострадавших субъектов рынка; более строгий контроль и регулирование финансовой системы, выходящей из-под контроля; а также разделение банков, слишком больших, чтобы обанкротиться, и олигополистических трестов.
Со временем развитым странам потребуется делать инвестиции в человеческий капитал, навыки и в системы социальной защиты для повышения производительности и для того, чтобы рабочие могли конкурировать, быть универсальными и могли процветать в глобализированной экономике. В противном случае нас ждет (как в 1930-х гг.) бесконечный застой, спад деловой активности, валютные и торговые войны, жесткий контроль капитала, финансовый кризис, неплатежеспособность многих стран, а также масштабная социально-политическая нестабильность.
Нуриэль Рубини — председатель глобальной экономической консалтинговой службы Roubini Global Economic в Школе бизнеса Стерн при Нью-Йоркском университете и соавтор книги "Экономика во время кризиса".
Скоро осень,За окнами август.
От дождя потемнели кусты.
И я знаю ,что я тебе нравлюсь
Как когда-то мне нравился ты
Не напрасно тоска тебя гложет
Не напрасно ты грустен со мной
Видно в Августе сбыться не может
Что сбывается ранней весной
«…
. Виктор Янукович призывал граждан лично информировать его о фактах коррупции. Если для борьбы с коррупционерами требуется писать челобитные лично главе государства, то это означает, что государство с коррупцией не борется. Это понятно всем, кроме руководителей государства. Нашего.
Полицейские и воры
Чудесное превращение наиболее коррупционной структуры грузинского государства произошло ошеломляюще быстро. В одночасье из органов внутренних дел были уволены почти все. .
Полицейская служба стала уважаемой и престижной профессией. Детектив может получать до 2000 долларов в месяц (это примерно раз в десять выше средней зарплаты по стране). 400—600 долларов — оклад участкового полицейского, труд патрульного оценивается от 450 до 1200 долларов. Зарплата в правоохранительных органах выросла в 20—25 раз. Такой работой гордятся, ею дорожат. Жесткий контроль и постоянные проверки службы внутренней безопасности держат систему в тонусе.
.
. Легендарных грузинских воров на диво быстро извели как класс. Значительная часть вчерашних хозяев жизни перебралась во враждебную Россию. И в дружественную Украину. И там, и тут печально известные «апельсины» чувствуют себя комфортнее, чем дома. Это — факт. Отрадный для Тбилиси, печальный для Киева.
.
В Грузии на смену безвременно ушедшим и своевременно уехавшим никто не пришел. Грешно место оказалось пусто.
И Грузия времен антисоветчика Гамсахурдиа, и Грузия эпохи видного совработника Шеварднадзе были, по сути, всего лишь вариациями Грузии советской. А милиция воспринималась как главный оплот постсоветского, как средоточие и олицетворение самого отвратительного в совке — хамства, косности, тупости, жадности, лицемерия, равнодушия. . Требовалась ломка — стремительная и безжалостная.
Быстрота, насколько опасным тогда виделось изгнание из системы десятков тысяч людей. Которые умеют стрелять и которым нечего терять.
Эффект неожиданности не позволил сформироваться системе организованного сопротивления. . Но большинство из них своего места так и не нашли. И они ненавидят режим Саакашвили наиболее искренно.
Вспоминая будущее
.
У нас — все с точностью до наоборот. Янукович призывает строить новую страну, но при этом упорно возводит безнадежное, отвратительное советское государственное здание. Ющенко постоянно апеллировал к прошлому, но не строил ничего. И не разрушил того, что был обязан разрушить. Его призывы удалить советскую символику с фасадов не нашли отклика, а соответствующие указы не исполнялись. Во многом потому, что его готовность удалить «совок» из жизни не вызвала доверия.
Они другие. Это понимаешь, когда встречаешься с тамошними высокопоставленными чиновниками. Молодые, энергичные, открытые. Они до обидного не похожи на наших. Томное барство, усталая значительность и чванливое всезнайство (столь присущее украинским кабинетчикам, независимо, кстати, от возраста) отсутствуют на их лицах. А в их кабинетах отсутствует пошлая претензия на роскошь. Они делом заняты. Перманентная ротация кадров — штука совершенно обыденная. Но и для того, чтобы не закисали, чувствовали потребность постоянно доказывать свою состоятельность. , случается зависть, но нет вражды. Потому что они — соратники по делу, а не соперники по распилу бабла».
Собрались — обсудили — решили — сделали. Ошиблись — на ходу поправили. Несолидно? «Лучший способ завалить реформы — заняться написанием плана их проведения. Мы стараемся все делать быстро, потому что у нас нет времени делать медленно».
.
Уровень доверия населения Грузии к полиции достигал, по разным оценкам, от 80 до 84%.
Но дело не в репутации Саакашвили. Дореформенная милиция носила клейма нахлебников и кровопийц. Постреформенная полиция в общественном сознании превратилась в символы опоры и надежды. .
Как это делалось в Тбилиси
Было бы смешно утверждать, что все в республике гладко. Наверняка далеко не все сделанное ими приемлемо для нас. Осязаемых проблем — множество. Несбалансированность бюджета, инфляция, чрезмерная долларизация банковской системы. Грузия не может похвалиться масштабным экспортом. Непросто решается проблема занятости. Несмотря на все попытки поставить на ноги малый и средний бизнес, пока около 2/3 ВВП приходится на долю крупного.
.
. До 2008-го, если верить статистике, экономика Грузии росла со скоростью 9—12% в год.
Саакашвили не скрывал, что серьезно ставит на приток прямых иностранных инвестиций. Расчет объяснимый. Грузия — страна небольшая, 10-процентный рост ВВП, по оценкам экспертов, достигается при помощи вливания 2—3 млрд. долларов. Потому постреволюционная Грузия сосредоточила свои усилия на создании максимально привлекательного инвестиционного климата.
Вдохновитель реформ Каха Бендукидзе любит подчеркивать, что обеспечение экономической свободы и борьба с коррупцией — это две стороны одного и того же процесса. И процесс идет в обоих направлениях.
.
Давайте сравнивать. Санитарный и пожарный надзор в Грузии ликвидировали без тени сожаления, дабы далее не поощрять экономическое мародерство. Регистр собственности — в Интернете, в открытом доступе. Привычный для нас «план» сборов для таможни, по сути, отсутствует. Эффективность ее работы, по большому счету, оценивается быстротой растаможки. Кстати, в полиции — похожая история. Традиционная советская отчетность сведена к минимуму Раскрываемость на уровне 30—35%. «Если кто-то говорит вам, что они раскрывают 60% преступлений или выше, вам врут», — цитирует грузинская пресса министра внутренних дел. Растаможка авто, техосмотр, постановка машины на учет и выдача номеров в сервисном агентстве МВД, по словам тбилисцев, занимает от 15 минут до получаса. Все компьютеризировано.
Зарабатываешь меньше 16 тысяч долларов год — налоги не платишь. Количество самих налогов сократили в три с половиной раза. Сейчас их осталось шесть, к следующему году должны отмереть еще два. До двух ставок было сокращено количество таможенных тарифов (0% и 12%), при этом 86% тарифных позиций налогом не облагаются. На 84% сократилось количество лицензий и разрешений. Плательщики налога на прибыль получили право на отсрочку платежа при условии убыточности предприятия в течение пяти лет.
Регистрация бизнеса занимает от нескольких минут до нескольких дней (последнее скорее редкость, чем правило). Действует принцип единого окна. Открыть любую фирму можно в ближайшем отделении банка у специального уполномоченного Минюста. Налоговая к регистрации бизнеса отношения не имеет.
По итогам прошлого года, по оценкам Всемирного банка, Грузия заняла 11-е место из 183 стран по комплексному показателю условий для ведения бизнеса (в 2003-м она была 137-й). Саакашвили, ссылаясь на исследования Forbes, осенью прошлого года утверждал, что по части либеральности налогов Грузия находится на четвертом месте в мире, после Катара, ОАЭ и Гонконга.
Подобные реформы дают шанс инициативным и энергичным. Но тем, кто привык к государственному патернализму, кто (в силу разных причин) перестроиться не смог или не захотел, непросто. В первую очередь, грузинская либерализация ударила по людям немолодым.
, в частности создается комиссия аудиторов, призванных жестко контролировать работу налоговых инспекторов.
Экономическая философия сегодняшней Грузии достаточно проста. Итак:
— бюджетные расходы не должны превышать 30% ВВП;
— дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП;
— суммарный госдолг не должен превышать 60% ВВП;
— запрещается увеличение количества уже установленных лицензий;
— запрещается создание новых государственных регуляторов;
— запрещается государственное регулирование цен на любые продукты или услуги;
— запрещается владение государством банками и другими финансовыми посредническими институтами;
— запрещается ограничение конвертируемости национальной валюты.
. .
: «Назовите страну, где газ дешевле, чем в Грузии!» Ответа не последовало. Не знаю, коррупция ли это. Но думаю, в нашем государстве многие хотели бы такой коррупции.
Саакашвили критикуют за то, что он (по мнению оппонентов) делает не так. Наших же меняющихся правителей традиционно и справедливо критикуют за то, что они не делают ничего. Либо, как минимум, не исполняют обещанного. Почувствуйте разницу.
. Идеологические, экономические, внешнеполитические установки провластной команды можно разделять, можно не принимать. Но они знают, что строят. И строят то, что обещали. «Грузия наконец-то узнала, какая у нее идеология, какая у нее политика и какой курс».
« Наша полиция — опора власти, но высокий рейтинг доверия к ней в обществе — свидетельство верного шага. Мы не заставляем нас любить, но мы вправе требовать уважения. Наш путь многим не нравится, но это — наш путь. Критикам мы отвечаем — выбирайте свой. Мы начали с самого сложного — поломали хребет коррупции…» — говорит Бокерия.
Для преодоления коррупции, в первую очередь, требуется политическая воля. У грузинского президента, что бы кто о нем ни говорил, она нашлась. В отличие от президентов наших. проходили этап реконструкции экономик, осуществляли модернизацию через авторитаризм», — на днях напомнил нам Владимир Литвин. Но гораздо хуже, когда авторитаризм модернизацией не сопровождается. Когда он, авторитаризм, является целью, а не средством.
.