Опубликовано в журнале DFOTO №9 2006. Андрей Чекановский Шкала ценностей
У всякого портного свой взгляд на
искусство.
Козьма
Прутков. Плоды раздумья
Если вы считаете,
что главное для предмета искусства – нравится он вам или нет, а эстетику
считаете не наукой, а PR-технологией и словесной эквилибристикой, то не тратьте
время на чтение этой статьи. Профессиональная же
оценка любого художественного произведения предполагает тщательный
беспристрастный анализ.
Фотография – самый
демократичный вид изобразительного искусства. В отличие от живописи или графики
здесь зрители не только смотрят на готовое произведение, но и сами способны
создавать какие-либо фотоизображения. Поэтому все чувствуют себя вправе
оценивать и критиковать фотоработы.
Если к разговору о
снимке подходить не только с точки зрения удовольствия, которое получаешь при
его просмотре, то в первую очередь необходимо выделить критерии, по которым
можно определить, насколько хороша конкретная фотография. Эти критерии будут
разными, в зависимости от способа использования фотоизображения. Утилитарное
использование предъявляет свои требования к снимкам. То, что необходимо для
украшения интерьера, вряд ли подходит в качестве документального свидетельства
в информационном агентстве. Даже внутри отдельных сюжетов – возьмем для
примера вид Крещатика – к фотографии для газеты и для рекламы будут разные
требования и критерии оценок.
Определите в первую
очередь, как вы будете анализировать снимок, для чего он предназначен.
Попробуем выделить основные направления использования фотоизображения:
съемка «на память»,
меморативная фотография;
документальная
фиксация;
творческая съемка.
Следует подчеркнуть,
что достаточно часто цель съемки не соответствует использованию ее результатов.
Фотоизображения постоянно мигрируют из одной сферы применения в другую. То, что
создавалось как художественный образ, потом демонстрируется как документ, и
наоборот. Утилитарная составляющая в фотографии очень сильна, гораздо сильнее,
чем в живописи и графике. Творческий же компонент проявляется тогда, когда
зритель начинает воспринимать снимок как художественный объект, находить в
изображении подтексты, символы, смыслы и т. д. Поэтому со временем и у
разной аудитории оценки предметов искусства варьируются – от восторга до
полного неприятия. Но нам-то важно разобраться для себя и сейчас, насколько
хорошо это или плохо. Вряд ли кого устроит ответ: «поживем – увидим». Правда,
многие фотографы на самом деле предпочитают, чтобы снимки «отлежались», однако
им это нужно для того, чтобы ослабели эмоции, связанные с моментом съемки, и
можно было беспристрастно проанализировать работу.
Сейчас мы попробуем наметить
путь оценки фото как результата творческой деятельности (будем максималистами и
утилитарность снимка проигнорируем, а также предположим, что чисто технически
он безукоризнен). Итак, любая художественная фотография – это
информационно-эмоциональное послание зрителям. Автор вкладывает в нее
информацию, которая вызывает у нас определенные эмоции, и вначале мы воспринимаем
именно эту информацию – сюжет. Субъективная оценка
ограничивается тем, насколько он нам интересен. А чтобы дать объективную
оценку, необходимо ответить на вопрос о сюжетной уникальности запечатленного
момента и технической неповторимости. Кроме того, можно подумать над
моральными, социальными, психологическими и прочими составляющими сюжета, причем
необходимо, чтобы это был беспристрастный анализ. Часто в кадре мы видим явное
проявление эмоций или вполне очевидные символы, обозначающее то или иное
настроение. Насколько искренни эти эмоции? И, наконец: если сюжета нет, сможет
ли его придумать зритель из того, что он видит на снимке?
Теперь самое сложное –
насколько адекватно и (с вашей точки зрения) удачно сюжет реализован с помощью
тех художественных приемов, которые вы смогли заметить. Оправданны они или нет?
Оптимально ли использованы? Здесь нам придется разобраться с изобразительной
реализацией сюжета.
Начнем с композиции
снимка и ее компонентов. Соответствует ли расположение элементов изображения
правилу золотого сечения и насколько оправданны отклонения от него? Обратим
внимание не только на «сильные» точки, но и на то, как нагружены «силовые»
линии и диагонали.
Далее оценим
тональное и цветовое решение. Как они влияют на композицию? Соответствуют
сюжету или противоречат ему? Как они эмоционально воздействуют на зрителя?
Использовал фотограф тональные либо цветовые акценты? Удачно ли?
Как работает свет в
кадре? Фотограф может делать рисунок пластичным, графично-контрастным, выделять
фактуру поверхностей. Следует также отметить, насколько уместны в той или иной
фотоработе примененные художественные приемы.
Обратите внимание на
точку съемки и направление взгляда фотографа. Оправдан ли данный ракурс? Чего
добился автор, выбрав именно его?
Далее рассмотрим
передачу пространства в кадре. Подходит ли избранный способ ее организации к
сюжету? Какие виды перспективы присутствуют на снимке? Отметим, какой из них
фотограф воспользовался (линейной, тональной, цветовой). Разделены ли в кадре
планы? Как взаимодействуют объекты, помещенные на них? Не мешают ли друг другу?
К эффективным
художественным приемам относится введение в кадр ритмических структур. Обратите
внимание, как организован снимок – использует ли автор в композиции четкие
повторяющиеся элементы, аритмическое ударение? Достаточно сложно определить, не
делает ли ритм фотоработу слишком формалистической, трюком ради трюка.
В хорошем снимке
всегда присутствует внутренняя динамика. Под этим можно понимать направление
развития сюжета, «ведение» взгляда по кадру или показ характера перемещения
какого-нибудь объекта в момент съемки. Критик выясняет, какими средствами воспользовался
автор для реализации перечисленных задач и насколько удачно.
Вполне возможно, что
захочется оценить снимок еще с какой-либо стороны или же более подробно
остановиться на одной из перечисленных тем. Еще один важный момент – выбор
удачного названия для фотоработы и, наконец, ее оформление для показа. Об этом
мы еще обязательно напишем.
Где же можно так
подробно обсудить снимки и кто захочет этим заниматься? Казалось бы, Всемирная Паутина
дает неограниченные возможности для этого. Но, к сожалению, чаще всего на
интернет-форумах оценки дают с помощью смайликов или такими же лаконичными
репликами. В Интернете, скорее, проверяется массовая реакция на снимок.
Все-таки наиболее оптимальным нам представляется живое общение в фотоклубе. В
общем-то, фотографы и собираются там для такого обсуждения.
Сложнее всего
объективно оценить фотографию, сюжет которой не вызывает положительных эмоций.
Попробуем проанализировать
конкретный снимок.
Специальный
самолет-пожарник на авиашоу демонстрирует сброс воды. Подобные показы для
большинства зрителей – событие достаточно редкое (в Киеве, например, это происходит
раз в два года). Погода, облачность и «водяная туча» выглядят очень
привлекательно и декоративно. Сбрасываемая вода как бы превращается в еще одно
облако. Как самый очевидный подтекст напрашивается «круговорот воды в природе».
Сюжет как минимум любопытен, а погода вызывает положительные эмоции. Перейдем к
композиционному построению снимка. Самый спорный момент – центральное
положение сюжетно важного объекта. В оправдание такому решению можно сказать,
что «водяная туча» попала в сильную зону, перед самолетом необходимо было оставить
пространство для «продолжения полета», а уплотнять композицию не хотелось,
чтобы не потерять облака и простор. Можно попробовать уменьшить площадь кадра
внизу и сократить место, занятое взлетной полосой. Цветовая гамма естественная,
сюжетно важный объект выделен цветовым акцентом (красные полосы на самолете).
Все детали кадра объемны и пластичны, текстура туч не потеряна. Ракурс
традиционный для человека, стоящего на земле и смотрящего в небо. За счет
низкой линии горизонта подчеркнут простор воздушного океана. Разделения на
передний и задний план нет, скорее можно выделить темно-зеленый тяжелый низ кадра
и бело-голубой легкий верх – противопоставления небу земли. Ритм,
создаваемый пятнами облаков, естественный и неявный. Движение главного
сюжетного объекта передано с помощью свободного пространства перед самолетом и
рассыпающегося шлейфа воды.