Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

ИРИНА

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 45-54 років

Для новичков клуба "Оценка снимка"

Опубликовано в журнале DFOTO №9 2006.

Андрей Чекановский Шкала ценностей

У всякого портного свой взгляд на искусство.

Козьма Прутков. Плоды раздумья

Если вы считаете, что главное для предмета искусства – нравится он вам или нет, а эстетику считаете не наукой, а PR-технологией и словесной эквилибристикой, то не тратьте время на чтение этой статьи. Профессиональная же оценка любого художественного произведения предполагает тщательный беспристрастный анализ. 

Фотография – самый демократичный вид изобразительного искусства. В отличие от живописи или графики здесь зрители не только смотрят на готовое произведение, но и сами способны создавать какие-либо фотоизображения. Поэтому все чувствуют себя вправе оценивать и критиковать фотоработы.

Если к разговору о снимке подходить не только с точки зрения удовольствия, которое получаешь при его просмотре, то в первую очередь необходимо выделить критерии, по которым можно определить, насколько хороша конкретная фотография. Эти критерии будут разными, в зависимости от способа использования фотоизображения. Утилитарное использование предъявляет свои требования к снимкам. То, что необходимо для украшения интерьера, вряд ли подходит в качестве документального свидетельства в информационном агентстве. Даже внутри отдельных сюжетов – возьмем для примера вид Крещатика – к фотографии для газеты и для рекламы будут разные требования и критерии оценок.

Определите в первую очередь, как вы будете анализировать снимок, для чего он предназначен. Попробуем выделить основные направления использования фотоизображения:

съемка «на память», меморативная фотография;

документальная фиксация;

творческая съемка.

 Следует подчеркнуть, что достаточно часто цель съемки не соответствует использованию ее результатов. Фотоизображения постоянно мигрируют из одной сферы применения в другую. То, что создавалось как художественный образ, потом демонстрируется как документ, и наоборот. Утилитарная составляющая в фотографии очень сильна, гораздо сильнее, чем в живописи и графике. Творческий же компонент проявляется тогда, когда зритель начинает воспринимать снимок как художественный объект, находить в изображении подтексты, символы, смыслы и т. д. Поэтому со временем и у разной аудитории оценки предметов искусства варьируются – от восторга до полного неприятия. Но нам-то важно разобраться для себя и сейчас, насколько хорошо это или плохо. Вряд ли кого устроит ответ: «поживем – увидим». Правда, многие фотографы на самом деле предпочитают, чтобы снимки «отлежались», однако им это нужно для того, чтобы ослабели эмоции, связанные с моментом съемки, и можно было беспристрастно проанализировать работу.

Сейчас мы попробуем наметить путь оценки фото как результата творческой деятельности (будем максималистами и утилитарность снимка проигнорируем, а также предположим, что чисто технически он безукоризнен). Итак, любая художественная фотография – это информационно-эмоциональное послание зрителям. Автор вкладывает в нее информацию, которая вызывает у нас определенные эмоции, и вначале мы воспринимаем именно эту информацию – сюжет. Субъективная оценка ограничивается тем, насколько он нам интересен. А чтобы дать объективную оценку, необходимо ответить на вопрос о сюжетной уникальности запечатленного момента и технической неповторимости. Кроме того, можно подумать над моральными, социальными, психологическими и прочими составляющими сюжета, причем необходимо, чтобы это был беспристрастный анализ. Часто в кадре мы видим явное проявление эмоций или вполне очевидные символы, обозначающее то или иное настроение. Насколько искренни эти эмоции? И, наконец: если сюжета нет, сможет ли его придумать зритель из того, что он видит на снимке?

Теперь самое сложное – насколько адекватно и (с вашей точки зрения) удачно сюжет реализован с помощью тех художественных приемов, которые вы смогли заметить. Оправданны они или нет? Оптимально ли использованы? Здесь нам придется разобраться с изобразительной реализацией сюжета.

Начнем с композиции снимка и ее компонентов. Соответствует ли расположение элементов изображения правилу золотого сечения и насколько оправданны отклонения от него? Обратим внимание не только на «сильные» точки, но и на то, как нагружены «силовые» линии и диагонали.

Далее оценим тональное и цветовое решение. Как они влияют на композицию? Соответствуют сюжету или противоречат ему? Как они эмоционально воздействуют на зрителя? Использовал фотограф тональные либо цветовые акценты? Удачно ли?

Как работает свет в кадре? Фотограф может делать рисунок пластичным, графично-контрастным, выделять фактуру поверхностей. Следует также отметить, насколько уместны в той или иной фотоработе примененные художественные приемы.

Обратите внимание на точку съемки и направление взгляда фотографа. Оправдан ли данный ракурс? Чего добился автор, выбрав именно его?

Далее рассмотрим передачу пространства в кадре. Подходит ли избранный способ ее организации к сюжету? Какие виды перспективы присутствуют на снимке? Отметим, какой из них фотограф воспользовался (линейной, тональной, цветовой). Разделены ли в кадре планы? Как взаимодействуют объекты, помещенные на них? Не мешают ли друг другу?

К эффективным художественным приемам относится введение в кадр ритмических структур. Обратите внимание, как организован снимок – использует ли автор в композиции четкие повторяющиеся элементы, аритмическое ударение? Достаточно сложно определить, не делает ли ритм фотоработу слишком формалистической, трюком ради трюка.

В хорошем снимке всегда присутствует внутренняя динамика. Под этим можно понимать направление развития сюжета, «ведение» взгляда по кадру или показ характера перемещения какого-нибудь объекта в момент съемки. Критик выясняет, какими средствами воспользовался автор для реализации перечисленных задач и насколько удачно.

Вполне возможно, что захочется оценить снимок еще с какой-либо стороны или же более подробно остановиться на одной из перечисленных тем. Еще один важный момент – выбор удачного названия для фотоработы и, наконец, ее оформление для показа. Об этом мы еще обязательно напишем.

Где же можно так подробно обсудить снимки и кто захочет этим заниматься? Казалось бы, Всемирная Паутина дает неограниченные возможности для этого. Но, к сожалению, чаще всего на интернет-форумах оценки дают с помощью смайликов или такими же лаконичными репликами. В Интернете, скорее, проверяется массовая реакция на снимок. Все-таки наиболее оптимальным нам представляется живое общение в фотоклубе. В общем-то, фотографы и собираются там для такого обсуждения.


Сложнее всего объективно оценить фотографию, сюжет которой не вызывает положительных эмоций.

 Попробуем проанализировать конкретный снимок.


Специальный самолет-пожарник на авиашоу демонстрирует сброс воды. Подобные показы для большинства зрителей – событие достаточно редкое (в Киеве, например, это происходит раз в два года). Погода, облачность и «водяная туча» выглядят очень привлекательно и декоративно. Сбрасываемая вода как бы превращается в еще одно облако. Как самый очевидный подтекст напрашивается «круговорот воды в природе». Сюжет как минимум любопытен, а погода вызывает положительные эмоции. Перейдем к композиционному построению снимка. Самый спорный момент – центральное положение сюжетно важного объекта. В оправдание такому решению можно сказать, что «водяная туча» попала в сильную зону, перед самолетом необходимо было оставить пространство для «продолжения полета», а уплотнять композицию не хотелось, чтобы не потерять облака и простор. Можно попробовать уменьшить площадь кадра внизу и сократить место, занятое взлетной полосой. Цветовая гамма естественная, сюжетно важный объект выделен цветовым акцентом (красные полосы на самолете). Все детали кадра объемны и пластичны, текстура туч не потеряна. Ракурс традиционный для человека, стоящего на земле и смотрящего в небо. За счет низкой линии горизонта подчеркнут простор воздушного океана. Разделения на передний и задний план нет, скорее можно выделить темно-зеленый тяжелый низ кадра и бело-голубой легкий верх – противопоставления небу земли. Ритм, создаваемый пятнами облаков, естественный и неявный. Движение главного сюжетного объекта передано с помощью свободного пространства перед самолетом и рассыпающегося шлейфа воды.

2

Коментарі

127.05.14, 11:25

Примерно по этому плану анализируем снимки при обсуждениях "прокурор-адвокат"

    229.05.14, 12:56

    Лучше всего - когда адвокатом будет автор снимка. Ведь он/она почему-то выбрали данный снимок для просмотра - поэтому и должны его защитить. Фразы "мне нравится", "у меня международное признание" здесь не катят. А прокурором можно назначить любого. Свои фото критиковать тяжело, а к защите надо готовиться еще при отборе дома. Вот тогда будет интересная дискуссия... Оля.