Таинственные реки

  • 05.12.09, 19:59
Таинственные реки,
Чужие города.
И в кои то уж веки
Ты собралась туда?

Прогулки под луною
В сиянии огней.
Все это не с тобою
Сбылось в судьбе моей.

Прекрасные соборы,
Печальные мосты.
И в этот новый город
Не захотела ты.

Тебе лежак на пляже
Штампованных морей
Намного больше важен,
Чем звук души моей.

Мы разные, мы люди.
И путь известен наш:
Мне новый город будет,
Тебе - стандартный пляж.

Таинственные реки,
Чужие города.
И в кои то уж веки
Ты собралась туда?

Мосты моей жизни. Мост Европы. Австрия

  • 05.12.09, 14:32

Хорошо и необыкновенно мчаться по горным австрийским дорогам на автомобиле. Правда, очень быстро устает шея, так как постоянно вертишь головой: Альпы каждую секунду открывают твоему взору величественные пейзажи или какие-то до умиления маленькие картинки. Словно невидимый режиссер меняет мизансцены одна за другой, погружая вас в хорошо организованный хаос волшебных впечатлений.

Я еще не справился с восхищением от удивительно красивого вида огромного заснеженного пика, открывшегося зрению между двумя горами-близнецами, что были намного меньше ростом и купались в зелени растительности, как тут наша машина вылетела на мост. 

Вниз, к реке Зилл, резко проваливалось ущелье, и уже через несколько секунд движения по мосту меня переполнило ощущение полета...

Но самое интересное ждало нас впереди.

Мост наполовину был укутан горным облаком. Он будто растворялся в молочной белизне тумана прямо перед нами, будто прямо тут, на этом мосту должна была закончиться наша земная дорога. И там, в вязкой белой дымке нас, видимо, ожидало иное измерение...

Так и случилось. Земля исчезла. Вокруг была практически непроницаемая для взгляда молочная мгла. Чувство полета испарилось, как и исчезло ощущение притяжения земли.

Курт, мой друг из Инсбрука, сбросил скорость и включил фары. Но и свет их беспомощно врезался во мглу, которая словно пожирала его, чавкая и хлюпая. Так мне тогда, наверное, послышалось.

И вдруг откуда-то из неизвестности вдруг в это чавканье хлюпанье вонзился радостный и беззаботный перелив голосов какого-то из тирольских йодлей. И вместе с этой веселой музыкой из белесой мглы вынырнул встречный автобус с мокрыми от тумана окнами. Но за ними угадывалось движение в такт этой гремящей над облачным ущельем песне...

Автобус радовался, что вот-вот вернется в земную реальность. А нам еще предстояло бороться с липким облаком не одно еще мгновение...

Таким я и запомнил этот мост - наполовину съеденным горным облаком и с громким автобусным йодлем...

Спит Россия, не дремлет Америка

  • 05.12.09, 10:27
Спит Россия,
Не дремлет Америка.
Мы с тобой
И во времени
Врозь.
Раскрутила
От берега к берегу
Наши чувства
Планетная ось.
Ты проснешься
В Майами под пальмами,
Спать уйду я
В Москве на диван.
Ты наденешь колье
С бриллиантами.
Уроню на пол
Водки стакан.
Разметала по миру
Бесстрастно нас
Эта глупая штука -
Судьба.
Голливудская дива
Прекрасная
И московских дворов
Голытьба.
Родила нас судьба
Преднамеренно,
Чтобы знали
Свои мы места.
Спит Россия,
Проснулась Америка.
Жизнь смешна
И совсем не проста.

Креветки и червяк

  • 04.12.09, 19:50
На хрупкой, тонкой веточке,
Меня повергнув в шок,
Сидели две креветочки
И важный червячок.

Они вовсю чирикали,
Лишив планету сна.
Они взрывались криками:
- Весна! Идет весна!

А на дворе давно уже
Балует снегопад.
Деревья словно по уши
В сугробищах стоят.

И хоть кричи:
- Не странно ли?
Маразму не помочь.
Такие сны нежданные
Порою дарит ночь.

Улыбнись

  • 04.12.09, 12:43
На окраинах жизненных драм
Не ищи предпосылки для вздора.
Улыбнись.
Дай свободу губам!
Пусть целуют мирские просторы!

Улыбнись!
Сделай красочной жизнь.
Стань сияющим центром вселенной.
Это просто.
Всего улыбнись.
И распустится счастье мгновенно.

Улыбнись.
По кюветам дорог
Смысла нет каждый день побираться.
Побеждает всегда тот,
Кто смог
В передрягах судьбы улыбаться.

Воспоминания о Львове шестидесятых

  • 04.12.09, 10:11

Маленькие трамвайные вагончики во Львове в один хмурый день исчезли с городских улиц и унесли с собой в забытье целую эпоху. Трамваи эти еще хранили на себе запахи Львова довоенного. И я с друзьями, как, наверное, многими годами ранее польские мальчишки, испытывал свою смелость, запрыгивая на заднюю площадку такого же вагончика 12-го маршрута, когда тот притормаживал на повороте у Главпочтамта, чтобы на следующем повороте лихо соскочить с подножки. Дверцы такого вагона открывались простым нажатием руки, а на повороте приоткрывались от инерции движения. Вот в эти щелки и запрыгивали десятилетние пацаны, которые страшно завидовали мальчишкам постарше, осмеливавшимся прокатить и на "колбасе" вагона... Вагончики эти внутри сильно отличались от советских трамваев на остальных маршрутах не только наличием подоконных лакированных скамеечек вдоль всего салона, но и сама публика, как мне сейчас вспоминается, была менее советской, чем в пролетарских трамваях социализма. Здесь куда чаще звучало такое вкусное львовское "Проше пани", да и сами пассажиры были как-бы постарше и чопорнее. Может, такой колорит на 10-ом маршруте определяли жители частных домиков застрыйскопаркского города, а двенадцатку заполняли жильцы улочек, тянувшихся от центра к Высокому Замку, где тоже пахло патриархальностью и несоциалистической тишиной. Трамвайчик поднимался в гору неспешно, по одной колее, и только на остановках путь раздваивался, где своей очереди двигаться ожидал такой же уютный и милый вагончик...

Я обожал стоять у стекла кабинки водителя. На двенадцатом маршруте работал пожилой мужчина с роскошными седыми усами. Его жилистая рука уверенно лежала на блестящей от прикосновений многих рук чугунной рукоятке управления, и я страшно ему завидовал. Мне очень хотелось самому занять место на этом стареньком с потертой кожей водительском сиденьи, крутить рукоятку и перед перекрестками дергать за свисающий сверху шнур трамвайного звонка.

На вершину Высокого Замка вела прямая широка дощатая лестница. Спиральные дорожки наверх были и тогда, но состояние их было весьма запущенным. Зато они всецело принадлежали нам, львовским пацанам, гоняющим по ним с крейсерскими скоростями.

В самом начале Зеленой улицы были большие цветочные часы, и я мог часам торчать у них, наблюдая за магией времени, заключенной в обычное движение часовых стрелок.

И навсегда запомнились из детских лет железные винтовые лестницы в Оперном театре. Я, наверное, мог жить на них. И, когда попадал в оперу или с семьей, или с классом, порой сбегал от всех помечтать на эти гулкие и скрипящие ступеньки, которые, как мне тогда казалось, вели во львовские подземелья, туда, где под каменными сводами шумит заключенная под землю Полтва. В городе была кондитерская фабрика, и ее работники нещадно воровали шоколад и конфеты, которые из-под полы продавали в укромных местечках. Когда-то мама сжалилась над моими мольбами и купила мне огромного шоколадного зайца, уши которого были слаще всех конфет мира. У этих торговок мама незаметно для меня покупала конфеты в больших кульках из газет, свернутых каким-то особым, львовским способом, а потом одевала их в разноцветную фольгу и развешивала на новогодней елке... Лучших елочных игрушек тогда я себе и представить не мог... В парке культуры на горке у входа каждую зиму молодежь раскатывала "ковзанку" длиной в метров тридцать. По ней катались исключительно паровозиком и очень большими компаниями, человек в 20... Правая горка была отдана малолеткам с санками, а вот попасть в паровозик такому мальцу, как я, было невозможно. Меня вежливо отстраняли рукой, а вот тех, кто уже катался на трамвайной "колбасе", в этот рай допускали. Как же мне хотелось достичь этого "колбасного" возраста... А когда достиг, семья перебралась в Киев, да и снежность зим пошла на убыль. А потом, когда уже я отведал и Заполярья, и Питера, и Москвы, когда возил иностранных туристов по Союзу, я не раз приезжал во Львов, но без милых трамвайчиков, с застроенным монументом выходом из парка культуры, с толпой, потерявшей индивидуальностей, город не столько разочаровывал меня, сколько давал поводы для грустных вздохов... Понемногу город утратил этот галантный лоск польскости, пусть он в те годы был и потертым, но он был. Как памятник польскому шляхтичу в Стрыйском парке, позеленевшему от старости и с отбитыми частями тела. Совок выкрасил Львов в серые оттенки, в серые оттенки одел и людей. А потом город стала добивать глобализация. И когда я зашел в бывший хлебный магазин на углу Гвардейской и Похилой улиц, там меня встретила не импозантная продавщица в белом халате и колпаке с приветливой улыбкой и милым "Проше пана", а такая же стандартная, как и в Киеве, девчонка в мини-юбке и с таким же стандартно озабоченным лицом... Что-то уходит из нашей жизни, что-то приходит... Главное, чтобы из наших городов не утекала доброта и гостеприимность... А еще важнее, чтобы и у приезжающих в города в душе жили те же чувства. В позапрошлом году на пути из Ивано-Франковска в Киев вышел я из здания львовского вокзала просто вздохнуть немного родного воздуха. Вышел на Городецкую и там, за костелом, который в моем детстве был заброшенным и страшным из-за своей черноты, обнаружил вдруг теплый сигнал из прошлого - у стены здания стоял невесть каким образом сохранившийся советский автомат, в котором раньше за копейку можно было получить стакан газировки, а за три - даже с сиропом... И этот граненый стаканчик в зеве автомата, словно человек, улыбнулся мне тем самым любимым до глубин души старым Львовом... Наполнив сердце чистейшим теплом. Если полюбишь город, он навсегда ответит тебе взаимной любовью...

Предвыборное

  • 04.12.09, 09:58
Гимн, написанный в миноре

Гимн, написанный в миноре -
Правильный ли путь?
На лодчонке в бурном море
В порт не повернуть.

Где-то правит Ума Турман
Мести к Биллу бал.
А у нас тут - каждый штурман
В драке за штурвал.

Тут пробоины, хоть тресни,
И корма в огне.
А они поют мне песни
О любви ко мне.

Все умны, и знают дело,
Так нам говорят.
И, схвативши весла, смело
Торят путь наш в ад.

Что крушениям причина?
Друг мой, расскажи.
Ще не вмерла Україна.
И минор души.

Два экзамена

  • 03.12.09, 17:43
Было у меня в жизни два экзамена на которых я получил диаметрально противоположные знаниям оценки.

Первый из них был экзаменом по экономической истории на факультете экономической кибернетики в Московском институте народного хозяйства имени Плеханова, в простонародьи именующимся Плешкой. Предмет этот нам преподавал профессор Шемякин, убеленный сединами старичок, который, как сообщала нам институтская молва, еще в царские годы закончил стокгольмский университет.

На лекциях его было очень весело, так как практически все время народ в аудитории кромет промокашек занимался, кто чем хотел, от распития пива на задних рядах до игры в преферанс в средних. И только в последние пять минут лекции народ собирался и с вожделением устремлял свое внимание к доске. Потому что ровно за пять минут до звонка профессор Шемякин начинал заканчивать свою лекцию лозунгами о победе коммунизма и загнивании империализма.

Вся аудитория тут же вскакивал со своих мест и бешено аплодировала профессору. Все напоминало кадры из фильма "Ленин в октябре", где вождю пролетариата на съезде устраивали овацию. Точно так же вели себя и у нас, в Плешке, студенты уже не первый год. Профессору это нравилось, и он шел через коридор из обступивших его студентов, пожимая им руки. Те, кто не дорвался до руки профессора, радостно скандировали с задних рядов "Ленин! Партия! Комсомол!" А двое шутников с нашего курса даже нарисовали как-то транспарант "Под знанием коммунизма вперед к победе марксизма-ленинизма!", и мы все радостно растягивали его вдоль профессорского пути из аудитории...

Я не знаю, верил ли он во все это или поддерживал молча нашу игру. Трудно это сказать. Мы-то откровенно хихикали.

А когда пришло время экзамена, одна из его многолетних привычек ударила именно по мне. Он обычно ставил восемь двоек на поток, и так получилось, что на нашу группу, сдававшую этот экзамен последней на курсе, пришлись пять двоек. И отложил их на самый конец экзамена, к которому я и заявился, сладко поспав утром.

Вопросы в билете были элементарные: "Экономические последствия реформы 1861 года" и "Ленинский план ГОЭЛРО". Я их живенько рассказал, но профессор Шемякин поставил мне неумолимую двойку. Я и не расстроился даже, потому как меня предупредили перед аудиторией об этой шемякинской традиции, а сложить простые цифры труда не стоило...

На следующий день я пересдавал экзамен, и мне, словно по велению небес, попался тот же двадцать первый билет. Я рассказал все слов в слово. И теперь профессор поставил мне четверку, сказав, что если бы я вчера так ответил, то получил бы пятерку...

А вот на втором экзамене я по билету ничего не помнил. Это было уже в киевском университете на филфаке. Сдавал я экзамен по русской литературе начала ХХ века. И знания наши оценивала очень любопытная преподавательница, дочка знаменитого героя гражданской войны Котовского.

У меня с ней случился перед новым годом конфликт: я пропустил несколько занятий, и она нажаловалась на меня в деканат. А тут приближалось время зачетов, и я решил поднять руку на одном из ее семинаров. Мы изучали Куприна, а конкретно - "Гранатовый браслет". И Котовская яростно терзала нашу группу на знание текста. И вот когда она озадачила всех вопросом, какое же место в рассказе предсказывает его печальную развязку, я поднял руку.

Куприн специально ассоциировал в одном моменте гранатовый отблеск в солнечных лучах с цветом крови. И вот эту деталь я перед изумленной нашей группой процитировал чуть ли не слово в слово...

И с этого момента Котовская в меня влюбилась. Она просто наслаждалась тем, как я замечаю детали в текстах, поэтому теперь на семинарах я мог и не отвечать долго и нудно. Котовская спрашивала группу о деталях, и тут я тянул руку вверх, отчего ее лицо превращалось в улыбку и далее она просто плавилась от удовольствия...

И вот пришел экзамен. Надо сказать, что Котовская была настоящим экспертом по творчеству Леонида Андреева, и обмануть ее, списав ответ, но не прочитав книги, было на все сто процентов невозможно. и именно за Леонида Андреева она снижала оценки жестко и сердито.

А я как раз Андреева перед экзаменом и не удосужился почитать. То, что помнил, в общей массе информации затерялось где-то на задворках памяти. А билет и вовсе меня ошеломил: "Творчество Леонида Андреева во время революции 1905 года" и "Очерки Горького "По Руси".

Очерки я тоже не почитал, сочтя их такими, что не попадутся на экзамене.

Итак, мне светила двойка. Но я решил получить ее с достоинством. Все, что было в учебнике на моих коленях, я добросовестно списал. Получилось совсем немного: две стороны тетрадного листа большими буквами об Андрееве и стыдливо короткая фраза об очерках, уместившаяся в одно-единственное предложение.

Когда настала моя очередь идти на лобное место, я пошел достаточно скорбно. И начал читать с листочка об Андрееве, с холодком на спине ожидая вопросов по существу. Но она не дала мне дочитать списанное и спросила: "А Вам нравится Андреев?"

Ну как тут отвечать? Скажу, что нравится, спросит - почему. Не нравится - все то же почему. Я начал вилять, но она вновь стреляет вопросом мне в лоб.

- Понимаете, - в третий раз начал я. - Для того, чтобы составить четкое мнение о писателе нужно очень хорошо в него вчитаться, пока не увидишь мельчайшие детали...

- О! - подняла она вверх палец. - Детали! У Вас очень тонкое чувство деталей в тексте. Это не каждому дано. Ладно, давайте второй вопрос...

Утешало, что теперь хоть тройка будет. Но излагать это одно-единственное предложение мне было просто стыдно. И я решил признаться, что не знаю второго вопроса.

- Хорошо, бог с ними, очерками. Скажите, а Горький Вам нравится? - вдруг завершила мой экзамен она.

Второй раз уклончиво отвечать было нельзя. И я робко сказал, что люблю романтизм Горького, особенно поэму "Человек"...

- Да что там горьковский романтизм! - воскликнула она. - Вот Клим Самгин, это совсем другое дело...

И она минут десять рассказывал мне сюжет Клима Самгина и обращала внимание на скрытые философские посылы романа.

И я терпеливо слушал ее повествование, несмотря на то, что она еще в самом начале его вывела своей рукой такую красивую пятерочку...

Вот так бывает в судьбе: знаешь - и мимо. Или наоборот...

Интересная все же эта штука - человеческая жизнь...

Монолог Пьяницы

  • 03.12.09, 11:08
Ах, какой прекрасный миг!
Ик!
Выпил – и весь мир постиг.
Ик!
Философия вина
Всем, конечно, не дана.
Пей до дна!
И моя ли в том вина,
Что планета не пьяна?
Опа-на!
Слишком трезвый этот свет.
И страшней болезни нет.
Где ответ?
Я хотел бы дать совет,
Только водки больше нет.
Всем привет!



из рок-феерии "Электронная трагедия"

Отель в горах

  • 03.12.09, 10:46
Отель в горах,
Заснеженные окна.
Еще теплом не выгрет
День весенний.
Скрипучий пол.
Мелькнувший светлый локон.
Пугливы свечи.
И расплывчатые тени.
Стальные латы
Рыцарей усталых,
Уснувших навсегда
В огромном зале.
Когда-то из судьба
В бои бросала.
Теперь недвижны.
Рыцари устали.
Камина треск.
Углей багровый проблеск.
И шепот стен,
Так мило здесь уместный.
Отель в горах.
К волшебным снам готовлюсь.
И вдруг
Сверчок
Поет мне на ночь песню.