Заявление украинских чиновников о возможности участия Украины в
Таможенном союзе СНГ стала громом среди ясного неба для
украинско-европейских переговоров о зоне свободной торговли, подходящих к
своему финалу.
Более того, все это происходит на фоне
успешности очередного раунда переговоров Украины с ЕС, на которых уже
снято три из пяти групп последних спорных вопросов, дискутирующихся
между Украиной и ЕС.
Ей также предшествовали заявления
премьер-министра России Владимира Путина о намерении поставить границу
для украинских товаров в случае построения зоны свободной торговли между
Украиной и ЕС.
Что же такое этот Таможенный союз? Первое -
самом деле, это не никакой не союз. Решения, обязательные для всех
остальных, в Таможенном союзе принимает Москва.
Арифметика
Комиссии Таможенного союза очень показательна: 57% голосов принадлежат
России, а Казахстану и Белоруссии - по 21,5%. То есть голоса Беларуси и
Казахстана – не значат ничего, они не смогут остановить никакое решение
Москвы.
Это принципиально отличает Таможенный союз (как и
остальные «интеграционные объединения», возглавляемые Москвой) от
Евросоюза. Например, в ЕС даже такое государство - европейский гигант во
всех смыслах, как Германия, имеет в Европарламенте по Лиссабонскому
договору, действующему сегодня, менее 13% голосов – то есть только 96
депутатов из 751.
Около 90% поступлений от всех таможенных
пошлин Таможенного союза поступает в российский бюджет, Казахстану будет
доставаться лишь около 7%, Беларуси - 3%.
Иными словами, теперь Москва будет решать, какие пошлины будут на границах.
Единый
таможенный тариф на 92% составлен в соответствии с российском
Таможенным кодексом, что значит – это тарифы, выписанные в интересах РФ.
Заинтересованность Москвы в Таможенном союзе – очевидна. Это
возможность диктата в интересах российских производителей, ограничение
суверенитета соседей за счет увеличения таможенной территории,
контролируемой Москвой. Это также возможность экспансии украинского
рынка, в то время, как для российских производителей цены на
энергоносители значительно дешевле, чем для украинских.
А самый главный результат для Москвы - закрепление своей зоны влияния с прицелом на восстановление империи.
Зачем
все это Белоруссии и Казахстану? Ответ очевиден. Эти страны (особенно
Беларусь) крайне зависимы от Москвы. Что касается Казахстана, то там
своеобразная структура экономики: 90 % экспорта составляет сырье.
Соответственно, убытки для казахской экономики от экспансии российских
товаров не так уж велики. Другое дело, что казахи согласны переплачивать
за российские товары вместо того, чтобы покупать дешевые иностранные,
но это уже детали.
Но вернемся к интересам Москвы. Главные
выгоды – понятны. Ради достижения этого можно пообещать какие угодно
«компенсации», чтобы потом – отобрать свое сполна.
Но такое
пошаговое делегирование экономического суверенитета неминуемо приведет к
передаче политического суверенитета Москве. Это как большевистская
«украинизация» в 1920-х гг., которой Москва сбила волну восстаний, чтобы
после этого выжать из рук украинцев последние зернышка.
Для
Украины участие в Таможенном союзе может стать не просто проигрышем, а
роковой ошибкой. И никакими «компенсаторами» здесь не обойдешься.
Во-первых,
если Украину втянут в Таможенный союз, она единомоментно потеряет свои
выгоды, связанные с уникальным географическим расположением в центре
Европы. Нынешняя власть может за две копейки отдать это ключевое
преимущество Украины, связанное с нашим геополитическим положением.
И
тогда в экономическом смысле нам не будет разницы, находимся мы здесь, в
центре Европы, на пересечении ключевых экономических путей, на земле,
которую тысячелетиями отстаивали в боях наши предки, или, например, на
Чукотке, которая кроме чукчи мало кого интересует.
Нужно
понимать самое главное: то, что Украина расположена в стратегически
выгодном регионе наряду с крупнейшим рынком в мире - ЕС. Это 450
миллионов потребителей, на каждого из которых приходилось в 2010 г. в
среднем 33 тысяч долларов дохода на душу населения (то есть на каждого
европейца, независимо от того, это румын или немец - почти втрое больше,
чем в России). Это самый большой ВВП в мире, притом выше, чем,
например, в США, и растущей сверхдержаве Китае.
Разве не
очевидно, что для нас участие в Таможенном союзе означает мгновенное
нивелирование всех своих географических и экономических преимуществ,
которые мы имеем в результате такой близости?!
Украина, которая
является транзитным государством, в Таможенном союзе вынуждена будет
разрешить на своей территории дешевые транзитные тарифы, действующие в
Азии, таким образом, потеряв все имеющиеся преимущества.
Огромная
угроза состоит и в том, что Москва может реально предложить взяточникам
и предателям в украинской власти несколько миллиардов сегодня для того,
чтобы они сдали стратегические интересы страны навсегда.
Напомню,
в свое время Украину уже разводили на участие в аналогичном союзе -
ЕЭП. Но, согласно предостережениям Президента Украины, Кабмина и
Верховной Рады, принятым в 2003 г., решения «единого регулирующего
органа ЕЭП» могут только приниматься к сведению суверенным украинским
правительством, и в любом случае не могут иметь обязывающего характера
для Украины (!). По этим же предостережениям, ЕЭП не может противоречить
не только Конституции, но и международным соглашениям Украины, а также
ее движению к европейской интеграции.
Тогда Путин так
разнервничался, что кричал на совместной пресс-конференции Президентов, а
журналисты заметили, что у президента Кучмы тряслись руки. Через месяц
Москва организовала Украине «Тузлу». Но власть так и не уступила в ответ
на давление. Кучма даже сказал свой известный президентский афоризм:
«Смотрю на карту России, и думаю: им что – земли не хватает?» Только
тогда попустило.
Сегодня же возникает естественный вопрос: хватит ли у нынешней власти хотя бы такого уровня решимости?.
Тем
не менее, основания для оптимизма есть (хоть и не так много). Президент
Виктор Янукович сказал очень много о европейской интеграции, зоне
свободной торговли с ЕС. Отказаться от европейского курса в момент,
когда переговоры по зоне свободной торговли с ЕС успешно продвигаются к
завершению, для украинской власти означало бы публично показать миру
мокрые штаны и волосатые ладони. Отступать – очень неудобно.
Александр Палий,
ForUm.