новый тренд: спасение умирающих по принципу «с миру по нитке»
- 15.07.09, 17:06
целиком отдаю себе отчет в том, что тема «Помогите спасти …» неоднозначная, а, стало быть, имеет как стронников (которым высказывать свое к ней отношение легко в силу доминирующей сейчас в обществе морально-этической докртины), так и противников (которых, вероятно, меньше и которым стремно высказывать и, тем более, отстаивать свое мнение в силу тех же причин).
Побудило к написанию меня огромное количество появившихся во всех медиа мольб о помощи умирающим, неизлечимо больным. С бигбордов, полос газет, экрана телика, банеров в Сети и сайтов на меня смотрят обреченные глаза, чаще всего детей. 2-3 года назад такие акции были единичными, сейчас их море. Стали больше болеть? Вряд-ли. Скорее доступность к широкой аудитории и удачный опыт. Технология акции простая: теория массового обслуживания как рабочий механизм («с миру по нитке») и психологические штампы как побуждающий мотив (гуманизм, сострадание, дети).
За сторонниками (или хотя бы сочувствующими) — богатая гуманистская традиция, подкрепленная религией (в основном, православной). За сторонниками — основанные на этой традиции воспитание в семье, в школе, в жизни. За сторониками — гуманистские идеи, впитанные с детства: не делать никому зла, отвечать добром на добро, быть великодушным человеколюбцем, любить ближнего, вести себя с другими так, как ты хочешь, чтоб вели себя с тобой, сострадать, сочувствовть, помогать и т.д. Прекрасные идеи и принципы, необходимые для становления нормального общества. Поэтому эти акции работают: понятный и близкий человеку психологический стимул и отработанный механизм.
За противниками — доктрины иных религий, которые не настолько направлены на культивирование любви к другим, как обращены внутрь индивидуума. За противниками — их мировоззрение, основанное на других ценностях, которые, возможно, не менее гуманистичны, но, снова таки, направлены внутрь себя. За противниками — нежелание или боязнь участвовать в возможном разводе, основанном на использовании светлых образов и мыслей. За противниками — набившая оскомину эксплуатация этой темы и детских слезоточивых диагнозов.
Помощь умирающим помогает почувствовать приобщение к доброму делу, гордость за то, что можешь помочь постороннему. Любовь к детям. Возможность почувствовать себя немножко всевышним, дарующим жизнь. Или хотя бы надежду. Ведь дело в итоге не в деньгах, хотя щедрое пожертвование может вызвать всплеск гордыни от собственного альтруизма.
А теперь как-бы парадокс, который видится мне:
НЕпомощь помогает душе пройти то, что предначертано пройти. Болезнь — наказание, данное свыше. Значит есть за что. Или очищение, сжигание негативной кармы, очищение через страдание. НЕпомощь не позволяет судьбе помощника влиять на судьбу страждущего и наоборот, не отягощается судьба помогающего. НЕпомощь может заставить родителей больного ребенка стать чище, поскольку часто болезни детей — грехи взрослых. НЕпомощь может стимулировать нуждающихся в помощи к активным самомстоятельным поискам средств или путей выхода из ситуации.
Я не могу себя причислить к сторонникам, потому что я не помогаю таким образом. Я не могу себя причислить к противникам, потому что разделяю идею альтруизма как активной осмысленной помощи. Я вижу это явление, как черту нашего времени, поэтому нет смысла быть противником того, что не в силах изменить. Я понимаю и тех, и других. Раз что-то в мире существует, значит миру это нужно.
PS. Не нужно комментариев типа «Ты умный, пока твой ребенок здоров…»
Побудило к написанию меня огромное количество появившихся во всех медиа мольб о помощи умирающим, неизлечимо больным. С бигбордов, полос газет, экрана телика, банеров в Сети и сайтов на меня смотрят обреченные глаза, чаще всего детей. 2-3 года назад такие акции были единичными, сейчас их море. Стали больше болеть? Вряд-ли. Скорее доступность к широкой аудитории и удачный опыт. Технология акции простая: теория массового обслуживания как рабочий механизм («с миру по нитке») и психологические штампы как побуждающий мотив (гуманизм, сострадание, дети).
За сторонниками (или хотя бы сочувствующими) — богатая гуманистская традиция, подкрепленная религией (в основном, православной). За сторонниками — основанные на этой традиции воспитание в семье, в школе, в жизни. За сторониками — гуманистские идеи, впитанные с детства: не делать никому зла, отвечать добром на добро, быть великодушным человеколюбцем, любить ближнего, вести себя с другими так, как ты хочешь, чтоб вели себя с тобой, сострадать, сочувствовть, помогать и т.д. Прекрасные идеи и принципы, необходимые для становления нормального общества. Поэтому эти акции работают: понятный и близкий человеку психологический стимул и отработанный механизм.
За противниками — доктрины иных религий, которые не настолько направлены на культивирование любви к другим, как обращены внутрь индивидуума. За противниками — их мировоззрение, основанное на других ценностях, которые, возможно, не менее гуманистичны, но, снова таки, направлены внутрь себя. За противниками — нежелание или боязнь участвовать в возможном разводе, основанном на использовании светлых образов и мыслей. За противниками — набившая оскомину эксплуатация этой темы и детских слезоточивых диагнозов.
Помощь умирающим помогает почувствовать приобщение к доброму делу, гордость за то, что можешь помочь постороннему. Любовь к детям. Возможность почувствовать себя немножко всевышним, дарующим жизнь. Или хотя бы надежду. Ведь дело в итоге не в деньгах, хотя щедрое пожертвование может вызвать всплеск гордыни от собственного альтруизма.
А теперь как-бы парадокс, который видится мне:
НЕпомощь помогает душе пройти то, что предначертано пройти. Болезнь — наказание, данное свыше. Значит есть за что. Или очищение, сжигание негативной кармы, очищение через страдание. НЕпомощь не позволяет судьбе помощника влиять на судьбу страждущего и наоборот, не отягощается судьба помогающего. НЕпомощь может заставить родителей больного ребенка стать чище, поскольку часто болезни детей — грехи взрослых. НЕпомощь может стимулировать нуждающихся в помощи к активным самомстоятельным поискам средств или путей выхода из ситуации.
Я не могу себя причислить к сторонникам, потому что я не помогаю таким образом. Я не могу себя причислить к противникам, потому что разделяю идею альтруизма как активной осмысленной помощи. Я вижу это явление, как черту нашего времени, поэтому нет смысла быть противником того, что не в силах изменить. Я понимаю и тех, и других. Раз что-то в мире существует, значит миру это нужно.
PS. Не нужно комментариев типа «Ты умный, пока твой ребенок здоров…»
3
Коментарі
wysiwyg
116.07.09, 14:37
Многое в мире гармонично. Возможно наказание (в данном случае "болезнь" дается не за грехи прошлого, а для того, чтобы кто-то грешный не прошел мимо и "очистился" путем помощи нуждающемуся... Возможно помощь или ее отсутствие влияют в данном случае только на того кто помог или не помог, а судьба "наказаного" не изменится от отсутствия или наличия помощи. Трудно сказать. Если у меня возникает желание помочь - я помогаю (хотя редко такое, бывает и сумма помощи не соизмерима с размерами доходов. Практически нулевая). Если желания нет - значит нет. Все зависит от внутреннего голоса. Он (голос) очень настойчив в некоторых ситуациях
Крестьянин
217.07.09, 12:25
не буду умничать... но да -
«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого - либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, - и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.» Иов 33:14-20
flomaster
317.07.09, 12:55Відповідь на 1 від wysiwyg
думаю, силы более избирательны и нуждающегося подведут ИМЕННО, НЕПОСРЕДСТВЕННО к тебе или «бросят в глаза» тебе так, что это зацепит тебя: что-то вспомнится, что-то мелькнет, где-то екнет и появится ощущение «это ко мне пришли…» . А не просто массовость рекламы, к которой ты прикоснешся просто статистически. Сын Крестьянин удачый фрагмент нашел: «Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление», конкретное ухо.