Каждый из нас, хоть раз пройдя по Ярославову Валу, не мог не замедлить шаг, не остановиться у этого архитектурного шедевра . Караимская кенаса ....
В этот раз мои мысли -зелёным, и текст - практически весь - из сети
(С).
:
...в 1900 г в архитектурной диадеме ЯрВала появляется великолепная «черная жемчужина» — караимская кенаса (культовое сооружение, построенное на средства табачного магната Соломона Когена).
Размеры здания невелики: вглубь усадьбы — 30 м, ширина но фасаду — 14 м, высота до верха крыши — 18 метров. Но стены имеют значительную толщину (почти полтора метра у основания)... Такая массивность диктовалась особенностями мавританского стиля сооружения.
Внутри здания были вестибюль, две небольшие боковые комнаты и главный молитвенный зал, разделенный аркой на две неравные части.
Над зданием — изначально располагался купол, покрытый оцинкованным железом и увенчанный шпилем. Во время реконструкции 1968 года дом №7 утратил купол...
Караимская кенаса с начала 1920-х годов по своему прямому назначению не использовалась. Здесь были учреждение политпросвещения, Дом народов Востока, кукольный театр, кинотеатр «Заря» с летней
площадкой во дворе, с 1981 г. в здании — Дом актера.
Успех архитектора Городецкого на равных разделил скульптор Элиа Сала, выполнивший наружную и
внутреннюю декоративную отделку (фото1905г)
.
Смело применив новый материал — цемент, скульптор навсегда украсил город своими романтическими творениями (в т.ч. Николаевский костёл http://blog.i.ua/user/4574453/1303112/ , Дом с химерами (до него- толково-я ещё не добралась))))
Из цемента, или, как его тогда называли, искусственного камня, сделано все наружное оформление кенасы — окантовка углубления входной двери и ниши, орнаменты окон и парапета, подвески, спускающиеся с верхнего карниза по всему периметру. Дом - кирпичный, в плане прямоугольный, с апсидой с южной стороны. Планирование подчинено функциональному назначению. По традиции, внутреннее пространство разделено на три части: в первой от входа - помещения с сидениями для пожилых людей; в средней (наибольшей по объему) - зал, где молились мужчины; в третьей, главной по назначению части с полукруглым выступлением, содержался гехал (алтарь) с ковчегом, встроенным шкафом, где хранились свитки Торы. С обеих сторон вестибюля расположены вспомогательные помещения, справа от главного входа - лестница, которая ведет на небольшой внутренний балкон над залом, на котором должны были находиться во время службы замужние женщины. Тот же орнаментальный мотив повторялся в стальном ажурном ограждении. Стены ниши покрыто лепленным декором свода - "сталактитами". Молитвенный зал также имел двухсветные витражные окна с обеих сторон. Вдоль фасадов идет широкий, значительно выступающий и много орнаментируемый сталактитовый карниз. На углах здания со стороны улицы установлено художественной работы металлические фонари.
Не знаю, как это происходит у вас, но когда я попадаю в *историческое пространство* - ощущаю себя немного *в той эпохе*....Вот зайдя в этот "коридорчик" - теряюсь в ажуре арабесок... свисающих *сталактитов*... обалденной работы резьбы...и, где-то в голове, звучащей восточной музыки...Прогуливающийся в этот раз со мной сын, зная, что вот так я спокойно могу *зависнуть* минут на 10...20, отходит в сторонку со стаканчиком кофе, неведомо мне откуда у него взявшимся ...и терпеливо ждёт, пока мама *возвратится*...
Не знаю, какой дефект вот тут залеплен (скорее всего-фонари переставляли или меняли местами, т.к. следы замазки расположены симметрично с обеих сторон).
Да, тут вы видите то же, что и я - медленно, но уверенно убивающие архитектурный шедевр достаточно глубокие трещины, рассекающие строение буквально напополам...
Изначально по бокам кенаса имела с каждой стороны по 4 витражных окна, на сегодня - окна либо заложены-заштукатурены наглухо, либо - просто закрашены... Присмотревшись - видим множественные более мелкие трещины по стенам...Учитывая вышесказанное, что стены имеют значительную толщину (почти полтора метра у основания)(С) мне странно появление таких трещин....
Я плохо разбираюсь в витражах, но вот то, что осталось цветное в окнах и в *розе* над дверью - всё-таки можно назвать витражами
Жаль, что кенасу - нельзя обойти со всех сторон , но и доступная обзору часть меня лично - восхищает...
полнометражные фото - тут http://photo.i.ua/user/4574453/413171/
старые фотографии взято тут http://www.guidekiev.com/index.php?lang=ru&action=art&id=1034
PS мелодия-просто как муз-сопровождение, не имеющее отношение к изложенному