Недавно украинские власти договорились с шанхайской корпорацией Sinotech о строительстве в Коминтерновском районе Одесской обл. технопарка, специализированного на высоких технологиях. Объем инвестиций должен составить несколько миллиардов долларов. Еще 600 млн. долл. корпорация СhinaQiteleGroup вложит в Теплодарский технопарк (также под Одессой), где будут производиться одежда, обувь, кожаные изделия, а также оборудование для детских и спортивных площадок.Тут бы и обрадоваться, да настораживает: сколько рабочих мест
предполагается создать в китайских технопарках, не оглашается. Правда, как сообщается, на встрече с китайскими инвесторами одесский губернатор Эдуард Матвийчук неоднократно подчеркивал, что на новых предприятиях должны работать жители Одесской области, а китайским должно быть только руководство. Хотя о юридическом закреплении этого положения информации нет.
Между тем подсчитано, что с учетом относительно невысокой стоимости оборудования и широкого использования ручного труда на предприятиях легкой промышленности 1 млн. долл. инвестиций в эту отрасль создает 45—50 рабочих мест. Таким образом, 600 млн. долл., вложенных в легкую промышленность, означает создание не менее 20—30 тыс. рабочих мест.
Далеко не новость требование, которое Пекин в последнее время все жестче ставит перед получателями инвестиций: освоение этих средств
должно предусматривать максимальное привлечение предприятий и рабочих из КНР. Известно, что многочисленная работящая и дешевая рабочая сила стала его главным конкурентным преимуществом, за несколько десятилетий превратившим Поднебесную в «фабрику мира». Ведь ясно, что наши швеи (если и наберётся в Одессе 30тыс. швей - что весьма сомнительно) за 100$ в месяц работать не будут.
Наше иммиграционное законодательство (в отличие от европейского) чрезвычайно либерально. Китайские предприятия в Одесской обл.будут сконцентрированы в китайцами же создаваемых технопарках, располагающихся вне Одессы, что, безусловно, означает значительные дополнительные издержки для инвестора при их создании и дополнительные сложности в наборе персонала из
местных жителей.
Почему же китайские инвесторы не пошли путем создания сети производств на несколько сотен работников в разных городах Украины? И с набором персонала в этом случае не было бы проблем (особенно если размещать предприятия в депрессивных регионах, а не возле относительно благополучной Одессы), и капитальные затраты были бы куда меньше за счет использования производственных площадей ныне закрытых советских предприятий (а такие есть практически везде).
Не скрываются ли за этим планы создания под Одессой анклавов, «чайна-таунов» в буквальном смысле — не отдельных кварталов, а целых городов, фактически китайских колоний на территории Украины? Городов, в которых контроль украинских властей за ситуацией будет чисто номинальным?
По закону «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» на иностранцев, легально проживающих в Украине, распространяются права ее граждан, в том числе на трудоустройство, предпринимательскую деятельность и социальную защиту.
Причем
«лицо, которое родилось на территории Украины от иностранцев, на законных основаниях проживающих на территории Украины, и не приобрело по рождению гражданства ни одного из родителей, является гражданином Украины» (по закону «О гражданстве Украины»). Ну а «лица, которые являются опекунами или попечителями граждан Украины» (понятно, что родители вполне попадают под определение опекунов), автоматически получают право на иммиграцию в нашу страну.
«КНР охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев, вернувшихся на родину, и проживающих в Китае членов семей как тех, так и других», — записано в китайской конституции. В том, что «вмешательство» в «надлежащие права» (скажем, контроль властями Украины за жителями чайнатаунов) не останется без жесткой ответной реакции, сомневаться не приходится!
Российский синолог Александр Храмчихин отмечает, что ядро внешней
политики Поднебесной составляет концепция «стратегических границ жизненного
пространства» — важная составляющая военной доктрины КНР. В ее основу положен тезис, что рост населения и ограниченность ресурсов
вызывает необходимость экономической экспансии и «природной среды существования», что вполне можно трактовать как экспансию территориальную. Причем «стратегические границы жизненного пространства» необязательно соответствуют границам государственным и должны расширяться по мере роста могущества государства.
Действительно, не означает ли масштабный интерес Китая к Украине то, что
ей отведена роль одного из первых объектов экономической (и не только) экспансии? Не вызван ли планами вовлечения ее в свою сферу влияния, превращения в китайский форпост в Европе? Не станут ли китайские колонии под Одессой (будем называть вещи своими именами) первым этапом превращения нашей страны в китайскую колонию уже не в древнегреческом, а в современном смысле, пусть и с сохранением формальной независимости?
И снова обратим внимание на географическое расположение планируемых китайских анклавов, которое выглядит идеальным, если они планируются как плацдарм для дальнейшей экспансии. Рядом море, узел железнодорожных и шоссейных коммуникаций, в Коминтерновском районе есть возможность строительства нового глубоководного порта. Ну а какие возможности может открыть для той же нелегальной миграции работа принадлежащих китайцам портов рядом с китайскими же (по факту) городами, и говорить не приходится.
К слову, в анонсированных планах сотрудничества — и создание китайцами аграрных технопарков. Очевидно, что такие, не столь крупные, как в окрестностях Одессы, но более многочисленные «технопарки» могут стать форпостами «демографической» экспансии уже во внутренних регионах Украины.
Украина оказалась в окружении стран со значительно более высоким уровнем жизни, включая Россию, где средняя зарплата в 2,5 раза выше.
Если в ближайшее время не произойдет украинского «экономического чуда», можно прогнозировать рост эмиграционных потоков в западном и в восточном направлениях. А неконтролируемый поток неприхотливых иммигрантов из Китая будет только способствовать «исходу» коренного населения, усложняя ситуацию на рынке труда, а главное — лишая отечественных работодателей стимула повышать заработную плату. В общем, «вот и жилплощадь освободилась», как говорили обитатели «Вороньей слободки» в бессмертном «Золотом теленке».
Уверен, последний момент при принятии решения о стратегическом партнерстве с Украиной учитывался в Пекине не в меньшей степени, чем выгодное географическое положение и природные ресурсы нашей (пока еще) страны. «Просчитали» там и ее катастрофическое экономическое положение после двадцати лет независимости вкупе со щекотливой внешнеполитической ситуацией — когда «в Европу» Украину никто брать не собирается, а реинтеграция на постсоветском пространстве категорически неприемлема для большей части нашей политической элиты, которая в поисках внешнего «вспомоществования» пускается во все тяжкие, не задумываясь, чем придется расплачиваться за китайские «дары» в не очень далекой перспективе.
Вспомним, что
экономический взлет Китая начался с создания свободных экономических зон на побережье, за несколько лет превратившихся из рыбацких деревень в города-миллионники. Не ждет ли такой же «успех» китайские технопарки под Одессой (только к Украине это будет иметь уже весьма косвенное отношение)?
В Харькове уже появился вьетнамский анклав - район ул. Киргизской. Здесь находится принадлежащий вьетнамским предпринимателям концерн «Техноком», выпускающий вермишель быстрого приготовления «Мивина», много и предприятий помельче. По официальным данным, в городе постоянно или временно проживают около 3 тыс. граждан Вьетнама. Харьковчане уже давно не приобретают недвижимость в этом районе. "Вьетнамская территория" скоро окажется надежно укрытой от посторонних глаз (в том числе и правоохранительных органов) - после продажи вьетнамцам последнего островка в этом районе - территории предприятия "Гидромодуль".
С проблемой иммиграции из стран третьего мира мы столкнулись гораздо позже многих других государств, мы можем учесть их опыт. Но пока, увы, чужие ошибки ничему нас не научили. Ограничиваемся пока анекдотами.
«В городе Мао (бывшей Одессе), на улице Дэн Сяопина (бывшей Дерибасовской) беседуют Абрамович и Рабинович.
— Раньше было получше, — говорит один другому, — не надо было вот так делать, — натягивает пальцами веки, придавая глазам раскосый вид»...
Неужели начинает сбываться предсказанное ранее:
Иеросхимомонах Аристоклий Афонский (1918): "Конец будет через Китай..."
Св.Иоанн Кронштадский (1829-1908):"...освобождение России придет с Востока".
К.Н.Леонтьев (письмо из Оптиной 3.5.1890): "Народы, в т.ч. славянские, "распустившиеся" в "ненавистной всеевропейской буржуазии" будут "пожраны китайским нашествием".
Коментарі
ZURLA
114.08.11, 18:16
Вьетнамцы успешно оккупировали все чешские местечка.
БФ
214.08.11, 19:19
Что-то этот чайна -таун в портовом(!) городе очень похож на строительство очередного базара для продажи китайского ширпотреба! А "технопарк" - ширма, изображающая производственную деятельность.
eksi
314.08.11, 21:22Відповідь на 2 від БФ
Вполне возможно, что там действительно будет и высокотехнологическое производство и швейное производство. Но то, что работать будут там только привезённые китайцы - 100% уверенность. Пример - строительство ж.д. ветки до Борисполя, да и кое-какие наблюдения свои. Знакомый занимается производством мраморных памятников. Так вот, он посчитал, что если бы нанять пять китайцев. то это даст ему максимальную прибыль. Да ещё если делать не с украинского. а китайского мрамора.
ГалинаВ
415.08.11, 07:53
Опасения Ваши поддерживаю, но сомневаюсь, что существуют эффективные способы противостоять китайской экспансии...
eksi
515.08.11, 08:10Відповідь на 4 від ГалинаВ
Вопрос не только в китайцах - просто это наиболее агрессивная группа. Мне кажется - надо тщательнейшим образом пересмотреть наше миграционное законодательство в сторону максимального ужесточения. Малейшая щель в нем - и через неё хлынут потоки. Смотрите, каким боком выходит сейчас Европе (той же Германии) наплыв мусульман. А там законодательство пожёстче. Очень аккуратно подходить к кредитным предложениям других государств - это тот же крючек для страны.
одессит_
615.08.11, 08:31
Ну и шо? пусть работают... если наши ничерта по уму не могут распорядиться своей землей... или пусть там амброзия буйным цветом растет? потому как никто не сеет, все заброшено
eksi
715.08.11, 08:39Відповідь на 6 від одессит_
Меня коробит вот что - Китай это не крымские татары. Но если уже даже те начинают говорить о Крыме для татар, то через некоторое время Китай легко сможет придавитьногтем Украину. А я не хочу. чтобы мои дети и внуки прогинались были изгоями на своей земле.А амброзия на полях - это временно. Если уже даже Ахметов занялся агробизнесом, то это показатель. Продукты - это вечный бизнес. И ты посмотри сколько сейчас появилось миллионеров именно в агробизнесе. Не все сразу. Пусть уж наши распоряжаются землей, чем чужаки.
Новоросс
815.08.11, 08:42
Противно смотреть,как Янукович с Азаровым заискивают перед Китаем и отталкивают интеграционные процессы с Россией.
eksi
915.08.11, 08:47Відповідь на 8 від Новоросс
И я о том же. За сиюминутной выгодой гонятся. Боятся зависимости от России - а от Китая не боятся? Европа не идиоты - поощряют сейчас эмиграцию из Восточной Европы, ограничивая её поток из Азии - все таки близкие по культуре и ментальности к ним мы. А тут все до наоборот.
одессит_
1015.08.11, 08:59Відповідь на 7 від eksi
Я к китайцам очень даже неплохо отношусь, у меня когда-то девушка была кореянка, правда уже наша, ассимилированная, по русски шпарила лучше чем я мне в азиатах нравится одно - они в отличие от наших не филонят, а пашут... а по поводу того, кто там агробизнесом каким занялся, пока что они продавать земли направо и налево собираются, я вот думаю как бы этот их агробизнес этим и не ограничился