"Он был духовным символом Православного Донбасса" (Антилогарифм)
- 31.07.11, 11:54
Девять лет прошло с тех пор, как отошел ко Господу основатель Никольского Свято-Успенского монастыря (Донецкая область) схиархимандрит Зосима. Но по-прежнему люди спешат к батюшке - в обитель. В народе по-прежнему говорят: не "еду в Никольское", а "еду к батюшке".
Говорят, очень давно, еще до революции, Никольское освятила Своим присутствием Пресвятая Богородица. И на месте Ее явления, среди бескрайних донецких степей, забил целебный источник… А народ здесь жил замечательный! Не даром еще на заре прошлого столетия на месте двух скромных деревянных сельских храмов, Свято-Николаевского и Свято-Васильевского, в Никольском были воздвигнуты два роскошных каменных. Красота их поражала, а стоимость по тем временам была немыслимой. После октябрьского переворота Свято-Николаевский храм разрушили, Свято-Васильевский закрыли. Но благочестивый народ еще долго служил запретные молебны на источнике Богородицы… Именно тогда в Никольском зародилось предание: когда в полуразрушенный Свято-Васильевский храм приедет служить монах, в Никольском откроются две обители...
Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал сюда в 1986-м году. В полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Батюшку привезли в День памяти святителя Иоанна Златоустого - тоже некогда гонимого за веру. Первую службу в Никольском отец Зосима служил на Введение во храм Пресвятой Богородицы.По храму гулял ветер, а во время Литургии у прихожан ноги примерзали к полу... Но уже через полгода в храме появился иконостас, а возле храма, буквально на пустом месте, выстроили священнический домик, крестилку, трапезную: отец Зосима всегда благословлял кормить паломников. Он знал, что такое голод.
Когда он это узнал? Может, когда с матерью-вдовой, в свое время получившей срок за "религиозную пропаганду" - посещение богослужений монахинь, духовных чад Иоанна Кронштадтского, - жил на нищенские двадцать рублей в месяц? Или тогда, когда отца Зосиму самого "гоняли" с одного нищего прихода на другой? Так хотели сломить "неугодного", который в эпоху вытравливания любого инакомыслия и повального разрушенияхрамов храмы восстанавливал. И к которому, несмотря ни на какие запреты и рекомендации "сверху", со всех сторон стекались люди. Люди, которые чувствовали: в их жизни должен быть Кто-то. Тот "Кто-то", путь к Которому им открывал батюшка.Время основного служения отца Зосимы в Никольском пришлось на распад Союза. Предприятия закрывались. Люди месяцами не получали зарплату. Дети на уроках падали в голодные обмороки. А старики кончали жизнь самоубийством. Людям некуда было идти. И они шли к батюшке. Со своими бедами, печалями, горем и скорбями, порой просто элементарно голодные.
Еще духовный отец батюшки схиигумен Валентин наставлял его: "Когда будешь служить на приходе, будут к тебе издалека приезжать люди. Всегда накорми человека!" И отец Зосима свято исполнял этот завет: кормил всех приезжих. А тем, кто был особенно беден, благословлял дать продуктов и в дорогу. Частенько помогал и деньгами. "Голод - самое страшное чувство",- говорил батюшка.У батюшки вошло в привычку не брать деньги за требы. Отец Зосима был глубоко убежден: сто человек не заплатит, зато потом найдется один, кто даст столько, что хватит помочь сотням. И благодетели всегда находились…
Со временем в Никольском появились трапезная, богодельня (Дом милосердия), больница, зубоврачебный кабинет… Все для людей.Сила воздействия этого человека была необычайной. Пятиминутный разговор с отцом Зосимой возвращал людям надежду, желание снова жить… Он излучал какой-то внутренний свет и тепло, которые согревали и оттапливали самые отчаявшиеся сердца. Эта способность врачевать человеческие души (молитвой, словом, взглядом) - и было то главное чудо, с которым сталкивались люди в Никольском. Каким-то тайным, недоступным нам образом отец Зосима умел провидеть и находить именно тот единственно верный выход, который был человеку необходим.
…Мать приехала к отцу Зосиме за благословением на поступление сына в университет. Женщина была в отчаянии: денег на учебу сына у нее не было, уверенности, что сын сможет поступить на бюджет, - тоже. Она еще не успела проронить и слова, как старец сказал: "Не волнуйся, мать, все у твоего сына будет хорошо. А как справится парень со своими делами, пусть приедет ко мне в монастырь недельки на две". Парень не прошел по конкурсу. Но мать, помня слова батюшки, не позволила ему забрать документы, а отправила пожить к отцу Зосиме. И парня действительно зачислили в университет, но позже.…Однажды во время проповеди батюшка обернулся к женщине и сказал: "Когда будут убивать тебя, прочитай мысленно три раза 50-й псалом, и руки у преступников опустятся, и они уйдут, не причинив тебе вреда". Тогда женщина очень удивилась: кому она нужна-то в свои 60 лет? Но черезнесколько дней в ее квартиру действительно проникли воры. С помешавшей хозяйкой решили расправиться просто: выбросить с балкона. Когда женщину почти перекинули через перила, она внезапно вспомнила слова батюшки. Всего псалма женщина не помнила. Прочитала мысленно первые три строчки. И… воры оставили ее, действительно не причинив вреда.
Решение об основании в Никольском двух монастырей, мужского и женского, батюшка принял после клинической смерти, в 1998-м году. Получив благословение правящего архиерея, отец Зосима принялся за работу.
Идеалом монашеского устроения (монашества по духу, а не по одежде) для батюшки была Оптина пустынь на рубеже XIX-XX веков: "…Воспитываю в них дух Оптиной пустыни, дух любви, дух гостеприимства, дух приветливости - вот что постоянно воспитываю я в них. Примется ли это мое воспитание, от их сердец уже зависит. Дай, Господи, чтоб дух любви оптинских великих старцев XIX века сопутствовал и нашей юной святой обители, чтоб и вы здесь находили все утешение, поддержку, радость и силы духовные здесь почерпали для дальнейшего несения своего жизненного креста, во славу Божию". Эти заветы батюшки хранят в обители и поныне.Пресвятая Богородица всегда считалась покровительницей нашего Отечества. А Успенские храмы были главными в большей части русских монастырей. Есть Успенский собор - точная копия Кремлевского - и в Никольском монастыре: он воздвигнут по благословению батюшки уже после его смерти.
Монах - человек, умирающий для мира в воскресение будущей жизни. И Успение Пресвятой Богородицы для него - это второе свидетельство о бессмертии после Воскресения Спасителя. Залог воздаяния будущей светлой жизни.Может быть, поэтому Успение Пресвятой Богородицы батюшка почитал вторым, после Пасхи, праздником - второй Пасхой. В эти дни необыкновенно богато украшалась Плащаница и храм, всегда свежими цветами. И всегда в течение трех дней матушки обновляли эти цветы - чтобы они постоянно были яркими и благоухающими.
Батюшка Зосима знал, что умрет на Успение. Трудно сказать, что это было. Может быть, дар предчувствия? Насельники монастыря очень хорошо помнят, как в лето смерти уже тяжело больной батюшка шептавшимся о нем в одном из храмов епархии старушкам так и сказал: "Нет, я еще живой. А когда буду умирать, я вам скажу". А уже позже, в обители, приглашал на погребение: "Приглашаю вас на чин погребения Плащаницы. Матерь Божию похороните… Меня похороните".
…За два дня до Успения Божией Матери батюшку Зосиму увезли в реанимацию. Уезжая из обители, отец Зосима подробно рассказал братии, как поставить сень Пресвятой Богородице, где должен стоять его гроб… Сказал, что приедет к началу Литургии…В больнице батюшка очень переживал, как бы ему не испортить братиям и сестрам праздник Успения. Так он и умер: не в самый праздник, когда подобает радоваться, а на Погребение Матери Божией, когда подобает плакать. В ночь Погребения Богородицы в обители оплакивали и батюшку.
Мария ВОЛОСЮК Частыми гостями у о.Зосимы бывали высокопоставленные чиновник, бизнесмены. Посещали его и Януковичи http://makeevdon.narod.ru/pages/blagov/zosima/zos6.html#14sn Статью решил разместить после спора в одном из блогов по поводу корыстолюбия священников. Не отрицая полностью этого, всё же хочу сказать - были и есть священники к которым люди тянутся. Именно из-за их честного служения Богу.
Коментарі
ГалинаВ
131.07.11, 12:35
Батюшка Зосима, моли Господа Бога о нас , грешных...
Спасибо за публикацию
eksi
231.07.11, 12:47Відповідь на 1 від ГалинаВ
Хочу сделать серию публикаций на эту тему. Сильно уж задел меня тот спор.
Frau Zau
331.07.11, 14:02
Конечно. И священники - разные. Как и все люди. Безусловно, неверно обобщать в явление разность характеров и устремлений. Причем, в любой области.
eksi
431.07.11, 14:07Відповідь на 3 від Frau Zau
Спасибо за понимание.
ZURLA
531.07.11, 16:12
ну что ж. Дай Бог на эту землю побольше святых людей. Ибо она в них нуждается!
eksi
631.07.11, 16:21Відповідь на 5 від ZURLA
http://blog.i.ua/community/2487/728501/
Если интересно - здесь о моем духовнике, который знал ЗосимуГалинаВ
731.07.11, 17:02Відповідь на 2 від eksi
Я помню этот спор. Однако, ничего нет случайного, и хорошо, что этот спор стал поводом для данной публикации. Жду продолжения...
Alenushka
81.08.11, 05:11
я думаю,что вообще нет смысла спорить об этом. священический труд - тяжёлая ноша, а человек - слаб. не все справляются. ну и что? всё равно все по отдельности предстанем перед Господом. и каждый за свои поступки отвечать будет.
eksi
91.08.11, 07:12Відповідь на 8 від Alenushka
Позволю не согласиться - если не спорить в отрицающими это, то слабые в вере, слушая "воинствующих", будут для Бога потеряны. Добро должно быть с "кулаками".
Новоросс
101.08.11, 09:08
Януковича зря помянул,он уже обнимается с Филаретом, из киевских раскольников.