Так как времени у меня, по уважительным причинам нет, но некоторые люди хотят получать наводки на фильмы, то стащила, я мнение о киноленте со страницы своего хорошего друга.
Стыд (США, 2012)
Хорошее кино, как малина, всегда прячется под широкими листами сомнительного качества формы. "Стыд" в этом плане кино программное. ЗА броскими сценами практически бесконечных сексуальных девиаций кроется надежно укрытая многочисленными подтекстами большая трагедия маленького человека.
Свиду замкнутый,неразговорчивый, угрюмый главный герой живет скрытой ото всех полной извращений и похоти жизнью - он спит с женщинами в кровати, на улице, в барах и клубах, никогда не отказывается от близости, покупает проституток, и даже мастурбирует в туалете - не способный справится с собственными гармонами. И сладко желание назвать этот фильм страшной борьбой до последней капли разума с распространенной у современных людей эротоманией. Но если выплюнуть уже потерявшую вкус жевачку для ума и скатиться с общей волны коллективного разума, то, пожалуй, можно увидеть этот фильм и его героя совсем под иным углом.
Для меня "Стыд" - это в первую очередь кино об эмоциональном уродстве. Персонаж Фассбендера - калека. Не в физическом, а в духовном смысле. Интересный, разносторонний и глубоко эмоциональный герой пасует перед любым выражением собственных чувств - от всей души любя сестру и переживая за нее, он не умеет найти хотя бы пару слов для нее; увлекшись простой и интересной девушкой, он не может выдержать и двух свиданий - разучился поддерживать беседу и доставлять женщине удовольствие - потому что дfвно потерял вкус к обычному сексу и отношениям. И истоки этой увелеченности беспорядочными связями, этого замкнутого круга из кратковременных отношений со случайными людьми в том,что герой Майкла не умеет сходиться с людьми. Он эмоциональный калека - тянется к людям, но в итоге постоянно терпит фиаско, потому что не умеет хоть сколько-нибудь открыто выразить ни испытываемой любви, ни привязанности. И ненавидя себя за это, гасит ненависть сексуальными девиациями. Потому что так проще - купить проститутку или снять случайную доступную женщину в баре, чем пройти сложный путь от знакомства до душевной привязанности, минуя постель. Ни один контакт, кроме сексуального, не приносит ему удовольствия - ведь в остальных случаях надо напрягаться, вылезать из собственной раковины замкнутости. Потому, однажды поняв универсальность секса как возможности сбросить напряжение и хоть как-то контактировать с людьми, он не ищет других путей, удовлетворившись самым простым и коротким.
Сестра Майкла - тоже больна и отчасти безумна, но она направляет гнев внутрь самой себя, вымещая его на венах и в депрессии. Она пытается найти поддержку у единственного брата, но тот, плотно притворив дверь собственной раковины из эгоизма и страха перед всем внешним, только раздражается каждой новой попытке заставить его чувствовать что-то, кроме оргазма и внутренней боли. В итоге, пока брат ищет спасения в чужой похоти, сестра ищет того же спасения в издевательстве над самой собой. Страх одиночества и ненужности, повернутый по разным векторам - вовне и внутрь.
Секс в этом фильме как форма побега героя от самого себя и собственных недостатков, как аллегория вечного спасения от мыслей и необходимости меняться.
"Стыд" - потому что стыдно быть таким эгоистичным, равнодушным к чужим проблемам, близоруким и неспособным измениться ради близких тебе людей. Стыдно быть одиноким, когда предлагают помощь, не прося ничего взамен. Стыдно так сильно бояться перемен, хватаясь за спасительную соломинку небытия в чужом теле.
И правда, сплошной "Стыд"