Пожалуй, нет ни одного человека, полностью удовлетворённого своей внешностью.
Кому-то не даёт покоя нос буратинкой, кому-то – ручки грабельками, кому-то – пузико бочечкой. Но большинство людей об этих неприятностях вспоминает лишь перед зеркалом, а в остальное время они живут себе, как ни в чём не бывало. Но есть и такие, все помыслы которых обращены на свой телесный недостаток. Это и называется дисморфофобия.
...
в случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией пациента обязательно направляют на консультацию с психиатром.
Недостатки бывают истинными или мнимыми. Человека может несказанно огорчать крупная бородавка посередь носа, которая и в правду ему красоты не прибавляет. В этом случае речь идёт об истинном недостатке. С мнимыми недостатками сложнее. Так, например, юноше среднего роста может казаться, что он – карлик, а девушку с 46 размером одежды преследовать мысль о начинающемся ожирении. Вдобавок к страданиям от своего «уродства» несчастным приходится сталкиваться с непониманием, а часто и насмешками близких людей.
До 16 и старшеПрактически все мы страдали дисморфофобией в переходном возрасте. Это естественно: тело подростка быстро меняется, и нужно какое-то время, чтобы к нему привыкнуть и найти его естественным и красивым. Кроме того, каждый мальчик в мечтах представляет себя чем-то средним между Сильвестром Сталлоне и Брэдом Питом, а каждая девочка в глубине души уверена, что вырастет такой же красивой, как Анджелина Джоли. А получается – как всегда: «что выросло, то выросло».
Чаще всего подростковая дисморфофобия связана как раз с признаками взросления. Юноши переживают по поводу размера и формы пениса, а также недостатка мышечной массы. Девушки – из-за избыточного веса (причём часто за признак полноты принимают всего лишь появившийся бюст), а также из-за волосяного покрова на теле. При этом и те, и другие переживают из-за прыщей и формы носа.
Подростковая дисморфофобия обычно проходит к выпускному классу. Но иногда она остаётся и приобретает поистине уродливые формы. Человек полностью фокусируется на своём «недостатке», и это становится навязчивой идеей. В результате жизнь превращается в ад: страшно устраиваться на работу, связанную с общением; боязно заводить друзей; о личной жизни даже речи не идёт! При этом человек тратит огромные усилия, массу времени и средств на искоренение своей «проблемы».
Известен случай про молодого человека, который считал себя лысеющим (судя по фотографиям, на самом деле, он был весьма и весьма волосат). Эта идефикс так занимала его, что он не мог никуда вовремя приехать, поскольку постоянно выходил из метро, чтобы найти большое зеркало и проверить, насколько облысел.
Стремление к совершенству Люди, страдающие дисморфофобией, любыми средствами пытаются улучшить свою внешность: доводят себя до
изнеможения в спортзалах; выдавливают прыщи, калеча кожу; используют помпы для груди или половых органов; часами красятся и укладывают волосы, опаздывая всегда и везде. Они осаждают кабинеты косметологов, лиетологов и пластических хирургов.
Для последних дисморфофобы – серьезная головная боль. Надо сказать, что на западе в случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией пациента обязательно направляют на консультацию со специалистом. В нашей стране это условие далеко не всегда соблюдается. А зря! Операцию делают, а человек продолжает оставаться недовольнымсвоей внешностью, вплоть до того, что подает в суд на клинику.
Но есть и другая сторона медали: дисморфофобы, если им оказано в операции или если они не в состоянии прибегнуть к услугам медиков, нередко совершают самостоятельное хирургическое вмешательство. Последствия таких «операций» бывают ужасны: искромсанные груди, огромные шрамы на лице, подшитые к коже головы ушки и прочие ночные кошмары хирургов, которым приходится эту красоту нереальную приводить в порядок.
Но переживать не стоит! Всё это излечимо!