Нужен ли контроль Интернета?
Сегодня
во Всемирной Паутине легко найти информацию, недоступную и
противозаконную в реальном мире. Достаточно набрать нужные слова в
поисковой системе, и пользователь попадет в настоящий сад запретных
плодов: картинки для педофилов, инструкции по изготовлению взрывчатки,
распродажа наркотиков, нацистские лозунги и очень многое другое открыто
услугам любого, попадающего в Сеть.
Противники контроля Интернета не устают повторять: Интернет - отражение нашей жизни, и, как нельзя запретить на земле войны, педофилию и СПИД, так нельзя это сделать в Сети. Российские борцы с цензурой к этому добавляют, что в стране Интернет остается единственным бесцензурным пространством. Впрочем, ревностных борцов с цензурой убывает, когда речь заходит о детях. Спросите любого нормального мужчину среднего возраста, хочет ли он, чтобы в Интернете блокировались порносайты. Вряд ли. А теперь спросите, согласен ли он с тем, чтобы его двенадцатилетний сын просматривал те же самые сайты. Вот тут-то нормальный мужчина должен призадуматься о пользе Интернет-цензуры. В конце концов, давайте спросим самих себя: хотим ли мы, чтобы наши дети без труда узнавали, где достать наркотики, как изготовить бомбу, как стать членом секты и т.д. Наверное, не очень.
Потому бесконтрольность российского Интернета – это не только свобода взрослого заходить на порносайты. Выходит, что все, доступное в Интернете взрослому, знающему разницу между добром и злом (например,
между эротикой, порнографией, детской порнографией и сексуальными извращениями), доступно и ребенку. И, если мы думаем, что служащий солидной компании, набравший где-нибудь в Google поваренная книга анархиста, делает это смеха ради, что мы должны предположить, если те же самые слова наберет подросток?
В 1999 году в Англии молодой человек по имени Дэвид Коупленд подбросил изготовленные вручную бомбы в три района Лондона. Он убил трех человек и ранил 139. Оказалось, что всю техническую информацию он почерпнул в Интернете, почитав пособия «Справочник террориста» и «Как сделать бомбу». Оба справочника доступны по сейдень.
Хотя в России Интернет почти никак не регулируется, в странах куда более западных и демократических политика Интернет-контроля проводится уже не первый год. Так, в США действует общенациональная программа Cybercitizen Awareness Program,
в рамках которой детей обучают правильному использованию Интернета, в том числе, посредством проведения параллелей между реальным (оффлайн) и виртуальным (онлайн) мирами. В Великобритании действует эффективная горячая линия (Internet Watch Foundation), на которую поступают жалобы о нелегальном содержании в Интернете (и особое внимание уделяется детской порнографии); незаконные материалы удаляются провайдерами при поддержке полиции. Эффективная программа по защите детей от агрессивной информации работает в Австралии, где при государственной поддержке особая организация Net Alert реализует разнообразные проекты по безопасному использованию Сети.
Однако, именно в России – не в Англии и не в США, где проблему давно осознали и пытаются решать, - угрозы безопасности детей реальны и ощутимы. Наши дети слишком часто становятся заложниками взрослых игр. Как показывают события в Беслане, не только в переносном, но и в самом прямом смысле.
Виртуальные угрозы и реальные беды
По данным Интернет-статистики,
именно дети и подростки, выходя в Сеть, попадают в зону риска. По
Интернету молодые люди обсуждают, как совершать убийства и
самоубийства, становятся жертвами сетевых мошенников (при этом самый
большой процент киберпреступников составляют сами дети и подростки),
вступают в виртуальные экстремистские сообщества, получают доступ к
жестоким онлайн играм. В Сети ребенок может столкнуться с одной из
наиболее серьезных угроз: манипуляторы-педофилы, входя в доверие к
ребенку, могут соблазнить его на совершение непристойных действий.
Педофилия и порнография
Педофилы используют, прежде всего, коммуникативные технологии Интернета – чаты, форумы и пр. Дети же попадают на порносайты по ряду причин. Во-первых, они постоянно сталкиваются с порнографией просто в силу ее широкого распространения. Владельцы порносайтов используют особые технологии, позволяющие порно- сайтам «самозагружаться». Потому ребенок наталкивается на порно-ресурсы, даже тогда, когда пользуется совсем безобидными ресурсами.
Кроме того, не секрет, что сами дети и подростки, выходя в Сеть, ищут не научные трактаты, а порнографию. Статистика, прогнозы и мнения экспертов относительно воздействия он-лайн порнографии на детскую психику далеко не обнадеживающие. Современные психологи говорят о новом типе
Интернет-зависимости – от киберсекса. Существуют даже
тесты,позволяющие определять подобную зависимость диагностировать. Как правило, она возникает у юношей, чрезмерно увлеченных непристойными фотографиями в Сети. Это может стать причиной серьезных психических отклонений и даже вызывать болезнь , которую условно назвали «порнонаркомания». Молодые люди забывают о семье, учебе, работе. Все их мысли зациклены на одном – просмотре порнографии в Интернете. У них не складывается нормальные отношения в личной жизни, вообще, их контакты с реальным миром становятся весьма проблематичными. "У меня был 32-летний пациент, который проводил по 12 часов в день за просмотром таких сайтов в подвале дома своей мамы. Он не мог остановиться, так как уже не представлял себе, как будет жить дальше», - рассказывает профессор Джеймс Оглоф из Университета Монаша США.
Пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости
Со времен появления Интернета эксперты не устают предупреждать об опасности сетевых игр с насилием, способных побудить детей к агрессии в реальном мире. В Германии всерьез задумались о запрете жестоких он-лайн игр, когда в 2002 году выпускник школы в Эрфурте Петер Штайнхойзер, не допущенный к вступительным экзаменам, застрелил 13 учителей, двух учеников и полицейского, после чего застрелился сам. Специалисты пришли к выводу, что он слишком много играл в жестокие компьютерные игры, которые, вероятно, и привели к
таким последствиям.
Совсем недавно Америку потрясло известие о трагических событиях в Миннесоте, где 16-летний житель индейской резервации Джефф Вейзи застрелил девятерых человек: своего 58-летнего деда Дарела Лусьера вместе с его 32-летней сожительницей Мишель Сигана, учительницу и охранника своей школы, а также пятерых учеников: трех девочек и двух мальчиков. Джефф Вейзи был поклонником Гитлера и нацистской идеологии, и часами «зависал» на праворадикальных сайтах и в пронацистских форумах под именами Todesengel (Ангел смерти) и NativeNazi (Местный нацист). «Думаю, что меня всегда восхищал Гитлер и его идеи», – написал он как-то на одном из них. В школе Джефф появлялся исключительно в черной одежде. По отзыву классного руководителя, Джефф был ребенком, «не сумевшим найти своего места в жизни». Его постоянно дразнили сверстники. Джефф имел замкнутый характер и сторонился шумных компаний, предпочитая Интернет.
Это далеко не первый случай расстрелов в американских школах. Как и в случае Джеффа Вейзи, оказывалось, что подростки, решившие поразвлечься стрельбой, увлекались экстремисткой идеологией и проводили время на сайтах и формах экстремистского и ксенофобского содержания. Американские эксперты фиксируют особый феномен виртуальных экстремистских сообществ, в которые входят по преимуществу подростки. В Интернете создаются форумы, на которых легко найти и поделиться информацией, например, о том, как совершить убийство.
Несколько лет назад ученики школы штата Колорадо, вступив в подобное виртуальное сообщество, нашли единомышленников, с которыми обсуждали свои расистские взгляды. По Интернету они договорились развлечься стрельбой, результатом которой стали убийства их одноклассников.
Не исключено, что истоки подобной проблемы – в том, что, в США доступ к сайтам, ксенофобского и экстремистского содержания, должным образом не контролируется. США регулируют доступ детей к порнографии, а также блокируют ресурсы террористов, но к сайтам, например, неонацистского содержания американские власти относятся более лояльно. В частности, это вызывает целую проблему с доступом к
неонацистским сайтам в Германии. Хотя официально пропаганда нацизма на немецких сайтах запрещена,
немецкие пользователи свободно заходят на нацистские сайты,располагающиеся в доменной зоне США.
Киберсуицид
Одна из новейших Интернет-угроз – так называемый «киберсуицид» или согласованные самоубийства. По Интернету подростки и молодые люди договариваются совместное самоубийство. Подобные случаи фиксируются в разных странах мира, однако в большей степени проблемой киберсуицида обеспокоена Япония – страна, где самоубийство является частью национальной культуры. Здесь говорят о «потерянном поколении» - молодых людях от 15 до 34, среди которых есть те, кто покончил либо собирался покончить с жизнью, договорившись об этом в Интернете. В японском сегменте Сети довольно много web-сайтов, где подробно описаны и проиллюстрированы способы свести счеты с жизнью, например, приведены смертельные дозы лекарственных препаратов.
Подростки, которых интересует подобный опыт, говорят о том, что вместе уйти из жизни проще, чем по одиночке, т.е. в Интернете они находят поддержку своим суицидальным наклонностям, вступая в контакт с единомышленниками, которые, как и они сами, думают о самоубийстве.
Почему Интернет агрессивно воздействует на ребенка
Почему так происходит? Почему в сознании молодых людей виртуальный и реальный мир пересекаются столь жестоким образом?
Во-первых, именно дети и подростки, психика которых не до конца сформирована, склонны впадать в Интернет-зависимость. Исследования показывают, что среди молодежи Интернет-зависимых больше, чем среди людей зрелых. Как отмечает психолог Дж. Сулер, "Киберпространство - один из способов изменения состояния сознания. Как и в измененном состоянии сознания вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, кажется реальным - часто даже более реальным, чем действительность". Это утверждение, возможно, дает ответ на вопрос о том, почему ребенок склонен переносить свойства и черты виртуальной реальности на реальный мир.
Когда ребенок проводит в обществе компьютера большую часть жизни, его личность оказывается совершенно неадаптированной к реальной жизни. Бывает, что родители на "компьютерных детишек" не нарадуются - дети растут тихими, замкнутыми. А маленький человек испытывает трудности в общении со сверстниками и постепенно уходит из социума. В результате не исключено появление маленького монстра. Потому психологи не устают повторять о том, что у ребенка должны сформироваться навыки живого человеческого общения.
Впрочем, не все эксперты согласны с тем, что Интернет-зависимость опасна. Уход в виртуальную реальность может происходить самыми разными способами: от чтения популярной литературы, просмотра художественных фильмов или развлекательных телевизионных программ. Однако, проблема Интернета заключается именно в том, что сайты, на которых ребенок проводит основное время, могут быть совсем не безобидны, в отличие от детективов или телевизионных шоу.
Молодые люди должным образом не владеют собой, легко поддаются влиянию, у них не сформированы адекватные схемы поведения и восприятия. Они активно исследуют жизнь, в том числе, при помощи Интернета. Ребенок или подросток еще не является личностью, не имеет волевой регуляции, ему не просто отличать хорошее от плохого. Все эти особенности – подверженность и чувствительности молодых людей к внешним стимулам, к информации, к эффекту новизны - используют веб-дизайнеры, размещая открытые призывы щелкнут по той или иной ссылке, сделать то или иное на сайте.
Ожидать того, что в нерегулируемом Интернете ребенок станет скачивать рефераты по истории, при этом совсем не поинтересуется порнографией, наркотиками или рецептами по изготовлению взрывчатки, было бы весьма наивно. Именно негативная, «темная» сторона Всемирной Паутины привлекает молодежь. Само по себе это не удивительно: запретный плод сладок. Но именно в Интернете запретный плод доступен. И, хотя доступность и дешевизну информации относят к положительным сторонам Интернета, очевидно, что эти особенности Сети имеют негативную сторону.
Есть ли выход?
Трудно переоценить удобства, подаренные нам Интернетом; трудно поспорить с тем, что свобода является важнейшим благом Сети. Но когда речь идет о детской психике, как оказывается, мы вступаем на весьма зыбкую почву. Хорошо, если ребенок, пойманный Сетью, вырастет в адекватную личность. В противном случае общество получит очередного девианта. Кто может поручиться за его поведение, когда он станет взрослым: станет ли он спокойно просиживать за компьютером или, последовав Интернет-советам, соорудит бомбу и подбросит в магазин по соседству.
Как любая часть нашей реальности, Интернет предполагает не только свободу, но и ответственность. Если мы готовы принять свободный и нерегулируемый Интернет, мы должны быть готовы принять все негативные последствия, связанные с бесконтрольностью Сети. И, как уже сегодня полагают эксперты, негативное воздействие Интернета будет сказываться, прежде всего, на здоровье детей. Возникает закономерные вопросы: готово ли наше общество к таким последствиям и каковы возможные способы решения проблемы?
К способам защиты детей от угроз Сети, как показывает мировой опыт, относится, во-первых, государственный
контроль. В последнее время о регулировании Интернета заговорили и в России. Некоторые российские политики полагают, что государство не может оставить Сеть без контроля и должно проводить определенную Интернет-политику. И даже противники сетевой цензуры, согласны с тем, что детей необходимо защищать от угроз Сети.
Во-вторых, проблема безопасности ребенка – это во многом вопрос ответственности семьи. Родители должны интересоваться сайтами, которые посещают дети, знать, в какие игры играет ребенок. Правда, бывает так, что ребенок лучше родителей разбирается в компьютере, хотя чаще всего, родители не имеют возможности контролировать ребенка, например, находясь на работе. В таких случаях доступ ребенка Интернету можно регулировать с помощью специальных фильтрующих программ. Подобные программы - контентные фильтры – устанавливают на персональных компьютерах, а также в школах и библиотеках. В России, за редким исключением, подобные программы пока не используются, а те, что имеются пока не очень эффективны по причине не настроенности на работу с русскоязычным контентом. Однако, разработки подобных программных продуктов уже ведутся, и стоит ожидать появления качественных отечественных разработок.
Как показывает опыт западных стран, обучать ребенка безопасному использованию Интернета должна также школа. В российских школах сейчас проводится тотальная информатизация, однако культура общения ребенка с компьютером пока не сформирована. К сожалению, российские школы пока не имеет ни ресурсов, ни возможностей обучать детей безопасному доступу и информировать об угрозах Сети.
Наконец, проблема защиты детей от агрессивной информации в Интернете - это еще и этическая проблема, потому проблема общества. Она встает перед всеми, кто организует и наполняет Сеть. Информации не бывает в чистом виде - она всегда несет некий воспитательный эффект. Потому необходима выработка этических принципов, на которых могла бы строится Сеть. Такие этические принципы должны
вырабатываться и поддерживаться самим обществом.