Корь во взрослом возрасте
- 21.04.13, 08:58
Корь во взрослом возрасте
Третий врач, утверждающий, что взрослый больной попросту очень тяжело переносит детскую болезнь, — это Эрнандо де Сото, блестящий перуанский экономист. Как остроумно отметил Теодор Шанин, развивающиеся страны — это страны, которые не развиваются. Де Сото как раз и пытался показать, почему они не развиваются.
Новизна подхода де Сото заключалась в том, что он смотрел на проблему не изнутри развитого мира, а извне. Оказалось, что все те проблемы, которые сейчас наблюдаются у развивающихся стран, были и у нынешних стран развитых — просто гораздо раньше. В Англии XVII века города пытались ввести институт, который по-русски я бы назвал «пропиской» — так они боролись с конкуренцией приезжих. В конце XVIII — начале XIX века в США практически не признавались права собственности, положение было гораздо хуже, чем, например, в современной России, а сейчас это одна из надконституционных американских ценностей, которая мучительно рождалась в бесконечной череде судебных тяжб и законодательных решений штатов. Однако нынешние поколения в развитых странах уже забыли о том, как в свое время решались эти проблемы, а потому решения, которые они предлагают странам развивающимся, зачастую не работают.
В чем же причины детских болезней у взрослых стран? По версии де Сото, все дело в разрыве формальных и неформальных институтов, за которыми стоит борьба доминирующих групп, стремящихся законсервировать выгодный для себя status quo. Есть несколько процветающих центров, которые живут в рамках закона и доступ в которые ограничивается доминирующими группами. А вся остальная страна живет по правилам неформальным, которые конфликтуют с законами и поддерживаются такими группами влияния, как мафия. Излечение от этой болезни возможно, если найти компромисс между формальными и неформальными институтами, подключив к нему максимальное количество групп — и в частности, мафию. Для этого в первую очередь нужно выявить самые эффективные неформальные институты — и у де Сото есть ряд методик, позволяющих это сделать. Например, чтобы укрепить институт собственности в Индонезии, он предложил следующее: рисовые поля в стране никак не ограждены, но, гуляя по Бали, де Сото заметил, что каждый раз, когда он пересекал границы фермы, он слышал лай новой собаки. «Прислушайтесь к собакам, господин министр», — сказал де Сото во время семинара в Джакарте. Что же касается компромисса, то одним из наиболее эффективных способов он считает различного рода амнистии, которые позволяют неформальным сообществам легализоваться (о том, насколько действенной была амнистия капиталов в Перу, родной стране де Сото, см. Esquire № 60).
В случае с Россией проблема сотианской — самой оптимистичной — теории заключается в том, что де Сото рассматривает в первую очередь страны с богатым традиционным слоем, где хорошо работают обычаи. В России с этим, к сожалению, плохо.
Третий врач, утверждающий, что взрослый больной попросту очень тяжело переносит детскую болезнь, — это Эрнандо де Сото, блестящий перуанский экономист. Как остроумно отметил Теодор Шанин, развивающиеся страны — это страны, которые не развиваются. Де Сото как раз и пытался показать, почему они не развиваются.
Новизна подхода де Сото заключалась в том, что он смотрел на проблему не изнутри развитого мира, а извне. Оказалось, что все те проблемы, которые сейчас наблюдаются у развивающихся стран, были и у нынешних стран развитых — просто гораздо раньше. В Англии XVII века города пытались ввести институт, который по-русски я бы назвал «пропиской» — так они боролись с конкуренцией приезжих. В конце XVIII — начале XIX века в США практически не признавались права собственности, положение было гораздо хуже, чем, например, в современной России, а сейчас это одна из надконституционных американских ценностей, которая мучительно рождалась в бесконечной череде судебных тяжб и законодательных решений штатов. Однако нынешние поколения в развитых странах уже забыли о том, как в свое время решались эти проблемы, а потому решения, которые они предлагают странам развивающимся, зачастую не работают.
В чем же причины детских болезней у взрослых стран? По версии де Сото, все дело в разрыве формальных и неформальных институтов, за которыми стоит борьба доминирующих групп, стремящихся законсервировать выгодный для себя status quo. Есть несколько процветающих центров, которые живут в рамках закона и доступ в которые ограничивается доминирующими группами. А вся остальная страна живет по правилам неформальным, которые конфликтуют с законами и поддерживаются такими группами влияния, как мафия. Излечение от этой болезни возможно, если найти компромисс между формальными и неформальными институтами, подключив к нему максимальное количество групп — и в частности, мафию. Для этого в первую очередь нужно выявить самые эффективные неформальные институты — и у де Сото есть ряд методик, позволяющих это сделать. Например, чтобы укрепить институт собственности в Индонезии, он предложил следующее: рисовые поля в стране никак не ограждены, но, гуляя по Бали, де Сото заметил, что каждый раз, когда он пересекал границы фермы, он слышал лай новой собаки. «Прислушайтесь к собакам, господин министр», — сказал де Сото во время семинара в Джакарте. Что же касается компромисса, то одним из наиболее эффективных способов он считает различного рода амнистии, которые позволяют неформальным сообществам легализоваться (о том, насколько действенной была амнистия капиталов в Перу, родной стране де Сото, см. Esquire № 60).
В случае с Россией проблема сотианской — самой оптимистичной — теории заключается в том, что де Сото рассматривает в первую очередь страны с богатым традиционным слоем, где хорошо работают обычаи. В России с этим, к сожалению, плохо.
2
Коментарі
XiNG
121.04.13, 13:56
ну вот японию возьми, 186Хг. революция Мейдзи: лозунг "западные технологии - восточная мораль" отлично сработал в перспективе.
Нуно у них перенимать харакири, или вернуть дуэли
Medem
222.04.13, 14:28Відповідь на 1 від XiNG
тема Японии очень интересна, США и Япония, сильно дружили, потом Перл Харбор, потом Хиросима, через месяц лучшие друзья и дружат до сих пор
Medem
322.04.13, 14:29Відповідь на 1 від XiNG
А чего вы вспомнили про харакири?
XiNG
422.04.13, 14:51Відповідь на 2 від Medem
Макартур писал Японцам конституцию, вполне демократическая штука.А харакири предлагается, чтоб укрепить институт "ответственности", нам очень этого не хватает...
XiNG
522.04.13, 15:15Відповідь на 2 від Medem
Лозунг "западные технологии - восточная мораль" предполагал введение во все предприятия на должность управляющего, человека с восточными убеждениями и традициями (там много букфф бла-бла). Отсюда возникло такое понятие, как корпоративный дух, по сути корпорации - это японское изобретение. И еще одна особенность - дзайбацу.
В общем нуно бы подумать что бы нам такое "свое" ассимилировать с чужим и так же удачно , как и Японцы у них ведь вообще был дремучий феодализм.
Medem
623.04.13, 08:37Відповідь на 4 від XiNG
Может и хорошо что не хватает, пока вся ответственность распространяется на пол литра, цель должна быть ясная.
Medem
723.04.13, 08:43Відповідь на 5 від XiNG
феодализм лучше чем 70 лет совка, уничтожившего дух предпринимательства, конечно кое в чем советы, оказываются, держат лидерство и по ныне, за что им респект и уважуха, но жизнь народа остается такой же ожидальной, как в зале ожидания. Ждемс пока ктонить харакири не узаконит или дуэли
XiNG
823.04.13, 09:05Відповідь на 7 від Medem
А в чем совок держит лидерство
Medem
923.04.13, 09:21Відповідь на 8 від XiNG
не давно узнал, что разработанная сов экономистами методика подсчета межотраслевого баланса признана лучшей в мире и используется сейчас в США и Евросоюзе.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=S6CzBqN2lGM
более того указывается способ выхода из кризиса- это замалчивают даже нобелевские лауреаты от экономики...
XiNG
1023.04.13, 09:36Відповідь на 9 від Medem
Спокуха.Харакири отменяем. Всех "прикрепляем" к земле.