хочу сюди!
 

Татьяна

57 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 55-58 років

обучение до состояния гениальности

«… Наша первая встреча имела место в 1926 году в Ленинской библиотеке, в Москве. Взрослые читатели, отдыхая, собирались обычно внизу, в курительной комнате, а мы, молодежь безусая, собирались в подсобном помещении. Между двумя кафедрами, где выдавали книги, была дверь. Она вела в подсобную комнату, где днем занимались обработкой книг, а по вечерам, когда мы собирались, она была пустой, и мы там общались.

И вот однажды к нам пришел старик - таким он нам показался, шестнадцатилетним. Среднего роста, плотного сложения, с огромной лысой головой, с внимательными, немного хитрыми глазами.

Завязался разговор. Больше спрашивал он: «Что вы читаете? Чем вы занимаетесь?..».

Выяснилось, что мы занимаемся философией и математикой.

 - А читали ли вы Гегеля, Канта, Маркса?

У нас округлились глаза.

 - Вот приходите ко мне в гости…

Дал нам адрес. На другой день мы пришли. Это был Голенищевский переулок, в нескольких шагах от знаменитой булочной Филиппова. Двухэтажный домик. Постучались - никто не отвечает. Мы приоткрыли дверь - услышали голос певца, большой глубокий красивый баритон. Полумрак. Слева сидит Ривин, в глубине - певец, а справа, на диване, две восточные красавицы - дочери Ривина.

Певец умолк. А Ривин бросил ему: «Продолжайте, это очень музыкальные ребята!»…

Когда этот импровизированный концерт закончился, начались занятия.

За большим столом оказалось еще несколько юношей и девушек. Мне Ривин вручил для начала книгу Энгельса «Людвиг Фейербах…»…

Вообще, Ривин… - одна из особенностей его концепции заключалась в том, чтобы возвышать человека, поднимать его уровень, чтобы ставить высокие умственные преграды. Но дело в том, что его механизм - организованный диалог, позволял преодолевать эти преграды.

… Ривин выступал во многих местах, в учебных заведениях. Но мне запомнился диспут, который имел место в АКВ, в Академии Коммунистического Воспитания. На этом диспуте присутствовали Надежда Константиновна Крупская, Анатолий Васильевич Луначарский. Ривин сделал яркий доклад о состоянии мировой педагогики и о своем методе. Его горячо в своем выступлении поддержала Надежда Константиновна…»

Именно так описывает свое знакомство один из самых замечательных советских учителей, заслуженный учитель СССР Михаил Давидович Брейтерман со своим Учителем Ривиным Александром Григорьевичем.

Приведенная расшифровка взята из 4,5 часов видеозаписи, которую по заказу Отдела Учебных Заведений Октябрьской Железной Дороги для фильма “Коллективный Способ Обучения” проводило Ленинградской телевидение. Было это уже в неблизком 1990 году.

Если обратиться к массовым источникам информации, например, поискать в Интернете, то можно обнаружить несколько публикаций, копирующих одна другую, и немного рассказывающих, как о самом Александре Григорьевиче, так и о его методе. В основном, данные о самом Ривине основаны на воспоминаниях другого знаменитого ученика последнего -  Дьяченко Виталия Кузьмича.

Мне посчастливилось в конце 80-х, начале 90-х провести самостоятельное исследование жизни этого Великого Человека. Произошло это, с одной стороны, закономерно, с другой стороны, якобы, случайно.

Закономерно - потому что наша Ленинградская группа, под руководством Архиповой Валентины Васильевны, начиная с 1987 года, вела активную работу по разработке и  распространению идей и методик как метода Ривина, так и теории Коллективного Способа Обучения В.К. Дьяченко, и естественно, исторические вопросы не могли оставаться в стороне.

Случайно - потому что происходили удивительные события, точнее, встречи. Проводя в течение несколько лет более 70 недельных семинаров для работников образования во всех уголках СССР, меня неоднократно просили выступать и с публичными лекциями, как говорили тогда, для общественности. И что удивительно. Практически после каждого моего выступления, а такие были вплоть до 2002 года, ко мне всегда подходил кто-нибудь из слушающих, чаще пожилого возраста, и просил уделить ему несколько минут. Эти несколько минут всегда оборачивались часовыми личными встречами, часто и со знакомством с личными архивами. Оказывалось, что в самых разных уголках нашей страны в семьях людей сохранились воспоминания, связанные тем или иным образом, если не с самим Александром Григорьевичем Ривиным, то с его методом. И таким образом прояснялась некая громадная картина, непосредственно связанная с этим великим педагогом и мыслителем.

В официальных изданиях, справочниках, энциклопедиях Вы не найдете ни имени А.Г. Ривина, ни таких  терминов как: Талгенизм, сочетательный диалог, организованный диалог, динамический диалог, метод Ривина и многих других, непосредственно связанных с практической работой как самого Ривина, так и его последователей и учеников. Только благодаря отдельным статьям и книгам, в основном группы ныне здравствующего в Красноярске академика Дьяченко, некоторые из этих терминов стали достоянием педагогической общественности.

Среди многих встреч с людьми, которые лично знали А.Г. Ривина, мне ярко запомнилась следующая. Как-то в нашем кабинете в Ленинграде раздался междугородный звонок. Звонила молодая женщина, работник московской Ленинской библиотеки и с волнением начала рассказывать, что ее мама училась у Ривина. Я попросил телефон мамы, позвонил и напросился в гости.

Маленькая скромная квартирка в Зеленограде. Меня встретила пожилая женщина лет 60-65. Все как обычно: чай с домашними пирожками, торт, конфеты как сувенир из Ленинграда. Прошу Аталию Соломоновну рассказать о А.Г. Ривине. Магнитофонная запись ее рассказа составила более трех часов, но я в рамках данной статьи приведу только один фрагмент, да и то в своем изложении.

«  В 1936 году я болела, пропустила полгода школы, и мне надо было подтянуть математику за 6 класс. Меня родители или сестра, уже не помню, привели в квартиру, больше похожую на библиотеку - всюду книги, причем, как я потом поняла, языках на 5-6. Мы начали заниматься в парах и первая моя тема - теория сочетаний….»

- Аталия Соломоновна, - спросил я, - простите, а, сколько Вам было тогда лет?

- 12.

- ???

- Да, 12, а что?

- И Вы запомнили название темы?

- Да я до сих пор комбинаторику не забыла. Могу рассказать….

Здесь в шоке уже был я. Дело в том, что я сам по образованию математик и знаю, насколько сложна тема комбинаторики. Эту тему несколько раз (6 или 8) включали в школьную программу  (без этой темы невозможно преподавание теории вероятностей в вузе) и затем исключали, в виду ее сложности. Как правило, комбинаторику изучали в последнем классе среднего образования, то есть в 10 или 11!

Недаром, Михаил Булгаков вставил в свой бессмертный роман реплику кота Бегемота: «Подумаешь, бином Ньютона!». Именно эта тема всегда в школе была сложнейшей. А тут передо мной сидит пожилая женщина, которая по житейским обстоятельствам не получила никакого высшего образования, и всю жизнь, начиная с войны, проработала медсестрой и… спокойно готова беседовать со мной на сложную математическую тему, с которой она познакомилась девочкой аж 50 лет назад! И фраза: «Число сочетаний из n по к», -  наверное, не совсем понятная большинству людей с высшим образованием, для нее была такой же естественной, как рецепт домашнего пирога.

Подобных встреч было не мало, 30-40. Каждая добавляла свой штрих к портрету А.Г. Ривина или к его методу. 

Так в чем же суть метода Ривина?

Для начала предоставим слово самому Ривину.

«   организуемое  переменное диалогическое личное общение, поводом к которому может служить совместная работа над озаглавливанием отдельных отрывков текста шедевров научной и художественной мысли (с обсуждением и редактированием заголовка), равно как и совместное решение сложной задачи или комментирование ее готового решения, "улыбчиво чревато" для участвующей в ней личности несметным количеством ощущений и впечатлений».

И тут же:

"Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев".

Эти две фразы я неоднократно слышал и читал практически у всех последователей и учеников Александра Григорьевича. Недаром в 20-ые годы его метод носил название «ТАЛГЕНИЗМ», - от слов талант и гений.

Базой или основой обучения и развития человека по Ривину служит триада:

Учащийся 1 - Учебный материал - Учащийся 2. Или более наглядно:

2

Коментарі

Гість: R@R

18.04.13, 09:27

    28.04.13, 20:54