хочу сюди!
 

Nata

39 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 40-52 років

Иллюзия счастья


         Андрей Филонов едва ли не с самого детства стремился стать хорошим учителем. Вся наша компания знала об этом. Некоторые посмеивались над этим желанием, иные же задумывались. Мне до сих пор не понятно, какой рычаг двигал его желаниями. Возможно, на него повлиял учитель математики, Никита… не помню и отчества. Он имел обыкновение бросаться молотками и швабрами в тех учеников, которые не выполнили задание или не могли, в силу скудоумия, понять величие математики. Может, оказало влияние учительницы языка, которая откровенно имела «любимчиков» и нагло завышала им оценки. Во всяком случае, Андрей после армии поступил в педагогический и спустя несколько лет закончил его с отличием. Коренной горожанин, он не гнушался работы в глухих деревнях ради освоения специальности и обретения навыков.

                Начался 1990 год – год критических переломов во внутренней политике государства. Филонов поступил в аспирантуру, готовил кандидатскую. В городе у него была квартира, оставшаяся после родителей, некогда погибших в автомобильной катастрофе. В самом центре! Это обстоятельство соблазняло некоторых представительниц биологического вида Femina vulgaris, но на всякие соблазнительные  предложения с их стороны он отвечал вежливым отказом. Дело в том, что у него просто-напросто не оставалось времени на дела Афродиты. Наверное, всемогущая богиня обиделась и запомнила…

                Зачастую возвращаясь домой поздно, он видел у подъезда компанию малолеток, которые насиловали гитару, пытаясь извлечь из неё нужные аккорды. И всё ради того, чтобы пропеть куплет песенки:

 

                -- В тропическом лесу купил я дачу.

                    Была она без окон, без дверей.

                   И дали мне ещё жену в придачу –

                   Красавицу Мальвину без ушей…

 

                «Сколько буду жить, постараюсь, чтобы оставалось поменьше таких детей!» -- не без брезгливости думал он.

                Однажды он повстречал Надежду. Одно лишь имя казалось многообещающим, а что уже оставалось говорить о внешности!.. Из века в век продолжается эта история – история отношений между мужчиной и женщиной. Ежегодно всё повторяется в неисчислимом количестве вариантов, но человек так и не учится. Её внешность чем-то напоминала французскую: стройная фигурка, выразительные тёмно-карие глазки, миниатюрность, гибкость (как у кошки), упругая грудь… Как посмотрит Андрею в глаза, так ему и казалось, будто этот взгляд проникает в самую душу… Словом, он женился. Скоропостижно и окончательно.

                Семейная жизнь показалась ему настоящим раем. До того он перебивался пирожками, купленными в ларьке, а теперь его всегда ожидал вкусный обед или ужин. Он умел готовить, -- и в этом заслуга его матери, -- но не имел стимула. Лишь по выходным он выкраивал время для приготовления супа или борща. Все зарплаты он тратил на книги, бумагу и прочие принадлежности «без пяти минут кандидата». А ещё приходилось ездить на международные конференции. Его знали в Европе, и ему не хотелось, чтобы эта самая Европа в нём разочаровалась. Но с того момента, как в его квартиру вошла Надин, там воцарился порядок. Она его наводила как-то незаметно, спокойно, не устраивая громогласных стирок и грязных уборок. И как только это ей удавалось?!

                Надя, Надин… Он называл её на французский манер – Надин. Да она и соответствовала образу, созданному пылким воображением. Жизнь с ней казалась идиллией, седьмым небом. Он её идеализировал до бесконечности и всегда спешил домой.

                Всё та же компания, пополняясь иногда новыми членами, на лавочке у подъезда разучивала песенку о Мальвине:

                         Одна нога была другой короче,

                      Другая -- деревянною была,

                -- … Один глаз был фанерой заколочен,

                        Другой же глаз не видел ни..чего…

 

                В 92 году он защитился и получил школу. Его тема как раз касалась руководства школой нового типа, внедрения игровых методов обучения, воздействия на психику детей таким образом, чтобы они вырастали добрее, умнее и счастливее остальных. Защита происходила в Москве. Три месяца они пости не виделись. Его влекло в родной город, тянуло магнитом невероятной силы. Днём и ночью он видел перед глазами её тело, её глаза, пытался воспроизводить её манеры. Она казалась ему идеальной!

                Его зарплаты теперь хватало на всё. Надин нигде не работала, занимаясь исключительно домом. Да Андрей и в мыслях не допускал, чтобы она работала. Это создание казалось ему слишком нежным для работы.

После защиты положен банкет. Обычай такой. Жена ради гостей одела какие-то украшения. Он ничего не понимал в этом. «Бедненькая, фальшивки одела! – сокрушался он. – Такая женщина должна носить только настоящее!» И в тот момент он обязался покупать для неё драгоценности. Специально для этого вечера женщина одолжила у соседки колье и брошь. Это были великолепные вещи. Брошь была сделана в виде цветка, внутри которого красовались настоящие бриллианты, а колье тоже казалось драгоценным – так оно сияло разноцветными бликами, ослепляя взгляд.

Конечно, показаться таким гостям без драгоценностей было бы, по меньшей мере, неприлично. Пришли ректор вуза, в котором работал Филонов, его заместитель, проректор по научной работе, несколько друзей с жёнами…

 

Ради приёма этих людей Андрей даже договорился с малолетками, чтобы они на время исчезли с поля зрения гостей.

-- Окей, Андрей Леонидович, -- ответили ребята. – Щас, только допоём…

 

-- … Ты пела так, что выли все собаки,

А у соседа обвалился потолок.

 А мне хотелося без шума и без драки

  Поднять тебя и грохнуть о пенёк…

 

Пристальные взгляды, ревнивые взгляды… Словом, он находил, что она поступила правильно, одолжив безделушки у соседки. Эта соседка представляла собой смесь пролетарки и аристократа. Пролетарий работал министром внешней торговли республики, а «аристократка» была домохозяйкой. В их пятикомнатной квартире всегда царил порядок, книги подбирались специально по расцветке и размерам… А их дочь Лена отличалась молодостью и ветреностью. Даже слишком ветреностью, что пугало Андрея в былые годы.

Каково же было удивление пары, когда после ухода званых гостей обнаружилось, что драгоценности исчезли!

-- Кто-то спёр! – воскликнул Андрей, чувствуя, как защемило в области сердца.

-- Ой, что же будет! – побледнела Надин.

На следующий день они объявили Алёне, что драгоценности пришлось отдать ювелиру на починку. Та недовольно что-то проворчала себе под нос, но согласилась подождать несколько дней. Тем временем Филонов взял огромный кредит и заказал колье и брошь в точности такие же, какие одалживала жена. Ювелир откуда-то знал узор и качество вещей. Спустя неделю они были готовы и возвращены соседке. Супруги вздохнули с облегчением. Но теперь следовало возвращать кредит, что было несовместимым с зарплатой Андрея. Однако ему удалось устроиться на ночную работу – он разгружал вагоны на товарной станции. Работа не из лёгких, чего уж там… Освободившись в пять утра, он приходил домой «никакой», принимал душ и готовился к основной работе. Директор школы должен выглядеть безукоризненным, да и свои уроки проводить соответственно кандидатской степени…

С этого времени все доходы семьи были нацелены на погашение кредита. Это были, включая проценты, огромные деньги. Ко всему началось обесценивание денег, что затрудняло задачу. Андрей нашёл для себя ещё одну работу, но ей тоже оказалось недостаточно. Пришлось устроить жену в какой-то ларёк продавцом. Только так они могли выживать.

Кроме того, Надин училась заочно на факультете младших классов. «Промокашка» -- шутливо называл её муж. В свободное время он выполнял для неё контрольные и курсовые работы.  Он даже договаривался со знакомыми преподавателями о сдаче её зачётов и экзаменов. «Тупая!» -- сказали бы мы, но для него в то время она казалась идеальнейшей женщиной…

Прошло несколько лет. Жить становилось всё хуже и хуже: учителям не выплачивали зарплат, задерживали их и грузчикам. Иногда на полгода, иногда и на более значительные сроки. Во время лекций профессора от недоедания теряли сознание, школы закрывались, как и заводы и фабрики. Не жизнь, а выживание… Пришёл к власти Кучма, но никакого просветления не намечалось. На Андрея напирали банки. Не один, а несколько. Дело в том, что поскольку из-за невыплат он не имел возможности гасить кредит, ему пришлось взять дополнительные кредиты в новых банках. Это было чрезвычайно обременительно! Но зарплаты и дальше не выплачивали! И вот Филонову пришлось продать квартиру в центре города, чтобы переселиться в скромную пролетарскую «малосемейку» на окраине. В позднее время суток здесь было опасно ходить. Такие же малолетки, только выглядевшие более наглыми, восседали у подъезда и распевали на все лады ту же песенку:

                -- Где же ты теперь, моя Мальвина? –

                   Живёшь одна в тропическом лесу.

                   Тебя е…т  мохнатые гориллы

                   И маленький, заросший кенгуру…

 

А могли и подрезать за «пятёрку». У этих ребят непременным атрибутом служила бутылка водки. Поэтому  Андрей наказывал Наде возвращаться домой пораньше и ни под каким предлогом не выходить. Она казалась такой нежной и беззащитной! Он и внимания не обратил на то, что, несмотря на тяжёлое положение, она иногда позволяла себе покупать копеечные  фальшивые драгоценности. А когда заметил, их уже накопилось великое множество. «Пусть себе покупает! – посмеивался он. – Надо же ей чем-то доказывать свою женскую природу…»

После третьего курса Надин зачастила на курсы в столицу. «Почему именно в столицу? – недоумевал Филонов. – Ведь в нашем городе есть свой институт усовершенствования учителей…» Но уточнять что-либо у него не нашлось времени. Три работы отнимали у него не только время, но и само желание жить.

Он за истёкшие годы заметно осунулся, постарел. Работа грузчиком отрицательно сказалась на его позвоночнике, так что иногда он едва поднимался с кровати. В это время жена только расцветала. И приносила в дом всё новые и новые фальшивые драгоценности.

Начался 1998 год.

Однажды Андрей остался без работы: предприниматель, нанимавший его грузчиком, разорился, а школу, которой он руководил, расформировали. Понятно, что для известного специалиста, для кандидата наук управление подыщет новую работу, но следовало подождать. В течение этого времени Надин отсутствовала: после окончания вуза, не найдя работы, она (через центр занятости) устроилась на курсы психологов, так что теперь пропадала в столичном вузе. Внеся последний платёж в последний из банков, Филонов решил расслабиться. Однако для этого денег уже не оставалось. Прошёл день. Ему сообщили, что работы пока не будет. Дескать, пусть выживает, как ему заблагорассудится. У него упало настроение. Захотелось к Надин, но не было денег даже на билет. Захотелось выпить, но не нашлось средств даже на бутылку водки. Что делать?

Сокрушаясь по Надин, по этому единственному и самому родному человечку, Андрей начал перебирать её драгоценности. Их было много, одна другой краше. Но фальшивки! И подумал он: если обменять какую-либо из них на водку, жена этого даже не заметит. А почему бы и нет? В соседнем подъезде обитает старая самогонщица, она принимает вещи в обмен на водку. С этой мыслью он выбрал более-менее приглядную брошь и отправился к старухе. Однако он был удивлён, увидев реакцию торговки после того, как она увидела вещь.

-- О нет! С этим отправляйтесь к ювелиру, а не ко мне! Вдруг вы украли эту брошь!

Вначале он посмеялся над этими страхами. А потом подумал: «А вдруг удастся продать это ювелиру?» Ему стало смешно.

Но старый еврей-ювелир, рассматривая брошь, сказал:

-- Я помню эту вещицу. Ну, что вам сказать, молодой человек? Могу дать за неё  двести долларов.

-- Сколько-сколько?! – опешил Филонов, отступая на шаг от прилавка. – За это – двести?...

Старик не понял. Он растолковал удивление как недоверие.

-- А шо такое? – демонстративно возмутился он. – Я же не знаю, каким образом вам досталась эта брошь! А шо, если вы её украли?

До него дошло, что вещь может стоить и больше.

-- Да не украл я, -- сдержанно произнёс он.  – Эта вещь принадлежит моей жене. Просто у нас сейчас сложно с деньгами…

-- А кто ваша жена? – поинтересовался старик с таким видом, как будто мог знать супругу заурядного учителя.

На всякий случай он вызвал своего помощника.

-- Ну…моя жена… Зовут её Надежда Филонова…

На лице помощника – типичного молодого еврея – отразилась тщательно сдерживаемая гримаса, как будто человек изо всех сил пытается подавить в себе приступ смеха. Филонов это заметил; ему почему-то стало стыдно, но отступать было невозможно.

Наконец сторговавшись на тысяче долларов, он вышел из здания. На прощанье ювелир предложил ему продать ещё какие-то драгоценности. Но это следовало осмыслить. Не долго думая, Андрей отправился на набережную Его распирало двоякое чувство: с одной стороны он радовался внезапно пришедшим деньгам, а с другой… Получается, жена покупала вовсе не фальшивки? Или ей их кто-то дарил?

Но за какие заслуги?

Неужели… у неё были любовники?

В этот момент подул свежий ветер, вздымая на его голове шевелюру. Ему показалось, будто шевелятся рога. Это было ужасно!

Что он пережил в течение этих часов, остаётся лишь догадываться. Но уже поближе к обеду он вошёл в дорогое кафе и, заказав обед, добавил:

-- И принесите, пожалуйста, бутылочку «Кагора» -- самого лучшего, какой у вас есть!

В тот вечер он повстречал Алёну. Где он её нашёл, для него было бы  затруднительно припомнить. Проснувшись в её постели, он начал рассказывать о последних годах своей жизни. Когда речь зашла о драгоценностях, женщина вытаращила глаза, не находя слов от удивления, а потом произнесла:

-- Да это же были фальшивки! Боже, как вы глупы! Неужели ты, человек городской и неглупый, мог поверить, что я бы одолжила какой-то девице настоящие бриллианты?!

… Когда спустя неделю жена вернулась из столицы и вошла в квартиру со слащавой улыбочкой, её встретила пустота. Не только в помещении, но и в обеих шкатулках. С того дня в родном городе больше никто не слышал об Андрее Филонове. Ведя одинокое существование, Надин по вечерам выходила на балкон и слушала, как малолетки дребезжат под расстроенную гитару:

 

-- … Ты пишешь мне, что поломала ногу.

 Но чёрт с тобой, купи себе костыль!

 И выходи почаще на дорогу,

Чтоб задавил тебя автомобиль!

 

Но её шокировали не столько слова, сколько последние аккорды, которые подростки пытались преобразовать в стиле танго…

21

Останні статті

Коментарі

131.07.13, 17:15

Чего только в жизни не бывает. Наверное счастья не бывает, тем более вечного, а одни иллюзии. А рассказ очень хорош

    231.07.13, 17:17Відповідь на 1 від baggirra

    мерси!
    Да, чего только не бывает...

      331.07.13, 18:36

      Так она зарабатывала и тратила на драгоценности? Это как же надо любить цацки....
      Учитель математики, бросающийся швабрами... это нечто..
      А спросить фальшивые или нет времени не нашлось? Она как бы не прятала...
      И дарить могли просто так за красивые глаза, правда-правда, а насколько рассказ автобиографичен? В школе проходила, читали рассказ "Ожерелье". Перекликается, но там выплачивала девушка....

        Гість: Безніка

        431.07.13, 20:25

          531.07.13, 20:56Відповідь на 3 від Vivyenn

          А зачем их прятать-то? Самый лучший способ избежать подозрений -- выставлять напоказ. А какой простой учитель настолько тонко разбирается в драгоценностях, чтобы уметь отличить подлинник от фальшивки? )))))
          Автобиографичного здесь прошу не искать -- ровным счётом ничего. Но тут соединились несколько вполне реальных персонажей из разных историй. И песенка про Мальвину что ни есть настоящая.))))))

          Дарить драгоценности просто за красивые глазки? Впервые слышу о подобном меценатстве)))))))))))))))))))) Хм...Представляю: Вы моя жена и всякий раз втираете мне, будто Вам дарят всякие побрякушки "за красивые глазки"... ))))))))))))) И я, типа, верю.....)))))))))))))))

            631.07.13, 20:59Відповідь на 4 від Гість: Безніка

            мерси!

              Гість: Ardana

              731.07.13, 23:11

              Наверное в жизни больнее всего когда обманывает самый близкий человек

                81.08.13, 00:03Відповідь на 5 від Triumfator65

                Я нежена, да ревнует зверски, но на мне нет кольца или штампа на лбу. Вот и предлагают. Не беру лишь потому, что не ношу. Раньше брала. И ничего. Дарить оно приятно. Не стоит лишать человека этой приятности.
                Но и честной надо быть.

                  91.08.13, 00:05Відповідь на 5 від Triumfator65

                  Какой-какой. Крайне не любопытный.

                    101.08.13, 00:07Відповідь на 5 від Triumfator65

                    Песня мне нравится, не про Мальвину, а в заметке.

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      5
                      попередня
                      наступна