Жил-был талант...
- 09.12.12, 21:55
Эта история произошла в… Впрочем, место не имеет значения. В конце–концов, она могла произойти в любом городе или деревне, даже совсем рядом с вами.
Когда Рома появился на свет, была глубокая ночь. В то время, как мать, измученная трудными родами, находилась в полузабытьи, у кроватки малыша внезапно появились три женщины, облачённые в странные одежды. Это были музы. Вообще – то, они чрезвычайно редко путешествуют в компании себе подобных, поскольку отличаются ревностью друг к дружке, да и одиночество ценят превыше всего. Но на сей раз случилось так, что они оказались вместе. Взглянув на мать, самая старшая из них покачала головой, две другие ограничились многозначительными вздохами.Встав у кроватки ребёнка, они в течение нескольких минут рассматривали его лицо.Затем та, которая отличалась молодостью, произнесла:
--Тебе суждено стать добрым человеком. Я дарю тебе талант чувствовать во всём музыку.
Произнеся эти слова, женщина удалилась на несколько шагов, уступая место второй спутнице. Та, ещё раз посмотрев на ребёнка, улыбнулась и сказала:
--А я дарю тебе талант поэзии.
Пришла очередь самой старшей.
--Может, это и слишком многовато для одного человека, но чтобы не показаться жадной в глазах сестёр, я дарю тебе талант рисования. Счастья тебе, дорогой мальчик! Хотя…
Что именно хотела сказать последняя из муз, остаётся загадкой.Возможно, она сомневалась в том,что человек, одарённый талантами, может быть счастлив?..
Музы исчезли столь же внезапно, как и появились.
Спустя несколько часов мать Ромы умерла. Отец работал учителем и вполне обладал всеми качествами, чтобы воспитать ребёнка. Каждое утро он отправлялся на работу, оставляя малыша на попечение своей матери.
Ещё с самого раннего возраста маленький Рома поражал окружающих своей любознательностью и склонностью к созерцанию. Он мог часами любоваться цветами и солнышком,божьей коровкой и игрой солнечных зайчиков на поверхности пруда, вслушиваться в шум дождика и трели птичек. Когда его речь обрела внятность, все сразу обратили внимание на то, что он говорил стихами. В трёхлетнем возрасте он нарисовал свою первую картину. А когда в садике увидел пианино, его ручонки забегали по клавишам с такой уверенностью, словно перед этим упражнялись лет десять.Этому белобрысенькому чуду не могли нарадоваться воспитательницы и соседи; папу вообще распирало чувство гордости за такого наследника. Что касается бабушки, та лишь недовольно ворчала:
--Все ребятки – дети как дети: в футбол играют, в прятки, а этот –ненормальный какой –то…
Когда мальчику исполнилось шесть лет и пришло время идти в первый класс, о нём знали не только в школе, но и в столице страны. Он уже успел прославиться первой в своей жизни выставкой картин, первым сборником стихов и первыми музыкальными произведениями.Нотная грамота давалась ему настолько легко, что он мог запечатлеть на бумаге не только пение птиц, но и журчание ручейков, шелест ветерка в кронах деревьев, дыхание цветов, просыпающихся после прохладной ночи, шёпот солнечного лучика над прудом.
Что такое, собственно, талант? Это нечто неуловимое, хрупкое и, вместе с тем, величественное и могучее. Это бесконечный импульс, в котором сосредотачиваетсявся сила и мудрость Вселенной, это феерическое и непостижимое единение стихий огня и воды, сильного и слабого начал, радости и страдания. Талант живёт своей, непонятной для обывателей жизнью, он требует минимума в плотском и понимания в духовном.
Голубоглазого Рому пытались понять, его ценили, на него возлагали надежды. Пока он был маленьким, с ним носились, как с чудом невиданным, но никому и в голову не приходило, насколько он уязвим.
Школа показалась Роману слишком скучной. Предметы давались ему легко: он за месяц не только усвоил, но и перерос программу первого класса. С ним бы позаниматься, да учительнице было недосуг. Ей хотелось, чтобы все дети были одинаковы, ведь с такими и уроки проходят однообразно и просто.
В это время отец Ромы был вынужден оставить работу в школе. Для того, чтобы побольше зарабатывать, он уехал в столицу, где трудился строителем.Теперь мальчонке стало даже не с кем поговорить о том, что представляло для него интерес. Единственной радостью для него было то время, когда он оставался в полном одиночестве. В такие часы он мог слушать природу, рисовать, играть и сочинять. Но когда дома находилась бабка, становилось тягостно.
--Вот другие мальчишки увлекаются машинами, ремонтируют велосипеды, какую-то пользу приносят,-- без конца ворчала она. – А от тебякакая польза? Кому нужны твои рисунки,твои дурацкие стишки и твоё дребезжание на пианино?
Иногда приезжал папа. Он привозил с собой деньги (которые старуха сразу прятала) и много положительных эмоций. Он очень любил сына и с удовольствием посвящал ему всё свободное время. Однако выходной быстро подходил к концу, папа уезжал и Рома снова оставался в обществе вечно всем недовольной старухи.
В один из студёных осенних дней бабка заболела воспалением лёгких. Будучи от природы мальчиком добрым и отзывчивым, Рома позвал соседку и сбегал за врачом. Он просиживал у постели больной дни и ночи, стараясь удовлетворить каждый её каприз: давал ей лекарства, кормил с ложечки, убирал в доме. Но сердце старухи так и не прониклось к ребёнку симпатией, лёд отчуждения не растаял.
Когда Роме было восемь лет, его сбила машина,вследствие чего оказались сломаны обе ноги. Неопытный врач неправильно их зафиксировал, что привело к инвалидности. Теперь мальчик, не имея возможности сбежать, был вынужден целыми днями выслушивать злую старушечью болтовню, его жизнь превращалась в сплошной мрак.Бабушке и в голову не приходило, что ребёнка нужно вкусно кормить, утешать,вывозить на прогулки. Она даже отказывала ему в бумаге и карандашах, а любимое пианино продала чужим людям. А однажды, заметив,что Рома пишет очередное стихотворение, выхватила тетрадь из его рук и бросила в огонь.
В тот день мальчик впервые в жизни заплакал -- беззвучно, беспомощно, от бессилия и страдания, -- и плакал с таким страдальческим выражением лица, словно взрослая мать плачет по своим убитым детям.
Но у него ещё оставался отец. После продолжительного отсутствия он приехал домой. Как всегда, папа привёз с собой деньги. Но в этот раз он о чём-то долго спорил с матерью,запершись в соседней комнате. Краем уха Роман улавливал обрывки разговора, из чего понял двеновости: во-первых, у папы в городе появилась тётя, с которой он намерен создать новую семью, а во-вторых, перед этим он хочет увезти сына в столицу,чтобы там его прооперировали. Бабушка выражала протест против того и другого,но, к счастью, отец, не прислушивался к её словам.
Коментарі