24.Амманити Никколо - Как велит бог
- 19.12.13, 10:05
***********
Биографическая справка:
Никколо Амманити - один из наиболее популярных современных писателей Италии. Автор книжки эссе, двух сборников коротких рассказов и трех романов. Родился в Риме в 1966 году. Учился на биологическом факультете, но не закончил университетскую программу.
По слухам, его дипломная работа «Rilascio di Acetilcolinesterasi in neuroblastoma» стала основой первого романа «Жабры», опубликованного в 1994 году небольшим издательством «Эдиэссе» и приобретённого известнейшим издательством «Эйнауди» в 1997 году. Роман повествует о мальчике из Рима, у которого обнаружили опухоль. Он против воли оказывается в Индии, где попадает в разные, зачастую неприятные, приключения. В 1999 году по роману был снят одноимённый фильм, который, несмотря на большой бюджет, успеха не имел.
В 1995 году, вместе с отцом, известным психологом Массио Аманти, он написал очерк «Во имя сына» (Nel nome del figlio), опубликованное издательством «Мондадори». В 1996 году в антологии «Молодые каннибалы» был представлен его рассказ, написанный совместно с Луизой Бранкаччо. В том же году в издательстве «Мондадори» вышел сборник рассказов Амманити «Грязь» (Fango), среди которых «Жить и умереть в Пренестино» (Vivere e morire al Prenestino) и «Последний новый год человечества» (L’ultimo capodanno dell’umanita). По последнему рассказу в 1998 году был снят фильм «Праздника не будет» (L’ultimo capodanno) с Моникой Беллуччи в главной роли.
В 1999 году вышел в свет роман «Я заберу тебя и увезу» (Ti prendo e ti porto via), действие в котором происходит в вымышленном городке в центральной Италии. Всеобщая известность пришла к Амманити в 2001 году, после выхода романа «Я не боюсь» (Io non ho paura)[3]. В 2003 году Габриэле Сальваторес снял по нему одноимённый фильм.
В 2004 году Амманити написал сценарий для фильма «Сыворотка тщеславия» (Il siero della vanita). В 2006 году был опубликован роман «Как велит Бог» (Come Dio comanda). Книга была неоднозначно принята критикой, пользовалась популярностью среди читателей и получила премию Стрега за 2007 год. В 2008 году на экраны вышел одноимённый фильм Сальватореса.
В 2009 году Никколо Амманити написал роман «Да будет праздник» (Che la festa cominci).В 2010 году Никколо Амманити написал роман «Я и ты», киноэкранизацией которого занимается Бернардо Бертолуччи. Это первый за 7 лет кинопроект знаменитого режиссёра.
******************
Герои романа — обитатели провинциального итальянского городка, одиннадцатилетний Кристиано Дзена и его безработный отец Рино, жестокий, озлобленный и сильно пьющий человек. Рино, как умеет, любит сына и воспитывает в соответствии со своим пониманием того, каким должен быть настоящий мужчина. Однажды старший Дзена и двое его друзей — такие же неприкаянные забулдыги, как и он, — решают ограбить банкомат и наконец зажить по-человечески. Но планам их сбыться не суждено — в грозовую ночь, на которую они наметили ограбление, происходят страшные события, переворачивающие всю их жизнь...
*******************
Сильная книга,которую я взялась перечитывать,чтобы записать рецензию.
Эпиграф:
Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. Книга Пророка Иеремии, 12:1-2
У меня такой же вопрос возникает,но веры недостаточно чтобы спокойно смириться.Ладно,отвлеклась.
Сразу предупрежу,что книга НЕ для детей,не для людей с нежной психикой,брезгливых(да-да,хватает там чернушных подробностей и о фекальных и о мастурбационных темах),книга грубая и местами вызывающая отвращение на грани ужаса.Но мы ж люди закалённые.
Талант у автора несомненно присутствует.И перевод не подкачал.Я эти пару дней прожила бок о бок с героями и явственно увидела каждого из них.Не думаю,что экранизация сможет дотянуть до ....эм...моего воображения :))
Рино Дзена-отец подростка,алкаш и дебошир,нацист и женоненавистник."В жизни Рино Дзена сталкивался с разными трудностями, но две вещи ему давались легко: найти, с кем переспать и с кем сцепиться." Но тем не менее именно этот герой вызывает сочувствие и заставляет сопереживать его судьбе.Он воспитывает сына один,очень любит и тем не менее не жалеет,а старается сделать из него Мужчину,способного решать проблемы самостоятельно.
"— Слушай меня внимательно. Никто тебя не должен бить. Никогда. Никто на свете не должен лезть на тебя с кулаками. Ты не пидор, которого может поколотить первый встречный подонок. Ты не представляешь, как я хотел бы тебе помочь, но не могу. Ты сам должен разруливать свои проблемы. А для этого есть только один способ: тебе надо разозлиться. — Он взял его за руку. — Ты слишком добрый. Размазня. Нету в тебе злости. Как будто сделан из мягкого теста. Яйца у тебя есть? — Рино тряхнул его, как куклу. — Так что давай, врежь мне. Не думай, что я твой отец, ни о чем не думай, думай только, что должен сделать мне больно и что я всю оставшуюся жизнь должен раскаиваться в том, что вздумал драться с тобой. Пойми, когда поколотишь парочку засранцев, пойдет молва, что ты сукин сын, и никто больше не станет тебя доставать. Это я для тебя стараюсь. Если не сможешь врезать мне, то и с другими не выйдет. — Он махнул сыну рукой: — Так что давай, вперед! "
Герои книги живут на грани нищеты,перебиваясь случайными заработками.Но это Европейские нищие.*ухмылка.Вообще в книге несколько раз встречается упоминание вступления Италии в Евросоюз(привет Майдан,идиоты!) и его последствий.
"..После того как введение евро шарахнуло по Италии,поставив страну на колени,рано или поздно должен наступить экономический подъём.."
Но с другой стороны-"...Вполне возможно,что наши герои были единственными обитателями Варрано с месячным доходом ниже шестисот евро..".
Это я опять отвлеклась.Но не заметить таких актуальных аналогий с нашей действительностью я не могла.
То,что произошло с героями,с одной стороны выходит за рамки здравого смысла и привычного течения жизни,с другой-происходит вокруг нас регулярно,стоит только вглядеться.
Сначала события разворачиваются неспешно,главы обстоятельные и содержательные.Потом действие ускоряется,череда происшествий горой наваливается и доходит до того,что глава состоит из одного предложения.
Читать не скучно,поверьте.А язык автора и лаконичен и насыщен.Нет нудных отступлений(многих это отвращает),нет разглагольствований и огромных монологов.
Это я,наверное,агитирую :)
И напоследок ещё пара цитат.
"-Вот только о свободе не надо.У нас здесь все здорово наловчились трындеть о свободе.Свобода то,свобода сё.Полон рот свободы.И какого хрена тебе сдалась эта свобода?Если у тебя нет ни гроша и работы тоже нет,будь у тебя самая что ни на есть свобода-что с ней делать?Уедешь?И куда двинешь?И на чем?Бомжи-самые свободные в мире люди,так они помирают от холода на скамейках в парках.Свобода-это слово,которым только запудривают людям мозги.Знаешь,сколько засранцев подохло за свободу,не зная даже,что это такое?А знаешь,кто по-настоящему свободен?Тот,у кого есть деньги....Эти да.....-Он замолк,занятый на некоторое время этой мыслью,потом взял сына за локоть.-хочешь глянуть,где моя свобода?
Кристиано кивнул.
Рино вытащил из-за спины пистолет.
-Познакомься с барышней по фамилии Свобода и по имени "магнум-44"....
*************
"...Аль Пачино.Вместе с Робертом де Ниро его любимый актёр.Если бы встретил их двоих на улице,то поклонился бы и сказал:"Вы великие актёры,большой респект вам от Рино Дзены".
Им,как никому другому,удавалось показать дерьмовую жизнь простых людей
*************
А писателю Амманити Никколо это удаётся не хуже.
Скачать книгу можно здесь-
http://bubluoteka.org/book/176428/?1