про Крым...
Я уже тут как-то писал, что единственным, первым и последним, реально действующим мостом через Керченский пролив, был мост спроектированый немцами во время ВОВ.
Сейчас по тому мосту появилась новая информация, а так же фото и видео.
Мож кому то будет интересно?
Говоря строительным языком, "техзадание" на строительство того автомобильно-железнодорожного(!) моста поставил лично сам Гитлер министру вооружения Альберту Шпееру в 1943 г. Проект был разработан в кратчайшие сроки.
Тогда советская воздушная разведка засекла "движение" в районе Керченского пролива. Особенно заинтересовало большое количество прибывающих эшелонов с лесом и металлом.
Военная разведка доложила о готовящемся строительстве моста через Керченский пролив.
Доложили Сталину.
Сталин долго думал, затем вынес вердикт. Строительству не мешать, не бомбить, что б не одна заклепка в море не упала! Мотивировал тем, что, мол, после войны этот мост для Советского Союза будет категорически важен!
И где то он был прав. Именно по этому мосту советская делегация на поезде возвращалась в Москву с Ялтинской Конференции...
Немецкие инженеры предусмотрели все.
Где то был насыпной булыжник, где то были пантоны, где то деревяные сваи, а где то и мелаллические.
Вопрос судоходства по проливу решили оригинально.
На фарватере поставили два раздвижных пролета по 110м. Но раздвигались они не как мосты в Питере, вверх, а просто проворачивались на 90 град. вокруг опоры, как пропеллер, открывая одновременно судоходство во встречных направлениях.
Оригинальный механизм работал на железнодорожных колесах по "кривой рельсе", и приводился через червячную передачу "кривым стартером" (заводной ручкой, типа, на авто) в перпендикулярное положение за 7 мин.
Центральная опора поворотной фермы на этапе строительстваДлина моста составляла всего 4,5 км, и проектировался он от п.Опасное до косы Чушка. Примерно там, где сейчас ходит паром.
Это кацапы сейчас напроектировали мост через Тузлу длиной 19(!)км. Типа, почесать ухо через жопу... И 15 лет будут пилить на нем бабло.
Кста, о сроках...
Этот мост, в условиях войны, был построен за 150(!) дней (за
сто пятьдесят дней, Карл!)
Начало строительстваМост уже в работеВот часть моста на заглубленных подводных пантонах с бетонными балансирами против раскачки.
Такое впечатление, что мост стоит "на коньках".
Еще один момент. Перед проектированием моста немцы проанализировали климатические условия на проливе за предыдущие несколько десятков лет. Было принято решение об установке 100 ледорезов со стороны Азовского моря. При строительстве, из-за нехватки времени было установлено только пять(!)...
Это и сыграло роковую роль в жизни моста.
В ту зиму, когда с Азовского моря пошел лед, а Крым был уже советский, мост могли защитить только ледорезы. Но их не было!
Как только не боролись с ледяным массивом! Несколько батарей крупнокалиберной гаубичной артиллерии работало "по площадям" со стороны крепости Еникале (Керчь), и со стороны косы Чушка. Так же работала бомбардировочная авиация.
Но все було марно. Мост снесло...
Правда, по странному стечению обстоятельств, та часть моста, что была защищена ледорезами, осталась цела. Может немецкие инженеры что то таки понимали в мостостроении?
И еще маленький штрих. Сейчас кацапы "кипятком ссут" от радости, что мол, уже
начали строить "вспомагательный мост", для подвоза материалов, которые когда-нибудь будут использоваться в строительстве будущего моста.
Так вот. Тот мост был построен без вспомогательного моста.
Правда, там в 43-м быстренько смастырили подвесной канатный мост с "шахтерскими" вагонетками, который ганял "туда-сюда", ни много - ни мало, по 800-1000 тонн в сутки.
Вот видео из немецкого архива