Восток - дело толстое
- 10.02.11, 12:51
Он – не станет. А вот как поступят родители и старшеклассники, собравшиеся 8 февраля на митинг против закрытия украиноязычной школы № 136 в Донецке, не знаю. Уж больно накалены страсти. О событии, с вашего разрешения, поговорим чуть ниже.
Сейчас – о том, почему, вопреки классике, не считаю восток «делом тонким», а как раз наоборот. Кто помнит шахтерские ломики, колотящие в знак протеста об асфальт, ежели «чего недодают», меня поймет. А сейчас – ой, как недодают… Агентство «Вэйс-Украина» опубликовало результаты интересного социологического исследования, проведенного как раз в пяти восточных областях страны. 60% респондентов считают свои семьи бедными, 18% — находящимися на грани выживания. Но с политической точки зрения интересен вот какой ответ: 83% граждан этих областей не верят в «способность и желание Виктора Януковича снизить социальную напряженность и повысить уровень жизни рядовых граждан». В тему и другие красноречивые цифры. По данным Госкомстата в течение последнего года цены на продукты питания выросли по стране в среднем на 10,6%. Но и в состоянии всеобщей беды особенно «повезло» Донецку – здесь эта цифра равняется 13,3%.
Ныне власть предержащим стоило бы избавиться от некого мифа по поводу Восточной Украины: их-де здесь любят, скажем так, платонически, и исключительно за то, что они «свои». Некоторые наблюдения свидетельствуют об обратном. Именно восток наименее склонен к романтическим чувствам в адрес власти. Это скорее на Галичине способны многое простить за дефиле в вышиванке. Ну, вот, например в конце 80-х в одном прикарпатском городке люди срочно возлюбили неудачного в хозяйственном отношении мэра за то, что он на митинге не побоялся встать под запретный тогда, «контрабандно» поднятый, сине-желтый флаг. И аккурат в те же годы в городке на Луганщине митингующие чуть ли не за ноги стащили со сцены компартийного местного лидера, говорят, далеко не худшего деятеля. Просто туфельки на нем оказались импортные, явно из закрытого распределителя, а измученному дефицитом народу, подстрекаемому шахтерским стачкомом, это сильно не понравилось. Заметьте, туфельки – даже не из страусовой кожи…
Вопрос, который, судя по всему, вертится на языке у многих читателей-собеседников. А почему, мол, тогда именно условные «донецкие» массово голосовали за Януковича и регионалов вообще? Попробуемте рассмотреть вот какой вариант ответа. Аспект первый. Массированная пропаганда типа «демократы» и абстрактные «западэнцы», ежели они придут к власти, будут делать с вами что-то очень страшное, конечно, побуждала голосовать за вроде бы своих. Но… Ничего страшного в течение 2005-2010 годов не произошло. Более того, при всех минусах, существующих в любом строящемся государстве, появилась даже некая гордость за Украину, уважаемую миром европейскую державу. Аспект второй и главный. В 2010-м восток страны, в меньшей мере, чем в 2004-м, но голосовал за Януковича из меркантильных соображений. ПРдуны, если кто не забыл, обещали мгновенное появление молочных рек с кисельными берегами, как только власть окажется в их руках. Оказалась. В полной, беспрецедентной мере. А результат, как говорится, на лице. Цифры и соцопроса, и Госкомстата были приведены выше.
А вот от второго мифа касательно Востока Украины следовало бы избавиться не нелегитимной власти, а всей стране: столице, центру, западу. Миф заключается в следующем. Здесь, мол, живут исключительно анекдотические вечно пьяные любители чужих шапок и блатного шансона, ну, в крайнем случае, совершенно денационализированные одиозные «донецкие». Кой-какой положительный процесс страна, а в частности, ее политическая элита и интеллигенция, попросту не приметили. За годы независимости, и в частности, за последние пять лет очень многие украинцы восточных областей осознали себя украинцами. И приходится им сейчас нелегко.
В Сети появилась информация: мол, коммунисты выступили против закрытия той самой донецкой школы № 136, потому что там учился «сам» Петр Симоненко. Но стоит ли превращать сигнал беды в сообщение из рубрики «курьезы»? Да, именно 8 февраля в Донецке у обладминистрации планово и безопасно для власти пошумели красные, которые, пытаясь отвлечь свой электорат от процесса раскола КПУ, явно с разрешения «старших братьев» из ПР, заявили, что они – за народ, и…в оппозиции (оставаясь в парламентском большинстве). А против закрытия украинской школы протестовали родители и старшеклассники, на улице Багратиона, где школа и находится. Школа эта, видите ли, попала под раздачу в рамках воплощения в жизнь документа обладминистрации с красивенным названием «Региональная дорожная карта оптимизации сети бюджетных учреждений». По документу запланировано уничтожить (слить с другими) 26 средних учебных заведений в области. Теоретически речь шла о мало заполненных учениками школах. А практически — №136 заполнена под завязку. Просто, видите ли, она украинская. В городе, где школ с обучением на государственном (!) языке мало, ее «сольют» с русской. Есть вполне обоснованные подозрения, что топор «оптимизации» направлен на уничтожение украинских школ. Почему только подозрения? А список приговоренных школ содержится в тайне, «чтобы не провоцировать социального взрыва». Тем временем, на Луганщине в городе Красный Луч собираются «оптимизировать» украинскую школу №15. Родители учеников планируют в знак протеста объявить голодовку. Откуда просачиваются сведения, раз списки закрытые? А попросту в эти школы не принимают заявления от родителей будущих первоклассников (то, что заявления пытаются подать заранее, свидетельствует о востребованности и заполненности учебного заведения). Список школ, подвергаемых сегодня в восточных областях страны насильственной русификации, к сожалению можно продолжить.
Кое-кто спросит: а чего это в русскоговорящих областях родителям так уж понадобились школы украинские? В любом независимом государстве этот вопрос показался бы абсурдным. У нас – нет. Приведем ответ. Люди, отдавшие свое чадо именно в украинскую школу, сделали ставку на свою родную державу. Они исподволь приучились воспринимать Украину украинской. Можно ли отучить? Наверное, да. Именно это пытается сделать оккупационная власть. Но ведь страна, это даже в самом благостном положении общества, далеко не только властные институции. В нашем положении – тем более. И поэтому сегодня вопрос стоит так: согласна ли интеллигенция всех регионов, организации и партии, относящие себя к демократическим, «сдать» людей, пытающихся защитить свое право воспитывать детей настоящими гражданами Украины.
И третий миф, с которым хотелось бы расстаться, говоря о восточных областях: мол, народ здесь сверхпослушен, его легко «загнать в стойло». Совсем наоборот. По непокорному Западу Украины соввласть прошлась таким катком репрессий, высылкой в Сибирь (а лучшие погибли в рядах УПА), что у выживших во многом, пусть простят меня земляки, присутствует генетический страх. Сумщина-Полтавщина, скажем, несут генетический страх, заложенный Голодомором. А у промышленного, во многом «сбродного» Востока, куда бежали, чтобы спрятаться и от Сибири и от голода, в совокупном сознании как раз непуганность. Только вот во что она может, так сказать, конвертироваться?
В безобразный, кровавый бунт, если януковические туфли из кожи страуса покажутся уж слишком отвратительными на фоне невозможности купить картошки и молока? Или – в интересный поворот сюжета, если именно отсюда начнется поддержанный всей Украиной поход на Киев? Поход с понятной целью – дать ПРдунам под зад. Но исключительно методом приемлемого, хоть и непреклонного гражданского протеста. Второй вариант во многом зависит от того, «видят» ли интеллигенция страны, демократические организации Восток Украины. А в принципе, панове, вас здесь многие ждут…
Виктория Андреева, «ОРД»