Святитель Николай Сербский: что нам делать, чтобы лучше жить

  • 15.04.11, 19:08
Святитель Николай Сербский: О том, что нам делать, чтобы лучше жить
 

Как сам пишешь, много лет служил ты одному господину. Не проходило дня, чтобы ты не думал о нем, о том, чего он хочет, о чем просит, что планирует. Однако твой господин был смертным человеком и – умер. Но существует Господин бессмертный, Который не умирает, Который был Господином и над твоим господином, и над всеми царями и царедворцами этого мира. Это – Господь Бог, Творец и Вседержитель неба и земли. Разве не естественно людям, подданным этого Господина над господами, всякий день помышлять о Нем? Узнавать Его волю, изучать Его заповеди, проникать в Его намерения? Но именно то, что было бы совершенно естественно, люди отвергли и стали жить по своей воле, своими мыслями, по своим правилам и законам. И плод такой жизни очевиден: смуты, заблуждения, отчаяние, пропасть в душах людей и между людьми. Видя все это сам, ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку… Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: "Человек Божий, но мы не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?". Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: "И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:

1. думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях; 2. бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей; 3. почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей; 4. молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей; 5. надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей; 6. просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей; 7. исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий; 8. благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей; 9. славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!". Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат Степан, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник.

 

О привычках

  • 09.04.11, 00:23
Схиигумен Савва (Остапенко): Привычки
 

Бойся плохих привычек больше, чем врагов.

«Привычка есть вторая натура» — это глубокая истина. Привычка создает святых, но привычка же создает и осужденных на вечную муку. Закон привычки — это закон духовной инерции. Прочная привычка — это большая сила, которая легко преодолевает препятствия. При наличии прочных привычек действия человеком совершаются очень легко, автоматически, без затраты волевых усилий. Поэтому хорошая привычка есть скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь. И наоборот, скверная привычка — это яд в крови, который постепенно отравляет человеческую жизнь. Если привыкнешь ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают, а если привыкнешь к добру, то Бог в том содействует Своею благодатью. Если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви. Если привыкнешь давать милостыню, быть послушным, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь всегда делать, и в этом найдешь ты покой в Боге.

Схиигумен Савва за чтением неусыпаемой Псалтири Древние греки говорили: «Самая большая победа — это победа над самим собой». Для христианина она вполне возможна. Но начинать надо с усиленной о том молитвы. Главное условие успеха: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». Залог успеха в Божией помощи достигается усиленной молитвой. Душе христианина не полезно богатство. Усиленный труд разовьет отвращение к безделью. Скудость в пище развивает воздержание, низкое положение в обществе способствует скромности. Испытанием скудостью Господь Сам помогает нам в развитии в нас добрых привычек. Пост служит закалке нашего духа. Рост духовного организма происходит постепенно и медленно, как рост организма животного мира. Исаак Сириянин: «Если привычка потребует чего однажды и требование не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой». Итак, в развитии своих добрых привычек нельзя рассчитывать на внезапность перемены, но при постоянных усилиях в преодолении трудности поставленных задач привычки развиваются постепенно. Цепь добрых привычек — это ограда нашего духа, стены крепости. Прорыв в одном месте уже передает город неприятелю. Так одна привычка, например невоздержанность в осуждении, лишает христианина духовной устроенности — способствования в нем Духа Святаго. Какие привычки развить прежде всего? 1) Привыкнуть выполнять молитву тщательно, неторопливо, с наивысшим вниманием. 2) Приучить себя к постоянной — в течение всего дня — молитве. В отношении к ближним приучить себя: 1) к тщательному сбережению своего мирного состояния духа, имея отвращение к спорам, раздражению, ссорам, упрекам, укорам и т.п.; 2) к предпочтению воли ближнего, а не своей; 3) по возможности, к исполнению всех просьб ближнего, не противоречащих совести или интересам других, ставя целью успокоение духа ближних; 4) посетителей принимать как посланных от Бога, оказывая им гостеприимство, радушие и помощь. В отношении слова приучить себя: 1) к скудости слов, то есть не говорить ничего лишнего и ненужного, не празднословить. 2) иметь отвращение ко лжи и осуждению других; 3) в основе всех слов иметь любовь к поддержанию в других бодрости духа; 4) к частому произношению слов: «прости», «благодарю», «пожалуйста». В делах приучить себя: 1) проверять себя перед всяким делом: можно ли получить на него благословение Господне; 2) к неторопливому, тщательному и своевременному выполнению всех дел; 3) не быть ни одной минуты в праздности; 4) приучить себя к возможно более раннему подъему с постели, сразу вставая с нее. В отношении пищи приучить себя: 1) принимать пищу только в определенное время; 2) есть и пить мерою, без пресыщения; 3) принимать пищу с молитвою и благодарением, как дар Божий. В области мышления приучить себя не дозволять мыслей маловерия, неприязни, осуждения.  

О воспитании детей

  • 08.04.11, 23:26
Святитель Лука Крымский: За своих детей дадите ответ перед Богом


Слово на Евангелие от
Матфея,

гл. 18, стих 10

Смотрите, не презирайте ни одного из
малых  сих
(Мф. 18:10). Думали ли вы, что эти
слова Христовы относятся прямо и непосредственно к вам? Разве нет у вас малых сих, за которыми надлежит смотреть?
Разве мало развратных дочерей и сыновей – воров и хулиганов, о которых вы льете
горькие слезы? Отчего же так? Оттого, что не помнили мудрых слов Христовых. И
лишь когда вам становится тяжко от поведения ваших детей, вы плачете и молитесь
Богу, чтобы Он помог. Однако молитва ваша остается бесплодной, ибо нельзя
возлагать на Бога свои родительские обязанности и заботы по воспитанию детей.
Если слуга не радеет о своем деле и ждет, чтобы его исполнил господин, разве тот
станет работать за него, разве не разгневается на нерадивого слугу? Что же вы
хотите от Бога?

Святитель Иоанн Златоустый сурово сказал, что нерадивые
«родители, которые пренебрегают христианским воспитанием своих детей,
беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и
тело ввергают в геенну огненную». Тяжкий ответ даст перед Богом каждый беспечный
родитель.

В Первой книге Царств рассказывается о благочестивом
еврейском первосвященнике Илие, который пятьдесят лет был судьей израильского
народа. Ему прислуживал святой пророк Самуил, тогда еще отрок. Однажды во сне
этому святому отроку Господь повелел возвестить первосвященнику Илию, что его
ждет страшная Божия кара за нерадение о своих детях. А нечестивые дети Илия были
священниками и своим поведением озлобляли народ, отвращали его от Бога: когда
евреи приносили мясо животных для жертвы Богу, слуги этих священников выбирали
лучшие куски мяса из котла, в котором оно варилось для жертвоприношения, и
отдавали им. Даже сырое мясо отбирали они, а на требование принесших сперва
сжечь тук на жертвеннике, отвечали: «Если не отдашь, силой возьму». Видя это,
народ отказывался от жертвоприношений (см. 1 Цар. 2:12–17;
3:10–14).

 


Святитель Лука
 
За такое нечестие Господь покарал не только этих
священников, но и самого Илия. Во время ожесточенного боя с филистимлянами,
напавшими на землю израильскую, этот девяностовосьмилетний старец сидел у храма
в ожидании исхода битвы. К нему прибежал взволнованный вестник, покрытый пылью,
с недобрым известием: «Сыновей твоих убили, а Ковчег Божий взят в плен». Услышав
это, Илий упал навзничь, сломал позвоночник и умер тяжкой смертью. А Господь
возвестил, что наказание будет продолжаться над всем родом первосвященника за
то, что Илий не удерживал своих сыновей от тяжких грехов (см. 1 Цар. 4:11,
13-21).

И это грозит каждому, кто не будет радеть о собственных
детях. А о тех, кто всем сердцем стремится воспитать детей в благочестии, вы
слышите на каждой утрене в псалме сто втором такие слова благословения: Милость же Господня от века и до века на боящихся
Его, и  правда Его на сынах сынов, хранящих  завет Его и помнящих заповеди Его,
 чтобы исполнять их
(Пс. 102:17-18).

Подумайте теперь, какую тяжкую ответственность вы несете
перед Богом, если не воспитываете детей в нравах христианских. Скажите, что
будет с вашей несчастной дочерью, если в юности она предается разврату, а потом
выйдет замуж и родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей семье
ее? Нет, от нее возьмет начало неблагочестивый, богопротивный
род.

Как же должно воспитывать детей? Так, как воспитывали
христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве,
храму, постам, к церковным Таинствам, учили их грамоте по книгам Священного
Писания. Они никогда не позволяли ребенку сесть за стол и начать есть без
молитвы; внушали детям, что каждое дело, каждый шаг христианина должны
начинаться крестным знамением и молитвой.

Первые христиане хоть и обучали своих детей философии,
музыке, искусствам, но при этом руководствовались глубоким святым правилом:
«Того почитай несчастным, кто знает все и не знает Бога; того блаженным, кто
знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого». Не думайте, что запрещается учить
детей светским наукам. Величайшие Отцы наши и Учителя Церкви сами в молодости
очень усердно изучали все мирские науки. Святители Василий Великий, Григорий
Богослов, Иоанн Златоустый были высокообразованными
людьми.

И вашим детям надлежит быть образованными, стать
учеными. Но нужно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивались одной
светской мудростью мира сего. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они
познавали высшую правду и истину, чтобы изучали Закон Божий и заповеди Христовы,
привыкали к постоянному благочестию. Тогда, и только тогда они не заблудятся на
пути мудрости человеческой, когда познание Бога будут ставить на первое
место.

А как же насаждать в детях высшую христианскую
нравственность? Прежде всего своей жизнью, ибо всякое словесное поучение или
педагогическое искусство – ничто, пустота, по сравнению с тем примером, который
видят дети в своих родителях. Скажите, вырастут ли хорошими людьми дети, которые
в лице своих родителей видят самые дурные образцы безнравственности? Будет ли
чиста и целомудренна дочь, если мать сама подает ей пример прелюбодеяния? Не
приучатся ли к воровству дети, если вы не будете отвращать их от этого греха с
самых юных лет? Когда сыновья ваши воруют и опустошают огороды, рвут чужое, не
оставляют созревать плоды в садах, и когда приходят жаловаться на них, то матери
спокойно отвечают: «Ну что же, они дети, что с них спрашивать?» Господь спросит
с вас! Спросит грозно: «Почему позволяли детям вашим воровать с малых лет,
почему не учили заповедям Божиим, почему не внушили отвращения к хулиганству?»
Страшный ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас ваши
дети, за все ссоры, ругательства, драки, которые происходят на их глазах. Если
сами так поступаете, тому же научатся и дети.

Святитель Иоанн Златоуст, вселенский учитель и
величайший из церковных ораторов, сказал о недостойных родителях: «Ведь вы, как
будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете делать им только то, что
делая, невозможно спастись. Сказано: горе
смеющимся,– вы подаете детям множество поводов к смеху; горе богатым, а вы только о том и
стараетесь, чтобы они разбогатели; горе вам,
когда все люди будут говорить о вас хорошо
(см. Лк. 6:24–26), а вы
часто тратите все свое имущество из-за славы людской. И опять: «Поносящий брата
своего повинен геенне» (см. Мф. 5:22), а вы считаете слабыми и трусливыми тех,
кто молчаливо сносит обидные речи от других.

Христос повелевает отвращаться брани и распрей, а вы
постоянно занимаете своих детей этими злыми делами. Любящий душу свою,– сказал Господь,–
потеряет ее (Ин. 12:25), а вы
всячески вовлекаете их в эту любовь. Если не
прощаете,
– говорит Он,– людям
согрешений их, то и Отец ваш
Небесный не простит вам
(Мк. 11:26), а вы даже попрекаете детей,
когда они не хотят мстить обидевшим. Христос сказал, что любящие славу, постятся
ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы; а вы только и
стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу.

И худо не только то, что вы внушаете детям противное
заповедям Христовым. Но и то еще плохо, что вы доброе хулите, называя скромность
необразованностью, кротость – трусостью, справедливость – слабостью, смирение –
раболепством, незлобие – бессилием. Вы склоняете детей к таким делам, за которые
Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы об их душе, как о чем-то
ненужном, не радите, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о
необходимом и важнейшем.

Вы все делаете для того, чтобы были у сына слуга, конь и
самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите.
Простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, душу не удостаиваете и
малейшей части такого попечения. Все делаете ради того, что бы на доме стояла
чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние – душа –
была золотая, об этом и помыслить не хотите».

Эти справедливые слова свт. Иоанна Златоуста,
произнесенные полторы тысячи лет тому назад, можно повторить и теперь, ведь
разве не воспитываете вы своих детей так же плохо, не внушая им страха Божия?
Разве не прилагаете все свои заботы к тому, чтобы дать детям как можно лучшее
положение в жизни, поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве
не внушаете детям, что в деньгах сила, что необходимо приобретать большие знания
ради обеспеченной, привольной жизни? А разве это нужно? Нет, как раз
обратное.

Начинать воспитывать надо с пеленок, ибо с младенчества
дети легко усваивают всякое учение. Их душа мягка как воск, на ней отпечатается
все, что захотите: и ваш дурной пример, и благочестивые слова, и все самое
светлое и чистое. Вы забываете удивительно простые слова святого Тихона
Задонского о душе ребенка: «Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет
расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в
него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». Так, если в душу малого
ребенка вы будете вливать всякий смрад, она будет всегда смрадной. Если же
будете вливать аромат Христова благоухания, то ваши дети всегда будут благоухать
перед людьми, будут радостью и утешением для вас.

Теперь часто говорят: «Разве детям под силу чтение
Священного Писания и псалмопение? Это дело монахов и стариков, а детишкам нужны
веселье и радость». Примером добрым воспитывайте детей. Славному русскому
проповеднику, архиепископу Харьковскому Амвросию принадлежат проникающие в душу
слова: «Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней
молитвы, когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись перед
святыми иконами, а мать ничего не начинает без крестного знамения, когда и
малому дитяте не позволяют дотронуться до пищи, пока оно не перекрестится, не
приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все
благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а
без Его благословения нет успеха в делах человеческих?
»

Не может остаться бесплодной для детей вера родителей,
когда те при нужде и бедности со слезами на глазах говорят: «Что делать? Буди
воля Божия»; при опасности: «Бог милостив»; при трудных обстоятельствах: «Бог
поможет»; при успехе и радости: «Слава Богу, Бог послал». Здесь всегда и во всем
исповедуется Божия благость и Божие правосудие.

Мать, к которой обращена вся любовь и нежность дитяти,
стоит с благоговением перед иконой Спасителя и молится, а ребенок смотрит то на
нее, то на образ и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Это
первый безмолвный урок богопознания, первый и самый важный урок благочестия.
Такие уроки вы можете и должны всегда и во всем подавать детям
вашим.

Вы должны беречь детей от всего дурного, дочерей
удерживать от чтения нецеломудренных, сладострастных романов, требовать от них,
чтобы читали с разбором, не позволять им развлекаться и постоянно бегать в кино
и театры. Вам нужно приучать их к тихой и трудовой жизни
дома.

А еще не следует забывать о том, что нельзя воспитать
ребенка, никогда его не наказывая. Величайшую ошибку делают те родители, которые
души не чают в своих маленьких детях, любуются ими, прощают любые провинности. О
таких сказано в Священном Писании: Лелей
дитя, и оно устрашит тебя (Сир. 30:9). Русский святитель Тихон
Задонский поучает родителей: «Юные, ненаученные и пришедшие в возраст, как
необученные и свирепеющие кони. Поэтому, христианин, люби детей своих и
наказывай их. Пусть они ныне, пока молоды, болезнуют телом, дабы впоследствии ты
не болезновал о них сердцем. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них
и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна». Нельзя наказывать
детей с раздражением, со злобой, с ненавистью, нужно вразумлять их спокойно,
любя. Тогда дети, чувствуя эту любовь, поймут, что заслуживают наказания, и
тогда оно будет на пользу и исправит их.

Видите, какие огромные задачи стоят перед нами в деле
воспитания детей, видите, как святы обязанности матерей. Нет более важной
обязанности, нет большей ответственности перед Богом для матери, чем доброе
воспитание детей. Если не будете радеть о воспитании своих детей, то будете
мучиться и плакать, глядя на них, и перед Богом дадите ответ, и на все потомство
навлечете гнев Божий. Итак, всегда заботьтесь о своих чадах, всегда подавайте им
чистый, святой пример благочестия, и тогда Господне благословение будет от века
и до века на детях ваших и на вас самих. Аминь.

 

 

1 июля 1945
года
Добавлю от себя,профессор
Войно-Ясенецкий (с 20-х годов -
архиепископ Лука), замечательный хирург
и ученый и, одновременно,
священнослужитель, был в 30-е годы
арестован. Он выжил вновь оперировал и
даже удостоился Сталинской премии за
книгу 'Очерки гнойной хирургии". И тем
не менее, и до, и после своих злоключений
профессор упорно отказывался
приступать к операции без молитвы и
крестного знамения!




Информация взята с сайтов:
http://www.luka-digest.narod.ru/
http://www.donor.org.ua/index.php?module=priest





Не судите?

  • 08.04.11, 07:23

Размышления о простой евангельской заповеди, которую почему-то так трудно исполнить.

Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего?

Ведь осуждают люди друг друга отнюдь не за выдающиеся заслуги и добродетели, а за безнравственное поведение. Или, выражаясь языком христианской аскетики, — за грехи. Но разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания?

Преступление без наказания

Эммануил Кант говорил, что более всего в мире его изумляет вид звездного неба над нами и нравственный закон внутри нас. Этот закон совести является универсальным для всего человечества и не зависит от культурных, национальных или религиозных различий между людьми. Стремление к добру так же естественно для каждого из нас, как, например, способность мыслить, разговаривать или ходить на задних конечностях. Поэтому заповеди «не убий», «не укради», «не желай жены ближнего своего» даже для человека, который еще только знакомится с жизнью Церкви, не становятся открытием чего-то принципиально нового и неожиданного. Но вот евангельская заповедь о неосуждении очень часто вызывает недоумение и целый ряд вопросов.

Ведь если муниципальный чиновник покупает себе иномарку, по стоимости равную его жалованию за двадцать лет беспорочной службы, то осуждение вызывает вовсе не его любовь к качественной и удобной технике. Женатого мужчину, который завел себе роман на стороне, знакомые осуждают совсем не за то, что он примерный отец, а спившегося саксофониста — отнюдь не за его виртуозное владение музыкальным инструментом. Ни один, даже самый пристрастный, дотошный и въедливый критик не станет порицать кого-либо за добрые и полезные дела. Поводом к осуждению может стать лишь безнравственное поведение, неблаговидный поступок или преступление.

Но почему же тогда Церковь так настойчиво призывает христиан никого не осуждать ни делом, ни словом, ни даже мыслью? Ведь очень часто бывает, что человек явно грешит на глазах у всех, и никаких сомнений в его греховности не может возникнуть даже у самого наивного альтруиста и романтика.

В большинстве традиционных религий осуждение и даже наказание подобных людей является нормой. В древнем Израиле, например, благочестивые иудеи должны были до смерти забить камнями грешников, уличенных в супружеской измене. А в тех мусульманских странах, где в основе уголовного права лежит шариат, взятому с поличным грешнику и сегодня грозит тяжкое физическое наказание, вплоть до смертной казни. С точки зрения обычной человеческой логики, это вполне нормально: преступление требует наказания, а грех — возмездия.

Однако евангельский принцип отношения к грешникам решительно противоречит подобному рассуждению. Своей земной жизнью Иисус Христос показал людям ту норму человечности, к которой все мы призваны, и поэтому любой поступок Христа, описанный в Евангелии, является эталоном поведения для каждого человека, искренне стремящегося исполнить волю Божию.

Что же говорит Евангелие об отношении Христа к грешникам? Только одно: Он их не осуждал, но относился к ним с любовью и жалостью. Христос не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:11); не осудил жителей Самарянского селения, отказавшихся дать Ему пищу и кров (Лк 9:51-56); и даже Иуду, пришедшего предать Его на мучительную смерть, Господь не исключил из числа Своих друзей (Мф 26:50). Более того: первым человеком, которого Христос ввел в Рай, был покаявшийся бандит и убийца, распятый за свои грехи (Лк 23:32-43).

Евангелие упоминает лишь одну категорию людей, которая подверглась резкому осуждению Христа. «Змиями» и «порождениями ехидниными» Господь назвал первосвященников, книжников и фарисеев. Это была религиозная элита иудейского народа — то есть именно те люди, которые как раз и считали себя вправе осуждать грешников.

В чем же причина такого парадоксального отношения к грешникам в христианстве и почему в Православии любая форма негативной оценки даже очевидно согрешившего человека считается тягчайшим грехом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала выяснить: а как вообще понимается грех в Православии?

Принцип бинокля В греческом языке грех часто называется словом «амартиа», что в буквальном переводе на русский означает «мимо цели», «промах». До грехопадения любое действие человека имело своей целью исполнение благой воли Божией о нем самом и о мире вокруг него. Но когда человек отпал от своего Создателя, эту ясную и высокую цель от него заслонило множество других, мелких и противоречивых. Все его свойства и способности остались прежними, но вот употреблять их человек стал неподобающим образом. Так стрелок с помутившимся зрением по-прежнему способен натянуть тугую тетиву своего лука и пустить стрелу, но вот куда она попадет — большой вопрос. Скорее всего, такой выстрел вслепую окажется именно «амартиа», то есть — мимо цели. Вот как пишет об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Со времени преступления Адамова растлились все естественные силы человеческого естества, то есть ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в частях души... Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может действовать, но действовать неразумно. По сей причине все, что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно».

Иначе говоря, грех в Православии понимается как неправильно, не вовремя и невпопад реализованный импульс человеческой природы, который сам по себе вполне здоров, но, будучи употребленным не по назначению, стал вредным и опасным для человека.

Грех осуждения не является исключением из этого правила. В его основе лежит все тот же изумлявший Канта нравственный закон стремления человека к добру. Создав человека безгрешным, Бог вложил в его природу совесть как способность отличать добро от зла, — и ненависть к греху как защитную реакцию на столкновение со злом. Поэтому, когда первые люди согласились в райском саду на уговоры сатаны и вкусили плодов с запретного древа, они не стали жертвами обмана или собственного неведения. Грехопадение было сознательным актом нарушения ими воли Божией и голоса собственной совести.

Отпав от Бога, человек потерял Рай, — но эту естественную способность распознавать зло и ненавидеть грех он сохраняет по сей день. Правда, с одной печальной оговоркой: после грехопадения человек отчетливо видит зло, но только в других людях, и ненавидит он теперь исключительно чужие грехи. Такое духовное устроение и порождает отношение к окружающим, которое принято называть в православной традиции — грехом осуждения.

Неверно употребленная способность, словно чудовищный бинокль неимоверно увеличивает перед нашим духовным взором все недостатки окружающих и их злые дела. Но когда мы через этот же бинокль пробуем взглянуть уже на самих себя, он начинает столь же неимоверно уменьшать все наши грехи, делая их в наших глазах мелкими, ничтожными и не заслуживающими внимания.

Как это ни странно, но такое стремление не видеть себя грешным и плохим тоже имеет основание в чистой богоданной природе человека и является не чем иным, как искаженным чувством святости, которая была свойственна нашему естеству до грехопадения.

Что мы знаем друг о друге?

Парадокс греха осуждения заключается в том, что, взявшись судить о недостатках и грехах другого человека, мы на самом деле судим себя, хотя, как правило, даже не подозреваем об этом. Осуждая кого-либо, мы устанавливаем некий уровень нравственной оценки человеческого поведения, ниже которого и сами не имеем права опускаться. Скажем, осудив в душе грубияна-начальника, орущего на подчиненных по поводу и без повода, мы тем самым, определяем и для себя категорическую недопустимость подобного поведения. Однако, вернувшись с работы домой, можем тут же сорвать накопившиеся за день раздражение и усталость на ни в чем не повинных родственниках. И поэтому осуждение, которое днем было адресовано несдержанному начальнику, теперь с полным правом должно быть употреблено уже по отношению к нам самим. Так проявляет себя удивительный закон духовной жизни, который преподобный Иоанн Лествичник формулировал следующим образом: «Если в самом деле истинно, что …каким судом судите, таким будете судимы (Мф 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает».

Причина такой жесткой зависимости в том, что в другом человеке мы можем опознать и осудить лишь те греховные наклонности, которые есть в нас самих, даже если этому человеку они вовсе не свойственны. Мы не видим души человека, не знаем его внутреннего мира, и поэтому очень часто приписываем чужим поступкам то значение, которое нам подсказывает наш собственный греховный опыт. Так, например, увидев человека, входящего среди ночи в круглосуточный магазин, бандит может принять его за своего коллегу, который собрался ограбить эту лавочку. Пьяница, глядя на того же позднего покупателя, решит, что тот прибежал за очередной порцией выпивки. А любитель амурных приключений подумает, что этот человек собрался к любовнице и хочет купить по дороге торт, цветы и шампанское. Каждый судит о нем в меру своих представлений, обусловленных их собственным навыком к тому или иному виду греха. А человек-то всего-навсего пришел купить молока для больной дочки…

Так чего же он стоит, такой наш суд? Ведь все, что мы можем знать друг о друге, по большому счету укладывается в эту печальную схему: мы видим лишь внешность чужих дел, но совершенно не представляем себе их смысла и внутренней мотивации. Наблюдая чужие поступки, мы наивно пытаемся дать справедливую оценку совершившим их людям. Но не так судит Бог, который смотрит не на дела, а на сердце человека, знает все обстоятельства его жизни, движения его души, и совсем по-другому оценивает даже то, что, вне всякого сомнения, является грехом в наших глазах.

Очень хороший пример, поясняющий, как это может быть, приводит в своих поучениях преподобный Авва Дорофей — христианский подвижник, живший в VII веке. Он рассказывает, как на невольничьем торге были выставлены на продажу две совсем маленькие девочки, и одну из них купила благочестивая христианка, мечтающая воспитать ее в чистоте и благоухании святых заповедей Христовых. Другую малышку купила совершенно развратная блудница, с тем чтобы научить ее своему мерзкому ремеслу. И, конечно, же, первая девочка выросла чистой душой и телом, боголюбивой и исполненной всяческих добродетелей. А вторая… Вторую ее злая наставница сделала орудием дьявола, научив самым изысканным и грязным видам разврата. И вот, Авва Дорофей восклицает: «Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о Суде, о Царствии Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, все скверное, все диавольское; как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?

Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он один ведает все

и может судить согрешения каждого, как Ему Единому известно».

«…О, худо он сделал»

«Ненавидь грех, но люби грешника» — вот принцип православной аскетики, не позволяющий отождествлять человека с его злыми делами. Но даже ненависть к чужому греху может оказаться духовно опасной. Ведь тот, кто внимательно рассматривает поведение других, сам рискует через осуждение греховных поступков незаметно впасть и в осуждение человека, который их совершает. В Древнем Патерике упоминается поучительный случай подобного рода:

«Один старец святой жизни, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: „О, худо он сделал“. Через некоторое время Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал: „Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же прикажешь поместить его — в Царство или в муку?“ Потрясенный этим святой старец все оставшееся время своей жизни провел в слезах, покаянии и безмерных трудах, молясь, чтобы Бог простил ему этот грех». Старец осудил не брата, а лишь его поступок, но Господь показал ему недопустимость даже такого, казалось бы, благочестивого и праведного суда.

Грех достоин ненависти — но каждому, желающему своего спасения, необходимо научиться ненавидеть грех, прежде всего, в себе самом. О чужих же грехах и о правильном отношении к ним Авва Дорофей писал следующее: «Действительно случается, что брат погрешает по простоте; но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни, — а ты судишь, и осуждаешь его, и отягчаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения? Теперь согрешение его является пред Богом, как бы — дело правды. Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и — милует его. А ты знаешь только сие согрешение, и тогда как Бог милует его, ты — осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех, а покаяния его не видел».

Синдром Паниковского

Даже очень грязный человек может почувствовать себя чистым и опрятным, если встретит бедолагу еще более грязного и неряшливого, чем он сам. Беда в том, что наша поврежденная грехом природа все время стремится к самоутверждению за счет признания другого человека более низким, плохим, греховным. И еще одна лазейка для этого больного стремления очень часто видится нам в словах Нового Завета об обличении греха: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф 5:10-12). Казалось бы, вот — прямая санкция на осуждение чужих грехов, подкрепленная авторитетом Священного Писания. Однако не стоит торопиться с выводами. Прежде чем приступить к обличению злых дел, всем стремящимся к подобного рода деятельности следовало бы сначала ознакомиться с мыслями духовно опытных подвижников по этому поводу:

«Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать Святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, — не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

А вот слова святителя Филарета (Дроздова): «Правду говорить — дело хорошее, когда нас призывает к тому обязанность или любовь к ближнему, но сие делать надобно, сколь возможно, без осуждения ближнего и без тщеславия и превозношения себя, как будто лучше другого знающего правду. Но при том надобно знать людей и дела, чтобы вместо правды не сказать укоризны и вместо мира и пользы не произвести вражды и вреда».

Нетрудно заметить, что два авторитетнейших учителя нашей Церкви, жившие во второй половине XIX века, независимо друг от друга высказывают практически одну и ту же мысль: не стоит обличать грешников, если только ты не был специально призван к этому Богом и не очистил свое сердце от страстей. Но если обратиться к древним Отцам, то их мнение об уместности обличения чужих грехов будет еще более категоричным:

«Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине. …Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих». (Преподобный Антоний Великий)

«Покрой согрешающего, если нет тебе от сего вреда: и ему придашь бодрости, и тебя поддержит милость Владыки твоего» (Преподобный Исаак Сирин)

«Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобою. …Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое» (Преподобный Ефрем Сирин)

Однажды братия спросили преподобного Пимена Великого: «Авва, следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» «Следует, — отвечал преподобный Пимен. — Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех». «Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?» — снова спросили у него, и Авва Пимен ответил: «Я скажу: „Господи! Ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата — я исполнил повеление Тво

И если в вопросе обличения грешников мы не пожелаем уподобляться Пимену

Великому, то с большой степенью вероятности рискуем уподобиться Михаилу Самуэлевичу Паниковскому, который обличал бухгалтера Берлагу и тихо радовался тому, что на свете есть личности еще более жалкие и ничтожные, чем он сам.

То, что труднее всего

Когда душевнобольной человек на выставке облил кислотой и изрезал ножом полотно Рембрандта, никому не пришло в голову усомниться в художественных достоинствах изуродованной картины. Все понимали, что даже в таком, поврежденном виде, она все равно остается выдающимся творением великого художника. Поэтому ее не выбросили на свалку, а бережно отреставрировали, стараясь сохранить уцелевшие фрагменты и восстановить уничтоженные. Такое трепетное отношение к произведению искусства понятно даже неспециалисту и не требует особых комментариев.

Но ведь так же и любой человек является великим творением Божиим, хотя и поврежденным грехом и дьяволом, но все же — прекрасным и чистым в своей основе. И даже тот факт, что человек сам калечит себя собственными грехами, не может служить основанием для его осуждения. Можно ли осуждать безногого инвалида за его увечье, даже если совершенно точно знаешь, что ноги он отморозил спьяну? Наверное, можно, но только в том случае, если у самого осуждающего отморожено сердце.

Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца».

К сожалению, в мире очень много зла. Поэтому гоняться за дымом чужих грехов можно всю жизнь, но ведь совсем не для этого она была нам дана.

В сказке французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери одинокий король говорит Маленькому Принцу удивительные слова: «…суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Христианство призывает людей именно к такой мудрости — научиться осуждать лишь собственные грехи, оставляя чужие ошибки и несовершенства праведному и милосердному суду Божию.

Автор: ТКАЧЕНКО Александр, журнал"Фома"

Протоиерей Андрей Ткачев: Умная война

  • 06.04.11, 22:43
Протоиерей Андрей Ткачев: Умная война
 

Есть понятие «умной войны», и мы находимся в гуще военных действий уже не одно десятилетие. Война всегда «умна», поскольку она есть не просто столкновение государственных систем, вооруженных народов, борьба новых видов вооружения с новейшими и проч. Война всегда – столкновение воль и умов. Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что прежние войны требовали от воюющих сторон напряжения ума параллельно с собственно военными усилиями, а нынешние войны могут проходить без пушечной канонады и информационных сводок с фронта. Нет, мир не стал добрее. Слабого и сейчас, в эпоху неотъемлемых прав человека, всегда побьют, или даже убьют, а иногда даже разберут на запчасти с целью пересадки его почек и сердца богатому пациенту. Но если противник силен, его постараются обмануть, облапошить, оккупировать (в случае, если это страна) без единого выстрела. Вот такая война с нами и ведется. Никто не объявлял мобилизации, никто не пел «Вставай, страна огромная», потому что свойство самой жестокой войны – ее незаметность. Пуля, пролетая мимо, свистит. Радиация не свистит, но убивает не менее эффективно. Так же эффективно и молча убивают человека болезнетворные микробы и вирусы, а также греховная информация. Греховная информация это истинное оружие массового поражения. Никакая отравленная стрела вроде бы не впилась в тело человека, а между тем человек гниет, и, как свойственно гниющему, смердит, и сам себя ненавидит, и ничто в окружающем мире ему не мило. А если таких гниющих людей будет много, очень много, то страна, населенная ими, будет неким подобием лепрозория. Гитлер таких неисцельно больных приказывал расстреливать без сожаления. Смею со страхом догадываться, что внуки англосаксов, судивших Гитлера в Нюрнберге, не на много гуманнее к жертвам собственной пропагандистской отравы. Раньше, говорят, когда пушки говорили, Музы молчали. Сегодня Музы перекрикивают пушки, а иногда их с успехом заменяют. И зачем вам тратиться на классические виды вооружения, вроде банальных и дорогостоящих снарядов, если головы вашего противника забиты вашим идеологическим продуктом? Если вы внушили врагу, что он свинья и живет в грязи, а вы – бог и обитаете в раю, то ваш враг либо повесится от тоски, либо станет перебежчиком. Если вы внушили врагу, что жизнь – бессмысленная случайность, он тоже с собой что-то сделает, оставляя на ваше усмотрение жену, дом и приусадебный участок. Если вы научили противника слушать сутками на максимальной громкости вами проданную музыку, то он вскоре непременно оглохнет, и, значит, можно будет брать его голыми руками, а жена, дом и приусадебный участок так-таки останутся на ваше усмотрение. Все это происходит и совершается, золотые мои. Совершается даже ежечасно и ежеминутно. Поэтому «Вставай, страна огромная» петь придется. Если бы речь шла о честной борьбе, где рвутся мышцы и трещат кости, то причин для тревоги было бы меньше. Наш человек хоть и не богатырь давно, но все еще силен и смел. Его боятся и для этого страха есть основания. Но та борьба, которая ему навязана, а вернее, против него развязана, ему плохо понятна. Он и не подозревает даже, что когда ему без перерыва поют песни по радио, его хотят уничтожить. Именно по тому самому, что с нами ведут войну сознательно, а мы самой войны не замечаем, мы и проигрываем постоянно. А это не просто битва за нефть. Это битва за жизнь. Стоит добавить, что война, о которой мы заговорили, чрезвычайно хитра, беспринципна и абсолютно бессовестна. Такой степени бессовестности нет у рядовых и всюду встречающихся Джонов или Брюсов. Для человека вообще такая бессовестность – редкость. (Сорос, правда, как-то сказал, что он был человеком, пока не стал бизнесменом) Войну ведет умный дух, презрительный ко всему святому и ненавидящий благодать, а люди у него, что рыбки у Бабки на посылках. Эту войну он ведет не только с нами. С Брюсами и Джонами он ее тоже ведет, и нет никакой радости быть использованным в качестве стенобитного тарана или начинки для Троянского коня. Но с нами все равно разговор особый, потому как есть и огромные природные ресурсы, и ядерное оружие, и умение дать в зубы, и в придачу почему-то не исчезнувшее, но несколько укрепившееся Православие. Так что не хуже Бабы-Яги, чуявшей, где «русский дух и Русью пахнет» режиссерский коллектив глобальных мировых процессов знает, кто в мировом строю идет не в ногу. Умная война, сопровождаемая товарным переизбытком и культурной экспансией, идет вовсю. Ты чистишь унитаз Domestos-ом, куришь Marlboro и предел твоих мечтаний – пятидверная Honda. Это тоже признаки продолжения войны, хотя и не самые главные. Твои дети слушают MTV и знают тексты рэповых песен, но воротят нос от Гоголя. Ты и сам ничего серьезного не читал годами, а по телевизору смотришь только юмористические передачи и новости. Это уже намного серьезнее, поскольку говаривал доктор Геббельс, что покоренным народам должно быть разрешено только развлекательное искусство. Тебя сожрут, возлюбленный, очнись. А что еще хуже, в тебя могут влезть и окончательно завладеть твоим внутренним миром, и тогда тебя самого принудят пожирать других. Это, действительно, еще хуже. Раньше такое понятие, как «умная война», было известно только монахам. Но во-первых, не всем монахам, а только честно монашествующим. А во-вторых, звучало это словосочетание архаически: «невидимая брань», как чеховское «аще убо». Ласкает слух, но смысл непонятен. И вот, что называется, дожили. Теперь основы невидимой брани, или ведения умной войны, или основы внутреннего духовного сопротивления, (как хотите называйте) должны быть известны самым широким слоям крещенного люда. Элементарный курс аскетики должен преподаваться хотя бы так, как раньше на курсах гражданской обороны гражданам рассказывали о ядерном взрыве, химической атаке и пользовании противогазом. Польза непременно будет. Конечно, специальные курсы это фантазия. Полезные знания и навыки духовной самозащиты должны быть передаваемы дедовским, вернее, святоотеческим способом – от священника пастве, от родителей детям, от учителя ученикам. И еще нужно активизироваться на информационном поле. Это поле и есть поле битвы. То, о чем мечтал Маяковский, произошло уже очень давно: к штыку приравняли перо. Радиоточку приравняли, соответственно, к эскадрилье истребителей, умную критику и публицистику – к пограничной заставе, качественное периодическое издание – к армейскому соединению. Лично я не сдаюсь. Вообще не сдаюсь, тем более – без боя. Мне больно видеть Гулливера на службе у хитрых лилипутов. Больно наблюдать настоящее, зная прошлое и предчувствуя будущее. Поэтому я пою «Вставай, страна огромная». Пою тихо, а не во весь голос. Во-первых, потому, что имеющий уши услышит. А во-вторых, потому что война наша – умная. Нам орать ни к чему.  

О добродетели терпения

  • 12.03.11, 16:00
Слово после утреннего богослужения в четверг первой седмицы Великого поста
10 марта 2011 года, в четверг первой седмицы Великого

поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь города Москвы. После уставного богослужения в Казанском храме обители Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Загрузить увеличенное изображение. 300 x 434 px. Размер файла 42097 b.<br>
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», — молимся мы неоднократно словами молитвы святого Ефрема Сирина. И в этих прошениях вспоминается особая добродетель — терпение.

Что говорят о терпении святые отцы? «Терпение есть

корень всех благ», — учит нас святитель Иоанн Златоуст. «Кто не имеет терпения, тот лишен всякого упования, а потому умоляю всякого приобрести терпение, чтобы спастись», — говорит нам тот же святой преподобный Ефрем Сирин. А у святого Иоанна Кассиана Римлянина мы встречаем повествование об авве Пинуфии, который учил учеников своих многим важным добродетелям и подчеркивал, что терпение не следует связывать с добродетелью окружающих. Ибо если к нам добродетельно относятся, то в чем же наше терпение?

Эти святоотеческие свидетельства говорят о том, чтодобродетель терпения имеет особое значение для духовной

жизни человека. Терпение есть способность реагировать на касающееся нас зло, не теряя присутствия духа, не растрачивая своей внутренней энергии, не впадая в ропот, в гнев, в злобу, в желание отомстить. Иногда терпение связывают со способностью человека управлять своими эмоциями. Про такого говорят: он волевой человек, он способен не раздражаться, не гневаться в ответ на обращенное к нему зло. Несомненно, воля присутствует в наших попытках стяжать терпение, но терпеливый человек необязательно должен быть волевым, потому что терпение есть состояние духа. Всякий волевой человек в какой-то момент не выдерживает неправды, оскорблений, обид. И воли не хватает, и терпение заканчивается, потому что терпения и не было, а была воля или хорошее воспитание.

Что же такое терпение? «Корень всех благ», — повторяем мы слова Златоуста. Но причиной всего доброго и благого терпение может быть лишь тогда, когда оно становится состоянием нашей души. А это возможно, если человек ведет религиозный образ жизни. Уже неоднократно приходилось говорить о том, что это тот образ жизни, в центре которого — Сам Бог. Как свидетельствует Ефрем Сирин, если мы уповаем на Бога, то имеем терпение.

Надежда на Бога, живое чувство веры, понимание того, что

Бог защитит и Бог восстановит справедливость, и создают внутреннее спокойствие человека. Терпение как броня ограждает внутреннее состояние нашей души от всяких внешних злых и греховных обстоятельств, и терпение становится ступенью на пути к Царствию Божию.

Терпеливый человек — тот, кто уже стяжал в себе Духа

Святого. Тогда ничто не может поколебать его спокойствия, потому что даже самые страшные и опасные диавольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. Именно в этом смысле мы говорим о терпении как о добродетели. Терпение не означает покорного соглашательства со всяким злом и неправдой. Терпеливый человек — это не тот, кто плывет по течению, кто меняется в соответствии с требованиями окружающего мира. Этот человек, который сохраняет свою внутреннюю силу, свою автономность от зла окружающего мира только потому, что в его сердце присутствует отблеск Божественного Царства.

Терпение как добродетель возвышает нас над суетой мира. Терпеливый человек обретает иной угол зрения на все, что видит, и иную точку отсчета, иную способность оценивать происходящее. В каком-то смысле терпение всегда является мудростью, отличающей человека от тех, кто мудростью не обладает. И потому так понятны слова Спасителя, которые мы читаем в Евангелии: «Терпением стяжите души ваши» (см. Лк. 21, 19). Терпением созидается духовная сила человека. Вот почему святой преподобный Ефрем и упоминает терпение в своей замечательной молитве, и каждый день не единожды в течение Великого поста мы просим Господа: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй мне, рабу Твоему». Аминь

Врятуймо маленьке життя!

  • 09.03.11, 20:05
Діана( у хрещенні Марія) Гарасим із с.Кліцко Городоцького району Атрезія стравоходу                                                    Здравствуйте! Я, Гарасим Любовь, мне 40 лет 13 из них молила Бога, чтобы он послал мне ребенка. Муж в это время с каждым годом все чаще заглядывал в рюмку. Когда забеременела, казалось я самая счастливая женщина во вселенной ,даже не смотря на то, что совсем не хотелось, возвращается после роботы домой, где пьяный муж избивал меня. Помню даже в зимнее время бродила улицами, чтобы быстрее прошел день. Муж не то что избивал, он бил меня даже в живот на 4 и 6 месяце беременности. Грели меня только мысли о моей малышке, что скоро мы будем рядом, смотреть друг другу в глаза, ходить на прогулки и все плохое уйдет…. Когда начались схватки, боли были жуткие, а воды не отходили, когда пробили водный пузырь, воды были грязно - зелеными , гнойными, ребенок мог задохнуться за считаные секунды, тогда сделали кесарево сечение. Дианка появилась на свет 24.04.2008г., на следующий день мою девочку в тяжёлом состоянии госпитализировали в отдел реанимации новорождённых ЛОДКЛ «Охмадит» . 26.04.2008 - прооперировано, было отсоединено нижнюю часть пищевода, который врос в левое легкое, наложили шов на нижний конец пищевода, вывели пищевую гастростому с желудка через животик, для кормления ребенка. Стома находится там по сегодняшний день. 29.04.2008 – прооперировано, наложена шейная езофагостома, для выведения слюны наружу,так как у ребенка затуплений верхний конец пищевода. 04.05.2008 – разошелся шов,который перевязывал нижний конец пищевода. Провели операцию. 07.04.2008 – ребенок 6 ч. пробыл на операционном столе и все без результатов. после операции 2 недели в реанимации на сильных антибиотиках. 14.04.2008 – проведена сложная операция- загрудинная ободочнокишковая пластика пищевода. Ребенок пробыл в операционной 8 ч. потом реанимация 3 недели. 25.03.2010 – проведена операция, соединения пищевода с шейной езофагостомой. С 25.03.10 по 21.04.10 – Диана находилась в критическом состоянии в реанимационном отделении. Было занесено ряд хирургических инфекций в том числе сепсис. Ей давали очень сильные антибиотики от которых моей малышке было так плохо что температура поднималась 40-41 градусов с судорогами, ребенок умирал на моих глазах, но Бог услышал мои молитвы и, наверное, почувствовал сильную борьбу Дианы со смертью подарив ей второй шанс. На соседней койке с Дианкой в это время стал ангелом маленький мальчик с таким же диагнозом..... После этого ада еще месяц мы лежали в больнице. 02.11.10 – нас положили на 2 недели в больницу при этом ничего не делая,когда ребенок подцепил там вирус нас выписали. На данный момент Дианка кушает через стому по 1,5 часа, каждое кормление. Ребенок активный и та слюнка, которая вытекает через шейную дырочку дразнит животик . Мне очень больно смотреть на нее когда она видит других деток, которые едят ротиком, у нее всегда слезы на глазах…. Отец отказался от ребенка узнав про диагноз. Официально мы с ним развелись, когда Диане исполнился 1,3. Когда я рожала ,да и во время беременности не получала от мужа финансовой поддержки, он еще и воровал у меня деньги полученые на ребенка от государства. На алименты я не подавала, да и поддержки от него не жду. Прошу вас, помогите спасти мою единственную доченьку, без вашей помощи мы пропадем!" св-во о рождении user posted image выписка 2008 г. user posted image user posted image выписка 2010г. user posted image user posted image Т.к. все выписки на укр. языке представляю Краткое резюме по проведенным операциям (русск. перевод): 2008г.: Диагноз: ВВР, Атрезия пищевода, нижний трахеопищеводный свищ, аспирационная пневмония, гастростома, эзофагостома, ГИП ЦНС, задержка внутриутробного развития. 26.04.08 операция №1 – Венесекция V- saphena magna dextra. Операция №2 – правосторонняя заднее- боковая торакотомия, перевязка трахеопищеводного свища Операция №3 – Верхнее- серединная лапаротомия. Наложение гастростомы по Штаму. 29.04.08 операция №4 – Наложение шейной эзофагостомы. В послеоперационном периоде у ребенка выявлены признаки реканализации трахеопищеводного свища, в ургентном порядке проведено 04.05.08 операция №5 – Реторакотомия, иссечение ТСН, ушивание стенки трахеи, первязка нижнего сегмента пищевода, дренаж заднего средостения Послеоперационно установлен диагноз: ВВР: Атрезия пищевода, нижний трахеопищеводный свищ, аспирационная пневмония, гастростома, эзофагостома, ГИП ЦНС, задержка внутриутробного развития. 2010г: Клинический диагноз : Атрезия пищевода. Загрудинная ободочнокишковая пластика пищевода. Состояние после первого этапа загрудинной ободочнокишковой пластики пищевода. Ребенок госпитализирована для проведения второго этапа загрудинной ободочнокишковой пластики пищевода. 25. 03. 2010 Операция - Наложение колоно- эзофагоанастомозу (Overlapping of colony-esophageal anastomosis ) 14.04.10 Релапаратомия.- Наложение двойной гастростомы. С 25.03.10р.-21.04.10. находилась в реанимационном отделении . Послеоперационный период усложнился развитием тяжелой хирургической инфекции (несостоятельность анастомоза, гнойный медиастенит, сепсис). Ребенок находился на ИВЛ с 25.03.10-27.03.10. В настоящее время ребенок находится дома, под наблюдением участкового педиатра и хирурга. Состояние ребенка ухудшается. св-во ребенка-инвалида, получающего социальную помощь user posted image св-во о разводе родителей Дианки user posted image справки о доходах семьи (единственный источник доходов семьи-детская пенсия по инвалидности Дианки-730 грн./в мес, что примерно составляет 3650 рубл. на эти средства семья оплачивает коммун. платежи, лекарства и питание. других источников доходов семья не имеет.) user posted imageuser posted image справки о составе семьи и жилищно-бытовых условиях. (семья состоит их двух человек мама Люба и Диана, проживают в общежитии) user posted imageuser posted image УЗИ-исследование от 31.01.2011 user posted image получен счет из Кельна на 28 тыс. евро (пребывание в клиники в течении 28 дней) user posted image Банк: КБ Приватбанк МФО:305299 ЄДРПОУ:14360570 Номер счета:29244825509100 Назначение платежа- пополнение карты№ 6762462052459432 Гарасим Любовь Владимировна

Реквізити для надання фінансової допомоги Діанці:

ВАТ „Державний ощадний банк” 6319/0088 Код банку 385048 Вклад: До запитання Рахунок №29067 Гарасим Любов Володимирівна

Мобільний телефон матері Діанки, Гарасим Любові Володимирівни – 0677439686

Приєднатися до події

Панченко Ангелина

  • 08.03.11, 14:16
Ангелина росла веселым и отзывчивым ребенком. Вместе со своими родителями с нетерпением ожидала рождения сестрички. Но в апреле 2010г. девочка была госпитализирована с диагнозом остеомиелит. Неутешительные анализы свидетельствовали о возможном заболевании крови. Страшный диагноз – ЛИФОБЛАСТНЫЙ ЛЕЙКОЗ острый период подтвердился уже в отделении гематологии Полтавской областной больницы. Несмотря на свой детский возраст Ангелина относится к болезни как взрослая. Она терпеливо переносит ежедневные манипуляции, связанные с лечением. Маленький Ангелочек верит в свое выздоровление и строит планы на будущее. Ведь диагностирование болезни на ранней стадии дает девочке высокие шансы на выздоровление. Но продолжение лечения требует значительных материальных средств. Это тяжелое бремя не под силу семье, ведь мама ухаживает за новорожденным ребенком, а все заработанные отцом деньги уходят на приобретение дорогостоящих медицинских препаратов. Пребывание Ангелины в больнице продлится ещё ни один месяц, и очень важно не допустить прерывания терапии из-за отсутствия необходимых лекарств, ведь следствием этого будет уменьшение её шансов на выздоровление. Но мы можем изменить ситуацию . Даже небольшая сумма, перечисленная Вами, станет огромным вкладом в спасение жизни маленькой девочки. Ваше участие и доброта вернет Ангелине радость беззаботного детства . http://www.donor.org.ua/index.php?module=help&act=show&c=20&id=1329

Приєднатися до події

Великий пост.Первая седмица

  • 07.03.11, 06:35
 Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно.

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя - Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного Поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды в течение Поста - в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого Поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния и плача о своих грехах, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, в чем может не быть ничего плохого, но что не соответствует "светлой печали" великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий Пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого Поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста - некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести Поста на все прочее время церковного года.

Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого Поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории аллегорически представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом.

"Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление", - такими словами начинается Великий канон. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", - повторяет хор особым великопостным распевом после каждого "куплета" (тропаря) канона.

Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" (вдохновившая Пушкина на стихотворение "Отцы пустынники и жены -непорочны", являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве - несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. "Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков".

В течение всего Великого Поста по будним дням не совершается Литургия - главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим Постом служат Литургию Преждеосвященных Даров - особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название -"преждеосвященных Даров") на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.

Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого Поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе - Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое - преподобной Марии Египетской.

В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII веках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии - чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. "Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению", - поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.

Филипп Тараторкин, Страна.Ру

Цитаты:

  Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф. 6, 14-18 )

      Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и сварах поститеся". Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.      (Святитель Василий Великий)Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.      (Святитель Иоанн Златоуст) В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. (Из писем игумена Никона (Воробьева))

http://www.zavet.ru/kalendar/vp/s1pnd.htm

Старец Илий о семье- «Семья – это избрание двух"

  • 06.03.11, 16:23

- Добрый день. Мы продолжаем беседы со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о душе. Тема сегодняшнего разговора – семья, воспитание в семье. Можно ли назвать современную российскую семью вполне христианской?>-

Она есть, конечно, но она чрезвычайно умалена. Мало семей, где можно точно сказать, что семья сохранится на всю ихсупружескую жизнь. Это одно из нынешних печальных явлений, если не сказать трагедий нашей жизни. Должно быть понятно, что семья – это маленькая ячейка нашего Отечества, жизни нашего государства. Корни этой трагедии упираются в безбожие, породившее такое разорение семьи, в последние события нашего ХХ века, когда было провозглашено: долой семью, долой стыд, долой веру и все настоящее.

Это было сделано, чтобы подорвать наше государство, разорить наше Российское Отечество. Его недруги просто сделали подкоп под те принципы, те устои, которыми жила наша Русь.

Семья – это крепость, откуда выходили люди с твердым нравственно устойчивым характером и религиозной душой. Можно сказать, что ее просто разрушили. Разрушили тем, что понимание ее как крепости, существовавшее в недалеком прошлом в нашем Отечестве, разорили. Ныне дошло до крайности:когда живут без росписи, без венца, родительских благословений. Да и сами родители прожили безбожную, безалаберную жизнь. Ясно, как они могли поставить на ноги своих детей, чтобы они ушли в жизнь.Только милость Божья позволила сейчас более серьезно посмотреть на Большинство людей сейчас уже приходит к венчанию, к росписи в ЗАГСе. Все это более или менее способствует нынешнему укреплению семьи.

Но сейчас оно стоит на низшей ступени. Редко-редко, половину жизни проживает семья без  – чтобы дети воспитывались вместе с отцом и матерью, чтобы была верная жена. При первом каком-то незначительном конфликте супруги уже разбегаются. И что же дальше получается? Одно несчастье.

- Батюшка, скажите, на Ваш взгляд, какие главные принципы должны существовать в семье, в отношениях между людьми?

- Ясно, что семья – это избрание двух. Я, как  точно не скажу, но понимаю, что самое первое – это христианский подход к семье. Когда люди хотят избрать путь семейной жизни, создать себе семью, они не должны подходить к этому вопросу с точки зрения страстей, внешней красоты. Нужен серьезный подход, который должен способствовать правильному христианскому настрою в жизни, чтобы в дальнейшем иметь детей, воспитывать их, и чтобы эта семья была достаточно трудолюбивой, уважающей друг друга. Должно быть понятие о снисхождении – мужа к жене, жены к мужу, потому что у каждого есть и слабости, и крепости, физические или нравственные, к которым должно быть уважение и снисхождение. Для семейной крепости нужны компромиссы.

Должно быть молитвенное состояние, чтобы была тесная любовь, уважение. Главный стимул для снисхождения – молитва, которая порождает любовь, уважение и сознание того, что каждый человек есть индивидуум, и нельзя требовать от другого того, чего у него нет.

Зачастую мы хотим, чтобы все было так, как мы понимаем, как мы желаем. У каждого есть свои особенности, свои взгляды, понятия.

Если человек находится в молитвенном состоянии, он это понимает, терпит. Именно терпение должно быть поставлено главным стимулом крепости. Жена пришла с работы, она устала, она не успела что-то сделать. Муж должен ее простить и сам что-то сделать. То же самое – жена требует от мужа того, что он не приобрел, не сделал, не построил жилище. Нужно терпение.>- Какой бы вы хотели видеть современную российскую семью?- Чтобы было благополучие, чтобы не было стихийных бедствий, междоусобиц, страстей.

Чтобы каждый человек мог мирно прожить. У нас много сейчас трудностей в материальном отношении, безработица. Много у нас людей, которые не считаются с другими.

Чтобы не было нужды, а была бы помощь друг другу, уважение.

Работодатели могли бы помочь другим. Вот пример. Была шахта, насчитывающая несколько тысяч людей, и работодатель ни одного человека не уволил, а сохранял им зарплату, хотя были большие кредиты, которые он по сей день выплачивает.есть работодатели, которые думают только о своем кошельке. Это эгоистический подход. Нужно, чтобы они не только о себе думали, но и о тех людях, которые также имеют семьи и нуждаются в материальном обеспечении.

Дай Бог, чтобы было больше сознания, больше понимания, больше уважения, больше христианской любви.