"Нет такой подлости и низости, до которой не мог бы дойти человек", - говорит российский историк и театральный режиссер Евгений Понасенков, отвечая на вопрос Gazeta.ua, почему такие журналисты, как Дмитрий Киселев говорят об Украине гадости, передает NewsOboz.org.
Почему события в Украине так интересуют Россию?
Во-первых, это, как на скачках, должно что-то происходить, человеку нужны новости, а для примата — это, как развлечение. Во-вторых, для думающих людей, их в России немного, очень хочется, чтобы хоть кто-то вырвался из империи зла, Советского Союза. Он, как спрут — и морское чудовище, и определение мафии. Это абсолютно паханская организация, сотворенная бандитами в 1920-30-е годы, для уничтожения человеческой личности и свободы. Она прекрасно с это задачей справилась. Почти. Потому, что рухнула, так не могла ничего производить. Но щупальца ее остались. Самое страшное, что в нашей стране нет понятия международного права. Недавно Конституционный суд постановил, что решения Европейского суда не являются обязательными к исполнению на территории России. Это уже финал, это дно. Это означает, что опять Россия сама себе сделала занавес, как и при Сталине. Это опять бандитское логово, в котором кроме бандитов есть еще и пленники. Думающие люди в России — это пленники. Но бандиты не понимают и даже не собираются понимать, что соседи, рядом с логовом — это чужая территория. Нет, для бандитов понятия "чужое" не существует. Все, что можно пограбить, везде, где можно нахамить, показать силу, все это будет сделано. И Россия — не Пушкины, Лермонтовы, березки - в лице тех, кто сегодня у власти, она ведет себя, как спрут.
Но здесь есть и некая амбивалентность. Все, что у нас звучит в новостях, в репортажах Киселева, этого неприятного типа с выщипанными бровями, - это еще и самотерапия. В России бандиты у власти боятся ровно такого же сценария. Он развертывается в Украине, не важно, с каким результатом, важно, что он развертывается. И они пытаются показать, что это ничем серьезным не является. Это важно для них самих — себя обманывать, народ обманывать. Но это до поры до времени. Потому что это очень объективный момент, то, что происходит в Украине. Потому, что новые поколения живут уже по другим принципам и понимают, что к чему. Это не вопрос ориентации на Европу или на Россию, это вопрос принципов. Но Россия — это самое страшное, что есть для них в окружающем мире. Это тоталитарное государство. Уже даже не авторитарное. Оно было бы таким, если бы на распределение денег в стране влияли, скажем, бывшие члены кооператива "Озеро" (создан в 1996 году Путиным, его члены вошли в руководство РФ). А когда есть господствующая идеология, цензура, колоссальное количество идеологических законов — это уже тоталитарное государство. И конечно Украина интуитивно хочет сбежать от такого в любые неизвестности, любые Евросоюзы с жесткими экономическими требованиями. Это понятно даже с точки зрения человеческой гордости. Потому, что стыдно жить с бандитом. Пусть он красавец с фиксой и множеством наколок, накачанный такой. Но стыдно девочке с ним жить.
Вам не бывало страшно жить с такими взглядами, к тому же высказывать их на телевидении?
Да, я высказываю их на меленьких российских телеканалах, еще не добитых. Но понятие страха, оно очень странное. Оно как природное чувство наверное есть. Но пока что оно перебивается очень сильным физиологическим отвращением ко лжи, мерзости, антиэстетики.
Вы не ощущаете ответственности перед людьми, которые слушая вас, принимают ваши взгляды, но не имеют возможности сесть в самолет, как вы, и улететь во Францию или еще куда-то?
Если убьют или посадят, сесть в самолет будет сложно. Это бессмысленный вопрос. Ходорковский сидит, сколько я себя помню. И как оказалось, в тюрьме он умудрился украсть еще 10 миллиардов.
Но в деле Ходорковского был вопрос денег. Но за вами какие деньги?
Не только деньги. Там был еще и момент личной обиды. И какая разница, кто обидел. Девочки несчастные (Pussy Riot) вышли чего-то там спели. Власти устроили позор на весть мир - посадили девочек.
Нам в Украине многим видится, что пока Россия существует таким геополитическим монолитом, по-другому быть и не может.
По всей видимости, да. Потому, что люди, чтобы реализовывать свои гражданские полномочия, а они определяют все остальное. Они должны понимать, кто их представляет, допустим, даже мэр. На маленькой территории это возможно. В каком-то европейском городке, где бюргеры избирают известного им человека, который знает проблемы городка, это нормально. А когда присылают какого-то дядьку, черт знает откуда, это совсем безобразие. Чем больше территория, тем безответственнее, тупее. Придумываются духовные скрепы, за счет которых этот гниющий мухомор еще держится. Как умершему человеку привязывают отвалившиеся руки-ноги — внешне выглядит нормально, но работать это не будет. Из-за этого обмана убиваются судьбы, люди. Вот недавно убили агентство "РИА Новости". Из-за того, что даже такая лояльное к власти организация — недостаточно лизала.
Почему такие люди, как Дмитрий Киселев, достаточно умный человек, создававший много лет на украинском телевидении интересные передачи, могут впоследствии говорить такие гадости об Украине?
Всякому биологическому объекту свойственно портится. Киселев тоже испортился. И внешне, и внутренне. Если человека не любят, он не может заниматься сексом по любви, он озлобляется. Если он не может бороться со строем из-за своей слабости, надо с этим строем сотрудничать, чтобы как-то разговаривать с этими паханами, зарабатывать деньги.
То есть в данном случае категорический императив, проще, принцип: относись к людям, как хотелось бы, чтобы они к тебе относились, здесь не срабатывает?
В теплые брежневские времена фронтовой друг Галича, тончайший драматург Алексей Арбузов, высказался за то, чтобы того исключили из Союза писателей. Для человека нет такой подлости и мерзости, которую он бы не совершил. Человека немножко выдумали. Это потомок звероящеров, злобное похотливое существо. Все творческие лобные доли наросли недавно и не у всех, к тому же они тоже могут быть травмированы. Как доминировать старому бездарному бабуину? Только соединиться с таким же, которые качают нефть. И вот журналист идет к ним, чтобы получить и власть и уважение.