http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1103&Itemid=1#joomimgСуществуют
два различных предания — православное и католическое, повествующие об
истории иконы. Православное предание имеет две версии. Одна из версий
говорит о том, что после разгрома Киева татарскими войсками Батыя
несколько монахов, взяв с собой древнюю икону византийского письма,
ушли, спасаясь, в леса. Свой долгий путь они завершили на возвышенности у
реки Друть — правом притоке Днепра, где и основали церковь св. Ильи
Пророка и мужской монастырь. Уже в первую ночь на выбранном месте от
иконы начал исходить необычный свет. Чудо повторялось и в последующие
ночи, ставшие от исходящего света белыми. В память об этом чуде
местечко, где был основан монастырь, якобы и получило название Белыничи
(Белыночи) Позже икона была похищена монахами-кармелитами.
По другой
версии икона была похищена католиками с ворот православного Оршанского
Кутеинского монастыря и передана в кармелитский монастырь. Костел и
монастырь католического монашеского ордена кармелитов обутых был основан
Львом Сапегой — великим канцлером литовским в 1622 г. Считают, что
фундация была знаком благодарности Богу за победу в 1618 г. над войсками
московского царя.
Обе версии католического предания говорят, что
икона явилась в кармелитском Белыничском монастыре чудесным образом. По
одной версии икона была нарисована Ангелом на оконной ставне. По другой —
икону написал пилигрим-живописец во время пения монахами литании Божией
Матери. Живописец завершил свою работу к моменту скончания пения.
Живописцем был Ангел.
Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона в Белыничах была написана в 1634—1635 гг. неизвестным художником.
Икона
представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой
руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа
держава (тот же символ), правая — поднята в благословляющем жесте.
Возможно, скипетр и держава появились на иконе после ее поновления перед
коронацией в 1761 г. Сделать такое предположение позволяют сведения о
хранившейся в монастыре серебряной воте с текстом на латинском язьке —
«Павел Иванович Сапега Канцлер Великий. На память чуд. иконы чистейшей
Марии Девы Белыничской 8 декабря 1665 г.». На воте перед Богоматерью с
младенцем, у которых отсутствовали символы царской власти, был изображен
коленопреклоненный Павел Сапега.
Икона относится к одному из
наиболее ранних иконографических типов — Одигитрия (Путеводительннца).
На иконах этого типа Богоматерь — трон и престол Вседержителя — символ
победительной крепости и силы Церкви. В то же время Одигитрия —
хранительница и наставница рода человеческого на его пути к Богу.
Во
время войны Речи Посполитой с Московским государством кармелиты в 1655
г. перевезли икону в укрепленное местечко — Ляховичи, которое долгое
время потом находилось в осаде войск царя Алексея Михайловича. Осада
Ляхович была снята после победы польско-литовских войск под Полонкой 2
июля 1660 г. Освобождение Ляховнч было приписано командиром крепости
Михаилом Юрицким чудесной силе Белыничской иконы Богоматери, перед
которой был исполнен благодарственный гимн «Te Deum» («Тебя, Бога
хвалим»).
Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9
изображений чудес Белыничской иконы: 1) написание ее ангелом; 2) осада
ляховичской крепости; 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720,
1737, 1722 гг.
Икона находилась в Ляховичах до 1760 г. В 1760 г.
икону торжественно перенесли в Белыничи во вновь построенный костел. Еще
во время нахождения чудотворного образа в Ляховичах епископ Виленский
Михаил Зенькович получил в 1754 г. разрешение и буллу папы римского
Бенедикта XIV на коронацию иконы. Золотые короны с гербами Сапег и
Огинских были изготовлены на средства этих магнатских родов.
Торжественная
коронация иконы состоялась 20 сентября 1761 г. Для проведения праздника
перед домом Огинских построили беседка с триумфальными воротами, куда
была помещена икона. Коронацию по поручению епископа Зеньковича совершил
епископ смоленский Ежи Николай Гильзен. Проповедь произнес известный
доминиканский проповедник — Вавжинец Овлочимский.
После возложения
корон икона была перенесена в храм. Праздник продолжался целую неделю. В
нем принимали участие жители Шклова, Мстиславля, Орши, Витебска.
Коронация
расширила славу чудотворной Белыничской иконы Девы Марии. В монастырь в
праздники Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной
Богоматери, св. Ильи и Рождества Богородицы шли многочисленные группы
паломников из Головчина, Кудина, Церковища, Эсьмон, Тетерина, Белевич,
Княжич.
После первого раздела Речи Посполитой (1773 г.) Белыничи
вошли в Российскую империю. Восстание 1831 г. послужило поводом к
закрытию в 1832 г. только в Могилевской губернии 23 католических
монастырей, в том числе и в Белыничах. Костел был передан
дисоцезиальному духовенству. После польского восстания 1863—1864 гг.
многие оставшиеся действующими костелы были закрыты и переданы
православной церкви. В 1876 г. состоялась передача Белыничского костела с
чудотворной иконой Русской Православной церкви. Считают, что последний
приходской священник ксендз Люциан Годлевский спрятал оригинал и оставил
в костеле копию. Оригинал же, — пишет ксендз Тадеуш Крагель (Белосток),
— по предположению некоторых находится в Воле-Гутовской.
Глубоко
укоренившийся среди населения белорусских земель культ чудотворной
Белыничской иконы нашел отражение в созданных многочисленных живописных
копиях, эстампах, которые бережно хранятся в христианских храмах. Пред
иконой Пресвятой Богородицы молятся об исцелении от недугов, об утешении
в скорби.
Праздник иконы 12 апреля.
Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея именуемая «Белыничския»