И для чего потеря эта? (Великая Среда)

Помазание Иисуса Христа

Страстная Среда посвящена двум противоположным личностям, двум духовным состояниям, двум деяниям: с одной стороны, жена-«грешница» возлила драгоценное миро на главу Иисуса, с другой – один из Его учеников, Иуда, предает Великого Учителя. Эти два деяния взаимосвязаны, потому что именно Иуда жалуется на расточительство, проявленное женщиной.

Об этом говорит нам Евангелие от Матфея (26:6-16): «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову”. Ученики вознегодовали. К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, похвалил деяние женщины, “ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете”. Помазав миром тело Мое, “она приготовила Меня к погребению”. Тогда-то Иуда и пошел встречать священников. “Что вы дадите мне, если я выдам вам Иисуса?” Они предложили ему тридцать сребреников.

Далее

Великий Вторник

Притча о десяти девах

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.

Поученіе во вторникъ Страстной седмицы, на литургіи. Еп. Іустинъ (Полянскій)

Поучения на Святую Четыредесятницу. В Великий Вторник. Прот. Родион Путятин

Слово в Великий Вторник. Свт. Иннокентий Херсонский

Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 35, 1-13 ).

Святитель Николай Сербский:

Пять дев мудрых и пять неразумных. Мудрые несли светильники и масло, неразумные только светильники. Светильник символизирует тело, а масло – милость. Отсюда происходит слово «полиелей», то есть многая милость. Полиелей совершается на утрене, во время пения псалмов о великой Божией милости к избранному народу (См.: Пс. 134; 135.), с повторением слов: яко в век милость Его. Аллилуиа!

Мудрые девы, сохранив чистоту телесную и душевную, сохранили и милость великую, милость к тем, кто был их слабее и не освободился от греха. Неразумные, строго соблюдая чистоту телесную, немилостиво и холодно смотрели на других, надменно осуждая и презрительно отворачиваясь от них. «Справедливо называются они неразумными,– пишет святой Нил Синайский,– ибо, преуспев в трудном и едва возможном – в девстве, пренебрегли меньшим и легким».Пренебрегли милостью, состраданием, прощением! Чистые, но пустые и темные светильники! Когда наступит смерть и тела сойдут под землю, елей милости должен вести душу и освещать ей путь к Вечному Отечеству! Оставшегося без этого елея поглотит тьма.

Эта притча Христова имеет и глубокое духовное значение. Под пятью неразумными девами следует понимать внешние пять чувств. Кто живет только тем, что видит и чувствует, без контроля над чувствами и без разума, тот имеет безумную душу. Когда смерть задернет свой занавес над такой душой, она останется в полной тьме. А под пятью разумными девами подразумеваются пять внутренних чувств, которые разумно контролируют внешние чувства и владеют ими. Эти внутренние чувства в земной жизни наполняют душу светом, который остается в ней и светит, когда смерть набрасывает покрывало на чувства внешние.

Митрополит Антоний Сурожский:

Сегодняшнее евангельское чтение является частью ряда бесед Христовых о суде. Ученики Спасителя, видя стройность и как будто неразрушимую крепость города Иерусалима, спрашивают Его о судьбе этого города. Христос предупреждает их о том, что от всей этой крепости и силы не останется ничего, и что им надо быть бдительными, что им надо быть готовыми. Дальше дает Он им три притчи.

Первая говорит о том, что может оказаться поздно, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, когда уже поздно что-нибудь предпринимать. Это рассказ о десяти девах, из которых пять оказались готовыми ко встрече Господа, а пять – безумных – оказались неготовыми.

В этом – первое нам предупреждение: суд грядет, суд будет, и каждое мгновение человек должен быть готов, потому что суд нас застанет, когда мы не ожидаем его. Придет он, как говорит Господь, как вор в ночи.

Вторая притча, которую мы сегодня читали – притча о талантах… Самое в ней важное вот что: каждому человеку Господь дает нечто, что является его талантом, даром ему от Бога. Эти дарования различны, но все они должны принести плод, и Господь нас не судит по тому, сколько мы принесли плода, а по тому, как мы отнеслись к данному нам таланту.

Но не для того был дан талант Господом, чтобы он остался бесплодным, а для того, чтобы человек, получив талант, стал другим человеком, новым человеком. То, чего не хватило у недостойного раба, было мужество, была смелость, была способность всем пожертвовать и всем рисковать, чтобы не оказаться бесплодным. Вот за это малодушие и за эту слабость души он и был осужден.

Третья притча говорит нам о том, что плод, который мы должны принести, это плод истинной человечности. Бог не судит людей за то, что они не богословствовали, за то, что они не были велики, а за то, что они не были достойны своего человеческого звания, за то, что были жестки сердцем, черствы и неотзывчивы.

Вот притчи, которые стоят перед нами теперь: предупреждение о том, что суд грядет, предупреждение о том, что он придет внезапно, как вор в ночи, и что мы можем оказаться неготовыми, предупреждение о том, что каждому из нас дано достаточно, чтобы принести плод в радость Господу и в спасение своей души, и этот плод бесконечно прост: будь человеком, и будешь ты способен принять Господа.

Вдумайтесь в эти слова – это путь простой, а вместе с тем, в конце его стоит суд, от которого ничего нас спасти не может, потому что тому, кто окажется недостойным своего звания человека, нет пути в Царство, где мы призваны быть подобными Самому Богу.

Метки: Страстная седмица

Pages: 1 2

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }

Православный календарь 3 апреля (21 марта ст.ст.)

Великий Вторник

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Пахомий Нерехтский с житиемПреподобный Серафим ВырицкийПреподобный Иаков Катанский, епископ и исповедник

Святителя Кирилла, еп. Катанского (I-II).
Прп. Серапиона, еп. Тмуисского. (IV)
Преподобного Лупина, отшельника (480; Галл.).
Св. Енды, Патриарха ирландского монашества (530; Кельт. и Брит.).
Святителя Фомы, патр. Константинопольского (610).
Преподобного Иакова Катанского, еп., исп. (VIII-IX).
Преподобного Пахомия Нерехтского. (1384)
Преподобного Серафима Вырицкого (1949).
Сщмч. Владимира пресвитера (1931).
Сщмч. архиеп. Феодора (Поздеевского) (1938).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобного Серафима Вырицкого, глас 4

Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, / да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Ин тропарь преподобного Серафима Вырицкого, глас 8

Крест приим свой, преподобне, радуяся, / нераздельным помыслом последовал еси Христу, / был купец еси воистину преславный, / яко не земное, но небесное сокровище стяжа / сего ради спасеся тобою мнози чада твоя, ихже возлюбил еси. / И ныне, отче наш Серафиме, молися / покаяние нам даровати и в разум истины приити.

Ин тропарь преподобного Серафима Вырицкого, глас 3

Купец велик соделался еси, / преподобне отче Серафиме, / сый в мире, к многому богатству тленному / ты николиже сердца прилагал еси, / послушник истинен / и добродетелей подвижник, / егда же, вся оставль, / на крест монашества восшел еси, / дары Святаго Духа многи тебе дашася / и яко единаго от древних тя явиша / пророка, старца, / чудотворца и молитвенника, / столпа подвижником, спасения вождя. / Сего ради молим тя: / и нас премудро ко спасению управи.

Ин тропарь преподобного Серафима Вырицкого, глас 4

Яко пресветлая звезда Российския земли, / возсиял еси в веси Вырицстей, преподобне Серафиме, / и, силою Святаго Духа наставляем, / светом чудес твоих страну нашу озарил еси духовно. / Темже и мы, притекающе ко гробу твоему, / умильно глаголем: / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Серафима Вырицкого, глас 5

Подражая богоносному угоднику Саровскому, / Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: / Александро-Невския лавры крине благоуханный, / Вырицкия веси похвало, / сего ради и мы тебе зовем: / радуйся, преподобне Серафиме, / милостивый наш предстателю пред Господем.

Ин кондак преподобного Серафима Вырицкого, глас 5

Уподобился еси древним отцем / и подвигом добрым подвизался еси, / благодатию Христовою просветився, / от Негоже прием дарования чудес, / недугующих исцеляти, / печальных и скорбящих утешати, / обидимых и гонимых защищати / и всем в нуждах сущим отраду / и скорое избавление подавати. / Сего ради, яко великаго чудотворца чтуще, / молим тя, чада твоя, преподобне Серафиме: / от всех бед избави нас молитвами твоими.

Ин кондак преподобного Серафима Вырицкого, глас 3

Возрадуйся паки, граде святаго Петра, / и малая весе Вырица, возвеличися, / се бо светильник веры в тебе просиявает, / всеисцеляющий бальзам нам источается, / новоявленный бо великий чудотворец, / любве и покаяния наставник, / пророк и старец, / новый преподобный Серафим в тебе является.

Прп. Пахомия Нерехтского. Тропарь, глас 4.

Житейских молв, преподобие, отвергся/ и, яко птищ, обрете себе в пустыни безмолвие,/ в молитвах и бдении прилежа Богови,/ преподобие отче Пахомие,/ и остави древнее пребывание,/ и отыде в пустыню, и в ней водворися,/ и состави обитель во Имя Пресвятыя Троицы,/ и процвел еси, аки финике,/ и бысть образ утешения духовнаго./ Темже, преподобие Пахомие,/ моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим.

Прп. Пахомия Нерехтского. Кондак, глас 4.

В пустыни безмолвствуя,/ единствующу тя, Богоносе, взыскующу ти Господа,/ Богу же тебе не оставльшу единому быти в пустыни,/ и Того повелением снидошася к тебе неколико братии,/ с нимиже ти молящуся Господеви,/ Троице пречестен храм воздвиже,/ в немже предстояще, преподобие Пахомие,/ молися о спасении душ наших.

Pages: 1 2 3

С Днём Ангела всех Светлан!!! Святая мученица Фотина

Святая мученица Фотина

Память 20 марта/ 2 апреля

В царствование римского императора Нерона2 воздвигнуто было на христиан жестокое гонение, и после мученической кончины святых первоверховных Апостолов Петра и Павла разыскивали тех, кто научен был ими вере во Христа. В это время святая Фотина, проживая в африканском городе Карфагене3, вместе с сыном своим Иосиею безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем старший сын Фотины, по имени Виктор, мужественно подвизался на войне, которую в то время варвары вели с римлянами, и по окончании войны, повелением императора назначен был начальником над войсками в город Атталию4 с тем, чтобы подвергать мучениям находившихся там христиан.

Когда правитель города, Севастиан, узнал об этом, то сказал Виктору:

— Воевода, я достоверно знаю, что ты христианин и что мать твоя с братом твоим Иосиею — последователи Петра, а посему и того, что повелел тебе император, ты не исполнишь из боязни погубить душу свою.

— Я горю желанием исполнять волю небесного и бессмертного Царя, Христа, Бога нашего, — отвечал на это Виктор, — а повелением Нерона о том, чтобы предавать мучениям христиан, я пренебрегаю.

Молитва мученице Фотине Самаряныне

Тогда Севастиан, сказал Виктору:

— Как искреннему другу, советую тебе: подчинись воле императора. Ведь если ты станешь с должным усердием исполнять царское повеление и христиан, которых тебе удается разыскать, будешь подвергать судебному допросу и мучениям, то и императору угодное сделаешь и себе приобретешь принадлежащие им имущества, а матери и брату твоему сообщи от себя письмом, чтобы они не шли так открыто и не склоняли этим язычников к отречению от отеческих верований, но пусть тайно исповедуют веру во Христа, Бога вашего, если желают, чтобы и ты из-за них не подвергся вместе с ними одинаковым мучениям.

— Никогда я этого не сделаю, — отвечал Виктор, — и не только не сделаю, но даже подумать не хочу о том, чтобы подвергать христиан мучениям или насильно взять что-либо от них или советовать матери и брату моему не проповедывать о том, что Христос есть истинный Бог, но я и сам всею душою хочу быть проповедником Христа и буду им так же, как и они.

На это Севастиан сказал ему:

— О, Виктор! все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего.

После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал:

— Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, — крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской.

Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его:

— Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена?

— Любезнейший Виктор, — отвечал Севастиан, — меня призывает к Себе Христос твой.

Виктор тотчас же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога. Бывшие при этом слуги, увидев это дивное чудо, устремились, как-бы и им подобно Севастиану не подвергнуться из за своего неверия такой же болезни, и тоже крестились.

Святая мученица Фотина

Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем».

Виктору же Он сказал:

— С этого дня Фотин5 будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне.

Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами:

— Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца6.

Pages: 1 2

Великий Понедельник

Братья продают Иосифа в рабство. Овербек, Иоганн Фридрих

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, о Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

Сегодня Чистый понедельник – первый день говенья...

Слово в Великий Понедельник, на утрене. С в. Иннокентий Херсонский

Поучение. В понедельник первой седмицы Великого поста. Протоиерей Родион Путятин
Поученіе. Въ понедльникъ Страстной седмицы, на литургіи. Еп. Іустинъ (Полянскій)

Великий Понедельник. Протоиерей Григорий (Дебольский)

Видео:

Великий Понедельник Бесплодная смоковница

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В понедельник Страстной седмицы Цер­ковь, в назидание верующим, творить память о ветхозаветном праотце Иосифе, в обстояте­льствах жизни которого она представляет про­образы страданий, смерти и прославления Спа­сителя. В других песнопениях, как и в чтении Евангелия повествует об иссохшей смоковни­це, которая изображает судьбу лукавого сон­мища Иудейского, хвалившегося своим бла­гочестием и в своем ослеплении предавшего Господа на смерть.

Далее

Вербное воскресенье в России

  • 01.04.18, 04:55

Шварц В.Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти

Шварц В.Г.  Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти.
1865. Государственный Русский музей

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

Совершение обряда "Шествие на осляти" в неделю вай (Вербное воскресенье) в царствование Ивана Грозного

Совершение обряда «Шествие на осляти» в неделю вай (Вербное воскресенье) в царствование Ивана Грозного.
Тоновая литография В.Тимма с рис. Адольфа Шарлеманя. Лист: 3552 см.
Из серии «Русский Художественный Листок» №10.
СПб., печатано в литографии В.Тимма, 1862 год

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

Хождение на осляти. Шествие патриарха на осляти в Вербное воскресенье. Вячеслав Григорьевич Шварц. 1860-1870-е. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина

Хождение на осляти.
Шествие патриарха на осляти в Вербное воскресенье.
Вячеслав Григорьевич Шварц. 1860—1870-е.
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина

Иисус Христос. Том 2. Книга пятая. Смерть Ииуса Христа и последующие события. Глава первая.Торжественный вход в Иерусалим (Дидон)

Вербное Воскресенье. Открытки

Проповеди:

Беседа на Вход Господень в Иерусалим. Святитель Иоанн Златоуст

Благословен Грядущий. Митрополит Превезы и Никополя Мелетий (Каламарас)

Вербное воскресение. Протопресвитер Александр Шмеман

Кратковременное прославление Христа. Митрополит Неаполи и Ставруполи Варнавас

Слово въ недлю Ваій . Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)

Слово въ недлю Ваій. Архіеп. Арсеній (Брянцевъ)

Слово на Вербное Воскресенье Кирилла Туровского

Проповедь в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Протоиерей Валентин Амфитеатров

Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова

Поучение. В Неделю Ваий.   Прот. Родион Путятин

Поученіе. Въ шестую неделю Великаго поста. Еп. Іустинъ Полянскій

Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Проповедь протоиерея Александра Дягилева

Проповедь на седмицу 6-ю Великого поста (седмица ваий) архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Видео:

Вход в Иерусалим

Вход Господен в Иерусалим. Вербное воскреснье

В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).

С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье»,  181×187, 1900.

С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье»,  181187, 1900.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.

Празднование Вербного воскресенья на Красной площади.

Празднование Вербного воскресенья на Красной площади.
Рисунок австрийского посла Августина Мейерберга, побывавшего в Московии в 1661-62 гг.
Книга «Путешествие в Московию» Августина Мейерберга (1612—1688) впервые увидела свет на латинском языке без обозначения места и года издания и вскоре была переведена на французский (1688) и итальянский (1697).

Изображен Кремль, царь Алексей Михайлович ведет лошадь, на которой восседает патриарх, по обеим сторонам шествия лежат ниц московские стрельцы, в санях везут украшенную вербу.

«Воскресенье за неделю до Пасхи называется Вербным, да и вся неделя — Вербной, — сообщал Олекса Воропай. — Посеянное в Вербную неделю, по народным поверьям, будет лыковатым, как верба. Даже буряк вырастет не сладким, а горьким». Именно поэтому в этот день киевляне, как, впрочем, и все иные благочестивые христиане, посевными работами не занимались. В Вербное воскресенье святили за много веков до нас, да и поныне святят вербу. С утра на воскресное богослужение в храм сходятся все — и стар и млад: «Грех не пойти в церковь, когда святят вербу». Когда кончится служба и священник окропит ветки святой водой, дети стараются поскорее найти и проглотить по нескольку «котиков» — «чтобы горло не болело». Был когда-то в Украине обычай носить свяченую вербу от церкви к церкви. Хозяева, возвращаясь из церкви со свяченой вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде по нескольку веточек, «чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на пользу», а оставшуюся несли в дом, ставили под святыми образами и бережно сохраняли…

Того, кто проспал заутреню, били в тот день свяченой вербой, приговаривая:

«Не я б'ю — верба б'є,
За тиждень Великдень,
Недалечко червоне яєчко!».

В Бельгии и поныне в Вербное воскресенье крестьяне втыкают ветки вербы по краям поля, надеясь при этом, что оно будет надежно защищено от всяческих напастей. Этот же обычай существует и в Австрии, в частности на околицах города Земмеринг. Вероятно, посадка вербы в Вербное воскресенье у нас в Украине также имела «очищающий» характер; во всяком случае, целью было защитить землю от потенциального вреда. Обычай этот, вероятно, пришел еще из языческих времен с их обширным пантеоном добрых и злых духов.

Парни и девушки стегали друг друга свяченой вербой по дороге из церкви домой, приговаривая:

«Будь великий, як верба,
А здоровий, як вода,
А багатий, як земля!».

Иногда приговаривали еще и так:

«Шутка б'є — не я б'ю,
Віднині за тиждень
Буде в нас Великдень!».

Интересно, что была в календаре предков Вербная или Лазарева суббота. Собственно, она и сейчас именуется так в церковных календарях. Посвящена суббота чуду воскрешения Христом Лазаря. Этот день в Киеве был большим праздником для всех детей. Во время церковного обхода на вечерней службе дети носили вербу; тот, у кого оказывался самый длинный прутик вербы, становился счастливчиком, которому по-доброму завидовали сверстники. У Александра Терещенко есть интересные сведения о том, как воспитанники духовных школ — бурсаки — принимали в походах с вербой живейшее участие. Воспользуемся примечательными сведениями, приведенными известным исследователем Анатолием Макаровым в его книге «Малая энциклопедия киевской старины». Материал, приведенный автором, весьма обширен, и я позволю себе несколько его сократить. Итак: "В старой Украине и в Киеве Вербная суббота была отмечена особыми обрядами, имевшими глубокий символический смысл. В вечер Лазаревой субботы в церквах освящались листья папоротника («вайи»), напоминавшие те пальмовые ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Христа, видя в нем воплощенного Мессию.

Метки: Великий Пост

Pages: 1 2

Православный календарь 1 апреля (19 марта ст.ст.)

Вход Господень в Иерусалим

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Похвала Богоматери Святые мученики Хрисанф и ДарияИкона Божией Матери "Умиление Смоленская"

Мучеников Хрисанфа и Дарии (283)
Мученика Панхария Никомидийского (ок. 302).
Преподобной  Вассы Псково-Печерской. (1473)
Преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского (1521).
Новомученика Димитрия Торнары (1564).
Праведной Софии, кн. Слуцкой (1612).
Преподобного Симеона (Поповича), Дайбабского (1941)
Исповедник Иоанн Блинов, (1932).
Преподобномученицы Матроны (Алексеевой), монахини, (1938).
Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Кондак праздника, глас 6

На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление/ и детей воспевание приял еси, зовущих Ти:// благословен еси, Грядый Адама воззвати.

Задостойник, глас 4

Бог Господь, и явися нам./ Составите праздник,/ и веселящеся приидите, возвеличим Христа,/ с ваиями и ветвьми, песньми зовуще:// благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

Тропарь в Неделю Ваий, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.

Кондак в Неделю Ваий, глас 6

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ осанна в вышних,/ и мы Тебе вопием:// благословен Грядый во имя Господне

Иконы Богородицы «Умиление» Смоленской. Тропарь, глас 4.

Богорадованная Владычице,/ Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ Всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно, рабы Твой, к Божественному предстательству прибегающе/ и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, молимся:/ молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит/ и от грехов всяких свободит,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет,/ велие бо неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему/ и вся можеши,/ Едина во веки Преблагословенная.

Иконы Богородицы «Умиление» Смоленской. Ин тропарь, глас 4.

К Богородице со умилением припадем/ вси, грехами обремененнии,/ чудотворную икону умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.

Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Тропарь, глас 4.

От юности сосуд избранен был еси/ и в житии Богу послужил еси,/ иноков наставниче Иннокентие,/ потщался еси хуждшее покорити лучшему,/ темже и страсти умертвив,/ возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/ в Бозе Емуже предстоиши,/ моли, отче, Христа Бога/ спастися душам нашим.

Преподобного Иннокентия Комельского. Ин тропарь, глас 4.

От юности своей весь Богу поработился еси, блаженне,/ Того ради любве отечество и род оставил еси,/ и, в пустыню вселився,/ в ней жестокое житие показал еси,/ и чудес дарования от Господа приял еси,/ преподобие Иннокентие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Преподобного Иннокентия Комельского. Кондак, глас 8.

Мира и сродник удалився,/ в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси/ и в подвизе жития, отче, просиял еси,/ поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти:/ радуйся, Иннокентие преподобие.

Преподобного Иннокентия Комельского. Ин кондак, глас 4.

Отечества, преподобие, удалився/ и вселився в пустыню,/ тамо жестокое житие показал еси и многих людей житием своим удивил еси./ Помилуй нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобие Иннокентие, отче наш.

Тропарь преподобной Вассы Псково-Печерской, глас 4

Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение.

Кондак преподобной Вассы Псково-Печерской, глас 4

Память преподобныя Вассы днесь светло совершающе, благодарственне воспоминаем многотрудныя подвиги, естество бо женское отвергши, со супружником твоим устремися к монашескому житию, да нетленными венцы венчает тя Христос.

Прав. Софии, кн. Слуцкой. Тропарь, глас 5.

Блаженная мати Софие,/ нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;/ поминающе твое праведное житие,/ тя молим испросити/ телесем нашим здравие и душам спасение.

Pages: 1 2 3

О Лазаревой субботе

Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи

Митрополит Антоний Сурожский

С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти.

Евангелие от Иоанна ( XI, 1-44 ) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет.

Лазарева суббота

Святой Лазарь в православной иконографии

Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест

Поученіе въ день воскрешенія Лазаря. Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.)

Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до своего вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин XI, 45).

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф XXVI, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин XI, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин XI, 4. 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аш,е оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин XI, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин XI, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин XI, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин XII, 10).

Видео

Воскрешение Лазаря. М.Достоевский

Картины:

Лазарь из Вифании. Воскрешение праведного Лазаря

Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Лазарь из Вифании

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех — в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и Мария — сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиям. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: аз семь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки. Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. «Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, — говорит Церковь, — глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия».

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного". Как говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения:

Рыдаеши, Иисусе — сие смертного существа:
Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.

Больше читать на форуме

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета — царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу. с благоговением и страхом (Евр XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря

Источник:
Прот. Г. Дебольский, Дни Богослужения Православной Церкви., Минск, 2002 (по изданию 1901г.)

Метки: Антоний Сурожский, Великий Пост

Православный календарь 30 марта (17 марта ст.ст.)

Поученіе. Въ пятокъ шестой седьмицы Великаго поста, на литургіи

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Алексий, человек БожийСвятой Патрик (St. Patrick)Священномученик Гавриил Малый

Мученика Марина Кесарийского (Палестинского) (260)
Святого Амвросия, диакона и ученика св. Дидима Слепого Александрийского (400).
Преподобного Алексия, человека Божия (411).
Преподобного Патрика (Патрикия), просветителя Ирландии. (461).
Святой Гертруды, настоятельницы Ниджвельской (659) (Нидерл.).
Преподобного Бекана Румского (677) (Кельт. и Брит.).
Святой Витбурги, отшельницы в Холкэме и Восточном Дирхэме (743) (Кельт. и Брит.).
Святого Феостерика, исповедника, (826).
Преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца (1483).
Священномученика Гавриила Малого (1802) (Груз.).
Священномученика Виктора Киранова, пресвитера (1942).
Преподобного Парфения Киевского (1855)
Святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического и Симферопольского (1882)
Священномученика Александра пресвитера (1919).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобному Алексию, человеку Божию, глас 4

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Ин тропарь преподобному Алексию, человеку Божию,  глас 4

Яко чистоты светильник пресветел показася, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрия делатель преизряден. Сего ради предстоиши Господеви, всех Царю, Егоже моли даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобного Алексия человека Божия, глас 2

Дом родителей твоих, яко чужд, имев,/ водворился еси в нем нищеобразно/ и, по преставлении венец прием славы,/ дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий,// Ангелом и человеком радование.

Величание преподобного Алексия человека Божия

Ублажаем тя, преподобне отче Алексие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца, глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца, глас 2

Вышних желая, воздержанием, и труды, и поты насладився,/ желание плоти твоей обуздав,/ чудес дар прием от Христа Бога,/ светильник явился еси пресветлый./ Темже Христова Церковь песньми славит тя,/ преподобне Макарие, отче наш.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 29 марта (16 марта ст.ст.)

Четверг 6-й седмицы Великого Поста

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостол АристовулПреподобные Пимен юродивый и сподвижник его Антоний МесхиСвятитель Серапион, архиепископ Новгородский

Апостола от 70-ти Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I)
Священномученика Александра, еп. Римского (119).
Мученика Савина Египетского (287).
Священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).
Мученика Иулиана Аназарвского (305-311).
Мученика Папы Ларандского (311)
Святителя Аббана Кел Аббанского (650; Кельт. и Брит.).
Преподобного Христодула Патмосского чудотворца. (1093)
Мученика Романа в Париуме Геллеспонтском.
Преп. Пимена юродивого и сподвижника его Антония Месхи (XIII; Груз.).
Святителя Серапиона, архиеп. Новгородского (1516).
Св. Амвросия-исповедника (Хелая), католикос-патриарха всея Грузии (1927; Груз.).
Преподобной Евтропии Херсонской (1968)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Мученика Савина. Кондак, глас 2.

Божественная прозябения,/ цвет неувядающий,/ розга многоплодная, Богоносе Савине,/ иже верою чтущих память твою/ веселия твоего исполни/ и молися непрестанно о всех нас.

Свтятителя Серапиона, архиеп. Новгородского. Тропарь, глас 8.

Твердый адамант воистинну, отче, показался еси,/ во всем подобяся Владыце своему и Господу,/ неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси,/ темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори/ и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо,/ чудесы всех обогащающее,/ яко да и мы, сошедшеся к раце мощей твоих,/ любовию вопием ти:/ о великий во святителех и дивный во страдальцех/ пречестный архиерею, Серапионе отче наш,/ моли о нас всеблагаго Бога,/ да спасет души наша.

Святителя Серапиона, архиеп. Новгородского. Кондак, глас 3.

Яко венцем пресветлым, украсився днесь, Великий Новоград/ ликует в память пастыря своего и учителя,/ и, яко диадиму царскую, возложивши,/ Лавра великая она светло радуется,/ идеже прослави тебе Бог, угодника Своего,/ и прояви последнему роду нашему/ цельбоносныя мощи твоя,/ о преславне святителю Серапионе,/ Церковь же Божия веселится,/ созывающи монахов сословие и всех верных/ велегласно вопити:/ радуйся, Великому Новуграду и обители Сергиевой похвало/ и всея Российския земли пресветлый светильниче.

Pages: 1 2 3