Неделя о блудном сыне

Блудный сын

Блудный сын
Пьер Пюви де Шаванн.  1872

Священномученик Сергий Мечнев

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

От Недели о мытаре и фарисее Святая Церковь ведет нас теперь к Неделе о блудном сыне.

Состояние, в котором находится мытарь, когда он взывает к Богу о помиловании и не только не помышляет о своих добродетелях, а не смеет возвести глаз своих к Небу – это состояние еще глубже раскрывается в образе блудного сына.

Господь нас создал, мы в Господе живем и умираем без Него настоящей смертью. Мы поступаем обычно, как блудный сын, который, получив от отца имение, ушел от него на страну далече, думая, что со своими полученными дарованиями он проживет своими силами. Но в духовном отношении это есть смерть, ибо, по словам Святых Отцов, в Боге мы живем. Когда блудный сын возвратился, то отец сказал другому сыну, негодовавшему на радостный прием, оказанный брату: Брат твой <…> был мертв и ожил (Лк. 15, 32). Вот в состоянии отчуждения от Бога самое главное – это то, что мы не сознаем себя находящимися во грехе и забываем, каковы мы по самой природе. По природе нашей мы – образ неизреченной Божией славы, хотя и носим язвы многих согрешений (из песнопений Панихиды). Мы – граждане иного мира, небесные граждане. И если мы живем здесь, на земле – то для того, чтобы на земле устраивать Царство Божие, памятуя о своем Небесном Отечестве.

Служба в Неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство и расточив, пуст бых, во страну вселився лукавых граждан…» (Утреня в Неделю о блудном сыне. Стихира на хвалитех).

Вот в таком состоянии блудный сын находился в течение долгого времени и, наконец, говорит евангельская притча, пришел в себя (см.: Лк. 15, 17).

Что значит «пришел в себя»?

Один Святой Отец говорит, что начало нашего спасения есть познание самого себя. Но ведь познание самого себя есть дело всей жизни, это и есть то, к чему человек стремится в течение всего своего существования. Святые Отцы раскрывают смысл этого изречения, говоря, что до тех пор пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граждан, не почувствовал, что ты гражданин Неба и поработился «чуждым гражданам», пока ты, живя среди грязи своей собственной души, не познал в себе образа Божия – до тех пор ты не вступил на путь спасения, не начинал еще своего спасения. Оно начинается с того момента, когда я познал свою божественную природу.

Так было и с блудным сыном. Он в один момент почувствовал, что есть иная жизнь в Отце и с Отцом, он почувствовал, что живет порабощенный на стране чуждой и не имеет подлинной, настоящей жизни. Начав с познания самого себя, человек, идя дальше по этому пути, противопоставляет в себе самом то, что есть в нем от образа Божия, хотя и покрытого язвами согрешений, и то, что внесено им, человеком, как растление своей души чуждыми обычаями:«Поработихся гражданом странным, и в страну тлетворную отъидох…», – говорит служба этого дня (Утреня в Неделю о блудном сыне. Канон). И с этого момента он начинает жаждать жизни в Боге и очищения себя от язв согрешений во имя образа Божия.

Проповеди:

Беседа на Евангельскую притчу О Блудном сыне. Блаженнейший Митрополит Владимир

Неделя о блудном сыне. Архиепископ Лука

О Блудном сыне. Священномученик Сергий Мечнев

Притча «О блудном сыне». Апостолы

Проповедь в Неделю о блудном сыне. Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь в Неделю о блудном сыне. Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь в Неделю о блудном сыне. Протоиерей Валерий Захаров

Проповедь в Неделю о блудном сыне. Епископ Вениамин (Милов)

Проповедь в Неделю о Блудном сыне, протоиерей Г. С. Дебольский

К одному великому подвижнику – преподобному Антонию – пришел один инок и стал просить, чтобы он простил и помиловал его. Антоний же отвечал ему: «Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам себя не помилуешь».

С первого взгляда этот ответ кажется странным. Как же так? А для духовной жизни это величайшая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не помилую этого человека, находящегося в бездне греховной, но имеющего образ Божий, до тех пор, пока я сам не помилую в себе создание Божие, в своей совести не помилую себя грешного, скверного и блудного – до тех пор и Бог не помилует меня, до тех пор тщетна и моя мольба.

Вот это состояние блудного сына, который увидел, как скверно он живет и как хорошо живут даже не сыны, а наемники у его отца, – вот это есть состояние помилования. Он помиловал себя и тогда пошел к Богу и у Него стал просить о помиловании.

Наше дело в течение Великого Поста есть просьба о помиловании. Мы будем все время взывать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Но в эту неделю, подготовляющую к Посту, нужно взять от святоотеческого опыта то, что он нам дает, иначе тщетны будут наши просьбы о помиловании. Мы должны ощутить в себе образ Божий, остатки божественной красоты, которые есть в нас, хотя и искаженные, и прежде всего помиловать себя, понять, кто мы в жизни и кто мы в творении.

В жизни мы грешные, живущие в «стране далече», постоянно забывающие о Боге, а в творении мы есть «образ неизреченной Божией Славы», и только в Нем мы живем, только в Нем наше спасение.

И это противопоставление себя в творении и себя в жизни и дает в известный момент состояние помилования себя. Вот смысл слова аввы Антония. И, если мы в какой­то момент своей жизни помилуем себя и почувствуем противопоставление себя в творении и себя в жизни, тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании. Но и в этом шествии мы должны работать Богу, а мы постоянно забываем, даже в нашем служении Богу, для чего мы должны все это делать.

Один авва, когда к нему обратились за назиданием, так определил духовное делание: «Когда мы жили в скиту, занятие о душе было нашим настоящим делом, а рукоделие – поделием, а ныне рукоделие стало настоящим делом, а занятие душой – только поделием».

Вот и мы в наших тех или иных работах памятуем не о том, о чем мы должны помнить. Мы забываем, что мы должны восстанавливать в себе образ Божий, что наше единственное дело на земле – нам, гражданам земли, сделаться гражданами Неба. А мы думаем, что мы без этого можем спастись теми или иными делами: хождением в церковь, милостынею и т. д. Но все это есть только поделие в сравнении с настоящим делом – очищением души, покаянием.

Если у блудного сына и были какие­нибудь дела, то он стяжал их не на гумне покаяния, не на сознании своего ничтожества перед Богом, а на основе гордости.

Мы должны знать, что если мы хотим идти путем Христовым, то должны помнить, кто мы в жизни и кто в творении, для чего мы призваны в эту жизнь и что представляем из себя в настоящий момент. И, если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, «образ неизреченной Божией Славы», тогда мы будем миловать себя. Это не значит, что мы будем гордиться, прощать себя, оправдываться, а мы в самих себе увидим неизреченный храм Божией Славы, почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живем. Тогда мы придем к Богу и будем просить Его, как блудный сын: Прими мя в число наемников Твоих! (Лк. 15, 19). Прими меня, я хочу жить с Тобой, в Тебе. И если мы придем в таком состоянии, то будем приняты, как блудный сын.

И вот эта неделя, от мытаря возводя нас к блудному сыну, открывает не только сторону подхода человека к Богу, но раскрывает и другую сторону – подход Бога к человеку.

Бог еще издали увидел его, кающегося грешника, Сам бросается к нему и Сам облекает его в одежду первую, нетленную, одежду творения, облекает тварь, которая растлила эту одежду и по словам Великого канона «лежит нагая и не стыдится», и велел заколоть тельца и веселится Сам с покаявшимся сыном.

Не напрасно Святая Церковь проводит нас через эти состояния – иного пути нет. Только осознав в себе образ Божий, помиловав себя, мы можем надеяться, придя к Богу, что Он примет нас и даст нам одежду нашу первую, которую Он исткал нам от начала века. Аминь.

Тайна богослужения. Духовные
беседы. Письма из ссылки. М., 2001.

Православный календарь 4 февраля (22 января ст.ст.)

4 февраля – Неделя о блудном сыне

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобномученик Анастасий ПерсянинПреподобный Макарий ЖабынскийСвященномученик Анастасий Печерский, диакон

Апостола от 70-ти Тимофея . (ок. 96).
Преподобномученика Анастасия Персянина . (628)
Преподобногно Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623)
Преподобномученика Анастасия, диак. Печерского (XII).
Мучеников Мануила, Георгия, Петра,  епископов,  и прочих (814-817)
Святого Бритвальда Вилтонского (1045) (Кельт. и Брит.).
Святого Иоасафа Самакуса Освященного, Критского (1511) (Греч.).
Священномученика Николая Бухарина, протоиерея (1938)
Священномученика Иоанна Доброхотова, протоиерея (1938)
Священномученика Иакова Зяблицкого, священника (1938)
Священномученика Петра Зяблицкого, священника (1938)
Священномученика Ивана Розанова, священника (1938).
Священномученика Иоанна Успенского, священника (1938)
Священномученика Ивана Коржавина, священника (1938)
Священномученика Евфимия Тихонравова, иерея (1938)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Апостола от 70-ти Тимофея. Тропарь, глас 4.

Благости научився и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избранного неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / апостоле Тимофее, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Тропарь мученика Анастасия

Мученик Твой, Господи, Анастасий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощньш дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца. Тропарь, глас 4.

От мирскаго жития изшед / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.

Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца. Кондак, глас 8.

Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну,/ воздержание совершенное,/ умиление Божественное,/ веру же и надежду истинну и милосердие стяжав,/ равноангельно, Макарие, на земли пожил еси/ и на Небеси Богови с лики Безплотных предстоиши./ С ними же, святе, молися/ мир Российстей Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.

Преподобного Анастасия, диакона. Тропарь, глас 4.

Плотское, яко безплотный Ангел,возненавидевши препитание,/ духовную во иноческом чину возлюбил еси пищу,/и в нем Боговидцу на Синаи Моисею/ добрым жития твоего подвигом уподобляяйся,/ многими на горе Божией Печерской возвысился еси добродетельми,/ идеже в молении к Вышннему непрестанно пребывал еси,/ ныне же со отцы преподобными Печерскими,/ аки бисер многоценен, мощми нетленными/ в пещере твоими пресветло сияеши,/ а душею со Ангелы пред Престолом Божиим,/ святый преподобномучениче Анастасие, предстоиши,/ о нас всегда моляся ко Господу/ спастися душам нашим.

Преподобного Анастасия, диакона. Кондак, глас 8.

Постническим плоти твоей умерщвлением/ душу оживил еси,/ ибо твоего ради презельнаго воздержания/ и привременнаго терпения,/ жизнь непреемная и диадима неувядаемая/ от пострадавшаго за ны плотию/ и из мертвых воскресшаго Христа Бога нашего,/ тебе, святе, преподобномучениче Анастасие,/ яко злочестивых победителю/ несумненно и воистинну уготовася,/ занеже Божие тридневное Воскресение/ всем, живущим на земли,/ тобою, якоже иногда от отроков Ефесских православно воспроповедася,/ и сего ради, отче, днесь к тебе вси вопием немолчно:/ святый преподобномучениче Анастасие Печерский,/ моли прилежно воставшаго Христа тридневно из мертвых,/ да избавит от смерти вечныя души наша.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 3 февраля ( 21 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Максим ИсповедникПреподобный Максим Грек. Начало XIX в.

Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (303)
Мученика Неофита (303-305)
Мученицы Агнии девы (304)
Святого исповедника Вусириса Анкирского (кон. IV в.)
Преподобного Максима исповедника (662)
Мученика  Анастасия (662).
Святителя Зосимы, еп. Сиракузского (662).
Преподобного Максима Грека (1556)
Преподобного Неофита Ватопедского (XIV). Греч.).
Сщмч. Илии Березовского, пресвитера (1938).
Преподобного Тимона монаха Надеевского (1840).
Иконы Божией Матери Ктиторской
Иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение»Ватопедской
Икон Божией Матери «Закланная»
Иконы Божией Матери «Одигитрия — Ксенофска».

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобного Максима Грека, глас 8

Зарею Духа облистаем,/ витийствующих богомудренно сподобился еси разумения,/ неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая,/ пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/ отонудуже ревности ради Всевидящаго/ отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник,/ страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев,/ десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./ И о нас ходатай буди непреложен,// чтущих любовию святую памятъ твою.

Кондак преподобного Максима Грека, глас 8

Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

Тропарь преподобного Максима исповедника, глас 8.

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светйльниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ Максиме премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Максима исповедника, глас 6

Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою,/ сосуд избран показа тя, всеблаженне,/ являюща Божественная концем,/ неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне,/ и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно,// Пресущную, Безначальную.

Тропарь, мученика Неофита, глас 4.

Мученик Твой, Господи, Неофит/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение
О, покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице. На сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице низпосли отраду и утешение; на Тя упование возлагаем грешнии и смиреннии, на Твое предстательство надеемся недостойнии, ускори нас избавити от бед и скорбей, и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти души наша.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение
глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,/ Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение
глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твой, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ Радуйся, Невесто Неневестная.

Pages: 1 2 3

Что не является исповедью

Исповедь

Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский

Таинство Исповеди сопровождает жизнь каждого верующего, и его целью является помощь на пути ко Христу. Именно это Таинство более всех других вызывает вопросы у прихожан. Что говорить священнику, а чего не следует говорить? Как правильно относиться к исповеди? Какие рекомендации священника нужно обязательно исполнять, а какие остаются на собственное усмотрение исповедующегося? Как быть, если возникла особая привязанность к духовнику? Какие вопросы священник не должен решать за человека? Можно ли менять духовника? Распространенные затруднения и ошибки, связанные с этим Таинством, разбираются митрополитом Лимассольским Афанасием в данной публикации.

Подробнее..

Православный календарь 2 февраля (20 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Праведный старец Феодор Кузьмич, ТомскийСвященномученик Евфимий Болгарский, Тырновский

Мучеников Инны, Пинны и Риммы — скифов (I-II)
Мучеников Вассы, Евсевия, Евтихия и Василида (303)
Преподобного Евфимия Великого (473)
Св. Льва Великого, исповед. императора Византийского (474; Греч.)
Святой Молагга, игумен Фермойский (+664)
Святителя Евфимия, Патриарха Турновского, Болгарского (XIV).
Преподобного Евфимия молчальника Печерских, в Дальних пещерах (XIV)
Преподобного Лаврентия затворника, Печерских, в Дальних пещерах. (XIII-XIV),
Преподобного Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465)
Преподобного Евфимия Архангелоградского (1523).
Новомч. Захарии в Патрах Морейских (Греч.). (1782; Греч.)
Праведного Федора Кузьмича Томского (1864).
Сщмч. Павла Добромыслова, протоиереяа (1940).
Преподобного исповндника Евфимия (Кереселидзе) исп. Грузинского (1944).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Православный календарь 1 февраля (19 января ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Макарий Печерский, постникБлаженный Феодор, Христа ради юродивый, Новгородский

Мученика Германика Смирнского (160)
Мученицы Евфрасии девы (303)
Преподобного Макария Великого, Египетского (390-391)
Преподобного Макария Александрийского (394-395).
Преподобного Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз.).
Святого Брандваладера, епископа Джерси, л (VI) (Кельт. и Брит.).
Святителя Альберта Кашельского (ок.800)
Святого Арсения, архиеп. Керкирского. (953)
Преподобного Макария, постника Печерского (XII)
Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392)
Преподобного Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV)
Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1406)
Святителя Марка, архиеп. Ефесского (1457)
Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XV-XVI)
Святителя Макария Коринфского (1805)
Сщмч. Петра Скиперова, пресвитера (1918).
Сщмч. Николая Восторгова, пресвитера (1930).
Мученика Феодора Гусева (1940).

День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Православный календарь 31 января (18 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Афанасий Великий, АлександрийскийСвятитель Кирилл, архиепископ Александрийский

Святителя Афанасия Великого, Александрийского (373)
Преподобного Маркиана Кирского (ок. 388)
Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444)
Святого Ломана, епископа Тримского (450)
Святителя Леобарда из Мармутье (593; Галл.).
Затворника ЛеобардаМармутьесского (593)
Святого Нинида Инисмаксентского (VI) (Кельт. и Брит.).
Преподобного Эфрема Малого, философа (1101) (Груз.).
Святителя Иоакима, патр.Турновского (1235).
Преподобных: схимонаха Кирилл и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (1337)
Святителя Максима, архиепископа Сербии, (1516) (Серб.).
Преподобного Афанасия Сяндемского Вологодского (1550)
Праведного Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII)
Священномученика Михаила Каргополова, иерей (1919).
Преподобного Алексия (Шушания) иеромонаха Теклатского (1923) (Груз.).
Священномученика Евгения Исадского, иерея (1930).
Священномученика Владимира Зубковича, протоиерея (1938)
Священномученика Николая Красовского, иерей (1938)
Священномученика Сергия Лебедева, иерея (1938)
Священномученика Александра Русинова, иерея(1938).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Православный календарь 29 января (16 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святой Фурсей Ирландский, игумен в Бургкастле и ЛаньиМаксим Тотемский, блаженный

Поклонение честным веригам ап. Петра .
Мучениц Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161-180)
Мученика Данакта чтеца (II)
Святого Иакова Тарентазийского (429).
Святого Гонората Арльского (429)
Мученика Зигеберта, короля Восточного Англса (635) (Кельт. и Брит.).
Св. Фурсея Бур Кастльского, просветителя Восточной Англии (650) (Кельт. и Брит.).
Блаженного Максима, иерея Тотемского (1650)
Преподобного Ромила, ученика св. Григория Синайского (1375)(Греч.).
Священномученика Дамаскина Хилендарского (1771) (Греч. ).
Священномученика Иоанна Петтай, пресвитера (1919)
Священномученик Илия Чередеев

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)

Великий пост

Великий пост в 2018 году начнется 19 февраля, но ему предшествует несколько подготовительных недель*. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания** в эти дни?

Подробнее...