Православный календарь 23 октября (10 октября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мучеников Евлампия и Евлампии (303-311).
Святителя Иннокентия (Смирнова), еп. Пензенского (1819).
Прпеподобного Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца (1891).
Блженного Андрея, христа ради юродивого, Тотемского (1637).
Собор Волынских святых
Преподобного Вассиана Константинопольского (V).
26 преподобномученников Зографского монастыря от латин и 4 мирян.
Преподобного Феофила исповедника (VIII).
Святителя Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122).
Мученика Феотекна (III-IV).
Священномученика Феодора (Поздеевского), архиеп. Волоколамского (1937).
Зографской Иконы Божией Матери, именуемой «Акафистная».

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобного Амвросия глас 5
Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Амвросия глас 2
Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь мучеников Евлампия и Евлампии глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников Евлампия и Евлампии глас 3
Доблия мученики и братию по плоти,/ мудраго Евлампия и Евлампию, почтим:/ тии бо пребеззаконных кознодейства посрамиша силою Распеншагося:/ сего ради явишася мучеников слава, купно и похвала.

Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского глас 4
Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/ в посте и бдении пребывая,/ тягость зноя летняго понесл еси,/ и мразы зимния терпя,/ темнее и ныне приходящим с верою к тебе,/ исцеление неоскудно подавши,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого глас 8
Вышния красоты желая,/ и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира,/ Ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне,/ с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Тропарь Собора Волынских святых глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ людии Волынстии радуются,/ и с ними вся Российская Церковь ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ святых и Богомужных угодников и чудотворцев Волынских/ святителя Стефана чуднаго,/ иерархом Волынским первопрестольника,/ и святаго благовернаго Ярополка/, блаженнаго страдальца Богомужнаго,/ и с ними Амфилохия, святителя Волынскаго,/ и победоноснаго Феодора, Острбжскаго князя Богодарованнаго,/ и преподббнаго Иова Почаевскаго присноблаженнаго/, ихже молитвами, Господи,/ землю отеческую нашу в Православии и мире утверди,/ и спаси всех имуще купно о нас Молитвенницу усердную,/ Пресвятую Матерь Свою Богородицу,/ благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней иконе на горе Почаевстей/ и заступленьми прочих угодников Волынския паствы,/ Иулиании, блаженный девы Ольшанския,/ и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго.

Ин тропарь Собора Волынских святых глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ обитель Печерская радуется/ и с нею благословенная Почаевская Лавра ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ преподобных и Богоносных отец Печерских,/ от нихже волею Божиею изыдоша/ первоначальницы иноческаго жития на горе Почаевстей,/ ихже молитвами, Господи,/ землю отечественную нашу в Православии и мире утверди/ и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную,/ Пречистую Матерь Свою Богородицу,/ от лет древних благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней Своей иконе во обители Почаевстей/ в просвещение и спасение душ наших.

Кондак Собора Волынских святых глас 8
Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли,/ похвальная восписуем вам, святии:/ Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре,/ Иулиание, Иове и Макарие, присноблаженнии!/ Тем яко имущий благодать и милость у Христа Бога нашего,/ от всяких нас бед свободите/ да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарив:/ радуйтеся, преславнии угодницы Божий и земли Волынския украшение.

Ин кондак Собора Волынских святых глас 8
Избраннии от родов угодницы Божии,/ преподобнии Печерстии:/ Меркурие и Симеоне, Акиндине же, Лукиане, Памво и Поликарпе,/ Авраамие, Алексие, Евстафие, Елладие, Ефреме, Иерониме,/ Луко, Меладие, Онисиме, Персие, Павле, Сергие,/ Сисое и Феофиле, Анатолие же, Афанасие, Исидоре, Кассиане,/ Лаврентие, Пафнутие, Пиоре, Сисое вторый и Софроние/, от нихже изыдоша первоначальницы/ иноческаго жития на горе Почаевстей,/ вас не потаила есть земля,/ Небо же и райския селения отверзошася вам./ Темже мы, похвальная песни Богу,/ прославльшему вас в памяти вашей, приносите/ и честный Собор ваш вселюбезно почитающе,/ из глубины душевныя вопием вам:/ от всех бед вашими молитвами заступайте нас, зовущих,/ радуйтеся, Печерстии чудотворцы/ и обители Почаевския слава и утверждение.

Pages: 1 2 3

Уроки преподобного Трифона Вятского

протоиерей Александр Балыбердин

  Преподобный Трифон архим. Вятский прииде в монастырь с честными иконами и братия сретоша его с честию

21 (8) октября 2012 года исполнится 400 лет блаженной кончины преподобного Трифона (†1612), широко почитаемого православными жителями не только Вятской земли, но и всего Русского Севера. Всё это время его жизнь служит примером деятельной любви к Богу и Христовой Церкви. При этом каждое поколение духовенства, монашествующих и прихожан находит в ней назидательное для себя.

В начале пути

Будущий наставник монашества родился около 1546 года вдали от вятских пределов — в северной стране, нарицаемей Мезени1, ныне Мезенском районе Архангельской области. Когда-то здесь, на берегу реки Немнюги, всего в 60 верстах от Белого моря, находилась деревня Конешельская, которую принято считать родиной преподобного2. Сегодня на карте ее не найти. Время сильно изменило эти места. Однако место рождения святого не забыто — еще в начале XVIII века оно было отмечено деревянной часовней, которая сохранилась до наших дней. Местные жители называют часовню Трифон и дважды в году — на память преподобного в октябре и в четвертое воскресенье по Пасхе — совершают к ней паломничество.

О детстве и юности святого известно немногое. Его родители Дмитрий и Пелагея Подвизаевы были крестьянами и сына назвали Трофимом. В скором времени отец скончался, и отрок вместе со старшими братьями остался на попечении матери. Жития не сообщают о том, как родилось и окрепло в душе будущего подвижника искание монашеского жития. Было ли оно таинственным действием благодати Святого Духа или же возникло под влиянием бесед приходского священника, встреч с насельниками северных монастырей или паломниками — неизвестно. Но уже вскоре ему пришлось сделать выбор, определивший его жизненный путь. Едва Трофиму исполнилось 17 лет, старшие братья решили его женить. Избрав из числа прислуги пригожую девицу и нарядив в красивые одежды, братья подослали ее к Трофиму. Но та, по слову жития, хотя и жало своего языка сотре, крепкого же столба не поколеба. Льстивые и блазненные глаголы девицы не смутили юноши. По слову агиографа, не блуда ради сотвориша братья сия, но како бы сочетати его женитвенным браком и удержати во отечествии своем понеже живяста во всяком обилии довольне. Но именно это событие заставило Трофима сделать выбор — или завести семью и в трудах приумножать состояние рода, или же оставить мир сей и искать Царства Божия и правды его (Мф. 6, 33) на путях иного, монашеского, жития.

Это случилось около 1564 года, когда Московское царство стояло на пороге опричнины, готовой наложить кровавую печать на весь русский мир. Пройдет немного времени, и опричники с особой жестокостью обрушатся на Новгород Великий и его владения на Русском Севере, в которых проживал род Подвизаевых. Конечно, вряд ли родные Трофима могли предвидеть, как скоро и трагично изменится их жизнь. Потому и желали любым способом удержать юношу в родном селе. Да и сам Трофим только в этом случае мог рассчитывать на поддержку живших в довольстве родственников. Если же он решался оставить отчий дом, то полностью предавал себя в руце Божии (Прем. 3, 1). Даже сегодня это непростой шаг. Можем ли мы представить, что означало оставить свое отечество в столь непростые времена? Но Бог, от Которого стопы человека исправляются (Пс. 36), утвердил Трофима в решении оставить родительский дом.

Юноша не имел возможности поступить послушником в Соловецкий монастырь или другую прославленную обитель. «Виной» тому, как предположил исследователь жития протоиерей Андрей Дудин, могло быть незнатное происхождение преподобного. Известно, что в крупные и состоявшиеся монастыри в те годы принимали преимущественно выходцев из знатных родов, на содержание которых родные могли внести существенный вклад. Простолюдинам же нередко приходилось начинать путь с небольших и недавно созданных обителей.

Трофим с посохом странника направился в Устюг Великий, а это без малого семьсот верст пути. Почему он избрал Устюг, доподлинно неизвестно, но здесь в его судьбе принял участие священник Афанасьевской церкви Иоанн, в ком Трофим обрел своего духовного наставника. Священник одобрил желание юноши не вступать в брак и направил его в городок Орел на реке Каме3, бывший в те годы негласной столицей обширных владений Строгановых. С этого времени на долгие пятнадцать лет жизнь молодого подвижника оказалась связанной с пермскими лесами, которые стали для него пустыней первых монашеских подвигов и молитв.

В пермских лесах

Описывая пермский период в жизни преподобного, агиографы, как правило, описывают его труды и подвиги в Пыскорском монастыре4, где в возрасте 23 лет Трофим принял монашеский постриг с именем Трифон. Днем инок посещал церковные службы и исполнял труды послушания для братии: пек хлеб, готовил пищу, рубил дрова в лесу, на своих плечах носил в монастырь, ухаживал за больными. К утрени он являлся одним из первых, из церкви же выходил последним и в молчании шел в свою келью. Ночи инок проводил в молитвенных подвигах. Постели у него не было, для отдыха он ложился на землю. Летом, когда бывает много комаров, Трифон до пояса обнажал для них свое тело, а пищей для него были хлеб с водой, да и то в малом количестве.

Эти труды надломили здоровье подвижника. Он слег и заболел. Болезнь продолжалась уже сорок дней, когда в забытье инок увидел ангела, пришедшего взять его душу, и уже направился за ним по воздуху, как вдруг раздался голос, повелевший ангелу возвратить Трифона в обитель. Больной проснулся и рядом с одром увидел Святителя Николая. Святитель исцелил инока и тут же стал невидим. Когда же это чудесное посещение и усердные труды молодого подвижника вызвали зависть у братии, Трифон покинул монастырь и в течение нескольких лет странствовал в пермских пределах. Жил отшельником на реке Мулянке, где, как некогда святитель Стефан Пермский, срубил и сжег священное дерево остяков, обратив их ко Христу. Затем удалился на реку Чусовую, устроил келью и наставлял добрым советом местных жителей.

К сожалению, за этими подвигами потерялся урок, который в наши дни, возможно, заслуживает большего внимания. Но, чтобы в полноте его оценить, нам следует возвратиться в 1564 год, когда Трофим впервые пришел в Орел-городок.

В те годы Российское государство стояло перед задачей освоения Урала и Сибири. Эти труды были возложены на сольвычегодского купца и промышленника Анику Строганова, который получил от царя Ивана IV в беспошлинное владение земли по берегам реки Камы и вместе со старшими сыновьями Григорием и Яковом весной 1559 года переселился в Пермь Великую. В 1566 году Григорий и Яков Строгановы сделали расчетливый ход — попросили царя принять их владения в опричнину, что давало право по всем делам, кроме уголовных, быть судимым только государем или особо им назначенными лицами. Когда же в следующем, 1567 году их престарелый отец возвратился в Сольвычегодск, братья стали почти полновластными хозяевами Перми Великой, превосходившей по размерам современные Данию, Бельгию и Швейцарию.

Строгановы строили города и крепости, развивали солеваренные, охотничьи и рудные промыслы, активно торговали с народами Сибири. При этом самыми крупными купцами и промышленниками этих земель они могли назначать вольные цены, благодаря чему вскоре нажили знатную пользу. Это привлекло в земли Строгановых множество безземельных, нетяглых и особенно беглых людей, которые стали заселять почти дремучие леса, расчищать и распахивать земли, работать на соляных варницах. Жизнь на новом месте давала возможность состояться, сделать карьеру, причем не только в мирской, но и в церковной жизни.

Спустя четыре века всё это повторилось. Только на этот раз в масштабах огромной страны. Для кого-то эти перемены стали испытанием. Кому-то открыли новые перспективы. В 1990-е годы миллионы людей впервые переступили порог храма. Тысячи приняли священный сан и оказались перед задачей возрождения церковной жизни, восстановления храмов и монастырей. Возможно, им покажется важным и в чем-то поучительным эпизод из жития преподобного Трифона, о котором мы хотим рассказать подробнее. Однажды зимой, когда стоял мраз велий, яко невозможно лица своего явити, Трофим в худой и заплатанной одежде шел высоким берегом реки Камы. На беду, мимо проходили слуги Строгановых. Решив поглумиться над беззащитным странником, они толкнули юношу вниз с обрыва, да так, что сошедший с горы снег совершенно засыпал его. Обидчики испугались, думая, что убили странника. Каково же было их удивление, когда выбравшийся из сугроба Трофим стал кротко молиться за них, прося, чтобы Бог не вменил им во грех жестокого поступка. Трофим с такой кротостью и любовью смотрел на своих обидчиков, что те, устыдившись, попросили у него прощения. Вечером этот случай стал известен в доме Строгановых.

На следующий день Трофим был в храме и, стоя у дверей вместе с нищими, прилежно молился Богу. В числе пришедших в церковь был и Яков Строганов. После заутрени Строганов подошел к Трофиму и стал просить его помолиться о больном сыне Максиме, пообещав, что в случае исцеления будет ему помощником на любое дело. Смиренный юноша сначала смутился, но затем уступил этой просьбе. И Господь, по его молитвам, исцелил наследника.

А теперь представьте, что всё это произошло с вами и именно на вас обратил внимание один из самых могущественных людей мира сего. Какие перспективы открыло бы это покровительство! Сколько всего можно было бы построить и устроить! Как прочно можно было утвердиться в мире сем или по крайней мере сделать его более безопасным и успешным.

Но не так думал Трофим. Перед ним в полный рост встал всё тот же выбор — между Царством Небесным, которое есть правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), и суетой мира сего. Только на этот раз мир сей олицетворяли не старшие братья, желавшие обманом привязать Трофима к имению, а могущественные Строгановы, покровительство которых неизбежно погрузило бы юношу в пучину страстей.

Возможно, вы поступили бы иначе. Но Трофим оставил Орел-городок и удалился в Пыскорский монастырь, чтобы трудами, молитвами и постом постоянно обновлять в себе искание Царства Божия, ради которого он и покинул родительский дом. Впоследствии так было не раз: как только мирская слава достигала подвижника, он немедленно оставлял место подвигов и шел искать новое пристанище.

Так случилось, что покинуть перм ские земли преподобному также пришлось по воле Строгановых. Это произошло десять лет спустя, когда подвижник жил на реке Чусовой. Однажды, расчищая от сорной травы поле, он нача ту подсеку палити огнем якоже обычай надлежит. Внезапно налетел ветер, и начался сильный пожар, в котором сгорели большие склады дров, принадлежащих Григорию Строганову. По его приказу преподобный был схвачен и заключен в оковы, но вскоре получил свободу при условии, что оставит Пермский край. И от того времени вложи Бог в сердце преподобному о Вятской стране.

Страницы: 1 2

Православный календарь 22 октября (9 октября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола Иакова Алфеева (I).
Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V).
Праведного Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р.Х.).
Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361-363).
Святой Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (ок. 361-363).
Святителя Димитрия, патр. Александрийского.
Икона Божией Матери Корсунская

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь апостола Иакова Алфеева
глас 3
Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Иакова Алфеева
глас 2
Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго,/ похвалами да ублажим яко боговещателя вси Иакова:/ Престолу бо славы Владычню предстоя,/ и со всеми Ангелы радуется,// моля непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Андроника глас 1
Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси,/ Богоносне отче наш Андрониче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Андроника глас 4
Благородия нравом тя честно похвалим, Андрониче,/ иже Господь в лик преподобным отцем сочета,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 21 октября (8 октября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученицы Пелагии Антиохийской, девы (303)
Преподобной Пелагии (457).
Преподобный Трифон Вятский
Собор Вятских святых
Преподобной Таисии (IV).
Священномучеников Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937).
Священномученик Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937).
Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482).
Святителя Антония еп. Новгородского (1232).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобной Пелагии
глас 8
В тебе мати известно спасеся, еже по образу:/ приймши бо крест, последовала еси Христу,/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Пелагие, дух твой.

Кондак преподобной Пелагии глас 2
Тело твое постами изнуривши,/ бденными молитвами Творца умолила еси о деяниих твоих,/ яко да приимеши совершенное оставление,/ еже и обрела еси, мати, яве,/ путь покаяния показавши.

Тропарь преподобного Трифона, архимандрита Вятского, чудотворца глас 4
От земных на Небесная помыслив,/ иноческое житие измлада, преподобне, возлюбив,/ и делом совершив ко Господу любовь,/ и твердым умом Его Духновенным учением озаряя мир,/ и, возлюбив, блаженне, всенощное бдение/ и молитву непрестанну, и наставления Божественнаго разума,/ инок стадо собра, мудре,/ и наставил еси ко свету Богоразумия, Трифоне отче наш,/ Христа Бога моли даровати душам нашим велию милость.

Ин тропарь преподобного Трифона, архимандрита Вятского глас 4

Яко светозарная звезда,/ возсиял еси от востока до запада,/ оставль бо свое отечество,/ дошел еси Вятския страны и Богоспасаемаго града Хлынова,/ в немже обитель во славу Пресвятыя Богородицы создав, / , тамо на добродетель вперився,/ собрал еси иночествующих множество,/ и, сих наставляя на путь спасения,/ был еси Ангелом собеседник,/ и постником сопричастник, Трифоне преподобне,/ с ними Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Трифона, архимандрита Вятского глас 8
Днесь в начале основания добродетелем, блаженне,/ положил еси в души своей страх Божий,/ от юности взем крест свой,/ благочестно Христови последовал еси,/ Ангельским образом облечеся и бысть монах предивен,/ в добро детелех цветяше, к будущим Богови простирался./ И своей плоти, яко врагу, немилостив, отче, был еси,/ терпением явися, блаженне, яко злато искушено в горниле,/ но и ныне не забуди посещати чад своих,/ поминай нас, чтущих пресвятую память твою,/ да вси благодарив вопием ти:/ радуйся, премудре Трифоне, наставниче монахом.

Кондак преподобного Трифона, архимандрита Вятского глас 2
Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси,/ Богомудре Трифоне,/ и чудес дар прием,/ моли непрестанно о всех нас.

Pages: 1 2 3

Корни антиправославных шабашей — в земле Иерусалима?

Алексей АВЕРЬЯНОВ, адвокат

Почему Патриарх Ириней был самым нежелательным, с точки зрения Израиля?

Районный суд Восточного Иерусалима осудил израильского бизнесмена за мошенничество.  Некто  Бенно Зусман  признан виновным в подделке документов, относящихся к земле, находящейся во владении Греческого Православного Патриархата Иерусалима.

В ходе судебного разбирательство  обнаружено, что Зусман  обманул Патриархат, а так же в свое время подделал контракты, подписанные с Еврейским Национальным Фондом (ЕНФ) по продаже и аренде обширных участков земли в Святом Городе.

Израильские СМИ описывают дело как «самый грязный скандал с недвижимостью в истории Израиля», в котором, по словам судьи Рафаэля Кармеля, «реальность кажется более странной, чем вымысел»

В семидесятые годы Зусман работал в Министерстве иностранных дел, а затем занялся земельными сделками. В течение многих лет он приобрел связи в Греческом Патриархате. Вердикт суда напоминает, что он и его подельник, некто Рабинович, использовали эти связи для приобретения недвижимости в Иерусалиме и по всей стране. Расследуя новые дела с участием Зусмана, суд вышел и на некоторые подробности прежних, по причине которых Зусман в свое время покинул Израиль. Речь шла, прежде всего, о принадлежавших Патриархату землях в центре Иерусалима в округе Рехавиа, соглашение о пользовании которыми ЕНФ подписал с Патриархатом в 50-е годы на сорок лет, а также о недвижимости в районе старого городского вокзала и в округе Бет Шемеш.

В 2000 году Зусман и Рабинович от имени ЕНФ предложили тогдашнему Патриарху Диодору 20 млн. долларов за передачу права пользования на все эти земли на 99 лет. В апреле 2000 г. Патриарха Диодора (+2001) посетила  делегация, состоявшая из Зусмана, Рабиновича, адвоката Вайнрота и представителя ЕНФ. Целью визита было заверение подписи Предстоятеля под данной сделкой. При этом Рабинович и Зусман, сославшись на слабое здоровье Патриарха Диодора и его неспособность принять всех их вместе, зашли одни, а затем вышли к делегации с подписанными документами.   Районный суд Восточного Иерусалима теперь выяснил, что сообщники показали Патриарху совсем другие документы, в том числе поздравительный адрес — на Пасху. Продемонстрировав патриаршую подпись, они взяли у Вайнрота два конверта с чеками на 16 миллионов, которые Зусман обещал отнести Патриарху, но так этого и не сделал. Вместо этого он положил из них 6 миллионов на счет в швейцарском банке. При этом они убеждали остальных членов делегации в необходимости строжайшей секретности сделки — из опасения «пропалестинских элементов» среди православных греков.

После того, как сделка была раскрыта, Яков Рабинович был арестован и приговорен к шести годам заключения, а Зусман сбежал в Румынию. В 2010 г.  Израиль  подписал с  Бухарестом соглашение о его  экстрадиции. Однако теперь, уже в 2011 году Зусман, как сообщается на одном из ивритоязычных сайтов, точно так же  умудрился  заключить еще одну  сделку с — участком, охватывающим сотни акров, на котором построены жилые дома и общественные здания. Стоимость сделки, секретные переговоры по которой продолжались несколько месяцев, оценивается в 12,5 млн. фунтов. Сделка была подписана Патриархом Феофилом Ш и его финансовым представителем в марте 2011 года. По крайней мере, одна из этих сделок была одобрена высшим руководством Православной Церкви в Греции. Примерно 1500 квадратных метров лучшей земли в Иерусалиме было продано израильским маклерам, действующим от лица  жителей этих земель. Судья Кармель заявил, что Зусман был главным участником всего этого мошенничества.

Патриархат выразил удовлетворение решением суда, которое, как он сказал, является справедливым, хотя  решения и  ждать пришлось долго. «Оно поможет нам вернуть наши земли, украденные в результате мошенничества», — сказал представитель Патриархата.
Измена — не только вовне, но и внутри. В этом беда. Многие источники сообщают, что Греческая Православная Церковь в Иерусалиме, владеющая в городе значительной земельной собственностью, занимается продажей земель через несколько израильских компаний по сделкам с недвижимостью. Палестинские власти потребовали от Патриархата, чтобы он прекратил этим  заниматься. В мае этого года израильская газета «Маарив» сообщила, что, хотя Патриархат прекратил продавать свою земельную собственность, он продолжает сдавать ее в аренду. Соглашения между Патриархатом и арендаторами дают последним полное право сдавать землю в аренду и продавать с 2051 года, когда закончится срок аренды.

Как сообщают источники в СМИ, многие основные правительственные здания, такие, как Кнессет, резиденция израильского президента и его офис, Главный Раввинат и сотни других построек для израильских поселенцев построены на землях, арендованных у Патриархата. Сюда же относятся общественные парки в центре Иерусалима.

Международный медиацентр Ближнего Востока в репортаже о роли Патриархата в уступке евреям прав собственности на землю сообщил, что греческие православные христиане в Палестине бойкотируют Патриархат за его грубые злоупотребления, особенно из-за того, что он не обращает внимания на нужды своих последователей в Палестине и в оккупированном Иерусалиме. Многие из них вынуждены покинуть свои жилища, и им негде жить, в то время как Патриархат сдает свои земли в аренду еврейским поселенцам и организациям.

По окончании рассмотрения дела адвокат Зусмана Зеев Гордон заявил, что «удивлен решением суда».

“Ныне суд есть миру сему” (Ин. 12, 31)

Раскрытие новых обстоятельств мошенничества с земельной собственностью в Иерусалиме позволяет сегодня совершенно иначе взглянуть на обстоятельства отстранения от Патриаршего Престола и фактического заточения законного Патриарха Иерусалимского, который стал первым с момента образования этого института в 60 году н.э., лишенным Патриаршего Престола  духовенством (людьми), а не оставил своё служение  по Воле Божией, как этого требует канон и как оставили своё служение все 140 Иерусалимских Патриархов начиная с Апостола Иакова.

Напомним, что в марте 2005 года разразился скандал, в ходе которого ряд израильских и греческих СМИ обвинил Патриарх  Иринея в незаконной сделке с церковной недвижимостью.

Журналисты утверждали, что некие махинаторы, с ведома Патриарха, продали ряду еврейских бизнесменов церковную землю у Яффских ворот Иерусалима. И несмотря на тот факт, что никаких договорённостей и тем более действий в отношении указанной недвижимости не было доказано и суд полностью отверг эти обвинения — был незаконно собран Всеправославный  Собор и вопреки всем церковным канонам, на тот момент, меньшинством голосов, было принято решение о низложении 140-го Патриарха Иерусалимского Иринея. С того момента и вплоть до сего дня Патриарх фактически находится в заточении в собственном доме. К нему не пускают близких, не пускают духовных чал и духовенство опекавшегося им Святогробского братства.

Патриарх Ириней был самым нежелательным, с точки зрения Израиля, кандидатом на опустевший после смерти Патриарха Диодора в 2000 году Иерусалимский престол. Синод утвердил кандидатуру Патриарха Иринея 13 августа 2001 года, несмотря на 8-месячное сопротивление со стороны Израиля. Новый Патриарх с самого начала заявил о своей поддержке палестинской борьбы за независимость, поддерживал дружеские отношения с главой Палестинской автономии Ясиром Арафатом, осуждал как теракты палестинцев, так и действия израильской армии на палестинских территориях.  Одной из главных причин незаконного низложения Патриарха Иерусалимского стало его нежелание и сопротивление активному присоединению к экуменическому движению, финансируемому США и имеющем целью влиять на сознание двух миллиардов людей, используя Слово Божие для достижения своих интересов. Так при Патриархе Иринее «Отныне и вовеки» запретили вход в Вифлеемскую церковь Рождества Христова американскому президенту Джорджу Бушу и его министру обороны Дональду Рамсфелду, британскому премьеру Тони Блэру и его министру иностранных дел Джеку Стро. Православный Патриарх не мог считать их единоверцами и иметь с ними церковное общение. Именно поэтому  Иордания и Палестина утвердили его кандидатуру сразу, Израиль — только после многомесячного сопротивления.

И тогда в  ход была пущена дезинформация, в которой главную роль сыграл еще один международный авантюрист -  грек Апостолос Вавилис. В апреле 2005-го он был арестован в Италии как главный фигурант дела о коррупции в Греческой Православной Церкви.  По данным полиции, Вавилис  являлся международным авантюристом, который разыскивался Интерполом по обвинению в торговле наркотиками.  Вавилису приписывались связи с коррумпированными иерархами Церкви и политиками, мафией, спецслужбами различных стран. С его именем связывались аферы с поставками оружия, организацией финансовых пирамид, а также сомнительные коммерческие предприятия во многих странах. На короткое время фигура Вавилиса оказалась и в центре коррупционного скандала вокруг Патриарха Иринея. СМИ утверждали, что в 2001 году Вавилис был послан из Греции в Израиль с тайной миссией по избранию Иерусалимского патриарха. Сам Вавилис в интервью, данном в бегах, утверждал, что за избрание Иринея он должен был получить 400 тысяч долларов, но так и не увидел этих денег. Скорее всего, их вообще не было. Вавилиса  вскоре  экстрадировали  в Грецию, и  отправлен в тюрьму. Но так или иначе «информационный вброс» был сделан. Все закончилось так, как закончилось — законный Патриарх Иерусалимский все-таки был низложен.

Страницы: 1 2

Православный календарь 20 октября (7 октября по ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мучеников Сергия и Вакха (290-303).
Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I).
Мученицы Пелагии Тарсийской (290).
Мученика Полихрония пресвитера (IV).
Преподобного Сергия Нуромского (Вологодского) (1412).
Обретение мощей преподобного Мартиниана Белоезерского (1514).
Святителя Ионы, Ханькоуского Чудотворца (РПЦЗ).
Прп. Иосафа Мохеве чудотворца (1763) (Груз.).
Преподобного Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII).
Священномученика прот. Николая Казанского (1931).
Святой мученицы кн. Осисы Кричской (700) (Кельт. и Брит.).
Актъ о канонизаціи Святителя Іоны Ханькоускаго
Иконы Божией Матери Псково-Печерская, именуемая «Умиление»

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь мучеников Сергия и Вакха глас 5
Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии.

Кондак мучеников Сергия и Вакха глас 2
Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.

Тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского глас 2
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.

Ин тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского глас 7
От юности, отче, избран и возлюблен был еси Господом Богом,/ Иже, провидя доброе твое произволение,/ научи тя прийти к преподобному угоднику Своему, Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен быв на путь спасения,/ в страсе Божий и чистоте душевней,/ в благоговении же и непрестанных к Богу молитвах/ житие твое непорочно прешел еси,/ и ныне, со дерзновением предстоя на Небесех Престолу Христову,/ отче Мартиниане всеблаженне,/ не престай моля Христа Бога спасти и помиловати души наша.

Кондак преподобного Мартиниана Белоезерского глас 8
Благоизволив, преподобне,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божий и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.

Ин кондак преподобного Мартиниана Белоезерского глас 8
От юнаго возраста Божественным желанием разжегся,/ честному учителю вдан был еси/ и в воздержании мнозе, отче,пребыл еси,/ ревнуя благому наказанию,/ плод многодобродетелен Богу принесл еси,/ тем молим тя, отче Мартиниане,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Сергия Нуромского (Вологодского) глас 8
Желанием духовным разгарашеся, пребогате,/ слез твоих течением душу свою напоил еси/ и еже из глубины воздыханьми уязвляше сердце свое,/ и бодренными молитвами, и всенощным предстоянием Владыце Христу/ многодобродетелен плод принесе сам себе./ И сего ради яко Божий угодник светло миру показася,/ сияя чудесы, Сергие отче наш,/ теплый молитвенниче к Богу, всегда о нас Того моли,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия Нуромского (Вологодского) глас 8
Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/ доброты чудес твоих весь просветил мир,/ Христов бо крест взем, последова Ему,/ в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих,/ во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/ тем и Христос даром чудес одари тебе,/ Емуже о нас моляся, посещай чад своих, да зовем ти:/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.

Тропарь, кондакъ и молитва святителю Іон, Епископу Ханькоускому

Pages: 1 2 3

Как читать Евангелие?

Юлия Коминко

 

Отвечая для журнала «Начало» на эти и многие другие вопросы, часто задаваемые священнослужителям в сети, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона отмечает: главное – Евангелие читать. Читать каждый день и стараться по нему жить.

О феномене, с которым мы сталкиваемся во время чтения Евангелия

– Владыка, первый вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?

– Мне кажется, что в данном случае речь идет о феномене, реально подтверждающем существование иного мира – мира ангелов и демонов – мира очень тонкого, таинственного.

Действительно, Вы отметили очень интересный момент. Когда у нас в руках или ноутбук, или увлекательный роман, нам спать почему-то не хочется, и мы способны внимать написанному допоздна. Но стоит попасть нам в руки какой-то духовной книге — имеется в виду не духовная беллетристика, которая в изобилии появилась в наше время, а серьезная аскетическая богословская литература и, особенно, Священное Писание — как тут же нас почему-то клонит ко сну. Мысли не удерживаются в нашей черепной коробке, начинают разлетаться в самых различных направлениях, и чтение становится весьма и весьма затруднительным.

Всё это показывает, что кому-то в мире темных духов очень не нравится то, что мы делаем. Что есть кто-то, кто таким вот явственным образом противится нам в чтении, которое назидает нас, приближает нас к Богу.

Хотелось бы отметить такой момент. Даже если мы полностью не запоминаем все из того, что прочитываем, — вследствие слабости памяти или по каким-то другим причинам — все равно, читать обязательно нужно. Этот вопрос был раскрыт в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV-V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.

Вот поэтому еще так важно постоянно читать душеполезные книги: даже если мы ничего не запоминаем, все равно, пребывание в ореоле мыслей святых, слов Священного Писания обязательно человека просвещает и задает ему совершенно иной настрой.

Обязательно ли читать толкование на Евангелие?

– Относительно чтения Евангелия хотелось бы спросить о чисто практических сторонах, исходя из тех вопросов, которые часто задаются священнослужителям в сети интернет. Например, нужно ли делать выписки из текста во время чтения? Ведь так мы прочитываем меньше, но зато запоминается. Или лучше стараться прочитать больше, не отвлекаясь на конспектирование?

– Мне кажется, все зависит от степени организованности человека. Есть люди, которым необходимо все систематизировать, как-то зафиксировать, по пунктам разложить — так они лучше воспримут. Им, действительно, полезно и конспектировать, и делать какие-то выписки.

Есть те, кто не отличается подобной системностью, думаю, их большинство. Таким людям нужно регулярно и постоянно читать Священное Писание и, желательно, с толкованием. Понятно, что первые несколько раз его нужно прочитать полностью без отвлечений. Но чем дальше мы будем читать, тем больше будем видеть необходимость в том, чтобы его лучше понять. Своим умом на каких-то этапах многих вещей мы постичь все же не сможем, поэтому стоит обратиться к 20-вековому опыту Церкви.

– Какие из книг-толкований Вы могли бы порекомендовать для прочтения? Желательно из таких, которые доступны для широкого потребления, написанные легким стилем, слогом.

– Вообще всем людям, которые находятся в начале своего духовного пути, которые только воцерковляются, очень рекомендую прочитать книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Возможно, название наталкивает на мысль, что книга рассчитана на детей в некоем начальном учебном заведении, но на самом деле она достаточно серьезная. На мой взгляд, это блестящий пример того, как можно в одной книге небольшого объема собрать и сформулировать очень емко и четко основные понятия о вере, о Церкви, о Православии. В том числе, там есть и раздел о Священном Писании, об истории Церкви, чтобы человек мог получить системное представление о том, что такое Церковь и какое место занимает она в нашей жизни. Эту книгу нужно обязательно прочитать каждому воцерковляющемуся человеку.

Что касается толкования Священного Писания, то есть достаточно много замечательных изданий. Классикой является толкование святителя Иоанна Златоуста. Но для новоначального оно может показаться несколько сложным и не во всем понятным. На мой взгляд, если человек только собирается начать изучать Священное Писание, то лучше всего воспользоваться толкованием архиепископа Аверкия (Таушева). Оно наверняка будет понятно и ясно каждому.

О том, как читать Евангелие дома

– Еще практические вопросы о чтении Евангелия дома. Нужно читать обязательно стоя или можно сидя?

– По обычаю, особое благоговение к Священному Писанию предполагает чтение его стоя.

Но, на мой взгляд, ничто не должно отвлекать от внимания евангельским словам, необходимо максимально погрузиться в чтение. А стояние всё же предполагает некую неустойчивость. И в этом случае любой, особенно молодой человек, обязательно будет иметь мысли о том, что хорошо бы было присесть, или что ему нужно куда-то бежать, или пойти что-то сделать. Поэтому если в храме мы слушаем Священное Писание «прОсти», то есть, стоя прямо, опустив руки, то дома, думаю, его можно читать и сидя, чтобы лучше понимать и не отвлекаться мыслями от внимания божественным словесам.

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 19 октября (6 октября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола Фомы (I)
Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).
Иконы Божией Матери, именуемой «О Всепетая Мати»

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы
Тропарь апостола Фомы
глас 2
Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак апостола Фомы глас 4
Премудрости благодати исполнен,/ Христов апостол/ и служитель истинный/ в покаянии вопияше Тебе:// Ты мой еси Бог же и Господь.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 18 октября(5 октября по ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученицы Харитины (304)
Святителей Московских и всея России чудотворцев:
Петра, митрополита Московского
Алексия, митрополита Московского
Ионы, митрополита Московского
Макария, митрополита Московского,
Филиппа, митрополита Московского
Иова, Патриарха Московского
Ермогена, Патриарха Московского
Тихона, Патриарха Московского
Петра, митрополита Крутицкого,
Филарета, митрополита Московского
Иннокентия, митрополита Московского
Макария, митрополита Московского
Священномученика Дионисия, еп. Александрийского (264-265).
Преподобного Гавриила исп (1959).
Преподобного Дамиана, пресвитера, целебника (1071),
Преподобного Матфея прозорливого, Печерского.
Преподобного Иеремии (ок. 1070)
Преподобного Григория Хандзойского
Мученицы Мамелхвы Персидской (ок. 344).
Преподобного Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Ин тропарь Алексия, митрополита Московского и всея России глас 8
Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне,/ верных озаряющи души и телеса,/ и исцеления струй Богоприятными ти молитвами источаеши,/ отче святителю Алексие,/ темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна,/ иже Христову Престолу предстояй,/ о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим.

Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца
глас 4
От юности твоей весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели,/ отонудуже видев Бог твое благое произволение,/ архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет./ Темже и по преставлении честное тело твое цело и нетленно соблюдеся,/ Ионо святителю,/ моли Христа Бога да спасет души наша.

Кондак святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца
глас 8
Яко от младенства Господеви поработив себе, мудре,/ постом и бдением тело твое удручая,/ темже сосуд чист и дом Духу Пресвятому явился еси./ Сего ради и Церкви Своей тебе архиерея и пастыря устрояет,/ юже добре упас, ко Господу отходиши, Егоже возлюбил еси./ Тем молим тя: поминай нас, верою чтущих святую память твою, да вси зовем ти:/ радуйся, отче Ионо, святителю всечестный.

Тропарь святителей Московских глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление)
глас 1
Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани / и мир Божий людем испроси.

Ин тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси глас 3
В годину тяжкую Богом избранный / в совершенной святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, / и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.
Показать ещё молитвы

Кондак святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси глас 2
Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Тропарь святителя Филиппа Перваго глас 3
Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость.

Кондак святителя Филиппа Перваго глас 8
Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас.

Тропарь мученицы Харитины глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Харитины глас 2
Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице.

Pages: 1 2 3

Мы, священники – плохие христиане

Михаил Бударагин

Полемика между сторонниками и противниками сотрудничества государства и Церкви продолжается

«Людям просто некуда обратиться. Кому им рассказать про свои беды? Философу? Думаю, что сейчас в обществе нет более социального человека, чем священник», – так объяснил газете ВЗГЛЯД растущее влияние Церкви клирик Епархиального подворья в честь святителя Николая Чудотворца (Рязань) иерей Димитрий Фетисов.

Защита веры или наступающая клерикализация, восстановление общества или навязывание людям сконструированных моральных норм, ограничение свобод или восстановление естественного порядка вещей – вот уже полгода спор о роли и месте религии в современной истории России идет по нарастающей.

В интервью газете ВЗГЛЯД философ Андрей Ашкеров пояснил, что, по его мнению, сегодня «Церковь монополизирует производство чуда, хотя не только она может его произвести, но чудо и стоит дороже всего».

«Я почти никогда не видел, чтоб мои собратья-священники предъявляли людям требования выше, чем к себе»

В свою очередь чаемая некоторыми консерваторами «симфония Церкви и государства» одним представляется несомненным благом, а другим – категорическим злом. О том, что сотрудничество этих двух сил обусловлено исторически, и о жизни священника в современном мире газете ВЗГЛЯД рассказал клирик Епархиального подворья в честь святителя Николая Чудотворца (Рязань), старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, иерей Димитрий Фетисов.

ВЗГЛЯД: Отец Димитрий, недавняя всех взволновавшая новость – о возможности участия священников в выборах – это ли не вторжение Церкви в светскую жизнь?

Димитрий Фетисов: Ну, это не новость, а, вероятно, вброс. Речь на последнем Синоде шла о том, что запрет на участие в работе любых органов власти, за исключением чрезвычайных случаев, подтверждается, для таких случаев только была дана более четкая регламентация действий. Что это за случаи? Например, есть угроза, что губернатором в некоей митрополии может стать адепт тоталитарной секты. Вполне естественно, что кто-то из клириков захочет защитить чад Церкви, предложив альтернативу данному кандидату.

Важно также отметить, что клирики и миряне, которые, собственно, и составляют Церковь, являются полноценными гражданами своей страны и имеют право публично высказываться по волнующим их вопросам, опираясь на свое религиозное мировоззрение. Да, я священник, но у меня трое детей, и мне важно участвовать в процессах, которые повлияют на их будущее, хотя бы давая нравственную оценку тем или иным событиям, происходящим в стране. Мое слово – это моя позиция, а не сразу «вторжение Церкви».

Вообще же, вопрос участия или неучастия Церкви в политической жизни – это вопрос не догматики, а саморегуляции в конкретной исторической ситуации, и архиерейский или поместный собор вправе изменить это положение в зависимости от обстоятельств.

ВЗГЛЯД: А можно и против государства, получается?

Д. Ф.: При некоторых обстоятельствах возможно и такое. Об этом сказано в «Основах социальной концепции РПЦ», документе, ставшем официальной позицией Церкви на юбилейном архиерейском соборе в 2000 году: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душе вредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».

Но это крайний случай. В основном же мы должны повиноваться и чтить власть, даже если она состоит из безбожников. Апостол Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13. 1–3). Это было сказано, когда во главе римского государства стояли далеко не идеальные люди, а, в общем-то, нечестивые язычники. Так что Церковь до определенного момента всегда была конформистски настроена по отношению к государству, до тех пор пока чиновник не требовал принести жертву идолам или поклясться гением императора. Если же подобное происходило, то, насколько это было возможно, первые христиане старались в рамках закона отстоять свои права, как это сделал апостол Павел, потребовавший императорского суда, сославшись на свое римское гражданство, а в противном случае – шли умирать за Христа.

ВЗГЛЯД: Но ведь Христос говорил, что кесарю – кесарево, а Богу – Богово. Ведь Христос не был государственником и не претендовал на власть, он пришел за другим, так что апостол Павел, на мой взгляд, просто трактует его слова.

Д. Ф.: Для православного христианина или даже протестанта никогда не стояло такого вопроса: «Правильно ли апостол Павел трактует слова Христа Спасителя?»

А то, что касается этого высказывания Господа, необходимо вспомнить контекст той ситуации, при которой были произнесены эти слова. Вопрос об уплате подати задавался Христу фарисеями в надежде устранить оппонента, скомпрометировав Его. Территория Иудеи была оккупирована римскими властями, и призыв не платить налоги стал бы поводом для обвинения в сепаратизме. Так же, как и простое подтверждение необходимости уплаты подати кесарю было бы расценено как предательство национальных интересов. И ответом была такая вот обоюдоострая формулировка, дающая нам ориентир на цели духовной жизни как самые главные. Поэтому политика в чистом виде для нас постольку поскольку, а настоящая жизнь в Боге.

Меня, например, мои прихожане еще ни разу не спрашивали: «За кого вы, батюшка, благословите голосовать на выборах?» Я также точно знаю, что меня не поймут, если я буду на проповеди проводить политическую агитацию. Но и здесь есть некие исключения. Например, если закон о ювенальной юстиции будет принят в таких же формулировках, как на Западе, или законодательно обяжут отказаться от понятий «папа» и «мама», заменив их на «родитель № 1» и «родитель № 2», то замалчивать это будет нельзя.

Кстати, не только по вопросу ювенальной юстиции, но и по многим другим моментам Церковь очень часто не просто имеет свою позицию, но и серьезно критикует государственную власть.

ВЗГЛЯД: Но патриарх ведь поддерживает Путина. Или это совсем исключение?

Д. Ф.: Поддержал, но каким образом? Во-первых, это было сделано достаточно сухо, без дифирамбов. Святейший патриарх никого не связывал своим благословением и тем более не объявлял, что человек, не поддержавший Путина, оказывается вне Церкви. Во-вторых, речь шла о том, что Церковь чувствует себя сейчас весьма свободной благодаря мудрой политике руководства страны. Это ведь объективный факт, у РПЦ сейчас такая свобода самоорганизации, какой не было в истории русского православия.

Ну и, в-третьих, глядя на современное оппозиционное движение, нельзя не заметить, что иногда прямо, а иногда косвенно оно призывает к «оранжевой революции». Будем искренни, за редким исключением лидеры несистемной оппозиции занимаются раскачиванием лодки, в том числе и допуская не просто антиклерикальные, но и оскорбительные по отношению к верующим высказывания. Я думаю, что, если бы патриарх и промолчал, его все равно не оставили бы в покое, например, пеняя, что он не служит молебен о ниспослании успехов славному «оранжевому» делу.

Можно еще «в-четвертых» сказать: мы не католики, для которых голос папы равен и даже выше голоса Церкви. В православии же, где важен принцип соборности, выражения типа «Церковь говорит», «Церковь поддержала» в полной мере корректно сочетаются лишь с соборными церковными определениями или хотя бы постановлениями Синода.

Страницы: 1 2 3