XIX в. Новозыбково (Брянской обл.) Доска, ковчег, две сквозные врезные шпонки.
Левкас, паволока не просматривается. Темпера, золото.
Строго симметричная двухярусная композиция изображена в разрезе церкви Богородицы во Влахернах (Константинополь). В центре сложной композиции в самом средоточии в овальной золотистой Славе («мандорле») представлена Богоматерь в полный рост в позе Оранты, держащая в руках Своих благодатный покров. Она стоит в окружении ангелов «Господних» числом семь.
Над ними два парящих ангела поддерживают красный расшитый звездами покров. По обе стороны от Богородицы - Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. На нижнем ярусе, отделенном от верхнего серо-голубыми облаками, представлен
развернутый сюжет «Чуда с Романом Сладкопевцем». В центре на амвоне — Роман Сладкопевец, воспевающий Богородицу. Он облачен в красный стихарь с золотым оплечьем и золотым подольником, в руках у него развернутый свиток с текстом сочиненного им кондака: «Дева днесь Пресущественного рождает…»
Справа от Романа стоит полуобнаженный Андрей Юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на созерцаемое им чудо - явление Богоматери на воздухе «с пророками, апостолами и чинми ангельскими» (Жития святых 1904, стр.73). Слева от них за колонной в отдельном сегменте - «Явление Богородицы Роману Сладкопевцу». Слева на круглом постаменте представлен Константинопольский патриарх Геннадий поддерживаемый с обеих сторон епископами; спарва от них под пурпурным с золотом киворием стоят царь Лев и царица Феофания. На самом верху в купольном полукружье в круглой золотой Славе («мандорле») на парящих облаках Тот, к Кому
обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя. Облачение Богоматери: синий хитон, красный мафорий и темные сапожки. Христос облачен в розовый хитон и красный гиматий обильно пробеленные золотом.
Плащи, рясы, хитоны, гиматии святых ангелов и молящихся в основном красного, розового, зеленого и синего цветов. Объем одежд моделирован высветлениями «в краску» с темными «притинками» складок и золотыми пробелами. Карнация исполнена светло-коричневой охрой по оливковому санкирю тонкими плавями разбеленной краской основного тона. Объем подчеркнут белильными пробелами на веках, на линиях и крыльях носа. Волосы формированы штрихами светло-серой и черной краски. Руки обведены темным контуром. Архитектурный стаффаж состоит из высокой трехнефной постройки, которую фланкируют по бокам белоснежные колокольня и
баптистерий. Нимбы золотые с белильной обводкой, средник отделяет от полей киноварная рамка. Поля золотые, опушь красно-синяя с белильной обводкой. Надписи на нимбах выполнены черным полууставом, читаются свободно. Надпись на верхнем поле выполнена вытянутым полууставом
киноварью:ОБРАЗ ПОКРОВА ПР(ЕСВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРОДИ)ЦЫ. Икона декоративна. Колорит
построен на соотношении контрастных цветов. Обильное применениезолота придает иконе праздничное «звучание».
Иконография.Покрова Пресвятой Богородицы связана с рассказом о явлении Богоматери Андрею Юродивому (в Хв.) в храме Богоматери во Влахернах близ Константинополя, где по преданию хранился мафорий (плащ, покрывающий голову) Богородицы, принесенный из Иерусалима. Находясь в храме во время богослужения, Андрей, с которым был и отрок Епифаний, увидел Богородицу. С ней явились Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и много других святых. Богородица, помолившись вместе со всеми, сняла с себя мафорий и простерла его над молящимися с
благословением. Основой композиции нижнего яруса послужил другой сюжет: «Чудо возвращения голоса Роману Сладкопевцу», произошедшее во время торжественной службы в константинопольском храме св. Софии в присутствии императорской семьи, придворных и др. Оба сюжета - «Покрова Богоматери»
и «Чудо с Романом Сладкопевцем», по мнению академика И.Грабаря, первоначально изображались отдельно, но поскольку дни памяти «Покрова» и Романа следует по церковному календарю один за другим (1 и 2 октября), то произошла контаминация обеих сцен. Это мнение оспаривает Э.С.Смирнова (Смирнова. «Живопись Великого Новгорода», Москва 1976г., стр. 224),
считая, что включение фигуры Сладкопевца придает композиции не иллюстративное, а «общественно-символическое значение, подчеркивая тему прославления Богоматери». В России иконография «Покрова» существует, в основном, в двух вариантах: «Новгородский вариант» с изображением только Богоматери и «суздальский» («среднерусский») с дополнительным изображением Романа Сладкопевца-творца кондаков в честь Богородицы. Появление «новгородского» варианта относится к XIV в., «суздальского» - к XV в. Данная икона относится к «суздальскому» изводу.
Покров Богородицы
Россия, Вологда
середина , XVI века
Икона "Покрова Пресвятой Богородицы"
Покров Пресвятой Богородицы.
XIX век
Дальше »
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 14 октября
Покров Пресвятой Богородицы — праздник Православной Церкви, принадлежит к числу великих. Праздник Покрова установлен в XII в. в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения в константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и Ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Свой головной покров
(омофор) над молящимся народом. По преданию, это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской Православной Церковью, в которой был введен св. благоверным князем Андреем Боголюбским.
Иконография.
Празднование Покрову Богородицы (1октября) было установлено на Руси в XII в. (около 1160 ?) при князе Андрее Боголюбском в память видения византийскому святому Андрею Юродивому (+936). Согласно Житию ему во время службы во Влахернском храме в Константинополе было видение Богоматери в окружении святых: Богоматерь в знак покровительства и защиты простерла свой
мафорий (плащ, закрывающий голову, - одежда замужних женщин на востоке) над молящимися в храме. В службе «Покрову» поется, что Богоматерь явилась «на воздусе». Праздник Покрова является одним из наиболее важных (относится к числу «великих») в русском церковном календаре (в греческих церковных книгах не встречается). Смысл праздника - моление о покровительстве Пресвятой Девы, о покрове Богородицы, о Ее молении за каждого смертного.
Вероятно, на сложение иконографии «Покрова» оказал определенное влияние и еженедельно (по пятницам) совершавшийся во Влахернской церкви обряд, когда над образом Богоматери поднимался особый покров. Древнейшее изображение «Покрова» сохранилось на Суздальских вратах (ок. 1233 г.). В XIV в. сформировалось два основных извода этого праздника.
Новгородский, в котором ангелы держат мафорий над молящейся Богоматерью, и суздальский, в котором Богоматерь держит покров сама. Позднее появились модификации этой иконографии, сочетающие два основных извода. В конце XVI в. под воздействием иконографии Богоматери «Моление о народе», появился извод, в котором Богоматерь изображалась в молении ко Христу, представленному в небесном сегменте вверху слева, в их руках появились свитки с текстами: Богоматерь обращалась ко Христу с молитвой, на которую Он давал ответ, изображенный
на свитке. Изображение Романа Сладкопевца в композиции «Покрова» связано с тем, что этот святой, творец песнопений в честь Богоматери, получил поэтический дар от Богоматери (иногда в композиции изображается сцена явления Богоматери во сне Роману, после чего он обрел поэтический дар), кроме того, поцерковному календарю день его памяти совпадает с «Покровом».
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
Молитвословия праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій
Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій
22. Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Архіеп. Димитрій Муретовъ
Слово въ день Покрова Божіей Матери. Митр. Арсеній Москвинъ
Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы Протоиерей Артемий Владимиров
Дорожимъ ли мы Омофоромъ Пречистой? Архіеп. Аверкій Таушевъ
Покровъ Пресвятыя Богородицы. Архіеп. Аверкій Таушевъ
Почему русскіе люди чтутъ праздникъ Покрова Божіей Матери. Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій
Видео
Покров Божией Матери
Коментарі
spiteful
114.10.11, 07:28
утром был на акафисте. хор - чудо. до сих пор под впечатлением
ГалинаВ
214.10.11, 13:06
С ПРАЗДНИКОМ!
dedyscka
314.10.11, 14:12Відповідь на 1 від spiteful
Только пи шел. Был на службе а потом настоятель оставил на трапезу, пообщались с братией
Ангела зранителя