Церковное вино и греческое Православие
- 19.04.13, 11:19
Вино для Святого Причастия — это вещество (материя) Тайны Крови Христовой, и потому к нему предъявляются особые требования.
В теме церковного вина можно выделить две части: церковно-каноническую и практическую. Есть три основных церковно-канонических требования для вина Таинства Евхаристии:
1) Вино должно быть изготовлено только из чистого виноградного сока, без примеси других соков, ароматов и веществ. Именно на таком вине совершил Таинство Сам Спаситель (Мф. 26, 27-29). «Известие учительное», составленное в конце XVII века, указывает, какое вино надо приносить на проскомидию: «Вещество Крове Христовы есть вино от плода лознаго, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус, и обоняние, и к питию приемное и чистое быти, несмешеное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия: в Проскомидии же влияти мало в вино воды, и по освящении Таин теплыя воды, якоже чин имать. Вином же не суть, и быти не могут вси соки от различных овощей и ягод источены, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иныя сим подобныя. Аще же кто дерзнет, кроме самаго винограднаго вина, на иных видах и соках, или вино кислотию во оцет претворится, или с чим смешаное будет, никакоже Таинства совершит: но согрешит иерей тяжко смертно и извержению от священства подпадет… Темже должно иерею и диакону, егда хощет вливати вино, опасно всех сих случаев смотрети, да не погрешит нерадением смертно, еже бы вино не оцетно, не заплеснело, не загнило, и чим либо не мерзко было. Ибо аще неспособное узриши, служити не дерзай: но присно о лучшем во угождение Господу Богу промышляти, и всем христианом должно: со страхом, рече, спасение свое содевайте: пренебрегающии бо страшное сие служение, и о благоискусстве не тщащиися люто постраждут». К сожалению, смертно грешат и многие современные производители кагоров. Большинство кагоров на прилавках наших магазинов — это не кагоры, а подделки с суррогатным вкусом. Ибо настоящее церковное вино разрешается готовить только из винограда.
2) Вино должно иметь красновато-рубиновый цвет или, по крайней мере, иметь красноватый оттенок. В “Настольной книге для священно-церковнослужителей Православной Церкви” на основании книг Священного Писания Бытие (49, 11) и Второзаконие (32, 14) утверждается следующее: “Несомненно употребление Спасителем на Тайной вечере вина именного красного, которое было в общем употреблении в Палестине, отчего называется в Священном Писании «кровию гроздовою», «кровию виноградных ягод»”. Следовательно, церковное вино должно быть виноградным, чистым, красным и не обязательно сладким. Последнее требование, предъявляемое к церковному вину — густота его окраски — связано с тем, что на Литургии вино разбавляется водой, но его цвет должен оставаться красным. Римо-католики и румыны допускают применение белого вина. Некоторые греки смешивают белое и красное вино (красное дает цвет, а белое – нежный вкус). Согласно Православной традиции издавна принято совершать Евхаристию на красном вине, которое своим внешним видом полнее изображает преестественную Кровь Христа, подаваемую в Евхаристии.
3) Церковь издавна следила за качеством богослужебного вина.
Употребление плохого вина считалось весьма тяжкой провинностью, вплоть
до извержения из сана. Поэтому вино должно быть высшего качества, по
возможности, самое лучшее. Этого требует величие и святость Таинства.
О церковной практике можно сказать довольно много, но главными представляются следующие пункты:
1) Вино должно быть достаточно густое, так как на Литургии оно еще
разбавляется водой (теплотой), но после разбавления должен сохраняться
вкус вина.
2) Вино должно быть сладким и приятным на вкус. Это совершенно
необходимо для причащения младенцев. Дело в том, что младенцы
рефлекторно сразу же выплевывают все кислое или содержащее много спирта.
3) Вино должно легким, не давать эффекта похмелья даже после потребления
значительного количества. Это актуально в тех приходах или монастырях,
где вынимают большое количество частиц на проскомидии и поэтому
потреблять надо много. Кислое вино натощак может привести к язве
желудка.
4) Желательно, чтобы вино изготовлялось православными людьми.
К концу XIX века сложилось представление о церковном вине как о сладком,
умеренно крепком (10—15%), густо-красном, полученном брожением чистого
виноградного сока без посторонних примесей (придется сделать исключение
для сульфитов, микроскопическое количество которых сейчас добавляют
почти во все вина, чтобы избежать окисления). В настоящее время для
церковного употребления остается не такой уж большой выбор, ведь в
сладкие десертные вина сейчас чего только не добавляют. Добавляют в
первую очередь сахар (свекольный или тростниковый), спирт (не
виноградного происхождения), различные красители, ароматизаторы и другие
ингредиенты. Особенно в последнее время достигнуты большие «успехи» в
производстве «вина» без винограда. Специалист химик или хороший винный
эксперт сомелье, открыв дорогую марочную бутылку, могут обнаружить в ней
все, что угодно, кроме вина. И вообще нужно сказать, что нигде в мире
нет такого разнообразия поддельных вин, как в России. Попадается много
такого «церковного вина», которое и капли настоящего виноградного вина в
себе не содержит. Цена в настоящее время не может служить критерием
качества, за подделку тоже дерут немало. Мошенники действуют нагло,
изготавливая огромные партии подделок под названием «Церковное вино».
В поисках церковного вина в первую очередь следует обратиться к Греции и странам Средиземноморья. Во-первых, здесь существуют тысячелетние традиции производства такого вина. Во-вторых, мягкий жаркий и сухой климат (особенно на островах) способствует созреванию исключительно сладкого винограда. На вкус, аромат и качество вина влияет не только сорт винограда, но и используемые методы ферментации, климатические условия и даже состояние почвы, на которой расположены виноградники. Вот почему вина даже из одного сорта винограда у разных производителей имеют индивидуальный аромат и особенные вкусовые качества. Только в Греции существует специальное название для категории церковных вин — «NAMA». Само название «NAMA» означает, что вино изначально, еще со стадии закладки виноградника, ориентировано на богослужебное применение. Мне довелось 7 лет постоянно служить в Греции, и, в связи с этим, я всегда интересовался, где найти хорошее церковное вино. Не раз бывало, что те производители, которые делали прекрасное вино, вдруг начинали делать вино худшего качества, и приходилось искать другое.
Коментарі