На Украине продолжается затянувшийся на долгие годы многосерийный фильм о том, кто из провластной и оппозиционной верхушки (язык не поворачивается сказать – элиты) больше любит нэньку и ее народ, а значит – достоин вести его в новое светлое будущее. При этом — уже почти все понимают, что главный интерес в борьбе не на жизнь, а на смерть заключается вовсе в другом: как бы поближе пробраться к государственному корыту — со всем вытекающим из него в карманы радетелей за народ.
Еще недавно казалось, что пиком даже не противостояния, а самых «грязных» политтехнологий, в стране явилась предвыборная возня за место президента Украины. Однако сегодняшний суд над Юлией Тимошенко в интерьере множества других назревающих скандальных сюжетов, прямо относящихся к ней и к ее оппоненту — главе государства Виктору Януковичу, — имеют все шансы стать истинной кульминацией украинского «сериала». И чем больше выбрасывается на потеху публике взаимного компромата, вовлекается в процесс выяснения отношений людей, стран и целых континентов, тем сильнее у зрителя создается ощущение исторического дежавю.
Так совпало, что едва не накануне очередной серии с началом суда над бывшим премьер-министром телевидение показало многосерийный фильм, основанный на реальном историческом сюжете, под названием «Сонька — золотая ручка». Несмотря на то что в этой картине речь идет о персонаже из другого столетия и из другой жизни, тем не менее, и характер, и хитрость, и наглость воровки, ее умение выйти сухой из любой передряги поневоле проецируются на звезду современного украинского политического шоу Юлию Тимошенко. Однако, как сказал один из знакомых украинских политиков, «поразмыслив над параллелями, приходишь к выводу: куда той Соньке до нашей Юльки».
Напомню коротко содержание текущей серии. После нескольких месяцев сбора материала по трем делам, открытым против бывшего премьер-министра Тимошенко, на прошлой неделе в Печерском райсуде Киева начались предварительные слушания по первому — «сдача» национальных интересов при подписании «газового» контракта в 2005 г. (Два других – «стоят» в очереди: нецелевое использование денег, уплаченных Японией при покупке украинских квот на выброс парникового газа, и приобретение по заведомо завышенной цене автомобилей для службы здравоохранения страны.) Суд, несмотря на требования самой Тимошенко и ее сторонников, проходил в обычном зале заседаний, рассчитанном на 30 человек, куда в первый день набилось более ста. Как писала на следующий день местная пресса, «после его завершения на полу остались лужи от пота». За ночь, к следующему заседанию, в зале установили мощные кондиционеры и изменили порядок пропуска в него.
Пока из предварительного заседания трудно понять, хорошо ли подготовилась сторона обвинения. (По аналогии с Европейским судом, можно сказать и так: Украина против бывшего премьер-министра). Но с определенностью следует констатировать: и сама Тимошенко, и ее сторонники сделали все, чтобы превратить суд в политическую трибуну для обвинений в адрес власти и лично президента Януковича. Надо отметить, что это им пока вполне удается – суд транслирует в прямом эфире один из украинских каналов ТВ, а в Интернете – этот же канал и сайт самой подозреваемой. Что не мешает, однако, оппонентам всякий раз напоминать о «непрозрачности суда», его «закрытости».
Провозглашая в течение двух заседаний, как заезженная пластинка, политические лозунги и обвинения в адрес власти, не имеющие отношения к конкретному делу, Тимошенко не постеснялась заявить судье: «Вы же не даете мне и слова сказать!», вызвав у противоположной стороны здоровый смех. Ведь всем было очевидно, что «судил» на заседании не судья Киреев, а вела свое шоу подсудимая Тимошенко.
Сложилось стойкое впечатление, что главными аргументами выступлений в суде и самой бывшей, и ее адвоката депутата Власенко стали хамские выпады в отношении суда и судьи Родиона Киреева (его железному терпению можно позавидовать). А главным заданием – как можно дольше оттянуть развязку. Если бы адвокат вел себя так в любом западном суде, то уже после первого выпада в адрес судьи был бы лишен лицензии на профессиональную деятельность навсегда. Тимошенко, видимо, полагая, что демонстрирует своему фан-клубу смелость, свои пламенные речи провозглашала сидя. Такое неуважение к суду на Западе обошлось бы ей как минимум штрафом. (Там разрешается не вставать только инвалидам.) Вполне вероятно, что и на этот крючок она хотела поймать суд, — тогда бесплатный пиар, который, получается, устроила ей власть, удался бы на все сто.
Уверенности, если не сказать — наглости, на суде и Тимошенко, и ее обслуге придавала досудебная артподготовка, которую они, в отличие от власти, провели на твердую пятерку с плюсом. Прежде всего, это работа среди европейских дипломатов и евродепутатов. Один из них накануне суда сделал заявления в поддержку Тимошенко, осудив власть и прокуратуру, что та в разгар ознакомления подсудимой с материалами дела не пускает ее в Брюссель. (Попробовал бы нечто подобное этот храбрец вякнуть в адрес суда или прокуратуры своей страны, — пришлось бы положить мандат на стол. А здесь – можно.) Еще одним плюсом для бывшего премьера стала некая резолюция Европарламента, предложенная группой депутатов, против «политических репрессий» на Украине и в защиту Тимошенко.
Ясно, что все это рассчитано на население – прежде всего, на село, где люди мало что понимают в таких тонких материях как Евросоюз, Европарламент и т.д. Как справедливо отмечала советник президента Украины Анна Герман, сама Тимошенко и ее активисты сумели создать на Украине мощный шумовой эффект накануне суда, заморочив людям головы, что на Западе якобы все только и живут событиями вокруг экс-премьера. Впрочем, многим и без Герман было ясно, что все это – обычный блеф из арсенала «Соньки — золотой ручки».
Однако ожидается, что самым мощным орудием Тимошенко в борьбе за собственную свободу (а она сейчас близка к «посадке», как никогда ранее) станет… американский суд. Как известно, бывший премьер обратилась в суд США с иском к швейцарской компании RosUkrEnergo (RUE) и ее украинскому совладельцу Дмитрию Фирташу. Объяснение для публики такое: честная Тимошенко засудит в Америке хапуг, которые обобрали Украину.
Мало кто знает, что иск в американский суд подан не одной Тимошенко, а еще десятью «засекреченными» лицами, которые побоялись «засветиться». (По законам США в таких случаях все они будут проходить в суде под номерами.) В иске ответчиками названы еще почти сто юридических и физических лиц. Но самое главное во всей этой истории — это то, что RosUkrEnergo на 50% принадлежит «Газпрому». Нет сомнения в том, что цель тех, кто подвиг Тимошенко на этот шаг, вовсе не Фирташ и уж тем более не благополучие Украины. А Тимошенко выступает здесь всего лишь в роли разменной монеты в политических играх США на постсоветском пространстве.
Так зачем Соединенным Штатам понадобилась сейчас Юлия Владимировна в американском суде? (Из прессы известно, что он вызывает и ее, и Фирташа на 22 июля с.г.) Там хорошо знают, что именно она является на Украине первопроходцем криминальных «газовых» схем, нажив при этом немалый капитал. И совсем недавно, во время президентской предвыборной кампании на Украине, американцы сделали все, чтобы Тимошенко не получила заветное место, выпустив про нее убойный документальный фильм. А спецпрокурор США Марта Борщ и представители ЦРУ демонстрировали документы и схемы, как, сколько и в какие офшоры Юлия Владимировна отправляла деньги из своей компании ЕЭСУ при премьере Павле Лазаренко, отбывающем сейчас наказание в тюрьме США.
Режиссер фильма Бретт Аллен тогда пояснял: «На суде — хотя это даже у нас, в США, не многим известно — в отношении Тимошенко (речь идет о суде в США над Лазаренко – А.Я.) использовалась формулировка: «соучастник, которому не предъявлены обвинения». …Почему люди с сомнительным прошлым могут делать и делают блестящую карьеру в «большой политике»? Тимошенко — яркий пример этого явления». Ирония судьбы заключается в том, что Тимошенко в 1990-е годы в своей ЕЭСУ занималась тем же, что Фирташ с RosUkrEnergo делают сейчас. Но если после суда над Лазаренко бывший премьер опасалась летать в США (Интерпол разыскивал ее и ее мужа), то сейчас Тимошенко иском в суд США размахивает перед своими оппонентами, как дубиной.
Интересы США и Юлии Тимошенко, которую Америка позиционировала как высоко ранжированную воровку без чести и морали, неожиданно совпали. Ведь в американском суде все узнают наконец главную военную тайну - «засекреченные» серые схемы торговли среднеазиатским газом, который, как утверждает финансовый аналитик Андрей Сотник, « идет по газпромовской трубе, не оставляя следов в российском бюджете», а также на свет Божий вылезут фамилии реальных бенефициаров – с российской стороны RosUkrEnergo.
Таким образом, США рассчитывают убить двух зайцев: выступить в роли защитников права и борцов с криминальными схемами, а также оказать давление на Владимира Путина перед президентской схваткой в России. (Кажется, там даже не скрывают, что Медведев им нравится больше.) А Юлия Тимошенко как орудие в руках американского суда получает возможность шантажировать Россию: ведь Минобороны РФ на днях дезавуировало ее утверждения, что «никаких долгов у ЕЭСУ нет», направив правительству Украины письмо с требованием вернуть эту задолженность в размере более 405 млн долларов.
Впрочем, заигрывать с американской Фемидой — опасное занятие. Там в суде никто не станет слушать политических лозунгов про демократию или про его прозрачность. Так что вполне вероятно, что после завершения суда по иску к Фирташу и RosUkrEnergo американцам захочется более подробно узнать, по каким же схемам сама заявительница пересылала «газовые» барыши из Украины в офшоры. И из «соучастника, которому не предъявлены обвинения», Тимошенко вполне может превратиться в обвиняемого.
Коментарі
chas60
11.07.11, 10:56
Тимошенко сама станет обвиняемой
Вы имели ввиду обвиняющей? Ведь она и так обвиняемая.
ГалинаВ
21.07.11, 10:59Відповідь на 1 від chas60
Речь идет об АМЕРИКАНСКОМ суде, в кот. она подала иск...
Гість: Комендор
32.07.11, 18:04Відповідь на 2 від ГалинаВ
Надеюсь, если дело дойдёт до суда в США, то её там быстрей посадят, чем в Украине. Она может там вполне изменить статус с обвиняющей в обвиняемую и сесть рядом с Лазаренко.