Достоевский о....
- 07.05.11, 07:07
Очень рано Достоевскому открылась загадочная антиномия человеческой свободы. С одной стороны, весь смысл человеческой жизни он видел в ее свободе — и притом в ее волевой свободе, в творческом самоизбрании и самоопределении.
Ничто не может осуществиться иначе, как через волевую решимость и избрание.
Поэтому Достоевский защищал не только своеобразие,но именно «своеволие» человека. Даже смирение и покорность возможны только через «своеволие» — иначе они не имеют цены. Но с другой стороны,никто сильнее и убедительнее, чем Достоевский, не изображал саморазрушительности свободы. Это — одна из самых интимных тем его творчества. Во имя «своеволия» или свободы Достоевский восстаёт против «всемства», против всякого объективного принуждения, обоснованного только в принудительности и необходимости. И вместе с тем он показывает, как протестант превращается в «подпольного человека», — и начинается мистическое разложение, распад личности. Одинокая свобода оборачивается одержимостью. Упрямый протест разрешается внутренним пленом. И более того, свобода превращается в принуждение и насилие. «Подпольный человек»становится сразу и насильником, и одержимым. Свободным быть опасно. Но еще опаснее лишать свободы. Для Достоевского очень характерно, что он не столько моралистически или сентиментально жалеет униженных и угнетенных, сколько показывает метафизическую опасность угнетения для угнетателей. Кто покусится на свободу и на жизнь человека, тот сам погибнет. В этом тайна Раскольникова, в этом тайна «Наполеона». Оказывается безвыходное противоречие. Свобода должна быть внутренне ограничена. Иначе она обращается в свое отрицание. Достоевский видит и изображает этот мистический распад самодовлеющего дерзновения, вырождающегося в дерзость и даже в мистическое озорство. И показывает, как пустая свобода делает личность рабом страсти или идеи.
Антиномия человеческой свободы разрешается только в любви. Но ведь любовь может быть только свободной. Несвободная любовь вырождается в страсть, становится началом порабощения и насилия, — и для любимого, и для влюблённого. И снова Достоевский с жуткой прозорливостью изображает эту трагическую и антиномическую диалектику любви — не только любви к женщине, но и любви к ближнему. Великий Инквизитор для Достоевского есть прежде всего жертва любви, несвободной любви к ближнему, любви к несвободе, любви через несвободу. Такая любовь выгорает, выжигает воспаленное сердце и сожигает мнимо-любимых — убивает их обманом.Истинная любовь возможна только в свободе, только как любовь к свободе человека. Здесь открывается нерасторжимая связь: любовь через свободу и свобода через любовь. В этом для Достоевского была тайна соборности, тайна братства, тайна Церкви — Церкви как братства и любви во Христе.Достоевский понимал и признавал только братство в Христе — через любовь к Христу — и к ближним в Христе. Достоевский готов был сказать еще больше: только во Христе и есть для нас ближние, только во Христе человек становится и может стать для человека ближним; без Христа и вне Христа люди, дальние друг другу, всегда остаются чужими — и собственно способны только покушаться друг на друга, насиловать и стеснять друг друга взаимной свободою и признанием.Он ни от себя, ни от других никогда не скрывал всего ужаса и всего трагизма греховной и падшей жизни. Но истинная вера не может извериться.Она выше отчаяния. Вера рождает надежду. И надежда светится и светит. «Спокойствие для человека, источник жизни и спасения от отчаяния всех людей и условие sine qua non для бытия всего мира заключается в трех словах: “Слово плоть бысть”». В этом откровении источник силы и веры Достоевского, источник его радости — радости о Богочеловеке.
Протоиерей Георгий Флоровский
Коментарі
Nataly-8
18.05.11, 11:24
Да, свобода необходима, но, как любил повторять один мой учитель в школе: "Свобода - это осознанная необходимость". Ключевое слово: "Осознанная". Свобода одного человека не должна приносить несвободу другим.
krir
28.05.11, 11:42Відповідь на 1 від Nataly-8
спасётся один - вокруг тысячи спасутся
А-ЛИСА
39.05.11, 11:49
Конкретно! И ничего лишнего--все в цель.
Гість: Обычная
421.07.11, 14:06
Гениальнейшее высказывание про творчество Федора Михайловича!