Если ты хочешь изменить мир, люби мужчину,по-наст оящему люби его
- 08.02.15, 01:35
Ученый разработал не только емкую философскую доктрину, защитив диссертацию на тему «Одиночество как феномен человеческого бытия», он практикует лечение этого массового душевного недуга методом, берущим корни в психоанализе. Впрочем, ученый снискал славу в первую очередь как писатель и ведущий авторских программ на радио и телевидении. Он автор более 20 философских книг, многие из которых можно читать детям на ночь. Назип Хамитов – ученый, который исповедует искусство. Философское искусство. Назип Хамитов: Немецкая классическая философия Гегеля, на которой основывались классики марксизма-ленинизма, не предполагала мысль о том, что философия может быть в художественной форме. Гегель утверждал, что философия существует только в виде понятия. А художественная форма – это только представление, низшая форма познания истины. Но согласно моим философским и психоаналитическим исследованиям, философское искусство в виде образа может еще глубже постичь реальность человека, чем теоретическая философия. На самом деле в любую эпоху философия существует как живой взаимообмен эссеистики, философского искусства и философской теории. Так что я не начал создавать с нуля философское искусство, я просто назвал и концептуализировал то, что было всегда, и стал со своими учениками, последователями осознанно работать в области философского искусства – и теоретически, и практически. Вы утверждаете, что философское искусство – это искусство быть лидером и не платить за это внутренним одиночеством. Назип Хамитов: В одном из своих ранних эссе я написал: «Для того, чтобы стать великим, нужно прежде стать одиноким». Теперь я могу добавить: если человек, имеющий нестандартные, яркие идеи, выдвигает их и, наталкиваясь на непонимание, уходит в одиночество, его может ожидать путь Фридриха Ницше. Он со своими яркими идеями, в конце концов, попал в сумасшедший дом и последние 10 лет своей жизни провел в отчуждении уже от самого себя и своей души. Поэтому, выдвинув яркие идеи, став личностью, человек должен искать возможность нового творческого соединения с миром, не только при помощи своих идей и произведений, но и при помощи выстраивания отношений с людьми. Ключевыми понятиями моей философии являются обыденное, предельное и запредельное бытие человека. В обыденном бытии одиночество скрыто законами общежития. А вот в предельном бытии человек совершенно одинок, ибо предельное бытие – это то измерение, куда человек катапультируется под воздействием воли к власти. Он делает все возможное и невозможное, чтобы подняться над другими, стать президентом компании, заработать триллион долларов и т. д. и при помощи этих инструментов властвовать над миром. Это первая воля, которая выбрасывает в предельное бытие. Есть другая воля, которая противоречит первой, но делает человека столь же одиноким. Это воля к познанию и творчеству. Между таким человеком и миром других людей стоит его произведение. Если бы в жизни все было вот так дуалистично: с одной стороны обыденные люди, которые не занимаются творчеством, просто подчиняются общественным нормам и стереотипам, с другой – люди предельного бытия, которые восстают против стереотипов и жаждут власти, творчества, познания, – тогда одиночество было бы неизбежным уделом любой личности. Есть еще одно измерение человеческого бытия, которое я называю запредельным. Туда человек выходит под воздействием воли к любви, воли к свободе и воли к пониманию другого человека. Здесь он творит не властное отношение и не произведение, а отношения между людьми. Вот этому и учит философское искусство: как от обыденности через предельное прийти к запредельному, где человек успешен, где он реализовался, но не разрушил связи с другими людьми и со своей душой. Кстати, часто мы за успех расплачиваемся не только одиночеством рядом с близким человеком, но и одиночеством с самим собой.
А разве свобода сама по себе не подразумевает одиночества?
Назип Хамитов: Я отвечу очень просто: можно быть независимым, но не свободным. Украина имеет независимость, но не имеет свободы. Поэтому страна находится в такой фундаментальной яме во всех смыслах. По-настоящему зрелая личность, по моему глубочайшему убеждению, всегда разделяет независимость как условие свободы и свободу как возможность быть самим собой в единстве с другим человеком. Независимый, но не свободный человек не имеет целостности внутреннего мира. А по-настоящему свободный притягивает к себе из окружающего мира такого же целостного человека. И соединение двух таких людей рождает не случайную вспышку страсти, которая, по сути, является зависимостью, а любовь, которая становится сотворчеством и будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Можно ли описать существование в запредельном бытии? Назип Хамитов: Есть хорошее слово для запредельного – вдохновение! Вот когда человек находится в состоянии вдохновения, он находится в запредельном. Но в запредельное через вдохновение мы выбираемся на очень непродолжительное время. Это как нырнуть в глубину: нырнул, поплавал, увидел какие-то красоты, и уже воздуха нет. Любовь – это тот акваланг, который позволяет нам пребывать в запредельном достаточно долго. В таком случае вдохновение пребывает с тобой достаточно длительное время через сотворчество с любимым человеком и через создание внутренней целостности. Вы пишете книги в совершенно в разных литературных жанрах. Это прагматичное решение, научный эксперимент или вопрос вдохновения? Назип Хамитов: Я не могу не писать, не могу не творить. В процессе творчества я понимаю, что оно помогает мне решить мои жизненные проблемы. Более того, я общаюсь с читателями и вижу, что эти книги помогли им решить их внутренние проблемы, а не были просто интересным чтением. В результате я делаю для себя выводы и теоретически это обосновываю как некие методы. Например, афоризмотерапия – исцеление афоризмами, романотерапия – исцеление романами, воздействие романами на людей, у которых есть психологические проблемы. Сказку «Магическая Книга», которую вы написали вместе с супругой, назвали «нашим ответом «Гарри Поттеру». Имеется в виду форма или коммерческий успех? Назип Хамитов: Так о «Магической Книге» отозвалась российская журналистка, озаглавив так статью. Что касается коммерческого успеха, то это, не побоюсь сказать, самая продаваемая в Украине книга отечественных авторов. Конечно же, это не тиражи «Гарри Поттера». На английском языке любая книга будет более продаваемой в мире… Но, судя по заявлениям менеджеров, которые занимаются реализацией нашей книги в России и Украине, я так понимаю, тиражи «Магической книги» сопоставимы с последними тиражами «Гарри Поттера» на русском языке. Если брать весь массив книг о Гарри Потере и нашу одну книгу, естественно, мы можем соперничать только по росту читательского интереса и количеству переизданий. Пока. Но настроен по-наполеоновски. Мы собираемся сделать вторую и третью части «Магической Книги» и перевести эту трилогию на английский язык. Но главное не коммерческий успех. Мы предложили совершенно иную концепцию главного героя. Гарри Поттер – это одинокий сирота с волшебной палочкой, который вдруг узнал о своем особом происхождении и о своей особой миссии. У нас это пара – мальчик и девочка, которые находят не волшебную палочку, а Магическую Книгу, в которую нужно записывать - красиво, литературно правильно - если ты хочешь, чтобы она совершила чудеса. А потом нужно совершать поступки, которые тоже записываются в Магическую Книгу. То есть нужно ее и писать, и жить, чтобы она заполнилась, и только когда она будет заполнена, герои покинут тот мир, в который они попали, и вернутся в наш. Они должны совершить творческий прорыв, войти в состояние сотворчества друг с другом и научиться совершать поступки. В этом ответ, альтернатива Гарри Поттеру, который, обладая некой генетической исключительностью, являясь магом и имея в руках техномагический предмет – волшебную палочку, совершает свои подвиги. У нас это происходит через личностную трансформацию героев. Как и многие профессиональные писатели, вы руководствуетесь рациональными мотивами, когда создаете произведение? Назип Хамитов: Хотел бы руководствоваться – не получается. Никогда ничего хорошего не мог написать на заказ. Пробовал, но выходила полная ерунда. На уровне прописывания идеологии для политической партии – ко мне по этому вопросу время от времени обращаются как к психоаналитику. Когда же я отдаюсь вдохновению и пишу то, что мне нравится – это становится коммерчески успешным, как показывает практика. Поэтому мой совет всем творцам: будьте собой, будьте искренними, и, в конце концов, к вам придет коммерческий успех. Правда, для этого нужно уметь мудро выстраивать отношения с людьми. Это второй фактор. У вас много единомышленников. Вы ведь собираете их в Ассоциацию философского искусства (АФИ)? Назип Хамитов: Сейчас в рядах Ассоциации более 150 человек из разных стран мира. И около 200 кандидатов в члены Ассоциации – людей, которые интересуются и сочувствуют. Как для философской организации это неплохо. Ассоциация появилась в 1988 году и на самом первом этапе существовала как собрания интеллектуалов в библиотеке «Молодая гвардия». Мы встречались и обсуждали разные философские и художественные вопросы. Многие члены АФИ, так же как и вы, носят необычные псевдонимы, имеют громкие должности президентов, вице-президентов и директоров направлений, среди них часто встречаются родственники. Все это вызывает забавное ощущение секты чародеев. Назип Хамитов: Родственные связи есть только между четырьмя членами ассоциации: мной, женой Светланой, нашей дочерью Вселеной и моим братом. Кстати, я бы наоборот хотел, чтобы было больше таких родственных связей, чтобы члены нашей Ассоциации привели своих мужей, жен, и это дало им дальнейший импульс к актуализации их личной и личностной жизни. Я не вижу в родственности ничего плохого, если она выходит на уровень сотворчества. Более того, это одна из задач философского искусства – обыденные, пустые, скучные отношения наполнить творчеством и, если хотите философской игрой. Философская игра – это поиск истины. Если мы к этому подвигает людей, они начинают вместе творить и искать истину, родственники становятся духовно родственными – значит, то мы существует не напрасно. Кстати, Вселена – это гражданское имя вашей дочери или псевдоним? Назип Хамитов: Вселена – это паспортное имя дочки. От слова «Вселенная». Псевдонимы всегда являются игрой. Так же, как игрой является все в этом мире. До момента Страшного суда, когда мы все искренне ответим за все, что натворили. Когда родители дают имена своим детям – это своего рода тоже псевдонимы. Все условно. В католической культуре есть традиция давать ребенку три, четыре, пять имен в честь тех святых, которые должны его защищать. Так что в этом смысле псевдоним как переключение с одной сферы на другую, на мой взгляд – нормальное явление для нашего постмодерного мира, где реальность провоцирует нас заниматься разными видами деятельности, чтобы выжить и остаться собой. Все научные книги я подписываю своим настоящим именем. Для иных у меня псевдоним - Ян Нэз или Нэз и Лана Светлые. Вполне допускаю, что за некой чертой личностного роста я оставлю псевдонимы и остановлюсь на чем-то одном.