Притча о случайностях.

Отец начертил на грядке своего огорода три начальные буквы имени своего сына и засыпал эти бороздки семенами салата. Дней через десять мальчик прибежал к отцу и с удивлением сообщил ему, что он нашёл своё имя выросшим на грядке. Отец улыбнулся и сделал вид, что не верит такому чуду. Тогда ребёнок стал настаивать, чтобы отец пошёл в огород и убедился в этом сам. Родитель согласился и, подойдя к грядке, сказал:
— Это простая случайность.
Мальчик задумался.
— Как же это ни с того ни с сего выросло моё имя? — сказал он. — Кто-нибудь это непременно устроил, только я не знаю, кто и как.
Пользуясь таким случаем, отец сказал сыну:
— Ты прав, это не могло произойти само собой. Вот так-то и весь мир, который ты видишь, не мог образоваться сам по себе, если бы его не создал Бог, Которого мы и называем поэтому Творцом не только земли, но и неба.

Носите бремена друг друга

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

(Галат. 6:2)

Мы на земле не для того, чтобы жить для себя и искать собственного счастья. Весь мир состоит из огромной семьи людей, которые все между собою братья и которые все обязаны друг другу помогать, друг друга поощрять, друг другу облегчать все тяжести жизни.

Ничего нет безотраднее жизни одинокой, в которой некого любить и некому помочь! Но такая жизнь для христианина невозможна. Самые одинокие, не имеющие своей семьи, все же окружены людьми, которые могут нуждаться в них. И, стараясь отыскать эти нужды, стараясь участием своим вызвать к нам доверие несчастных наших братьев, мы несомненно исполним "закон Христов".

Закон этот весь дышит любовью, он весь заключается в ней одной, а любящий брата, конечно, будет всегда носить его бремя и тем облегчит его тяжелый крест. Будем же помнить, что все, что мы имеем, не нам принадлежит. Наши силы, наши способности и все дары, полученные нами от Господа, должны быть отданы на служение ближним.

Цель нашей жизни.

******************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

Не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы, счастливы мы или несчастны, тем и другим приготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни.

свт. Феофан, Затворник Вышенский

*********************************************************************************************************************************************************************************************************************************

Одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее

(Лк. 10:12)

Господь ясно сказал: "одно только нужно", все другое - второстепенно, все другое явится само собою, насколько оно нужно нам, и об этом заботиться не стоит! Какая же эта "благая часть", избранная Марией, которая удостоилась одобрения Спасителя? Мария, по-видимому, бездействовала - она сидела у Его ног, погрузилась в беседу с Ним, и эти божественные слова сделались для нее живым источником веры и истины.

Как часто наши заботы и ежедневные занятия заглушают в нас этот голос Спасителя, который, однако, так нужен для нашей духовной жизни! Все внешнее часто слишком поглощает нас; в этом постоянном лихорадочном движении мы не находим времени для размышления и молитвы. Не будем же более допускать этого, вспомним про Марию - вспомним, что Господь назвал "благою частью" то, что она избрала. Непременно каждый день посвятим часть нашего времени беседе с Богом. В тишине уединения, возвышая нашу душу к Нему, поспешим к этому живому Источнику, чтобы почерпнуть от Него силу для исполнения нашего ежедневного труда. И эта сила, это высшее благо, эта благая часть уже не отнимется от нас никогда.

************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

Слепая родительская любовь порождает эгоистов


Существом души моей и целью жизни моей должна быть любовь; всё прочее должно почитаться ничтожным в сравнении с любовью.

св. прав. Иоанн Кронштадтский



Мы должны заботиться, чтобы у матери и отца было единое представление о том, КОГО они вместе со школой воспитывают, а отсюда – и о единстве их требований, прежде всего – к самим себе. (Семья).

Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве – значит предотвратить ошибки родителей в этой самой тонкой сфере духовной жизни.

Там, где нет мудрости родительской педагогики – там любовь матери и отца уродует детей. И мы на конкретных примерах показываем, какой большей вред приносит детям любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

ЛЮБОВЬ УМИЛЕНИЯ – это инстинктивная, неразумная, «куриная» любовь.

Мать и отец умиляются каждому шагу, каждому движению ребёнка так, что со временем он начинает считать, что  приносит радость и счастье родителям уже тем, что живёт на свете.

Ребенок, воспитываемый в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «нельзя» и «надо». Ему кажется, что ему всё можно.

Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшая трудность в жизни становится непосильной тяжестью.

Воспитанный в духе умиления – эгоист, как говорится, до мозга костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, не замечает и не чувствует людей, которые его окружают.

ЛЮБОВЬ ДЕСПОТИЧЕСКАЯ – её почвой является смесь эгоизма и бескультурья родителей, которые к своим детям относятся как к вещам, создавая в семье обстановку мелочных придирок, упрёков, истерических жалоб и обвинений.

В такой атмосфере маленький человек ожесточается. Самодурство родителей изгоняет из его сердца то душевное движение, которое в нормальных семьях является источником доброты, разумной сдержанности и уступчивости.

Не знающий ласки в детстве становится грубым и бессердечным в годы отрочества и ранней юности.

Вы, наверное, слышали подобные истории?

Вот, был сын маленьким ребёнком – был добрым, сговорчивым, послушным; подрос – стал грубым и своенравным.

Почему так происходит?

Я тысячу раз убеждался, что причина этого явления – в неумении пользоваться родительской властью.

Ведь родительская власть – это и есть единство воли, чувств, желаний матери и отца.

Там, где нет слияния мудрости двух взрослых людей, горячо влюблённых в своё творение – там власть родителей превращается в произвол.

Если только ребёнок почувствовал, что мать и отец по-разному смотрят на понятие «можно», «нельзя», «надо» – самые разумные вещи начинают восприниматься им, как насилие, принуждение, попирание его свободы; самые умные, необходимые требования родителей ребёнок осознаёт и переживает как злую силу, подавляющую его волю.

ЛЮБОВЬ ОТКУПА – ещё одна разновидность неразумной родительской любви.

Есть отцы и матери, искренне убеждённые в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг.

Ребёнок одет, обут, сыт, здоров, у него есть учебники и книги – что же ещё надо?

Такие родители считают, что любовь можно измерить материальными затратами.

По существу, они не знают, что такое родительская любовь.

В семье, где отец понимает свои обязанности лишь как обеспечение материальных потребностей детей, и мать не стала центром их духовной жизни, детей окружает атмосфера духовной пустоты и убожества.

Они живут среди людей и не знают людей – вот что наиболее опасно в таких семьях.

Детским сердцам незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства: прежде всего – ласка, участливость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми.

По отношению к этим детям воспитательный долг школы особенно велик – они должны пройти в стенах учебно-воспитательного заведения специальную школу воспитания чувств.

К сожалению, этой главы в теории воспитания по существу нет: никто специально не исследует того, как воспитывать чувства, а особенно – как воспитывать детей, эмоционально нравственный мир которых в силу семейных обстоятельств опустошён и обезличен.

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) из книги «Сто советов учителю»

Эта жизнь.

Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог позовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда.

прп. Паисий Святогорец

Утерянное отцовство.




В сознании нашего общества понятия об отцовстве практически утрачены, поэтому роль отца сведена до минимума – детородитель и, в лучшем случае, добытчик для семьи.

Совсем иным было отношение к отцу и отцовству во времена святителя Феофана Затворника (1815 – 1894), который так говорил о качествах, необходимых отцу в отношении семьи.

«Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он – глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту её. Способ и часы домашней молитвы – на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере – на нем; религиозная жизнь каждого домочадца – на нем: вразуми, укрепи, остепени.

Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, дух и нравы предков и память об них передавать из рода в род».

Чтобы отцу проявить свое лидерство в семье, нет необходимости повышать голос и говорить исключительно повелительным тоном.

Отцу необходимо начать с того, что он возьмет на себя ответственность за свою собственную духовную жизнь. Именно то, КАК он будет молиться, посещать храм, проявлять добродетель в семье – будет свидетельствовать о его подлинном лидерстве, которое основано на прочных отношениях с Богом.

На одной лекции известного психолога по семейной проблематике задали вопрос, как лучше отцу проявить свою любовь к детям. Лектор дал неожиданно универсальный ответ: «Самый лучший способ для отца любить своих детей – любить их мать».

Женщина, вступая в брак, подсознательно ищет в муже отцовское отношение, поддержку. Поэтому мужчины, прежде чем жениться, задайте себе вопрос: готовы ли вы стать ещё и отцом для девушки, которую вы любите.

Настоящий мужчина именно тогда достойно проявит свою готовность быть отцом, если будет по-отечески относиться к супруге. И это отношение будет проявляться, прежде всего, в ответственности за того, кого ты любишь.

Таким образом, обозначилась еще одна архиважная и определяющая черта отцовства – ответственность.

Мужчина, который не берет на себя ответственности за жену, не сможет быть ответственным (читай «добрым») отцом.

Отцовство начинается с готовности брать на себя ответственность за жену, за детей – за семью.

В ответственной любви заложена огромная сила. Такая любовь супруга даже из жены поверхностной, беспечной способна вырастить супругу глубокую, преданную, кроткую, ревностную и заботливую.

В наше время, когда всё, мягко говоря, перевернулось с ног на голову, обязанности мужа чаще всего несет жена.

В такой ситуации рахитный душою муж не может проявить ни любовь, ни заботу, ни ответственность не только о жене, но и о детях.

Расслабленный и жалкий, он капризен и неуравновешен, легко впадает в обиды, истерики, становится упрямым, раздраженным, досадливым.

Так проявляется его малодушие, а от малодушия – пьянство, курение и, нередко, прелюбодеяние.

Ответственный и любящий муж будет считать благословением Божиим рождение детей его супругой. И уже само известие о будущем ребёнке даёт ему новый стимул – для ещё большей заботы о жене и неиссякаемый источник радости осознания будущего отцовства.

Современные ученые мужи почти в один голос утверждают о большой пользе присутствия отца при рождении ребёнка.

Наверное, триединое (рождаемого, роженицы и родителя) сопереживание и сострадание действительно преображают душу отца и накладывают на его дальнейшее отношение к ребенку положительный отпечаток.

Да вот только для самолюбивого и эгоистичного, безответственного и малодушного мужчины появление на свет собственного ребёнка уже с первых минут будет восприниматься отрицательно. Ведь теперь на его безраздельное владение вниманием и заботой супруги появился конкурент…

Нередко женщины, чтобы угодить инфантильному, с потребительскими установками мужу, отводят ему роль «старшенького ребёнка» в семье.

Дико!

Тот, от кого ожидается поведение «главы», «защиты» и «опоры», сам ведёт себя как беспомощный ребенок!

Вот вам и безотцовщина в самой уродливой форме – папа как бы есть, но влияние его на семейный климат такое, что если бы он достойно погиб в бою – пользы было бы значительно больше. Тогда дети хоть могли бы гордиться своим отцом и подражать его мужеству.

Я не берусь глубоко анализировать причины активного распространения в наше время такого негативного типа «отцовства», однако на двух, как мне кажется, немаловажных моментах я всё же остановлюсь.

В современных семьях всё чаще ребёнок рождается и воспитывается один.

Нередко он, к тому же, ещё и поздний ребенок.

Убедить такое чадо, что в жизни есть другие оси (кроме его собственной), вокруг которых вращается жизнь – пустое занятие. Если такой ребёнок и станет когда-то папой, то только на одном условии – среди собственных детей он должен остаться «старшеньким».

Другая проблема современности – в нашей школе, в которой не нашлось места мужчинам (пусть не обижаются на меня преданные своему делу женщины-учительницы).

Откуда же современный мальчишка будет «списывать» свой образ поведения в тех или иных ситуациях, если он целые дни проводит в школе, а взрослого мужчину видит только в лице папы, да и то по выходным и перед телевизором?

Но при всём при этом у нас немало ещё хороших отцов и тех, кто к этому искренне стремится.

Психологи сравнивают отцовство с забегом на длинную дистанцию. Спокойствие, уравновешенность, выдержка, спокойное дыхание и крепкое сердце здесь – ой, как сгодятся! Стать отцом необходимо раз и навсегда.

Для успешного достижения финиша необходимо помнить ещё о трёх немаловажных вещах.

Во-первых, отцу необходимо брать активное участие в повседневной жизни ребёнка.

Нельзя быть «папой на выходных».

Дети должны каждый день чувствовать, что любящий отец несёт ответственность за их дела, слова и мысли.

Дети должны убедиться, что любить и при этом оставаться в стороне от того, кого ты любишь, невозможно.

Во-вторых – постоянство.

Ребёнку очень важно осознавать, что папа не подведёт и что на него всегда можно положиться.

Неуравновешенный, вспыльчивый отец – тягостное испытание для ребёнка – ведь неизвестно, в каком расположении духа он соизволит пребывать на этот раз.

И, наконец – осведомлённость.

Дети не должны сомневаться, что папа «в курсе…».

Отцу необходимо заботиться о потребностях, слабостях, талантах ребёнка, интересоваться его внутренним миром: переживаниями, планами, общением с друзьями и т.д., но при этом дать возможность ребёнку иметь собственную территорию свободы и ответственности.

Памятка отцам

Отец земной должен иметь живую и действенную связь с Отцом Небесным.

Настоящий отец должен постоянно заботиться о своем внутреннем духовном совершенствовании.

Хороший отец начинается с любящего и жертвенного мужа.

Отцовство и ответственность должны стать синонимами.

Отец должен быть в детях, чтобы дети были в отца…

Протоиерей Владимир Ровинский

Общение духовное.

Выйди в лес и закричи: «Друг мой! Возлюбленная сестра!..» И отголосок будет отвечать то же. Закричи: «Дура, негодная!» и проч., и отголосок такой будет. Поверь мне, что в соотношении душ, в общении духовном, сочувствие бывает как верный отголосок. Итак посмотри прежде в свое сердце: верно, есть в оном нерасположение.

схимонах Зосима

Цель жизни

Цель жизни – восхождение человека к богоподобию.

прп. Антоний Великий

(1Кор.7:35–8:7; Мф.15:29–31)

Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном – оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают, что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. 

Как дорого потому навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце пред Господом и пред лицом Его сознательно все обсуждать и предпринимать. 

Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет.

свт. Феофан Затворник

***

 ....Сие при­во­дить се­бе на па­мять нуж­но всег­да, что мы смерт­ны, жизнь на­ша весь­ма ско­роп­ре­хо­дя­ща и не­из­­вест­­нос­тию смерт­но­го ча­са очень опас­на, ибо хо­тя и из­ве­ст­но зна­ем, что ум­рем, но не зна­ем, ког­да ум­рем: се­год­ня ли или завт­ра, ра­но ли или позд­но, в день ли или в ночь. Сия судь­ба каж­до­го че­ло­ве­ка сов­сем не­из­ве­ст­на, ког­да ко­го по­се­чет смерт­ная ко­са, и в ка­ком уст­ро­е­нии об­ря­щет: го­то­во­го ли бла­ги­ми де­ла­ми или не­го­то­во­го и злы­ми пре­ис­пол­нен­но­го. В чем бо зас­та­нет ко­го, в том и пред Бо­гом на суд предс­та­вит, и от дел сво­их всяк или прос­ла­вит­ся, или пос­ты­дит­ся. И ник­то нам в ча­се оном смерт­ном не по­мо­жет, то­чию с Бо­гом доб­рые де­ла.

преп. Моисей оптинский

 

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла


Святые апостолы, сами приявши слово от Слова, передали Церкви преемство слова, которое проповедуется в ней до скончания века, и все христиане суть служители слова, ими воспринятого. Да умножится в Церкви Христовой сила этого служения, молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

прот. Сергий Булгаков

***

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
***
Тропарь первоверховным апостолам Петру и Павлу

глас 4

Апостолов первопрестольницы,/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Перевод: Первенствующие из Апостолов и вселенские учителя, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.

Кондак первоверховным апостолам Петру и Павлу

глас 2

Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.

Перевод: Непоколебимых и Богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

Величание первоверховным апостолам Петру и Павлу

Величаем вас,/ апостоли Христовы Петре и Павле,/ весь мир ученьми своими просветившия// и вся концы ко Христу приведшия.

Воля Божия о нас

Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью и желанием следовать воле Божией – единственной спасительной и наполняющей жизнь истинным содержанием.

архим. Иоанн (Крестьянкин)