Где духовная жизнь?
- 23.11.11, 21:11
От многих православных христиан слышал, что собственно в храме богослужение это и есть духовная жизнь. Необходимость в молитве никто не оспаривает, но молитва без веры бесплодна, а вера без дел мертва.
Если обратить внимание, то можно увидеть, что Господь Иисус Христос говорит в основном про любовь
- возлюби ближнего твоего, как самого себя; (Матф.22:39)
- А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, (Матф.5:44)
- По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан.13:35)
И почти ни слово про обряды, церемонии или традиции, кроме как: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24)
На ровне с любовью, Иисус Христос говорит о милости. Итак, если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Матф.12:7) В этом месте речь идет о том, что фарисеи упрекнули учеников Христа в том, что они соврали колосья и тем нарушили субботу.
Св. Иоанн Златоуст дает такое пояснение на это место: Его, есть непонимание или ложное понимание ими характера законных предписаний в их отношении к высшим нравственным требованиям. Нет у них—фарисеев—милосердой и сострадательной любви к ближним, каковой Бог требует напр. чрез пророка Ост (6, 6); все их внимание направлено на одни только жертвы, обряды, церемонии и обычаи предания, которые закрыли для них источник чистой любви. Если бы они понимали, что сострадательная любовь к голодному выше преданий и обычаев обрядословных, даже выше жертв: то не осудили бы невиновных, ради утоления голода срывавших колосья.
Таким образом, ввиду всего сказанного, можно сделать вывод: духовная жизнь, прежде всего, заключается в отношении к людям. Насколько мы уважительно и почтительно относимся к тем, кто, казалось бы, этого совсем не заслуживает, не говоря о тех, кто заслуживает уважения. Сколько мы удаляем времени и сил себе, а сколько другим. На что мы тратим время, на развлечение или на развитие? Духовная жизнь заключается даже в таких мелочах, как, скажем, выбросить бумажку в урну, а не куда придется.
И самое главное, Христос говорит про тех, кто ищет любви, в том смысле, кто ищет кому отдать свою любовь, кому оказать милость, даже если люди этого совсем не заслуживают. А не про тех, кто ищет любви, в смысле, кто бы их полюбил не за что, за просто так, за то, что просто они есть... и кто бы им оказал милость безвозмездно, по христианской любви.
P.S. Из всего сказанного, не значит, что обряды не нужно. Это значит, что нужно правильно расставлять приоритеты.
Если обратить внимание, то можно увидеть, что Господь Иисус Христос говорит в основном про любовь
- возлюби ближнего твоего, как самого себя; (Матф.22:39)
- А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, (Матф.5:44)
- По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан.13:35)
И почти ни слово про обряды, церемонии или традиции, кроме как: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24)
На ровне с любовью, Иисус Христос говорит о милости. Итак, если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Матф.12:7) В этом месте речь идет о том, что фарисеи упрекнули учеников Христа в том, что они соврали колосья и тем нарушили субботу.
Св. Иоанн Златоуст дает такое пояснение на это место: Его, есть непонимание или ложное понимание ими характера законных предписаний в их отношении к высшим нравственным требованиям. Нет у них—фарисеев—милосердой и сострадательной любви к ближним, каковой Бог требует напр. чрез пророка Ост (6, 6); все их внимание направлено на одни только жертвы, обряды, церемонии и обычаи предания, которые закрыли для них источник чистой любви. Если бы они понимали, что сострадательная любовь к голодному выше преданий и обычаев обрядословных, даже выше жертв: то не осудили бы невиновных, ради утоления голода срывавших колосья.
Таким образом, ввиду всего сказанного, можно сделать вывод: духовная жизнь, прежде всего, заключается в отношении к людям. Насколько мы уважительно и почтительно относимся к тем, кто, казалось бы, этого совсем не заслуживает, не говоря о тех, кто заслуживает уважения. Сколько мы удаляем времени и сил себе, а сколько другим. На что мы тратим время, на развлечение или на развитие? Духовная жизнь заключается даже в таких мелочах, как, скажем, выбросить бумажку в урну, а не куда придется.
И самое главное, Христос говорит про тех, кто ищет любви, в том смысле, кто ищет кому отдать свою любовь, кому оказать милость, даже если люди этого совсем не заслуживают. А не про тех, кто ищет любви, в смысле, кто бы их полюбил не за что, за просто так, за то, что просто они есть... и кто бы им оказал милость безвозмездно, по христианской любви.
P.S. Из всего сказанного, не значит, что обряды не нужно. Это значит, что нужно правильно расставлять приоритеты.