Вторая за десять дней поездка в Краматорск-Славянск.
Наблюдается явный прогресс в действиях наших сил.
Куда более тщательно досматривают блок-посты, причем, еще на дальних подступах. Формализма пока хватает, но дважды выворачивали наизнанку, несмотря даже на то, что узнавали.
Сами посты оборудованы в инженерном отношении, чего не наблюдалось в первом случае.
Все посты смешанные (то, к чему я призывал давно), от этого достигается нужный эффект: подразделения различных ведомств контролируют друг друга и учатся взаимодействовать, кроме того, невольно приходится учиться взаимодействовать их начальству.
Общий дух на театре - как на Майдане. Единого руководства операцией не просматривается, боевые группы различных ведомств действуют преимущественно по собственному разумению, вступая в отношения друг с другом по мере потребности.
Есть те, кто стоит в обороне и особо рвения не проявляет, ограничиваясь выполнением задачи, но, что не может не радовать, охотников, активно гуляющих по ночам, в т.ч. по собственной инициативе - больше.
Поработали с 85-й авиационной комендатурой, десантниками, армейским спецназом, "Альфой".
Оперативное начальство "Альфы" произвело весьма благоприятное впечатление, аналогично - спецназа и части десантников. Люди при деле, знают, что делают, работают тщательно и методично.
Принципиальный момент:
- то, что из Киева кажется пассивностью, таковой на деле не является.
"Непонятная тактика" работы по окраинам Славянска и потом отхода, на самом деле есть спокойная, методическая работа по уменьшению численности боевиков: их провоцируют, они вылазят, их сокращают и спокойно отходят.
Славянск обложен, и через несколько дней наступит перелом: боевики потеряют критическую массу личного состава и не смогут полноценно осуществлять оборону города. Что и требуется.
По Краматорску пока не работают из оперативных соображений, которые я раскрывать не стану. Одно могу сказать точно: и до краматорских боевиков, творящих сейчас мелкий и крупный беспредел, скоро дойдет очередь.
Боевики хорошо подготовлены, проявляют упорство в боях, профессионализм, действуют, в основном, тактически грамотно, вооружены основательно, в т.ч. тяжелым пехотным оружием, позволяющим бороться с летательными аппаратами и бронетехникой.
Однако, наши уже вычислили их слабые места, научились их обманывать, свидетельством чему - сегодняшний бой, в котором мы этих зайчиков изрядно проредили.
Радикально различаются подразделения, понесшие потери, от тех, кто на собственной крови еще не научился.
В одном месте наши, несмотря на предварительные договоренности, и заранее установленную связь, похвально влупили по нам предупредительными, полчаса продержали с поднятыми руками, тщательно досмотрели, не приняли воду и продукты, несмотря на то, что узнали меня лично.
Взяли только оптику. Что сказать - молодцы.
Кроме того, принципиально иначе стали действовать вертолетчики: на нашу машину зашел "крокодил", приготовился к стрельбе и пока мы не продемонстрировали пустые руки и всяческое дружелюбие
, не отпускал, висел, рассматривал. Видно, что вертушки заряженны по боевому (в отличии от первых дней), применяются к местности на предельно малых высотах, народ быстро учится.
Весьма серьезно теперь наши военные относятся к возможному вторжению российских войск - теме, которую неделю назад они не хотели обсуждать.
Словом, силовики демонстрируют определенный, весьма неплохой уровень, и очень быстро и довольно быстро учатся. Я приятно удивлен.
Второй бонус - если в первый приезд в Краматорске за единую Украину было процентов 70 населения, то теперь - все 90 %.
Причина проста: люди видят, кем, на самом деле, являются боевики:
- наемниками, мелкой и средней уголовной шпаной.
Можно быть сколь угодно пылким поклонником России и/или федерализации, но когда у тебя на улице, гуляющего с ребенком, отбирают и рвут паспорт, дальнейшая пропаганда излишня.
Воруются и отбираются машины, деньги, грабятся или останавливаются предприятия.
И если бытует мнение, что Украина проиграла информационную войну на Востоке (хотя это не так), то боевички, своими действиями быстро все расставляют по местам.
Кроме того, активизировались патриоты Украины и своего родного города, ведут свою важную работу на своих участках.
Так что и здесь - медленно, но в нашу пользу.
Общая атмосфера в районе операции - сдержанно-оптимистическая, и - весьма далекая от панических настроений, которые, бывало, проскальзывают, в ленте и СМИ.
Идет нормальная работа.
Теперь - о работе.
Я не устану просить вас о помощи для наших подразделений.
Эта помощь бывает трех видов:
- питание, гигиена, средства повышения комфорта,
- средства защиты,
- средства, повышающие боевые возможности (в первую очередь, средства связи и оптико-электронные средства).
Я инициативно предлагаю всем группам и сообществам, которые занимаются, помощью нашим бойцам, сосредоточить свои усилия на третьем секторе.
И вот почему: боец, с шоколадкой, сигаретами и карематом, и в бронежилете, но абсолютно слепой ночью и не имеющий возможности связаться со своими - не боец - мишень, но уже со "Сникерсом".
Если мы хотим, чтобы наши ребята победили и понесли как можно меньше потерь, необходимо отдать приоритет средствам связи и приборам наблюдения, прицелам.
Ситуация в этом отношении достаточно непростая. Местами - недопустимая: когда снайперская пара спецназа не имеет радиостанций для связи внутри группы.
После данной поездки пять таких пар уже имеют такую возможность, но это, по-прежнему - капля в море.
Оборудование дорогое, хороший тепловизор - около четырех тысяч долларов и тому подобные порядки цифр.
Необходимы десятки и сотни тысяч гривен - на повышение боеспособности наших хлопцев, которые сражаются и несут потери, а завтра, возможно, будут закрывать собою российские войска, идущие вглубь страны.