хочу сюди!
 

Кристина

34 роки, діва, познайомиться з хлопцем у віці 30-40 років

Про Ткрбоатом. Скопіпастив ...

  • 17.12.13, 19:30
Немного истории: Турбоатом был лидирующим предприятием в СССР по поставке турбин для АЭС – 90% . Потом, после Чернобыля и развала СССР строительство АЭС прекратилось. Атомпром был в бедственном положении, и тут РФ договаривается с Ираном о достройке АЭС Бушер, строительство которой велось Сименсом и было прекращено в конце 70-х из-за санкций США.

Минатом РФ, естественно, заключает контракт с Турбоатомом на поставку турбины. Дело было в 1998-м году, сами понимаете в какой ж... находилась экономика России и Украины, и Турбоатом с радостью согласился - турбина гигаваттного класса для АЭС стоит около 200 млн долларов (по нынешним ценам).

И вот, емнип, буквально через две недели к Кучме прилетает тогдашний госсекретарь Мадлен Олбрайт с готовым текстом соглашения 123, который Кучма и подмахнул.

Небольшое отступление о сути соглашения 123. Это двухстороннее соглашение между США и какой-либо страной о сотрудничестве в ядерной сфере – США имеют такие соглашения с 25 странами. Помимо индивидуальных особенностей, в них всегда есть общее положение – отказ от обогащения урана и переработки облученного ядерного топлива (ОЯТ). Вопрос – зачем?

Дело в том, что Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) не запрещает заниматься этими двумя вещами, но только в мирных целях. Т.е. производство собственного ядерного топлива для АЭС (обогащение урана) и работы по созданию замкнутого ядерно-топливного цикла (ЗЯТЦ) – опять таки для АЭС (переработка ОЯТ с целью выделения плутония для уран-плутониевого ЗЯТЦ или урана-233 для торий-уранового). Однако, понятно, что обе этих технологии используются также для создания ядерного оружия. Поэтому США опасаются, что под крышей ДНЯО, страна может использовать эти технологии также и в военных целях, а потом выйдет из ДНЯО и поставит всех перед фактом. И прецедент имеется – КНДР.

За мирностью обогащения и переработки должны следить инспекторы МАГАТЭ, но видимо, США им не очень доверяют и хотят иметь дополнительные гарантии и своих собственных инспекторов, для этого и заключают соглашения 123 с подозрительными по их мнению странами. Это разъяснение я привел для того, чтобы была понятна юридическая суть, потому как в украинских сми постоянно появляются глупые предложения о возврате к обладанию ЯО или собственному ядерному циклу.

Теперь вернемся к Украине. В соглашении 123 было еще также английским по белому прописан отказ от любого сотрудничества по АЭС Бушер. Кучма подписал и дал распоряжение Турбоатому не поставлять турбину.

Сорри, вторая часть скоро 

Добавление от 11.12.2013 21:04:

Вторая часть опуса 

В своих мемуарах Кучма оправдывал это решение так: Олбрайт в обмен на непоставку турбины обещала привезти в Харьков делегацию американских бизнесменов, которые наверняка захотят сделать инвестиции в предприятия, и таким образом компенсируют потерю контракта. Делегация действительно приехала, посмотрела и уехала, не дав ни цента, не заключив ни одного договора. Кучма прямо говорит, что американцы его нае...ли, но так ли это было на самом деле – х.з.

К чести руководства Турбоатома, следует сказать, что они сопростивлялись такому решению. Они ездили в администрацию Кучмы, пытаясь объяснить, что паровая турбина никакого отношения к ядерным технологиям не имеет. Они ездили в Россию, в Минатом, пытаясь уговорить подождать с решением... Но и в Москве и в Киеве понимали, что это политическое решение – США надо было любым способом остановить строительство Бушера – а следовательно технические аргументы роли не играют.

Остановить не удалось, а вот приостановить – да. Минатом предложил сделать турбину Ленинградскому металлическому заводу – ЛМЗ. В СССР это был второй производитель турбин для АЭС, но поставил всего несколько штук. ЛМЗ делал турбину два или три года из-за того что не занимался этим 10 лет, но таки сделал и поставил на Бушер, где она сейчас и работает. Потом, в начале 2000-х появились контракты на строительство АЭС в Индию и Китай, и Минатом больше не обращался к Турбоатому, предпочтя ЛМЗ. Дело в том, что в этих же странах США были конкурентами РФ на строительство АЭС (и сегодня Вестингауз строит АЭС в Китае, так же как и Росатом). Было опасение, что повторится давление на слабое звено – Украину – но уже в порядке экономической конкуренции.

И опять же несколько лет спустя случился прецедент: в Чехию год назад прилетала госсекретарь Хиллари Клинтон, где прямо заявила о поддержке Вестингауза. Это был тендер на строительство 3-4 блока АЭС Темелин, где Вестингауз был прямым конкурентом Чешско-Российскому консорциуму.

Третья часть опуса будет... 

Добавление от 11.12.2013 23:52:

Третья часть.

Второй прецедент конкурентного противостояния с политическим давлением был в Болгарии, и месяц назад закончился победой США. Третий в Индии, но тут США потерпели фиаско, индийские власти оказали сопротивление, хотя не обошлось без жертв (протесты против АЭС Куданкулам).
Но вернемся в Украину. Несмотря на соглашение 123 довольно большое число украинских атомщиков приняло участие в строительстве и пуско-наладке Бушера. Имеется ввиду гражданство Украины, поэтому этот факт официально отрицается.

В 2007-м из Минатома была сделана госкорпорация Росатом. Она сразу же занялась строительством вертикально-ориентированной структуры, распоряжением правительства ей передавались предприятия атомпрома, а также Росатом сам приобретал их. Среди зарубежных предприятий это был Энергомашспецсталь в Краматорске, купленное у какой-то кипрской фирмы (т.е. у какого-то украинского олигарха). Энергомашспецсталь – это одно из ключевых предприятий атомпрома – оно производит заготовки корпусов для хреновин больших размеров, которые должны выдерживать огромные температуры и давления. Это заготовки для корпусов ректоров, парогенераторов, турбин и т.д. Предприятий такого типа – по пальцам одной руки во всем мире. Одно из крупнейших – японская MHI (Мицубиси – тяжелое машиностроение, у которого заказывают корпуса реакторов и парогенераторов американцы и французы).

В тоже время Росатом неоднократно пытался приобрести Турбоатом. Зачем – в четвертой части опуса. 

Это госпредприятие, однако кабмин Украины неоднократно вносил его в список на приватизацию, и всякий раз отказывался. В первый раз это было в 2006-м, Кириенко тогда лично ездил в Харьков вести переговоры с руководством Турбоатома. Но дело окончилось ничем, Турбоатом не был приватизирован, и Рада даже специальным постановлением это запретила. В продаже не было заинтересовано и руководство завода. Последний раз в список на приватизацию Турбоатом вносился в 2012-м, и тогда Кириенко высказывал заинтересованность в покупке... Предлагалась не только покупка, но и схема организации СП, правда с контрольным пакетом у Росатома, но все безуспешно.

Однако уже в 2007-м Росатом договорился с французским Альстом о создании СП для производства турбин, с контрольным пакетом у Росатома и передачей технологии. СП было названо ААЭМ-технологии, расшифровка простая – Альстом Атомэнергомаш технологии. Предприятие стало функционировать на базе Атоммаша в Волгодонске...

Ждите четвертую часть 

Добавление от 12.12.2013 10:03:

Так вот, зачем же Росатом пытался приобрести Турбоатом.

Во-первых, ЛМЗ входит в другую грумму компаний – Силмаш, а у Росатома стратегия создать полный цикл производства в своем составе. 
Однако главное в другом. Из-за некоторых технических особенностей в атомной энергетике более распространены тихоходные турбины, а в тепловой – быстроходные (50 оборотов в секунду, у тихоходных вдвое меньше). Так вот, ЛМЗ производит быстроходные турбины, а Росатому требовался еще и производитель тихоходных турбин (некоторые иностранные заказчики в техзадании прямо требуют наличие тихоходной турбины).

Так вот Турбоатом в СССР и был тем самым производителем тихоходных турбин. СП с французами имеет пока низкий уровень локализации (это тоже тихоходные турбины), видимо, поэтому у Росатома остается заинтересованность в приобретении Турбоатома. Пока остается. Но здесь пока тупик – Украина не желает его продавать, а в свою очередь, Росатом не желает кормить его своими крупными атомными заказами.

Турбоатом по-прежнему прибыльное предпрятие – 30-50 млн. долларов чистой прибыли в разные года. Он по-прежнему поставляет запчасти для ремонта атомных турбин, поставленных в советские годы, также за годы голодухи в 90-х освоил производство газовых и гидротурбин. Основной рынок сбыта – по-прежнему Россия и страны СНГ. 

Ну вот, на этом история и заканчивается. 

3

Останні статті

Коментарі

118.12.13, 00:47

І що?

    218.12.13, 03:24

    Тепер це теж буде власністю Пуці за векселі для маріонетки.

      318.12.13, 09:50Відповідь на 1 від Танк_

      Э думка, що ті галузі, які назвав Путін приорітетними для співробітництва, будуть поставлені під контроль Кремля ... Так би мовити, невтримався, щоб , хоч і завуалбовано, але похвалитись ... 15 ярдів просто так на передвиборчу кампанію не дають ...