хочу сюди!
 

Тетяна

43 роки, рак, познайомиться з хлопцем у віці 38-45 років

Никорай и духи страны восходящего солнца

  • 15.02.13, 09:59

Японский писатель Рюноскэ Акутагава был уверен в том, что христианству в его стране не победить. В рассказе «Усмешка богов» духи являются католическому миссионеру и ломают его волю, убеждают вернуться обратно на родину. Эти духи вышли из глубинных пластов японской культуры, подобно прибрежному песку поглотившей все набегавшие волны чужеземных влияний. Кто может выйти против древнейшей культуры? Каким оружием сражаться с древними духами? Размышляет протоиерей Андрей Ткачев.

Подарили мне как-то книжку — антология японской поэзии. А в книжке — вступительная статья про хокку, про влияние дзэна на культуру Японии, про что-то еще. Среди прочего — информация об одной карточной игре, в которую играют раз в году — на Новый год. Суть игры в том, что на картах написаны первые строки самых известных стихотворений века (дай Бог не соврать) 14-го или что-то около того. Берет человек карту, читает первую строку и должен закончить по памяти стихотворение. Забыл — минус. Прочел — плюс. Такая вот игра в карты.

Я прочел и чуть не «прослезился», как гетман в «Белой гвардии». Как-то сразу, без дополнительной аргументации стало мне ясно, что на фоне японцев мы выглядим бледно. Дикарями выглядим. И хотя в картишки у нас очень даже многие мастерски «шпиляют», но таких игр у нас никто не придумывал и не уже не придумает. Стыдно сказать, но кишка наша тонка для рождения таких изящных культурных явлений, отметим — не элитных, но массовых.

Теперь подумайте о том, что дело не в одних лишь картах. Дело в общей смысловой насыщенности народа, богатого такими древними и оригинальными культурными явлениями, что одно лишь беглое знакомство с ними потребует и длительного времени, и серьезных внутренних усилий. А вот теперь, когда вы и об этом подумали, подумайте о том, как проповедовать среди такого народа. Подумайте и умилитесь, вспомнив Николая Японского.

Народов без культуры нет. Какая-то культура есть всегда, но культура культуре — рознь. Один миссионер писал другому о своей пастве: «Традиций никаких. Нравы скотские». Проповедь среди такой паствы потребует от миссионера большой любви к аборигенам, раздачи милостыни и обязательно — чудес. Для диких людей чудо — как хлеб.

А вот для тех, кто посерьезней, нужно явить в своей проповеди и в принесенной тобою вере мудрость и красоту. Но, конечно, вначале нужно язык изучить, который тем сложнее, чем культурно богаче новая паства. Проповедь Христа в Японии предварилась для Николая многолетним и всесторонним изучением самой Японии, страны, в языке которой вообще нет мата (опять хочу плакать) и мусорных свалок (мусор утилизируется на 100%).

Япония вовсе не страна «ботаников», только нюхающих сакуру и ловящих бабочек. Там сильны воинские традиции, ценится стойкость и бесстрашие. Более того, именно служилое военное сословие было самым образованным, и самураи вне воинских упражнений обязаны были упражняться в стихосложении и каллиграфии. Упражняться настолько усердно, что и перед вспарыванием живота (сеппуку) самурай должен был прочесть стихи собственного сочинения.

Этим вооруженным философам, ежедневно готовившимся умереть, более чем другим людям, были близки мысли о красоте и тленности, о верности и вечности. Истина влекла их, и они приходили ко Христу первыми. Приходили служить, а не получать земные блага от новой веры.

Христиане должны помнить, как Павел в Афинах взял повод для проповеди от пустого жертвенника «Неведомому Богу». Апостол, что называется, «зацепился» за этот жертвенник, чтобы говорить о Том Боге, Которого не знают еще афиняне. Это — факт, но это и принцип миссионерской деятельности. Вникай. Думай, учись, ищи, за что зацепиться. Так же нужно было поступать и Николаю.

Например, в одном из классических самурайских трактатов Мусаси Миямото говорится, что воин должен брать пример с плотника. Инструмент плотника должен быть отточен и чист, его нужно держать всегда при себе, нужно идти на работу по первой просьбе и проч. А ведь Господь наш в дни послушания Иосифу был плотником(!).

И Николай, изучив письменность своей новой родины, мог сказать слушателям: «У вас написано много хорошего о плотниках, и о том, что у них можно учиться. Об учении Одного неизвестного вам Плотника я вам и расскажу». На этом месте я уже не хочу плакать и говорю «Аллилуйя!» Вот для чего нужен культурный труд и кропотливые умственные усилия. 

Дикарь говорит: «Чудо давай! Исцеление давай! А больше ничего не давай. Мне остальное без надобности». Фарисей тоже говорит: «Покажи мне знамение». А Сократ говорит: «Заговори со мной, чтоб я тебя увидел». То есть: «Скажи мне, чем живет твое сердце. Может быть, я услышу в твоих словах то, чего ждет мое сердце». Кому как, а мне последний вариант роднее и ближе. Поэтому и Николай мне мил со всей своей мужественной неспешностью и терпеливым постоянством.

Моему уставшему сердцу (есть такое идиоматическое выражение у японцев) хочется, чтобы в нашем народе, не прерываясь, происходил невидимый глазу культурный труд. Ну, например, чтобы люди почувствовали красоту простоты и удовольствие от добровольного минимализма. Чтобы Япония ассоциировалась у них не хентаем или «Хондой», а с глубоким и древним культурным многообразием. Чтобы рисовали, думали, слагали стихи и обсуждали прочитанное не одни лишь высоколобые представители меньшинства, а обычные люди от садовника и водителя автобуса до министра обороны и владельца сети супермаркетов. Думаете, слабо? Я тоже думаю…

Значит, тогда нам нужны, по крайней мере, такие пастыри и архипастыри, как Николай (Касаткин). Чтобы они были друзьями книги, мастерами слова и гениями умного молчания; чтобы профессора кафедры философии считали за честь с ними побеседовать; чтобы все стороны народной жизни были ими с любовью изучены; чтобы…; чтобы… Думаете, слабо? Я тоже думаю…

Так что же тогда? А вот тогда нужна самурайская храбрость и ежедневная готовность умереть. И нужно так жить сегодня, чтобы перед смертью суметь прочесть стихи собственного сочинения. И еще нужно чувствовать красоту краски, линии и звука, а мысль оттачивать так же, как хороший плотник оттачивает инструмент. И трудиться нужно, не ожидая скорых плодов, но чувствуя их неизбежность.

В общем, нужно любить Господа среди массового отупения и жить постепенно и настойчиво, восходя снизу вверх, как жил святой Никорай (в японском нет звука «л»). Жить так, как говорится в одном классическом стихотворении:

О, улитка! Взбираясь к вершине Фудзи,
Можешь не торопиться.

5

Останні статті

Коментарі

115.02.13, 12:20

Роздуми протоієрея читати не став, перепрошую. Причини тобі колись роз'яснив. А зачепився за Акутагаву Рюноске. Років 20 тому попався мені - був у захваті. І не знаю про що там Ткачов каже, але поки що Акутагава правий.

    Гість: lkjmn

    215.02.13, 13:09

    Самураї - це шляхтичі, дворяни. Це багато що пояснює. А взагалі, Японія - країна асимілятор, я-б сказав, вони сприймають усе чужинське і перероблюють його на японське, роблячи краще. Християнству-ж не пощастило. Його прихильники виступили на боці ворогів Іеясу Токугави, за що й були гнані.

      Гість: R0mmel

      315.02.13, 13:46

      все має дві сторони. Мабуть, освічені, культурні, і витончені японці, що служили в "загоні 731" так само складали хокку перед тим, як розважатися видаленням органів на живій людині, або малювали красиві акварелі сотень тисяч трупів Нанкінської різні. Що таке все оте витончення, коли в душі у людини ні Бога, ні добра, ні любові, а людина ця, в кращому випадку просто робот без емоцій, а в гіршому, як і було - нація демонів, що насолоджувалися чужими стражданнями по всій Азії. До цього зараз іде весь світ - все наче красиве, естетичне, і природу бережуть, і сміття сортують - а люди перестають бути людьми.

        415.02.13, 13:56

        Супер! Дуже сподобалася публікація!

          515.02.13, 16:42Відповідь на 2 від Гість: lkjmn

          Самураї - це шляхтичі, дворяни. Це багато що пояснює. А взагалі, Японія - країна асимілятор, я-б сказав, вони сприймають усе чужинське і перероблюють його на японське, роблячи краще. Християнству-ж не пощастило. Його прихильники виступили на боці ворогів Іеясу Токугави, за що й були гнані.В чому не пощастило? Святитель Микола досяг вражаючих результатів - в 1912 році в Японії налічувалось більше 33 000 чоловік православних, дія побудований кафедральний собор... Це при тому, що на час прибуття Івана Касаткіна (Миколи) в японію там було заборонено розповсюдження християнства... Після смерті святителя японський імператор особисто дав дозвіл на його поховання на території міста...І вінок від імператорської сім'ї... Такого удостоювались дуже далеко не всі...

            615.02.13, 16:44Відповідь на 1 від Танк_

            Не читав... При нагоді почитаю...

              715.02.13, 16:47Відповідь на 3 від Гість: R0mmel

              Через те і була нація демонів, що служили демонам... Втім, знаю , що і в рідному Луцьку є люди, що впали в демонізм... При чому, спочатку ідеї проштовхували досить гарні...

                815.02.13, 16:47Відповідь на 4 від ab absurdo

                Супер! Дуже сподобалася публікація!

                  Гість: R0mmel

                  915.02.13, 16:59Відповідь на 7 від претендент

                  ну так, в цьому плані "крутіше" синтоїзму, мабуть, тільки вудуїзм - і наслідки очевидні по Африці та Гаїті. А демоністи є всюди, зараз це маскується під "пізнання себе" і "розвинення суперздібностей". Сам з такими "магами" стикався, вигрібають вони за те ще при житті достатньо...

                    1015.02.13, 17:06Відповідь на 9 від Гість: R0mmel

                    А демоністи є всюди, зараз це маскується під "пізнання себе" і "розвинення суперздібностей". Сам з такими "магами" стикався, вигрібають вони за те ще при житті достатньо...Факт, якраз так і є... Декого, не сильно погрузновшого, шкода... Завжди у них голова болить, вдома скрізь негативна енергетика і примари ввижаються ( чи не ввижаються ? ) ...

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна