Среди народа распространено мнение, что при усатом грузине вопрос стоял так — или ты или тебя.
Понятное дело, что большинство мразей так и делали. Они сейчас говорят нам, а что мы могли поделать, время такое.
А вот, к примеру, во Франции тоже было время. Был там некий король Карл 9. Если кто забы или не знает, так напомню, что мамой у него значилась Катя Медичи, та самая которая и придумала "окончательное решение протестантского вопроса" в виде Варфоломеевской ночи. И вот этот король дает директиву по провинциям — режь протестантскую сволочь, и будет тебе счастье.
Стоит отметить, что те простестанты совсем не походят на нынешних дурачков, поющих дыбилоидные песенки про Исусика под гитару. Это были ТЕ еще фрукты, так сказать. Народ довольно суровый (в прямом смысле слова), больше полагающиеся на шпагу и мушкет, нежели на байбл.
И вот что ответили Карле некоторые губернаторы:
Адриен д'Аспремон, виконт д'Ортез, женатый на Николетте де Бурин,
был в 1572 году губернатором Байонны и получил от короля Карла IX, как и все прочие губернаторы провинций Франции, приказ произвести резню гугенотов во вверенном ему округе.
Приказ он категорически отказался выполнять, не выполнил сам и не позволил никому учинить нечто подобное в провинции, а королю ответил:
"Государь, я сообщил повеления Вашего Величества Вашим верным жителям и войскам гарнизона; я нашел в них только добрых граждан и доблестных солдат, но ни единого палача". "Таким образом, они и я просим Ваше величество использовать наше оружие и жизни только для подобающих дел". И заключил: "Так что в этом деле Вы не должны надеяться на какое-либо мое повиновение".
Отказали королю в выполнении приказа также: Клод де Савой, граф де Танде, наместник Дофинэ, где не погиб ни один протестант; он, получив приказ, попросту отбросил его, объявив, что король такого приказа отдать не мог, а что приказ такой могли от его имени разве что измыслить враги общественного порядка, справедливости и милосердия, чтобы утолить свои дурные страсти; Эльнор де Шабо, граф де Шарни, лейтенант-генерал в Бургундии (он так основательно пресек местные инициативы, что на территории всей провинции погиб только один протестант в Дижоне); Франсис де Мандело, наместник Лиона (который никакого успеха не возымел: он взял лионских протестантов под охранный арест, разместив их в тюремных замках, чтобы не допустить их разгрома горожанами, но те ворвались в тюрьмы и их вырезали; слухи об этом ходили разные); Бертран де Симиан, сеньор Гордский; де Сент-Эран де Монморен, наместник Оверни - он заявил, что не подчинится такому приказу, пока король лично не явится и не отдаст такой приказ ему в лицо собственными устами; Таннегю Ле Венёр де Каруж, наместник Нормандии, - он сам отказался выполнять приказ и сделал все, что было в его силах, чтобы оградить протестантов в Руане, но не имел власти над этим.
Это почти каждый третий губернатор.
Не стоит оправдывать собственное скотство внешними причинами. Иногда полезно и в зеркало посмотреть.