Сразу после выборов Санникову, как и большинству значимых оппозиционеров, дали сроки. Саму Халип осудили условно – с отсрочкой выполнения приговора. «Гуманный» суд принял во внимание наличие маленького сына, которого – пока родители мыкались по СИЗО – органы опеки пытались отобрать у дедушки с бабушкой. Чтоб уж окончательно добить.
Эта история тогда всколыхнула мировые СМИ. Журналисты частенько упоминали: сын Санникова и Халип Даня – такого же возраста, как любимый отпрыск Лукашенко, Коля.
После СИЗО Ирина несколько месяцев провела под домашним арестом. Все это время в ее квартире неотступно прибывало несколько КГБшников, а «арестантка» не могла подходить к окнам, дверям, пользоваться любыми средствами связи. Объяснить сыну, почему не может с ним выйти погулять, в магазин выйти, что тут делают чужие дядьки – тоже не могла.
Сегодня к Ирине, ежедневно, ровно в 22:00, наведывается участковый – проверить, на месте ли. «Не так давно был случай: мне долго не удавалось его уложить и он стал невольным свидетелем визита милиции. После этого - категорически отказался засыпать. Сказал мне: «мама, если мы уснем, то можем не услышать, как придет милиция и тогда проснемся уже в тюрьме». Вдумайтесь! Четырехлетний ребенок не призраков боится, не нечистой силы, а милиции и тюрьмы!», - рассказала в интервью.
Любопытная деталь: близким другом четы Санников-Халип является глава украинского МИД Константин Грищенко. «Рождение Данилы нам напророчила супруга Константина Ивановича, Наталья Грищенко. Сказала: у Андрея еще обязательно будет сын. Хотя, он уже особо не надеялся – на момент рождения Дани, ему исполнилось 53 года. …Сказала: если появится сын – Андрей станет Президентом. Так что у нас еще все впереди!».
«С нашей колокольни украинский парламент кажется местом разгула демократии»
В начале октября вы написали открытое письмо первым леди России – женам Путина и Медведева. Аналогичные послания направили женам руководителей США, Франции, Польши. Суть – просьба помочь защитить вашего мужа, лидера белорусской оппозиции, экс-кандидата в Президенты республики, Андрея Санникова, пребывающего ныне в тюрьме. Помочь, посредством давления их супругов на господина Лукашенко. Получили ли вы в ответ какую-либо реакцию, предметный результат?
Предметной реакции пока не было, но мне почему-то кажется, что она все равно последует. Сразу после публикации письма в российской «Новой газете», главному редактору позвонили из Кремля - затребовали оригинал документа. Так что, незамеченным, надеюсь, это не останется.
Понимаете, в данной ситуации неуместно рассуждать: зря что-то делается или не зря. При подобных обстоятельствах нельзя сидеть, сложа руки. Иначе останется лечь на диван, накрыть голову подушкой, попытаться уснуть, проснувшись, когда весь кошмар закончится. Этого я, как и жены многих других политзаключенных, себе позволить не могу.
В одном из интервью вы сказали, что Лукашенко считает Санникова личным врагом. Если так, разве способен на него кто-то повлиять, хоть даже Путин с Медведевым?
Фото: EPA/UPG
На него способен повлиять только рубль. Вернее доллар. Никакими резолюциями уважаемых международных структур тут не поможешь. Плевать он хотел на эти бумажки, с ним можно разговаривать только с позиции силы, конкретно - экономических санкций. Если б, допустим, Евросоюз ввел санкции – по причине разворачивания политрепрессий - против «Белнефтехима», все политзаключенные мигом вылетели б из тюрем, как пробки из бутылок шампанского.
Почему, на ваш взгляд, этого не происходит? Диктатура впритык к границам ЕС – не самое приятное явление.
Во-первых, Евросоюз не является абсолютно монолитной структурой, отстаивающей единую позицию во всех аспектах. Так, например, имеем жесткую реакцию Германии и Великобритании. Но вот Литва заинтересована в том, чтобы белорусские грузы транспортировались через Клайпедский порт, а не через Лиепайский, к примеру. Ради этого для них допустимо немного поступиться какими-то общеевропейскими принципами.
Во-вторых, в подобных вопросах Европа всегда была, если можно так выразиться, неповоротлива. Для того, чтоб перейти от политики осуждающих резолюций к конкретным действиям, требуются, порою, годы. Извините, но так все мы рискуем попросту сгнить в тюрьмах.
В третьих, Лукашенко искусно играет на страхе Европы относительно нашего сближения с Россией. Поэтому Европа часто действует по принципу: «давайте мы поможем Беларуси, иначе им поможет Россия».
[ Читати далі ]