Человечность

МОСКВА, 1886.

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались... Жаловался только Христос, но тот говорил не о своём «я», а о своём учении... Тебя отлично понимают... Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других...

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую... Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив... Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000...

Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae... Дело в том, что жизнь имеет свои условия... Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным... Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но... тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно.

Антон Павлович Чехов и его брат Николай

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным...

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... [...] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, [...] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность [...]... Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае... Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда...

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час... Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть... Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать... хотя бы Тургенева, которого ты не читал..."


Источник:http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/anton-chehov-8-kachestv-vospitannogo-cheloveka-493305/

мир иеланума

…Имя его — ветер в поле, имя-вой, в котором больше смысла, чем в человеческой болтовне.
Иеланум не любит слов и никогда не найдет себе собеседника. Слова — пиявки, которые наполняют рот горечью.
Иеланума вытолкнули в мир, и мир не принял его.
Иеланум смотрит на жизнь из глубокого колодца, но видит только круглое пятно яркого света и ничего не понимает в суете теней вокруг себя.
Иеланум строит свой мир — в себе.
Иеланум не заставляет любить себя.
Иеланума никто не любит — он вызывает лишь страх и отвращение.
Одиночество Иеланума не согрето ни одним лучиком, ни одной случайной птичкой, несущей в своем клюве ветвь на вершину его одиночества.
Одиночество Иеланума — бесконечно.
Иеланум бредет из темноты во тьму — свет пугает его.
Иеланум — свет света и тьма тьмы: ни там, ни тут его не поймать.
Никто не обращается к нему, никто не зовет его — и только поэтому мир не переворачивается.
Иеланум — тот, кто обезумел по собственному желанию…

Ирэн Роздобутько "Пуговица"

дерево жизни

Один:«Благотворны свобода и противоречия, они питают новое в человеке, помогая ему родиться».Другой:«Свобода развращает.Кедр вырастает по принуждению внутренней необходимости».И вот они проливают кровь друг друга.
Не огорчайся, это родовые схватки, поиски себя и вопль, обращенный к Господу.Скажи каждому из них:«Ты прав.Потому что прав каждый».И веди их дальше, к вершине.Сами они ленятся карабкаться вверх:то у них сердцебиение,то ломит ноги,но перестрадав страдание,они откроют для себя мужество.Если боишься хищников, ищешь места повыше. Если ты–дерево,ищешь в вышине солнце.И враги помогают тебе,потому что нет на свете врагов.Враги обозначают границу тебя, формируют, уплотняют.Да будет ведомо всем:«Свобода и принуждение–две стороны единой необходимости–необходимости быть таким и не быть иным.



Антуан де Сент-Екзюпери "Цитадель"

плачь

Вопрос 34, того же к тому же. Если сие приобретается плачем, как ты сказал: то как же мне сохранить плач когда я нахожусь среди людей, служу другим, и забочусь о том, что кому дать из больных и есть ли сердечный плач без слез?

Ответ Иоанна. Не плач происходит от слез, а слезы от плача. Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Ибо чрез сие собираются его помыслы и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль по Богу (2 Кор. 7, 10), а печаль эта - слезы.

(Авва Дорофей "Душеполезные поучения ") Вопрос 397, того же. Скажи мне, отец мой, как .душа моя, имея многие язвы, не плачет? Ответ Варсонофия. Кто знает, что он потерял, тот будет о том плакать. И кто желает (достигнуть) чего-либо, тот совершает многие странствования и претерпевает многие скорби, ожидая получить желаемое им. ( Варсонофий Великий и Иоанн Пророк "Руководство к духовной жизни")

постирванец (поетика)

А.Ирванец Мій хрест

Ритмічне наслідування В. С.



Сьогодні вечір, а вона – з ними.
Сьогодні вітер – а я сам знову.
Оце мій хрест. Зніміть його з мене.
Оце – мій хрест. Зніміть мене з нього.

Оце мій хрест. Я ніс його довго.
Зустрів її і кинув під ноги.
«Оце, – кажу, – такі мої дрова.
Ти розпали мені вогню з нього».

Вона сказала: – В мене є фрески.
У мене храми є, на них – шпилі.
Якби маленький золотий хрестик.
Якби на шию, а не на спину.

Тепер прийшли і кажуть: «Прощайся».
Центуріони стали, як влиті.
Візьміть маленьке золоте щастя.
Лишіть велике кам’яне лихо!..

Хрестоносіння, кажуть, це – догма,
І час новий мене змете, змеле.
Оце мій хрест. Я ніс його довго.
Змініть мене. Зніміть його з мене.

1982 р. Р.Рождественский Будь, пожалуйста, послабее. Будь, пожалуйста. И тогда подарю тебе я чудо запросто. И тогда я вымахну - вырасту, стану особенным. Из горящего дома вынесу тебя, сонную. Я решусь на все неизвестное, на все безрассудное - в море брошусь, густое, зловещее, и спасу тебя!.. Это будет сердцем велено мне, сердцем велено... Но ведь ты же сильнее меня, сильней и уверенней! Ты сама готова спасти других от уныния тяжкого, ты сама не боишься ни свиста пурги, ни огня хрустящего. Не заблудишься, не утонешь, зла не накопишь Не заплачешь и не застонешь, если захочешь. Станешь плавной и станешь ветреной, если захочешь... Мне с тобою - такой уверенной - трудно очень. Хоть нарочно, хоть на мгновенье - я прошу, робея,- помоги мне в себя поверить, стань слабее. 1962 И.Бродский (1964, новые стансы к Августе) Да здесь как будто вправду нет меня. Я где-то в стороне, за бортом. Топорщится и лезет вверх стерня, как волосы на теле мертвом, и над гнездом, в траве простертом, вскипает муравьев возня. Природа расправляется с былым, как водится. Но лик ее при этом, пусть залитый закатным светом, невольно делается злым. И всею пятернею чувств - пятью отталкиваюсь я от леса: нет, господи! В глазах завеса, и я не превращусь в судью. А если - на беду свою - я все-таки с собой не слажу, ты, боже, отруби ладонь мою, как финн за кражу.

брение с плотию

«Если явственно познаешь глубокою мою и твою немощь; то тем свяжешь мои руки. Если гортань умучишь воздержанием; то свяжешь мои ноги, чтобы они не шли вперед. Если соединишься с послушанием, то освободишься от меня; а если приобретешь смирение, то отсечешь мне голову".

ревнование о духовном

736. Избегай лести, дерзости и самоуправства... когда другие делают что-либо не по нас или не делают того, чего бы мы желали. Терпи, подумай, что было бы, если тебе другие мстили бы тотчас же, как ты сделал что-либо не по их воле или не исполнил того, что мог бы исполнить и должен исполнить... 919. Чем, какими бы страстями не бороли бы тебя враги, терпи без уныния, без озлобления, с кротостью и смирением, и не допусти в сердце движения нетерпения, злобы, ропота и хулы.

И. Кронштадский ("Моя жизнь во Христе")

о силе

242. ....Подающий воину силу - больше его, и если прекратиться подаяние силы, то воин, не находя ее более, делается бездейственным.

Варсонофий Великий

Размышления о смерти нужнее всякого делания

"Доколе имеешь ноги, теки к делaнию, прежде нежели они свяжутся узою, которaя уже не может рaзрешиться. Доколе имеешь персты, рaспни их нa молитву, прежде нежели придет смерть. Доколе имеешь очи, исполни их слез, прежде нежели они покроются прaхом. Кaк розa увядaет, едвa дунет нa нее ветер, тaк и ты умирaешь, если поколеблется внутри тебя кaкaя-либо из стихий, входящих в состaв твой. О человек! вкорени в сердце твое мысль о твоем отшествии и нaпоминaй себе непрестaнно: вот! послaнник, долженствующий прийти зa мною, уже достиг дверей. Что сижу? Отшествие нaвеки, безвозврaтное."
(И.Брянчанинов "Слово о смерти")

В незлобии сердца

Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды.
Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелой речью обрывают наше самолюбие.Это врачи,
в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные...

И.Кронштадский ("Моя жизнь во Христе", № 674, ст. 226)